Конспект урока по теме:: «Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная), рыночная. Смешанные экономические системы. Экономические институты и стимулы».

Бубенко Елена Петровна

На уроке учащиеся знакомятся с типами экономических систем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_ekonomicheskih_sistem.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная),

             рыночная. Смешанные экономические системы. Экономические институты и

             стимулы».

Цель:Образовательная: рассмотреть способы решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов.

Воспитывающая:предполагает формирования у школьников понятия о том, что такое типы экономических систем, экономические институты.

Развивающая: предполагает развитие интереса учащихся к предмету.

                                Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания (опрос).

3. Объяснение нового материала.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Традиционная экономика (расположена в удаленных районах). Продукты и услуги не изменяются в течении сотен лет.

Командная экономика. Основными характеристиками являются государственная собственность на основные экономические ресурсы и централизованное планирование в качестве координационного механизма. Одним из отличий традиционной экономической системы от командной является то, что последняя базируется преимущественно на разделении труда в обществе, тогда как первая основывается, главным образом, на натуральном хозяйстве.

Рыночная экономика - это система хозяйствования, при котором действия многих покупателей и продавцов, складываясь определяют ответы на вопросы: Что? Как? Кто? Одним из компонентов рыночной экономики является частная собственность (право отдельных людей и фирм владеть средствами производства). Главной движущей силой в рыночной экономике является преследование собственного экономического интереса. Потребители хотят так потратить свои деньги, чтобы получить от этого наибольшее удовлетворение. Производители стремятся к максимизации прибыли. Рабочие желают продать свой труд подороже и получить лучшие условия труда. Владельцы денежных сбережений стараются разместить их под более высокие процентные ставки. Во всех случаях движущей силой является личный интерес.  

Смешанная экономика. Считается, что высококонкурентная рыночная экономика, и, основанная на частной собственности и имеющая мощный механизм цен, способна достаточно эффективно использовать и распределять экономические ресурсы по отраслям, без помощи государства. Тем не менее конкуренция – это основа рыночной экономики – в значительной степени ослаблена во многих отраслях производства. Это означает, что немногочисленные продавцы могут искусственно сдерживать увеличение объема производства и повышать на эту продукцию цену. В этой ситуации государство выступает в очень важной роли – защитника конкуренции. Оно контролирует деятельность крупных предприятий:

1. Запрещает любые соглашения между ними, ведущие к повышению цен и т.д.

2. Неравенство в распределении доходов, к которым приводит рынок.

Государство проводит активную экономическую политику, направленную против безработицы и инфляции.

                                ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

1. В экономике Индии существуют элементы традиционной экономической системы.

Ответ: да.

2.  Свобода предпринимательства и выбора является важной характеристикой командной экономики.

Ответ: нет.

3. Что точнее всего отражает экономическую систему России?

А) командная экономика;

Б) рыночная экономика;

В) переходная экономика;

Г) традиционная экономика.

Ответ: (В).

4. В стране частные фирмы могут производить товары и услуги любым законным способом. В этой стране:

а) рыночная экономика;

б) традиционная экономика;

в) командная экономика;

г) ничего из выше перечисленного не подходит.

Ответ: (а).

5. Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция является основой:

а) любой экономической системы;

б) традиционной;

в) командной;

 г) рыночной.

Ответ: (г).

                                ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1. Конспект урока.

2. Особая роль мотива прибыльности в рыночной экономике заключается в том, что он:

а) заставляет производителей изготовлять то, в чем нуждаются покупатели;

б) заставляет покупателей покупать то, что изготовляют производители;

в) удерживает людей от риска;

г) подрывает суверенитет потребителя.

Ответ: (а).