железы внешней и внутренней секреции

Пугина Татьяна Александровна

 

 

 

Стимулировать развитие познавательного интереса, способствовать пониманию знаний  об эндокринной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_v_10_klasse.docx181.67 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Тема урока:

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

Ключевые понятия:

Гормоны. Гормоны гипофиза. Гиперфункция и гипофункция гипофиза. Гормоны щитовидной железы. Болезни щитовидной железы. Гормоны поджелудочной железы. Гормоны надпочечников. Болезни, связанные с гиперфункцией и гипофункцией ЖВС.

Планируемый результат:

  • Называть: некоторые гормоны желез внутренней секреции.
  • Объяснять причины возникновения заболеваний желез внутренней секреции, связь строения и функции желез внутренней секреции.
  • Определять: по рисунку или фотографии железы внутренней секреции
  • Анализировать: воздействие внешних факторов на работу организма.
  • Пополнять словарный запас.

Цели урока:

  • образовательная: способствовать пониманию знаний об эндокринной системе,  уточнить знания о связи желез и работы организма.
  • развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения, раскрывать причинно-следственные связи.
  • воспитательная: стимулировать развитие познавательного интереса, продолжить работу по развитию интеллектуальных умений.

Оборудование и материал:

  • иллюстрации по теме урока, ( Таблицы «Железы внешней и внутренней секреции»).
  • слайды презентации.

Задачи:

  • познакомить  с действием гормонов и заболеваниями при гипо – или гиперфункции желез эндокринной системы.
  • показать взаимодействие желез внутренней секреции

Средства обучения:  мультимедийная презентация, таблицы « Железы внутренней секреции».

                                      Ход урока.

I. Проверка знаний.

Что такое гормоны?

Гормон - биологически активное вещество.

2.Чем гормоны отличаются от витаминов. ?

-Витамины - полезные организму вещества. Находятся в овощах и фруктах./ А, В, С, Д./.Гормоны – вещества-регуляторы, биологически активные вещества, выделяемые железами в кровь.

-Чем различаются понятия: « рост» и «развитие»?

Рост - биологиический  процесс роста  организма/ высокий,низкий/,

Развитие - физическое/ сильный, слабый/, умственное/умный , глупый/.

-Показать по таблице расположение желез внутренней секреции.

Слайд 1

II . Изучение нового материала.

Рассказ с демонстрацией с  мультимедийной презентацией и заполнением таблицы.

-Рост и развитие организма обеспечивает работа желез внутренней секреции.

Эндокринная система работает как единое целое. Сбой одной железы ведет к нарушению работы всего организма.В медицине есть наука-эндокринология – изучает работу эндокринных желез и методы их лечения.

В процессе изучения  заполняем таблицу:

Железы

Гормоны

          Воздействие на организм

Гипофиз

Ростовые

Регулируют рост

молодом возрасте - гигантизм, у взрослых - акромегалия

Задерживают рост - карликовость

Регуляторные

Регулируют деятельность половых и щитовидной желез, надпочечников

Усиливают гормональную активность всех желез

Усиливают отделение воды при образовании вторичной мочи

Щитовидная

железа

Тироксин

Регулирует обмен веществ, повышает возбудимость нервной системы

Базедова болезнь (повышается обмен веществ, возбудимость нервной системы, развитие зоба)

Микседема (понижается обмен веществ, возбудимость нервной системы, появляется отечность). В молодом возрасте - карликовость и кретинизм

Надпочечники

Кортикоиды

Регулируют обмен минеральных и органических веществ, выделение половых гормонов

Раннее половое созревание с быстрым прекращением роста

Бронзовая болезнь (желтый цвет кожи, слабость, похудение)

Адреналин

Ускоряет работу сердца, сужает кровеносные сосуды, тормозит пищеварение, расщепляет гликоген

Учащенное сердцебиение, повышение кровяного давления, особенно при испуге, страхе, гневе

Количество регулируется нервной системой, поэтому его недостатка не бывает

Норадреналин

Обратное действие

Поджелудочная железа

Инсулин

Регулирует содержание глюкозы в крови, синтез гликогена

Шок, судороги, потеря сознания

Сахарный диабет, повышается уровень глюкозы в крови, сахар в мо

Половые железы: семенники; яичники

Андрогены

Эстрогены

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы

Слайд2

Щитовидная железа.

Вы вспомните сказку, где разгневанная мачеха превращается на глазах у падчерицы в ведьму – нос у нее заострился. Глаза вылетели из орбит. Лицо и шея вздулись. Мачеха стала  трястись. Это в сказке. Но и в жизни такое бывает.

Она расположена над щитовидным хрящом на передней поверхности гортани на уровне 5-6 шейного позвонка.

Слайд №3

Биологически активные вещества вырабатываются нашим организмом в очень маленьких количествах. Например,15 г гормона адреналина, выделяемого надпочечниками хватило бы для всех людей земного шара. Но избыток или недостаток гормонов вызывает серьёзные нарушения в работе организма.

Надпочечники расположены на верхушках почек на уровне 11-12 грудных позвонков, причем правый выше левого. Масса одного надпочечника взрослого человека 8-13 г. Надпочечник состоит из коркового и мозгового вещества.

В корковом слое вырабатывается гормон кортизон, который влияет на обмен углеводов, белков и жиров. Гормон коркового слоя альдостерон влияет на обмен электролитов и воды. При избытке гормонов этого слоя наблюдается раннее половое созревание с быстрым прекращением роста. При недостаточной выработке гормонов развивается Бронзовая болезнь, сопровождающаяся бронзовым оттенком кожи, слабостью и похуданием.

Мозговое вещество надпочечников вырабатывает гормоны адреналин и норадреналин.

Слайд №4 ,5,6

Гипофиз

является важнейшей железой внутренней секреции, которая регулирует деятельность целого ряда эндокринных желез. Придаток мозга. Он расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, т.е. на нижней поверхности головного мозга. Ниже моста. Воронка соединяет гипофиз с гипоталамусом.

Масса гипофиза 0,5-0,7 г. Будучи анатомически единым, гипофиз делится на три доли: переднюю, промежуточную и заднюю.

Гипофиз вырабатывает несколько гормонов.

гормон соматотропин передней доли гипофиза влияет на рост костей, мышц, органов.

Какая это функция? (Ростовая)

Если в детском возрасте вырабатывается недостаточно гормона роста, то у ребёнка развивается гипофизарная карликовость. Рост взрослого гипофизарного карлика не превышает 120 см , но тело пропорциональное.

Слайд 7, 8

При избытке гормона соматотропина рост взрослого человека более 2м 40см, т.е. развивается гигантизм.

Для успешного образования гормонов щитовидной железы необходим йод.

при его недостатке или отсутствии ткань щитовидной железы разрастается. Это заболевание называется базедовой болезнью или зобом. Заболевание сопровождается повышенной температурой тела.

Слайд 9

Поджелудочная железа - железа смешанной секреции. Важную роль в регуляции обмена веществ играет гормон инсулин. Присутствие инсулина необходимо для поступления глюкозы в кишечник и в клетки мышц и печени. Без инсулина глюкоза перестает окисляться. Другие органические соединения далеко не всегда могут заменить глюкозу. В результате окисление становится неполным, в крови появляются вредные соединения, которые отравляют организм. Происходит заболевание, известное как “сахарный диабет”. Поскольку сахар не может утилизироваться в организме без инсулина, он выделяется с мочой. Больной теряет много жидкости, ему постоянно хочется пить. Интересна история открытия сахарного диабета: врачи обратили внимание на то, что моча диабетиков привлекает мух. Дальнейшее исследование ее состава выявило содержание глюкозы, которое в норме отсутствует.

Слайд 10

Половые железы – семенники и яичники.

Вырабатывают: семенники – андрогены, яичники – эстрогены.

Влияют на развитие половых признаков, на подготовку и функционирование репродуктивной системы и обменные процессы.

III. Закрепление нового материала.

Слайд 11

- А теперь, давайте обратимся к литературе.

Послушайте небольшой отрывок из рассказа И.С.Тургенева “Живые мощи”.

-О каком же заболевании говорится в произведении (Бронзовая болезнь.)

Слайд 12,13.

-Что такое железы?

Железы – органы, вырабатывающие различные вещества.

Информация о домашнем задании.

1.§45 учебника “Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма”.стр. 173-174. 

Ответить на вопросы в конце параграфа на стр.174,

проработать терминологию.

2.Заполнить таблицу “ ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ И ИХ ГОРМОНЫ”

                            Словарь

1.Норадреналин. 2. Кретинизм. 3. Гликоген. 4. Тироксин. 5. Диабет. 6. Надпочечник. 7. Кортикоид. 8. Гиперфункция. 9. Инсулин. 10. Гигантизм. 11. Акромегалия. 12. Гипофиз. 13. Гипофункция.14Соматотропин.

                           

                                 литература

1. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.Г.Драгомилов.Р.Д.Маш.

 2. Резникова В.З., Сивоглазов В.И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.

3.Фестиваль педагогических идей-интернет-портал. «Открытый урок».

Учитель биологии   Пугина Т.А.