Лазарева Валентина Владимировна

Сайт учителя русского языка и литературы

Быть учителем – привилегия, Нелегко её заслужить. Эффективную выбрать стратегию И всю душу в детей вложить...

Профессия: Учитель русского языка и литературы.

Профессиональные интересы: Развитие творческих способностей учащихся, использование инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Увлечения: чтение художественной литературы,посещение театра,цветоводство,кроссворды и сканворды.

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: хутор Нижнепопов, Белокалитвинский район

Место работы: МБОУ Нижнепоповская ООШ

Звание, ученая степень: Учитель

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/valentina-vladimirovna-lazareva
Надо постоянно учиться,чтобы иметь право учить.

 

Коль зашли вы ко мне на  страницу,

Пожелать Вам удачи хочу!                                                           

Пусть летит она к Вам,словно птица,

И окажется все по плечу!

Пусть здоровы все близкие будут,

Пусть сопутствует в деле успех!

Пусть к Вам тянутся  добрые  люди!

 Ну а счастья -пусть  хватит на всех 

 

О себе

Я- Лазарева Валентина Владимировна,родилась 7апреля 1955 года в  казачьем хуторе Ленине,  Белокалитвинского  района, Ростовской области. В 1978 году окончила Ростовский педагогический институт,работаю  учителем русского языка и литературы в  Нижнепоповской основной общеобразовательной школе.Я- учитель и горжусь  этим званием! Стать учителем мечтала с 5 класса,когда познакомилась с классным руководителем Ниной Сергеевной Сидоренко,учителем русского языка и литературы.Именно она заронила в нас зерно любви к родному русскому языку и литературе...Много лет и зим прошло...  теперь и  у меня есть ученики, ставшие учителями,среди них есть и филолог- Бабичева Ф.П. Педагог -сложная ,многогранная  профессия.Главная задача  учителя-дать материал так,чтобы детям  было интересно, поэтому постоянно  совершенствую  методику урока,ищу формы и приемы ведения  в соответствии с возрастом и темой ...Дорогого стоят слова школьников: " Как быстро прошел урок  русского языка !" А уроки литературы! Что они дают детям?  Они развивают,волнуют,заставляют сопереживать героям, дают жизненный опыт... Невозможно заставить читать ,  но можно  заинтересовать,увлечь детей, для этого  учителю  необходимо быть самому увлеченным..   Этот год для меня юбилейный,поэтому особенно  приятно получить вот такое письмо : "Валентина Владимировна! Поздравляю Вас с Вашим профессиональным праздником! Хочется пожелать Вам здоровья и благополучия, умных и благодарных учеников, чтобы радовали они Вас своими успехами! Спасибо Вам огромное за все , что дали  Вы мне в этой жизни: правила правописания и правила человеческих отношений, Вы научили меня любить стихи  и людей, уметь прощать и радоваться успехам других...... А главное происходило все это без нравоучений и поучений, а просто на примерах литературных героев, просто читая замечательные стихи, которые у Вас всегда есть про запас! Все это было просто и ненавязчиво! Спасибо!" Эти слова написаны выпускницей 1982 года Олей Тереховой,теперь Ольгой Захаровной Самкнуловой,известным и уважаемым человеком в нашем городе.

 
 

  

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

  Произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого,  А.П.Чехова, И,А.Бунина,   М.А.Шолохова,К.Г.Паустовского,  В.П.Астафьева, Константина Симонова , Владимира  Высоцкого,  Александра  Солженицына,  Р.Рождественского,Е.Евтушенко,А.Вознесенского , В.А.Сухомлинского " Сердце отдаю детям", Ш.А.Амонашвили " Здравствуйте,дети". Книги-это бесценный колодец знаний и опыта,полученный человечеством в наследство.Любовь к чтению с детства и на всю жизнь. 

Мой взгляд на мир

 Я очень люблю жизнь!  Люблю своих детей,- у меня три взрослые дочери,я очень счастливая мама.  Я люблю свою школу и 35 лет с радостью хожу на работу! Я люблю своих учеников, бывших и настоящих...  Мои теперешние  семиклассники-дети  моих  выпускников разных лет.   Какое  выстраданное счастье: ежедневно наблюдать их взросление, отрадно видеть, как меняется не только внешний облик, но и мировоззрение... и всегда очень жаль  расставаться...Очень люблю  природу донского края,  и  всегда  " его узнаю по дыханью чабреца", по колыханью серебристого ковыля в степи и на взгорках...    Очень люблю цветы, сама выращиваю  из черенков розы: гибискусные,комнатные  и  садовые(полиантовые,бордюрные,почвопокровные...А еще мне удалось вырастить виноградник- около 20 сортов винограда, от самого раннего до позднего...  Хватает всем родным и друзьям... Цветы в моем дворе посажены в стиле кантри- подобраны так,что цветение непрерывно : начинается с пролесков,мускари и   до осенних хризантем...более 50 видов многолетников и еще в дополнение десяток летников...каждый год открываю для себя 2-3 вида новых цветов...Цветы лечат  яркими  красками,ароматом, они дают такой  энергетический заряд ,что отступают даже страшные болезни...  У меня есть друзья-одни- родом из детства,  другие- из юности, без них я не представляю своей жизни!   В беде и радости мы вместе!   Работаю в  замечательном  педагогическом   коллективе -  с половиной коллег мы вместе уже 35 лет,а другая половина-наши бывшие ученики...  

Мои достижения

Особых достижений  у меня  нет.   Для меня всегда было важным,  чтобы мои ученики продолжили учебу (у нас в школе 9 классов),  получили  профессию.    Здесь мне есть чем гордиться: большинство  выпускников   получили средне-техническое и высшее  образование, нашли свое место в жизни, среди них есть медики, аграрии, инженеры, экономисты,  военные, бухгалтера,   программисты, строители,   клубные работники, учителя, бизнесмены...    Особо хочу отметить тех,кто никуда не уехал,остался в родных местах-где родился,там и пригодился!   Большинство специалистов  сельхозпредприятия (бывшего  колхоза) ОАО "Дружба" - наши выпускники.  Всегда радуюсь успехам своих учеников, ведь в их успехах есть частицы   наших  учительских  душ...   

Моё портфолио

Моя педагогическая биография началась сразу после школы- год я работала воспитателем  младшей группы в детском  саду хутора Ленина.В 1978 году я окончила Ростовский педагогический институт,филологический факультет,получила специальность -учитель русского языка и литературы.    В МБОУ Нижнепоповская ООШ работаю с 15 августа 1978 года в должности учителя русского языка и литературы, на сегодняшний момент общий педагогический стаж составляет 36  лет. Целью индивидуальной педагогической профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы считаю эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья каждого обучающегося, повышение мотивации к учебной деятельности, как средство  повышения качества образования, подготовки к поступлению и учебе в различных учебных заведениях.

Моя цель - не только дать ученику определенные  знания, но и научить учиться, развивать интерес к учению, создавая оптимальные условия.        В условиях модернизации образования, когда школа осуществляет переход на формирование ключевых компетенций у учащихся, считаю своей главной задачей самосовершенствование своих профессиональных компетенций. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования, а также усвоение учебного  материала  учащимися, проявляющими интерес к предмету учебного курса на более высоком уровне. Поэтому важным моментом считаю внедрение в преподавание информационных технологий.

        За время педагогической работы сделала вывод ,  что успешным ученик становится тогда, когда  умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу. Учение- есть самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.
Самый важный критерий- принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его  достоинствами   и  недостатками . Только   с уважения к ребенку  и  опоры на его  успех  в любой деятельности начинается успех педагога .   Считаю достижением в своей деятельности:  создание психологического климата при организации познавательной деятельности; 
 использование различных методик при изучении блоков различных тематик;
 формирование устойчивой мотивации учащихся разной категории;
 нахождение приемов и методов формирования информационной культуры для разной возрастной категории учащихся;
 включение учеников в социально значимую деятельность (проекты, конференции, олимпиады, рефераты). Мои учащиеся свободно  освоились в социальных сетях,зарегистрированы  на сайтах  "Два берега" и "Прошколу.ру",являются участниками проекта "Источник Знаний". Они сами  проверяют уровень своих знаний,радуются,когда получают грамоты.   Это дает им уверенность в своих силах, возможность быстрее адаптироваться в условиях перехода из одного ОУ в другое (  в среднюю школу,училища или колледжи).     Одним из направлений, решающих эту задачу, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции (учебно-познавательный, коммуникативной, личности саморазвития, ценностно-ориентационной и профессионально-трудового выбора).
Стремлюсь внедрять в учебный процесс инновационные технологии, их элементы, способствующие обучению с минимальными затратами здоровья.
        Регулярно повышаю уровень квалификации, о чем имею удостоверения и свидетельства. При этом самообразование имеет приоритетное значение, так как помимо высокого уровня теоретической и методической подготовки, существует необходимая потребность в поддержании себя чем-то новым, интересным, содержательным, чтобы потом отдать детям.  Прошла курсы повышения квалификации по  проблеме : ,,Инновационная педагогическая деятельность учителя русского языка и литературы в условиях ФГОС»в 2012 году.
      Это позволило мне осознать, что наше время востребует нового человека- исследователя проблем.        Сегодня обществу нужен человек-творец,  умеющий самостоятельно и критически мыслить,  способный видеть и творчески решать возникающие проблемы.  На решение этой задачи направлена Программа развития нашей школы. Моя цель как педагога, как учителя средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.
        Определение технологий позволяет при совместном обучении учащихся формировать полные, системные, глубокие знания, умения и навыки по русскому языку и выявляет следующее:
1.  Учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки всех учащихся класса в процессе обучения;
2. Распределение  материала урока в строгом соответствии с распределением  работоспособности учащихся во времени;
3. Выбор знаний в соответствии с природными возможностями учащихся;
4. Проведение анализа урока до и после его проведения;
5. Оптимальное сочетание контроля учителя с самооценкой и взаимооценкой   детей.
Это связано с целью образовательного учреждения. Разный уровень образовательных потребностей обучающихся требует соблюдения принципов индивидуализации и дифференциации в обучении умениям и навыкам в формировании основ теоретических знаний, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» к  межпредметным  результатам. Эти результаты в государственном стандарте зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию  межпредметных  связей русского языка .
          Индивидуальная тема самообразования: «Активизация обучения с применением развивающих игр». Что меня побудило выбрать такую тему?   В своей профессиональной деятельности следую заведенному для себя правилу- развивать и обучать каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей и возможностей, создавая оптимальные или эффективные для этого условия. Результаты предварительного тестирования служат исходным уровнем для оценки, контроля и прогноза индивидуальных показателей. Они определяют уровень подготовки, фиксируют личный «рост» каждого ребенка. Кроме работы со здоровыми детьми , у  меня накоплен  опыт работы с  тяжело  больными детьми, находящимися на индивидуальном обучении.   Каждый такой ребенок требует особого подхода,   а обучение с применением игры,  на мой взгляд, является самым эффективным, особенно,если ребенок  долгое время прикован к постели.  К счастью, мой подопечный  потихоньку выздоравливает,  уже сам добирается до компьютера, продолжает успешно осваивать программу,  используя ЭОРы.
        За многие годы педагогического труда в школе, ставшей родной, с детьми сложились отношения на принципах взаимоуважения, доверия и ответственности за свои действия и поступки, поведение, уровень овладения ЗУН). В основе этого лежит сформированность навыков самостоятельных занятий индивидуально, в парах, группах, наличие навыков сознательной дисциплины. Система индивидуальной работы способствует побуждению обучающихся  к саморазвитию. Сегодня в центре внимания находится мыслительная, творческая деятельность учащихся. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта   в процессе обучения нестандартными средствами: развитие познавательных, творческих навыков учащихся: выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания, развитие логического мышления, культуры.
     Результатом является положительная динамика успеваемости по предмету. На итоговой государственной аттестации учащиеся подтверждают годовые оценки, то есть демонстрируют свое развитие, имеют хорошие теоретические знания.
     Классы в нашей школе малочисленны, поэтому  имею полное представление о каждом ученике, устанавливаю тесный контакт с классными руководителями, родителями. Сотрудничаю с учителями-предметниками, посещаю уроки своих коллег, принимаю участие во внеклассных мероприятиях.         
Результативность моей деятельности:
-дать учащимся качественное образование;
-раскрыть способности - интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал каждого учащегося;
-привить навыки самостоятельной работы с ориентацией на дальнейшее обучение в различных учебных заведениях;
-использование новых педагогических технологий, развивать и укреплять интерес к родному русскому языку.
         Все это позволяет мне развивать личность ученика в соответствии с его способностями и интересами, а учащимся достигать определенных успехов в учебе.
Годы
2009-2010,  Обученность 100%, КАЧЕСТВО-55%
2010-2011, Обученность 100%,  КАЧЕСТВО-35%
2011-2012,,Обученность 100%,  КАЧЕСТВО-33%
2012-2013, Обученность 100%,   КАЧЕСТВО-50 %
Для эффективного усвоения правил, рационального распределения урочного времени пользуюсь элементами следующих технологий:
-развития  логического мышления через чтение;
-информационные технологии;
-разноуровневого  обучения;
-дифференцированного обучения;
-частично-исследовательского обучения;
-игрового обучения;
-дидактической игры.
Это приводит к овладению умениями и навыками на более высоком уровне, что дает возможность выбрать в обучении уровень, соответствующий их способностям.
        Поэтому в коллективе учеников создан морально - психологический климат. Обучение на уроках стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности, уважении и открытости. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию.
         Побуждению изучать русский язык вне зависимости от планируемой в будущем профессии служит практическая направленность обучения и интеграция с  литературой, историей, изо, музыкой и другими предметами  . Большую роль в изучении предмета в старших классах  отвожу работе над проектами.
           Работа над проектами способствует выработке навыков самостоятельного приобретения знаний, развитию логического мышления и правильности письменной речи, терпения, трудолюбия. Стремление повысить эффективность обучения предмету связано с результативностью их самостоятельной работы, которая проводится в ходе классных и домашних заданий. Это связано с систематизацией учебного материала и его закреплением. Создание проектов усиливает практическую направленность преподавания предмета. Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность учащихся и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами развитие познавательных, творческих навыков учащихся, выработка у учащихся стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания; развитие критического мышления, овладение информационными технологиями.       
        Занимательные  материалы углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию   мышления, прививают интерес к предмету. Для этого использую тексты-фрагменты произведений  писателей- классиков,  стихи  и прозу местных поэтов. Особенный, неподдельный  интерес  вызывает у учащихся знакомство со стихами  и прозой  нашего директора школы- Ляха  Владимира Петровича, который является членом Союза писателей России.  Его стихи дети читают на Интернет-порталах,в периодической печати, в сборниках  "Золотое перо Московии".   Передо мной как учителем, стоит очень важная проблема: за счет повышения интереса к урокам  русского языка  и литературы повысить качество знаний у учащихся.
                 Отсюда вытекают перспективные задачи:
Заинтересованность детей изучением русского языка путем совершенствования урока;
Развивать индивидуальные творческие способности учащихся;
Применять на практике современные педагогические находки;
Активно использовать информационные технологии;
Совершенствовать умения и навыки;
Уделять больше внимания самостоятельности в изучении нового материала, использовании в процессе закрепления и применения на практике.Результатом должно стать повышение качества знаний.
                     Уделяю большое внимание профориентационной  направленности уроков.  Групповые технологии, педагогику сотрудничества использую для развития взаимопомощи, коммуникативных умений. Учебный процесс ориентирую на формирование положительной я-концепции личности ученика, которая способствует успеху, эффективной деятельности. Возросло воспитательное значение моих уроков. Если ученики уходят с урока с чувством удовлетворения общением, собственной деятельностью, то это и есть воспитательный эффект урока.  В этом году три   выпускницы   поступили в Каменск-Шахтинский  педагогический колледж. Это заслуга всего нашего педагогического коллектива.   Я понимаю, что авторитет учителя влияет на нравственный выбор ребенка,  стараюсь быть примером и в этом плане. Школа-зеркало жизни, какими будут наши дети - зависит от нас. Ребенок не готовится к жизни, он живет сейчас, и урок-часть его жизни. Моя задача - наполнить его эмоциями: радостью, интересом и удивлением. На уроках  стремлюсь научить детей видеть и радоваться красоте: красоте языка, природы,  взаимоотношений и хорошо проделанной работы. Радость даст ребенку чувство личной значимости, интерес - познавательную и творческую активность, удивление приведет его к новой активности, даст подъем еще на одну ступень   от незнания к знанию...
          Результаты работы за последние годы, в том числе результаты ГИА показывают жизнеспособность, успешность моей педагогической системы.  Я  осознаю, что профессиональный опыт невозможен без личностного роста,  и, хотя  за моими плечами огромный опыт,  я всегда  открыта для новых знаний, для общения с учениками, коллегами, родителями, я верю в свои силы. В дальнейшей работе мне помогут позитивное отношение в жизни, вера в силу добра, умение меняться, учиться, использовать новые формы деятельности.
 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы