Конспект урока по теме: "Обмен. Деньги. Функции и свойства денег."

Бубенко Елена Петровна

На уроке  учащиеся знакомятся с понятием что такое деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka2.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Обмен. Деньги. Функции и свойства денег.

Цель: 1. Образовательная: рассмотреть причины возникновения денег, усвоить их

    функции, которые они выполняют в качестве средства обмена, измерения,    

    сбережения; дать определение инфляции, рассмотреть ее причины.

2. Воспитывающая  предполагает формирование у школьников понятия о том, что

    такое деньги, их ценность в жизнедеятельности общества.

3. Развивающая  предполагает развитие познавательного интереса к предмету

    «Экономика».

                                Ход урока.

1. Организационный момент (2-3 минуты). Проверка присутствующих.

2. Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала.

                                Содержание урока.

Обмен создает ценности так же, как и производство. При добровольном обмене альтернативными стоимостями бо гаче оказываются и обе стороны и общество в целом. На протяжении истории обмен прошел стадии:

а)        натуральный (бартер) — обмен реальными благами;

б)        натурально-денежный — обмен с помощью реаль ного универсального блага, играющего роль денег;

в)        денежный — обмен с помощью универсальных символов благ.

Деньги также меняли свою форму:

  1. монетарная (из драгоценных металлов);
  2. купюры (бумажные деньги);
  3. безналичная (чеки, кредитные карточки);
  4. электронная (пластиковые карты).

Основные функции денег:

  1. средство обращения;
  2. мера стоимости;
  3. средство накопления;
  4. средство платежа.

Основные свойства денег:

  1. ликвидность;
  2. разменность;
  3. защищенность;
  4. инфляция.

Инфляция — процесс обесценивания денег в условиях повышения количества денег над количеством реальных благ; имеет несколько видов. Для нормального функционирования экономики необходимо использовать форму лу количества денег.

1.        Вводная часть.

В вводной части учитель должен разобрать столкновение двух точек зрения на торговлю, обмен. Одни считают, что в торговле ценности не создаются, а только перераспределяются. Другие — что обмен создает истинные ценности так же, как и производство.

  1. Обмен. Виды обмена.

Обмен возник на заре развития хозяйствования чело века. Еще у древнейших общин появилась необходимость в обмене. Пройдя тысячелетия истории, обмен несколько раз видоизменялся.

а) Натуральный обмен — обмен реальными конкрет ными благами. Формула обмена:

Благо А = Благо В.

Главным неудобством натурального обмена был многоступенчатый обмен

(Благо А -- Благо В--  Благо С)

и трудности сравнения разноценностных благ. Благо А =/= Благу В.

Во избежание этих трудностей человечество перешло к натурально-денежному обмену.

б) Натурально-денежный обмен — это обмен с помо щью универсального, реального блага, пользующегося всеобщим спросом (так, в Древней Руси роль универсального блага играли шкурки белок и куниц, а в Древнем мире — волы и т. п.). Формула обмена:

Благо А = универсальное благо = Благо С.

Главным неудобством подобных «предденег» была их некомпактность, неделимость, недолговечность. Поэтому человечество изобретает денежный обмен.

в) Денежный обмен — обмен с помощью универсаль ных символов благ. Деньги, или денежные знаки, не имеют реальной стоимости, они не могут удовлет ворить конкретных потребностей человека, но они символы всех благ. Формула обмена:

Благо А = Деньги = Благо В.

Денежный обмен лишен недостатков прежних обменов, но требует взаимной договоренности в рамках общества признавать денежные символы. В процессе воспитания та кого доверия деньги постепенно меняли свою форму.

  1. Монетарная форма — переходная форма, ибо монеты одновременно носители реальной стоимости (цен ность металла) и номинальной стоимости (отчека ненной на монете). Подобный дуализм гарантиро вал владельцев монет от кризисов недоверия и
    денежных реформ.
  2. Купюры. Бумажные деньги изобретены в XVII веке (в России появились в XVIII веке). Долгое время использовались параллельно с монетами из драгме таллов. Инициатива введения бумажных денег при надлежала государству, ибо эта форма позволяла
    инвестировать некоторые проекты с помощью «пе чатного станка». Интересно, что в условиях инфля ции и кризиса доверия к купюрам государство не редко возвращалось к монетарной форме (серебря ный рубль в реформе Канкрина середины XIX века, золотой червонец в реформе Витте конца XIX века в России).
  3. Безналичная форма. Получила развитие в XIX—XX веках в форме чеков, кредитных карт и книжек и т. д. Существует параллельно с купюрами.
  4. Электронная форма. Быстро развивается в современ ном мире. Пластиковые карты — почти совершен ные деньги, ибо малы и легки, гарантированы от краж, от потерь. Главным недостатком в России пока является их малая ликвидность из-за неразвитой сети безналичной торговли.

  1. Функции денег и свойства денег.

Современные деньги выполняют сразу несколько важных функций.

а)        Деньги есть средство обращения, т. е. деньги играют роль посредников в обмене благ (продавая продуты своего труда за деньги — зарплату, — человек покупает продукты труда другого человека).

б)        Деньги есть мера стоимости, т. е. мера сравнения благ, различной ценности. Деньги выражают сто имость благ в цене.

в)        Деньги есть средство накопления. Пользуясь стабиль ностью денег, их можно копить, в отличие от реаль ных благ. Например, садовник, разводящий цветы, не может копить ценности в благах (цветы вянут), но может в деньгах (они не портятся). Правда, эффективность накопления в деньгах ограничена уров нем инфляции.

г)        Деньги есть средство платежа. С их помощью мы оплачиваем многочисленные услуги, которыми по стоянно пользуемся.

Для успешного выполнения своих функций деньги обладают рядом свойств.

а)        Ликвидность — способность беспрепятственного об мена на благо.

б)        Кратность — возможность размена купюр и монет.

в)        Прочность — сопротивляемость физическим воздей ствиям.

г)        Защищенность — спецзнаки для защиты от подделок.

Каждое из свойств можно проиллюстрировать занима тельной историей из многообразного опыта жизни.

Ликвидность. Рассказывают, что в момент гибели «Ти таника» один из миллионеров предлагал тысячи долла ров за место в лодке, но офицеры, спасающие детей и женщин, отказали ему в получении блага. Деньги, еще час назад решающие на лайнере все, потеряли свою лик видность в условиях катастрофы.

Разменность. Рассказывают, что в 50-х годах в московских трамваях по утрам ездил «честный заяц». Кондукторам он каждый раз протягивал тысячерублевую купюру никто не мог дать ему сдачи. Таким образом он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались

со средствами  и не разменяли ему банкноту.

    Прочность. Рассказывают о «добросовестном» банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. Руко водство банка несколько лет умилялось бережливости кассира, пока не узнало, как кассир ежедневно втирал в ткань золотую пыль с монет, получая при сжигании ска терти грамм золота. За 10 лет «добросовестного труда» кассир прикарманил 3 кг золота!

Защищенность. Говоря о защищенности, лучше один раз увидеть, чем услышать. Поэтому учитель раздает (де монстрирует) купюры (макеты купюр) с заданием найти как можно больше степеней защиты. Можно устроить аук цион открытий. Побеждает тот, кто назовет последний защитный признак.

Например: водные знаки, магнитная лента, цвет печа ти, индивидуальный номер, микропечать, выпуклая пе чать, угловые буквы на ленте, цветные волоски на бума ге, детали банкнотных рисунков, знаки для слепых.

  1. Инфляция. Формула количества денег.

Помимо обозначенных свойств у денег, а точнее у денежной системы есть еще одно важное свойство — инфляция.

Инфляция — обесценивание денег, повышение цен, свя занное с превышением количество денег над количеством производимых благ.

Деньги и в монетах, и в купюрах, и в безналичном виде — символы реальных благ. Поэтому их количество не должно превышать количество производимых товаров. Равновесие Денежных символов и благ выражено в формуле:

MV= PQ,

где М — количество денег, V — количество оборота денежной единицы, Р — средние цены, Q — количестве произведенных благ.

Однако в условиях блиц-кризиса даже соблюдение этого отношения не гарантирует защиту от инфляции, т. к. при резком сокращении производства трудно быстро

изъять из обращения, хранения денежные знаки. Поэт страны стараются иметь резервный золото-валютный запас  (ЗВЗ). В идеале:

MV= PQ= ЗВЗ.

В условиях кризиса и снижения PQ правительство тратит резервы на покрытие товарного дефицита. Так, при кризисном сокращении производства на 50% —

MV-0,5PQ + 0,5 ЗВЗ.

В условиях подъема производства государство может пополнить ЗВЗ.

Феномен инфляции имеет богатую историю. Учитель может обратиться к историческим фактам.

Первым крупным инфляционным эксцессом в России был Медный бунт 1662 года. Пытаясь профинансировать русско-польскую войну, двор Алексея Михайловича стал выпускать дополнительные монеты с пониженным содер жанием серебра. Результатом стало повышение цен, паде ние уровня жизни и бунт в Москве.

Более активно пошел процесс инфляции во времена Екатерины Великой, которая инициировала выпуск бу мажных денег в России.

В XIX веке Россия дважды принимала кардинальные меры к сокращению инфляции: реформа Е. Канкрина в 1839 году, в результате которой был выпущен «серебря ный рубль»; реформа С. Витте в 1897 году, давшая госу дарству «золотой червонец».

В XX веке бурная история России предопределила не стабильность денежной системы. Дважды, в начале 20-х годов и в начале 90-х, Россия достигала гиперинфляции. С обесцениванием денег боролись и введением твердого курса (1925 год отмечен введением «советского червон ца»), и денежными реформами (1947, 1961), и конфискационными мерами (обмен 50- и 100-рублевых купюр в 1991), и деноминацией (1998 год).

Главным показателем инфляции является темп инфляции, т. е. процент обесценивания денег за год. По темпам инфляцию делят на:

  1. нулевую инфляцию. ТИ = 0%. Несмотря на столь благополучный показатель такая инфляция вредит экономике, ибо не стимулирует граждан вкладывать сбережения в инвестиции. При ТИ, равной 0%, на дежнее хранить в «чулке»;
  2. здоровую инфляцию. ТИ = 0%—3%. При развиваю щемся производстве такая инфляция позволяет ком пенсировать повышение цен повышением зарплаты и стимулирует вклады населения для сохранения своих сбережений;
  3. инфляцию. ТИ = от 4%. Подобные темпы инфляции не разрушают экономику, но ведут к долговремен ному существованию населения в условиях сниже ния уровня жизни;
  4. гиперинфляцию. ТИ = 20% в месяц. Такие темпы ведут к полному подрыву доверия к денежным символам и разрушению денежной системы. Участ ники рынка в условиях гиперинфляции быстро переориентируются на древние формы обмена, на пример бартер.

Самым ярким историческим примером гиперинфляции была инфляции в Германии после Первой мировой вой ны. Темп инфляции шел не на годы и месяцы, а на дни и часы. Появилось понятие утренние, дневные и вечерние цены, и ценники переписывались трижды в день. Стои мость 1$ была равна 27 000 000 000 000 000 000 маркам.

                                 Закрепление.

 Игра «Инфляция».

Для прочного предметного усвоения понятия инфля ции можно провести игру «Инфляция», разработанную в США специалистами Национального совета по экономи ческому образованию и адаптированную для России спе циалистами МЦЭБО под руководством С. Равичева.

Первый тур

Объявить игровой аукцион на продажу блага (шоколадку, лимонад, торт и пр.);

Раздать ученикам символические денежные знаки в ко личестве X;

  1. разрешить объединение капиталов в микрогруппах;
  2. провести первый тур игры и зафиксировать цену продажи (примерно Р).

Второй тур

  1. Увеличить количество денег до ЗХ;
  2. выставить на аукцион точно такой же товар и с теми же условиями;
  3. зафиксировать цену продаж (примерно ЗР).

Третий тур

  1. Увеличить количество денег до 10Х;
  2. выставить на аукцион точно такой же товар и с теми же условиями;
  3. зафиксировать цену продаж (примерно 10Р).

                                Вывод урока.

  1. подвести итоги, обнаружив связь между М (количеством денег) и Р (ценой);
  2. это иллюстрация формулы М V = PQ.

Домашнее задание:  повторение пройденного материала.