Задания по биологии для промежуточной аттестации студентов 1 курса НПО

Чиркина Галина Викторовна

содержит тестовые задания по общей биологии для промежуточной аттестации студентов  (дифференцированного зачета)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Зачет по биологии за I полугодие.

Тема: «Эволюция».

1. Дать правильный ответ из предложенных:

1.  Как называется медленный исторический процесс, приводящий к изменению органического мира.

2.  Перечислить биологические факторы эволюции.

3.  Как называется совокупность особей, обладающих наследственным сходством всех признаков, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, занимающих определенный ареал.

4.  Какой процесс имеет направленный характер и

приводит к усовершенствованию приспособленности к

условиям существования.

5.  Какой процесс осуществляется человеком и

приводит к созданию новых сортов и пород.

6.  Как называется возникновение у организмов

случайных новых наследственных признаков.

7.  Перечислите формы борьбы за существование.

8.  Наука о расах.

9.  Доказательства эволюции, основанные на изучении ископаемых остатков вымерших организмов.

10. Как называется эволюция человека.

11. Как называются случайно появившиеся у человека признаки животных – их далеких предков.

12. Как называются остатки органов, которые у

животных выполняли определенные функции, а у

людей находятся в недоразвитом состоянии.

13. Перечислить социальные факторы антропогенеза.

14. Группа людей, обладающих определенными

внешними чертами, которые сформировались

эволюционно в определенных климатических условиях.

15. Доказательства эволюции, которые основаны на сходстве строения и развития зародышей.

16. Антинаучная теория о превосходстве одной расы над другой.

Предлагаемые ответы:

А) наследственная (мутационная)

изменчивость

Б) борьба за существование

В) естественный отбор

Г) искусственный отбор

Д) внутривидовая

Е) межвидовая

Ж) борьба с неблагоприятными

условиями среды

З) эволюция

И) эмбриологические

К) палеонтологические

Л) рудименты

М) атавизмы

Н) труд

О) общественный образ жизни

П) антропогенез

Р)  расы

С) расоведение

Т) расизм

У) вид

2. Определить, какому отбору характерны данные признаки: А) естественный, Б) искусственный.

1. отбирающим фактором является человек;

2. основан на изменчивости и наследственности;

3. приводит к образованию новых видов;

4. отбирающим фактором является окружающая среда;

5. действует постоянно;

6. основной материал – наследственная изменчивость;

7. приводит к образованию новых сортов и пород;

8. длится несколько лет.

3. Назвать формы борьбы за существование:

1.  Состязание между волками за добычу.

2.  Снижение численности насекомых из-за суровой

зимы.

3.  Поедание мышей змеями.

4.  Брачные танцы журавлей.

5.  Уничтожение листвы гусеницами.

6.  Видоизменение листьев кактусов в колючки.

Предлагаемые ответы:           А) Внутривидовая;            Б) Межвидовая;             В) Борьба с неблагоприятными условиями.

Тема: «Экология. Биосфера».

4. Назвать тип экологических отношений:

1. Блохи на теле млекопитающих.

2. Перенос семян репейника оленями.

3. Аскарида и человек.

4. Росянка и насекомые.

5. Насекомые и насекомоядные птицы.

6. Борьба двух самцов оленей за самку.

7.Светолюбивые травы в тени ели.

8. Грибница подберёзовика и берёза.

9. Корова, поедающая луговые травы.

10. Повилика и зелёные растения.

Предлагаемые ответы:

А) Аменсализм

Б) Комменсализм

В) Конкуренция                                        

Г) Хищничество                                          

Д) Паразитизм                                          

Е) Симбиоз

5.  Основал учение о биосфере:

А) Вавилов;                          Б) Вернадский;

В) Мичурин;                         Г) Зюсс.

6.  Продукцию различных автотрофов называют:

А) вторичной;                   Б) третичной;    

В) основной;                     Г) первичной.            

7.  Живым веществом Земли В.И.Вернадский называл:

А) живых организмов всех видов;                              

Б) растений и животных всех видов;

В) наземных и почвенных животных;

Г) живых организмов всех видов кроме бактерий и грибов.

8.  Каждая устойчивая экосистема включает:

А) автотрофов и хемотрофов;                                          

Б) автотрофов и редуцентов;

В) автотрофов и гетеротрофов;                                      

 Г) гетеротрофов и редуцентов.

9.  Для обеспечения круговорота веществ в

экосистеме необходимо наличие:

А) энергии воды и ветра;  

Б) продуцентов и солнечной энергии;

В) травоядных и плотоядных;                        

Г) продуцентов, консументов и редуцентов.

10.  Причиной выпадения кислотных дождей

считают:

А) электромагнитное излучение;            

Б) мелкие частицы сажи;

В) соединения тяжёлых металлов;            

Г) выбросы в атмосферу оксидов серы и азота.

11.  Какая экосистема характеризуется наибольшим

ежегодным приростом биомассы:

А) болота;                                                       Б) дубравы;

В) влажные тропические леса;                     Г) степи.

12.  В.И. Вернадский выделял несколько биохимических функций живого вещества в биосфере:

А) водная;             Б) газовая;               В) литосферная;                       Г) ферментативная;        Д) концентрационная;

 Е) биохимическая;         Ж) окислительно-восстановительная.

13. Основные глобальные экологические проблемы вызваны:

А) климатическими изменениями Земли;                      

Б) космическими факторами;

В) геологическими процессами Земли;                          

Г) развитием цивилизации.

14. Озоновый слой атмосферы разрушается под действием:

А) жесткой солнечной радиации;                    

Б) хлорфторорганических  соединений;

В) углекислого газа;                                          

Г)  магнитных бурь.

15. Постепенное потепление климата на планете связано с:

А) озоновым экраном;         Б) парниковым эффектом;

В) смогом;                             Г) вырубкой лесов.

16.  Основным загрязнителем воды является:

А) нефть и нефтепродукты;   Б) биологические отходы;

В) бытовой мусор;       Г) твёрдые растительные отходы.

17.  В крупных городах основное загрязнение атмосферы происходит за счет:

А) стройплощадок;                                

Б) предприятий лёгкой промышленности;

В) автотранспорта;                                  

Г) предприятий пищевой промышленности.

18.  Истребление лесов на обширных территориях

приводит к нарушению:

А) озонового слоя;              

Б) минерального питания;

В) атмосферного давления;                          

Г) водного режима и опустыниванию земель.

19.  Перечислите, какие признаки характерны для экосистем:    А) природных:     Б) искусственных:

1. Слагаются под действием естественного отбора и природных факторов.

2. Видовой состав определяется условиями существования и эволюционным процессом.

3. Видовой состав ограничен или монокультура.

4. Источником энергии является Солнце.

5. Требуют постоянного внимания и активного вмешательства человека.

6. Слагаются из большого числа видов организмов.

7. Естественный круговорот нарушается, т.к. часть веществ выносится из системы с урожаем.

8. Видовой состав определяется хозяйственной потребностью.

9. Круговорот веществ протекает непрерывно.

10. Устойчивая саморегулирующаяся система.

11. Слагаются под влиянием деятельности человека с использованием агроприемов: вспашка, полив….

12. Действует естественный и искусственный отбор.

13. Действует только естественный отбор.

14. Гибнет при отсутствии внимания со стороны человека.

20. Определить, какие вещества выполняют данные функции:

1.  Выполняют строительную функцию, входят в состав различных клеточных структур.

2.  Откладываются в твердых тканях (зубах, костях), придавая им прочность.

3.  Являются  источником энергии.

4.  Являются источником заряженных частиц (ионов), тем самым обеспечивая проведение нервных

импульсов и другие жизненно важные процессы.

5.  К ним относятся холестерин, лецитин, половые гормоны, витамины  А, Д, Е.

6.  Придает клетке объем и упругость.

7.  Является растворителем, обеспечивая транспорт веществ.

8.  Отвечают за хранение и передачу наследственной информации.

9.  Входят в состав мышечных волокон, поэтому выполняют двигательную функцию.

10. Больше всего содержатся в растительных организмах.

11. Выполняют запасающую функцию.

12. К ним относятся глюкоза, сахароза, фруктоза, лактоза, крахмал, целлюлоза.

13. При расщеплении являются источником воды (верблюды, медведи).

14. Обладают низкой теплопроводностью, поэтому играют теплоизолирующую роль.

15. Способны присоединять к себе вещества и переносить их, тем самым выполняя транспортную

функцию.

Предлагаемые ответы:

А) белки                    

Б) липиды                

В) углеводы              

Г) нуклеиновые кислоты

Д) вода

Е) минеральные соли



Предварительный просмотр:

Зачет по биологии за II полугодие.

Тема: «Клетка. Организм».

1. Определить, каким органоидам клетки характерны данные функции и особенности:

1. Имеют двухслойное строение: наружный слой – гладкий, внутренний – образует складки (кристы), отвечает за синтез АТФ.

2. Состоят из парных неодинаковых телец из белка и РНК, могут объединяться в полисомы, синтезируют белок в клетке.

3. Сложная система канальцев, на которых расположены рибосомы, отвечает за синтез и передвижение белков.

4. Имеет двухслойное строение, внутренний слой – плазматическая мембрана, наружный слой у животных клеток –

гликокаликс, у  растительной клетки – клеточная стенка.

5. Состоит из двух центриолей. Участвует в делении клетки, образуя веретено деления.

6. Полужидкое вязкое вещество клетки, наполняет, придает объем клетке.

7. Ограничивает содержимое клетки, обеспечивает избирательную проницаемость веществ в клетку и из нее.

8. Пузырек, заполненный пищеварительными ферментами, переваривает отмершие или поврежденные части клетки.

9. Сложная система канальцев, трубочек, полостей серповидной и палочковидной формы, передвижение, накопление,

выделение органических веществ, обеспечивает секреторную функцию клетки.

10. Крупный органоид, ограниченный оболочкой, заполнен кариоплазмой, содержит хромосомы и ядрышко.

11. Содержатся в растительных клетках (хлоропласты, хромопласты, пластиды).

Предлагаемые ответы:

А) клеточная оболочка                                      

Б) цитоплазма

В) эндоплазматическая сеть                              

Г) рибосомы

Д) митохондрии      

Е) аппарат Гольджи        

Ж) пластиды

З) лизосомы              

И) клеточный центр        

К) ядро

2. Выбрать правильный ответ из предложенных:

1.  клетки тела называются…………

2.  половые клетки называются…….

3.  женские половые клетки……….

4.  мужские половые клетки……….

5.  полный набор хромосом в соматических клетках…….

6.  половинный набор хромосом в гаметах……….

7.  парные, подобные хромосомы…………

8.  дочерние хромосомы, образующиеся после удвоения….

9.  плотные окрашенные тельца в ядре клетки……

10. первичная (центральная) перетяжка хромосомы………

11. период, когда клетка растет и готовится к делению (происходит удвоение ДНК)……….

12. период с момента появления клетки до окончания ее деления……….

Предлагаемые ответы:

А) хромосома                        

Б) хроматиды                          

В) гомологичные                    

Г) центромера                          

Д) интерфаза                            

Е) гаплоидный                        

Ж) диплоидный

З) яйцеклетки

И) сперматозоиды

К) гаметы

Л) соматические

М) жизненный цикл клетки

3. В результате митоза количество хромосом:

А)  удваивается;                          Б)  остается прежним;

В)  уменьшается вдвое;              Г)  утраивается.

4. Какие клетки делятся митозом?

А)  клетки костной ткани;       Б)  клетки кожи;

В)  половые клетки;                 Г)  эпителиальные клетки.

5.  Какое явление связано с митозом?

А)  образование клеток кожи;      

Б)  образование гамет;

В)  половое размножение;

Г) генетическое разнообразие видов;

Д)  сохранение диплоидного набора хромосом в

соматических клетках;

Е)  бесполое размножение.

6. Биологическое значение митоза:

А)  образование половых клеток;

Б)  обеспечение бесполого размножения;

В)  точная передача наследственной информации;

Г)  обеспечение полового размножения;

Д)  сохранение такого же числа хромосом как в

материнской клетке;

Е)  генетическое разнообразие организмов.

7. Какие клетки делятся мейозом?

А)  клетки костной ткани;       Б)  клетки кожи;

В)  половые клетки;                 Г)  эпителиальные клетки.

8. В результате мейоза количество хромосом:

А)  удваивается;                               Б)  остается прежним;

В)  уменьшается вдвое;                   Г)  утраивается.

9. Выбрать способы бесполого размножения:

А)  деление одноклеточных организмов;      Б)  почкование;

В)  партеногенез;                                              Г)  черенкование;

Д)  оплодотворение у животных;                      

Е)  гермафродитизм;

Ж) двойное оплодотворение у цветковых растений;                                                                      

З)  аутотомия.

10. Выбрать способы полового размножения:

А)  деление одноклеточных организмов;     Б)  почкование;

В)  партеногенез;                                             Г)  черенкование;

Д)  оплодотворение у животных;        

Е)  гермафродитизм;

Ж) двойное оплодотворение  у цветковых растений;                                         З)  аутотомия.

11. Чем заканчивается первое деление мейоза?

А)  образованием гамет;      

Б)  образованием диплоидных  клеток;

В)  образованием клеток разной плоидности;

Г)  образованием соматических клеток.

12. Чем заканчивается второе деление мейоза?

А)  образованием гамет;      

Б)  образованием диплоидных  клеток;

В)  образованием клеток разной плоидности;

Г)  образованием соматических клеток.

13. Какое явление связано с мейозом?

А)  образование клеток кожи;          Б)  образование гамет;

В)  половое размножение;          

Г)  бесполое размножение;

Д)  сохранение диплоидного набора хромосом в соматических клетках;

Е) генетическое разнообразие видов;

14. Биологическое значение мейоза:

А)  образование половых клеток;      

Б)  обеспечение бесполого размножения;

В)  точная передача наследственной информации;

Г)  обеспечение полового размножения;

Д) сохранение такого же числа хромосом как в материнской клетке;

Е)  генетическое разнообразие организмов.

15. Чем завершается анафаза первого деления мейоза?

А)  конъюгацией хромосом;

Б)  расхождением к разным полюсам клетки гомологичных хромосом;

В)  расхождением к разным полюсам клетки хроматид;

Г)  образованием гамет.

16. Чем завершается анафаза второго деления мейоза?

А)  конъюгацией хромосом;

Б)  расхождением к разным полюсам клетки гомологичных хромосом;

В)  расхождением к разным полюсам клетки хроматид;

Г)  образованием гамет.

17. Прямой тип постэмбрионального развития

характерен для:

А)  майского жука;                     Б)  капустной белянки;

В)  лягушки озёрной;                 Г)  паука – крестовика.

18. Непрямое постэмбриональное развитие характерно для:       

А)  человека;                          Б)  ящерицы прыткой;

В)  колорадского жука;        Г)  воробья.

19. Онтогенез – это:

А)  эмбриональное развитие организма;

Б)  индивидуальное развитие организма;

В)  эволюционный путь развития вида;

Г)  постэмбриональное развитие организма.

20. Какой путь развития характерен для полного метаморфоза:                  

А)  яйцо – птенец – взрослая птица;

Б)  икринка – головастик – лягушка;

В)  яйцо – гусеница – куколка – бабочка;

Г)  яйцо – личинка – взрослое насекомое.

21. Из каких зародышевых листков развиваются данные органы зародыша:

Органы зародыша:

Зародышевые листки:

1.  кожа, ногти, волосы;

2.  мускулатура;  

3.  лёгкие;

4.  костная система;  

5.  спинной и головной мозг;

6.  половая и выделительная система;

7.  кровеносная система;

8.  зачатки органов слуха и глаз;    

9.  желудок, кишечник, печень;

10. хорда;

А)  эктодерма;

Б)  мезодерма;

В) энтодерма.

Тема: «Генетика. Селекция»

22. Родители имеют 1 и 3 группу крови. Какие группы крови возможны у детей?

А) 1                 Б) 2                       В) 3                         Г) 4

23. Если в потомстве  расщепление по признаку 3:1, то каковы возможные генотипы родителей?

А) Аа х аа                     Б) АА х аа                   В) Аа х Аа

24. У человека к признакам, сцепленным с полом, относится:

А) цвет глаз                                       Б) гемофилия

В) наличие веснушек                        Г) дальтонизм

25. Модификационная изменчивость связана с изменением:

А) генотипа                          Б) фенотипа

В) генофонда                       Г) генома 

26. Центры происхождения и многообразия культурных растений выявил:

А) Мичурин И.В.                 Б) Вернадский В.И.

В) Вавилов Н.И.                   Г) Пустовойт В.С.

27. Явление превосходства гибридов над родителями по своим свойствам называется:

А) полиплоидия                       Б) мутагенез

В) гетерозис                              Г) онтогенез

28. Метод исследования наследственных признаков у разных поколений родственников называется:     

А) близнецовый                    Б) цитологический

В) генеалогический              Г) соматический

29. Появление осенью густого подшерстка у овец – это изменчивость:

А) мутационная                          Б) модификационная

В) комбинативная                      Г) соотносительная

30. Модификационные изменения:

А) не наследуются                            Б) наследуются

В) наследуются, если они полезны

Г) наследуются только некоторые

31. Метод селекции, при котором происходит кратное увеличение числа хромосом с цель повышения урожайности:

А) массовый отбор                           Б) полиплоидия

В) гетерозис                                      Г) гибридизация

32. Выбрать правильный ответ из предложенных:

1.  Наука о наследственности и изменчивости называется…

2.  Совокупность внешних и внутренних признаков………

3.  Способность организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития называется ………

4.  Организм, полученный от скрещивания двух сортов растений…………..

5.  Способность организма передавать свои признаки и особенности развития будущим поколениям называется….

6.  Метод исследования передачи наследственных признаков у гибридных поколений называется …………..

7.  Признак, подавляющий проявление другого наследственного признака, называется …………..

8.  Скрещивание, при котором наблюдается передача только одной пары наследственных  признаков, назыв-ся….

9.  Совокупность всех генов организма называется ……

10. Подавляемый признак называется ……………….

11. Если доминантный признак не полностью подавляет рецессивный, и фенотипически проявляется

промежуточный признак, то это…….

12. Организм, образующий гаметы одного сорта …..

13. Организм, образующий гаметы разных сортов …..

14. Пара генов, отвечающая за одну пару альтернативных признаков…..

Предлагаемые ответы:

А) Генетика                  

Б) Фенотип                      

В) Генотип

Г) Наследственность                                    

Д) Изменчивость

Е) Гибрид                                

Ж) Аллель

З) Доминантный

И) Рецессивный

К) Гомозигота

Н) Гетерозигота

О) Моногибридное скрещивание              

Л) Неполное (промежуточное) доминирование  

М) Гибридологический метод