Методики выявления рассудочной деятельности

Киселева Мария Александровна

Рассудочная деятельность животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_metodikam.pptx323.93 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методики на выявление рассудочной деятельности .

Слайд 2

В первом варианте задачи лежащую за решеткой приманку можно было получить, подтягивая за привязанные к ней нити (рис. 4.2А). Эта задача, как выяснилось впоследствии, оказалась доступной не только шимпанзе, но также низшим обезьянам и некоторым птицам. Более сложный вариант этой задачи был предложен шимпанзе в опытах, когда приманку надо было подтягивать за два конца тесемки одновременно. С такой задачей шимпанзе не справились (рис. 4.2Б). Подтягивание приманки за нити

Слайд 4

Более распространен другой вариант задачи, когда банан, находящийся за клеткой вне пределов досягаемости, можно было достать только с помощью палки . Шимпанзе успешно решали и эту задачу. Если палка находилась рядом, они брались за нее практически сразу, если в стороне — решение требовало некоторого времени на раздумье. Использование палок

Слайд 6

Использование животными орудий представлялось наиболее очевидной демонстрацией наличия у них элементов мышления как способности в новой ситуации принимать адекватное решение экстренно, без предварительных проб и ошибок. Впоследствии орудийную деятельность в разных ситуациях (не только в эксперименте) обнаружили и у других видов млекопитающих: у обезьян разных видов и птиц. Орудийная деятельность шимпанзе

Слайд 8

Оказалось , что такую задачу успешно решают не только шимпанзе, но и горилла, и орангутан. Применение палок в качестве орудий — результат не случайных манипуляций, а осознанный и целенаправленный акт. Извлечение приманки из трубы

Слайд 9

“обследование” ноги с помощью палочки; вытирание носа папиросной бумагой; шимпанзе дразнит мартышек палкой. Извлечение приманки из трубы

Слайд 10

Под потолком вольеры подвешивали банан, а в вольеру помешали один или несколько ящиков. Чтобы получить приманку, обезьяна должна была передвинуть под банан ящик и взобраться на него. Эти задачи существенно отличались от предыдущих тем, что явно не имели никаких аналогов в видовом репертуаре поведения этих животных . Шимпанзе оказались способными к решению подобного рода задач. В большинстве опытов В. Келера и его последователей они осуществляли необходимые для достижения приманки действия: подставляли ящик или даже пирамиду из них под приманку. Достижение приманки с помощью сооружения «пирамид»

Слайд 12

Еще более сложной по своей структуре была задача на “тушение огня ”. Она состояла в том, чтобы достать апельсин из ящика, перед открытой стороной которого стояла горящая спиртовка. После многих и разнообразных проб он научился решать эту задачу разными способами: подтаскивал бак с водой к ящику и гасил огонь; набирал воды в рот и, возвратившись к огню, заливал его; набирал воды в кружку и гасил ею огонь; когда в баке не оказалось воды, Рафаэль схватил бутылку с водой и вылил ее на пламя. В другой раз, когда бак оказался пустым, он помочился в кружку и залил ею огонь. Использование орудий в опыте с “тушением огня” и в других ситуациях.