Интегрированный урок Экономика + Химия

Присталов Михаил Юрьевич

Одним из сюжетов (но не единственным!) стали идеи Д. Менделеева. Почему именно его? Потому что и он сам, и его Система позволяют сильно расширить круг проблем (а значит, и разговора). Самое любопытное в случае с Менделеевым, – сколь актуальными оказываются многие его размышления. Речь не идет об их неоспоримости, – важна именно современность этих соображений. Приведем примеры «переклички» Менделеева с нашими проблемами и прокомментируем некоторые его идеи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок. Экономика + Химия   Актуальность Менделеева. Менделеев сегодня

Учитель экономики М. Присталов

Учитель химии Л. Березина

Часть I. МЕНДЕЛЕЕВ

Энциклопедизм Д.И. Менделеева.

Труды: от воздухоплавания и расчета оптимальной формы корпуса ледокола до «Толкового тарифа» и теории колебания весов.

Нацеленность на самые трудные, глобальные проблемы науки.

Судя по дневниковым записям начала 1860-х гг., Менделеев подумывал о том, чтобы как-то приобщиться к заводскому делу. Но затем он от этой идеи отказался. Почему?

Не хотел порывать с чистой наукой? Хотел сохранять возможность участия и влияния на предпринимательство, не будучи «заинтересованным» лицом?

Докторская диссертация «О соединении спирта с водой».

Легенда о создании Менделеевым 40-градусной водки. Ни в рабочих записях Менделеева, ни в тексте его диссертации нет даже намека, что его интересовали растворы спирта в воде, хотя бы близкие к «идеальной» концентрации 33,4% по массе (то есть 40˚ по объему).

В приобретенном имении Боблово Менделеев проводит исследования по агрохимии и сельскому хозяйству. Он перестраивает имение, закупает сельскохозяйственные машины и т.д.

Ведущими идеями Менделеева-экономиста были идеи ускоренной индустриализации империи и преобладание реального образования над классическим.

По мысли Менделеева, необходимо увеличить «число и качество потребностей» российского населения, что может происходить только через развитие несельскохозяйственных видов промышленности.

Изучение Менделеевым результатов «первой планомерной общей русской Переписи 1897 года» привело его к неутешительному выводу – в стране при обилии и интенсивном росте населения в сфере производства занята незначительная (по сравнению со странами Запада) часть трудоспособных граждан, всего – 23% (в тогдашних Западной Европе и США – до 40%). По мысли Менделеева требовались индустриализация империи и модернизация народного образования.

Менделеев подчеркивал необходимость проведения политики «рационального протекционизма», резко выступая против распространенного в то время взгляда, по которому «России следует быть только чернорабочим, поставляющим сырье на рынки, отпускающие промышленные товары».

Весьма актуально звучит мысль Менделеева о том, что чрезмерное увлечение «биржевыми или банковскими играми», не связанными с реальным сектором экономики и способствующими лишь усилению имущественного и социального расслоения общества, только вредит реформированию экономики страны.

Одним из главных оппонентов Менделеева среди «беллетристов» стал Лев Толстой, в романах которого железная дорога служила устойчивым символом зла.

Споры о том, быть ли России страной земледельческой или промышленной принимали подчас весьма острый характер.

В ноябре 1892 г. Менделеев принимает предложение Витте занять должность «ученого хранителя» Депо образцовых мер и весов. К сер. 80-х метрология как наука о точных измерениях и эталонах приобрела большое практическое, общегосударственное значение. Менделеев начал свою работу с воссоздания новых «прототипов» основных мер длины и веса и их копий и тщательной сверки их с европейскими эталонами.

Основная идея Менделеева – необходимость развития национальной промышленности.

Возможные меры: внутренние инвестиции, привлечение иностранного капитала и грамотная таможенная политика («рациональный протекционизм»). Менделеев был одним из авторов российского Таможенного тарифа 1891 года.

Страна «сидела» на сырьевой игле. Газ еще не начали разрабатывать, но зато вывозили уголь, зерно, которое экспортировали даже в голодные годы.

Каменный уголь из Донбасса везли за границу по южной дороге. А по северной уголь ввозили в Петербург из-за рубежа! Так происходило из-за неразвитости инфраструктуры, не было железных дорог.

Возражавшие Менделееву говорили: Россия – крестьянская страна, 80% (по другим оценкам – 72%) населения – крестьяне, в основном бедные. Более того: крестьянство дремучее, малограмотное, суеверное. Профессор А.И.Чупров спрашивал: кто будет покупать «промышленные произведения»?

Если в целом Менделеев считал себя постепеновцем, то в вопросе индустриализации он стоял за форсированное развитие. Но в России можно было развивать одно только за счет чего-то другого – на все сразу просто не хватало денег. Поэтому Менделеев призывал Витте в начале 20 века (когда был кризис в сельском хозяйстве, разгорались крестьянские восстания) не выделять большие деньги на развитие сельского хозяйства, а инвестировать их в развитие промышленного производства. Почему? Схема была простая: когда будут заводы, избыток населения будет зарабатывать на заводах.

Реальные цифры говорили другое. Артели не прививались в России. Очень малое количество обедневших крестьян шло на заводы и фабрики – а в основном шли в прислугу, на случайные заработки. И главное: крестьянская масса отвергала городской образ жизни в принципе.

Из всех царей Менделеев больше всего уважал Александра III: «Шуму и блеску не было, а совершались же дела важные и трудные».

(Возможный учебный проект. «О человеке по его симпатиям и вкусам». Составляем портфолио политических (литературных и прочих) пристрастий различных ярких персонажей)

Менделеев считал, что надо резко сократить классическое образование в пользу реальных училищ. Система образования должна соответствовать потребностям страны. Он считал, что необходимо давать школьникам физику, химию, математику – то, что найдет применение в жизни. А кто захочет, тот изучит Аристотеля или Платона.

Важны идеи Менделеева о непрерывном образовании. Необходимо сделать так, чтобы человек мог заработать на хлеб, независимо от степени образования. И чтобы у него была возможность продолжить образование. По законам Российской империи, ученик, заканчивающий гимназию, мог поступить в университет. А диплом реального училища лишь «принимался в соображение».

Страна на рельсы индустриализации может встать только за счет так называемого «третьего сектора»?

Менделеев считал, что можно потянуть за одну ниточку – и вытянуть весь клубок экономических проблем России.

Русско-турецкая война разорила Россию чуть ли не до банкротства. Химическая промышленность сильно отставала. Во время Первой мировой войны Россия закупала за границей все – вплоть до ружей и свинца для пуль. Для производства взрывчатых веществ (тротила, тола) нужен бензол, а бензол получали из кокса. Коксующиеся угли были в Донецком бассейне, но печей, которые бы улавливали бензол, до войны с Германией было мало. Бензол завозили из царства Польского, но во время войны этот путь был отрезан. В.Н.Ипатьев сумел организовать производство бензола в Донбассе.

Менделеев был последовательным сторонником промышленного развития Донецкого угольного бассейна, который позднее, на рубеже 19-20 вв., стал важнейшей «точкой роста» экономики России.

Менделеев был одним из тех, кто стоял у истоков создания нефтехимической отрасли России.

Очень современно звучит требование Менделеева не облагать непомерными налогами те ростки бизнеса, которые лишь начали развиваться: «Всякое начинаемое в стране производство, как детство и юность, требует до возмужания особой поддержки и покровительства». Отсюда Менделеев говорит о необходимости таможенной защиты и о льготном налогообложении.

Весьма актуально предложение Менделеева, чтобы крупные промышленники не оказывали влияние на решения правительства. Мелкие предприятия легче аккумулируют капитал и лучше управляемы.

Менделеев призывал не бояться иностранных инвестиций.

Зерновые занимали около 50% в общей структуре экспорта России. Но еще и перед началом Первой мировой войны среднее производство зерна на душу населения в России (26 пудов с десятины) значительно отставало от аналогичного показателя для других крупных производителей и экспортеров: США (48 пудов/дес.), Аргентины (68), Канады (78).

«Россия, - писал Менделеев в «Толковом тарифе», - продает не избытки своего хлеба, а хлеб, ей надобный и могущий в ней найти свое применение и свое потребление… Для добычи хлебного экспорта распахивается все, что можно, хозяйство не улучшается, а только расширяется…»

«Меркантилисты кланялись … золотому тельцу», писал Менделеев, но это время безвозвратно ушло, – «оно и не воротится, потому что вся сила, бесспорно, не в нем, а в труде… Тут Адам Смит разобрал дело в корнях». Острие своей критики Смит направил против ограничений и стеснений, мешающих проявлению частной инициативы, способствующих установлению монополий и ограничению конкуренции. Эти преграды объяснялись им прежде всего государственной политикой, проводимой в духе меркантилизма. На протяжении всего 19-го века для значительной части «образованной публики» вопрос о выборе правильной экономической политики сводился к вопросу о выборе между фритредерством и его противоположностью – протекционизмом, между всемерной свободой рынка, снятием всех внешних и внутренних барьеров и защитой экономики страны бастионом таможенных пошлин, между новым и старым, прогрессом и упадком.

Не была исключением и Россия: первая попытка построить регулирование внешней торговли на началах экономического либерализма была предпринята уже в 1782 году. Она прервалась с началом борьбы с революционной Францией. Но после поражения в Крымской войне и наступившей после смерти Николая I «оттепели» эти идеи в России восторжествовали.

Однако уже вскоре после своего появления доктрина экономического либерализма стала вызывать ответную реакцию. В частности, в России против ее безоглядного применения выступал адмирал Н.С.Мордвинов (1754 – 1845).

Важную роль в освоении Севера России Менделеев отводил транспортному пути через льды Полярного бассейна. По мнению ученого, эта задача представляла собой интерес, «захватывающий сразу и науку, и технику, и промышленность, и торговлю».

В конце 1870-х гг. Менделеев отдавал много времени изучению сопротивления среды. Именно тогда им была высказана мысль о необходимости постройки опытового бассейна для испытания судов.

Менделеев полагал, что в будущем морской путь в СЛО будет проходить в высоких широтах, и поэтому надо начинать изучение Центральной Арктики. Указывал он и на сквозной путь вдоль побережья СЛО, считая его каботажным.

Менделеевым и К° была спроектирована специальная конструкция – «противокачательная цистерна», которую установили в средней части ледокола. Конструкция представляла собой две бортовые цистерны общей вместимостью 80 тонн, в которых перемещалось 40 тонн воды, свободно переходящих с борта на борт.

Менделеев придавал большое значение средствам обеспечения экспедиции – судам, подрывам льда и снаряжению. Менделеев намечал использовать в качестве одного из средств достижения высоких широт подводное судно.

Цель – открытие в высоких широтах СЛО Северного морского пути.

Одна из причин сдержанного отношения к Периодическому закону Менделеева – маргинальность самой проблемы классификации химических элементов, которая считалась более натурфилософской, нежели собственно научной. Не случайно, из 12 главных предшественников Менделеева, занимавшихся этой проблемой, шестеро были немцами, то есть представителями той части европейского научного сообщества, которая в первой половине XIX века испытала на себе наибольшее влияние натурфилософских концепций, например, Иенского натурфилософского романтизма.

Менделеев выступал за «теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается … и имеет все задатки … стать могущественнейшей мировой державой».

Великий Сибирский железнодорожный путь строили очень быстро («за счет парижской биржи», то есть французских кредитов).

Открытие критического состояния вещества.

Менделеев занимался исследованием зависимости поверхностного натяжения от температуры. В мае 1860 г. он поставил опыты с жидким хлоридом кремния в запаянных трубках, приведшие к обнаружению «абсолютной температуры кипения», при которой мениск между жидкостью и газом исчезает, и система становится однородной газожидкостной смесью. При этом, как правильно отмечал Менделеев, должны обращаться в нуль поверхностное натяжение и теплота испарения.

Однако открытие критической точки связывают с именем Эндрюса.

Сделанное Менделеевым открытие имело первостепенное значение. Можно без преувеличения сказать, что проблема критического состояния оставалась одной из центральных в физике на протяжении XX века, причем это касалось как теории (по выражению В.Л.Гинзбурга, теория критического состояния – «Эверест теоретической физики»), так и эксперимента, включая практические приложения в энергетике (использование критических смесей в парогазовых турбинах). Узловой вопрос теории формулируется так: если в критической точке разница между свойствами фаз исчезает, то, по какому закону? В окрестности критической точки ввиду малости отклонений можно постулировать его в виде степенной зависимости, но тогда проблема переводится в плоскость критических индексов.

Мы привыкли, что термодинамика определяет остов задачи, а статистическая механика наполняет его деталями (силами, потенциалами и т.п.), позволяющими делать расчеты. Налицо движение от общего к частному. В данном же случае происходит скорее наоборот.

Самое любопытное в случае с Менделеевым, – сколь остро актуальными оказываются именно сегодня многие его размышления. При этом речь не идет об их неоспоримости (некоторые чрезвычайно дискуссионны). Важна именно современность («свежесть») этих соображений.

По мысли Менделеева, необходимо увеличить «число и качество потребностей» российского населения через развитие несельскохозяйственных видов промышленности. Здесь интересен тот выраженный кейнсианский мотив, который является движителем всей современной экономики. Рост доходов значительной части российского населения в «нулевые» годы послужил возгонке некоторых промышленных отраслей (например, строительной, автомобильной, некоторых услуговых сервисов и т.д.). В то же время для российской ситуации характерен своеобразный «эффект дохода», когда по мере роста доходов ускоренными темпами растет спрос на импортную продукцию (поскольку отечественная, например обувная, не удовлетворяет растущим требованиям покупателя). Возникает парадоксальная ситуация, когда растущие доходы населения не раскручивают отечественную экономику, а, напротив, «уходят» из нее. Это отчетливо проявилось в том, что в «золотые» годы высоких нефтяных цен положительное сальдо торгового баланса стремительно сокращалось. Значима здесь проблема и, остающихся низкими, доходов существенной части россиян, в свою очередь, влекущая хроническую бедность многих регионов (куда бизнесы зачастую не приходят именно по причине низкой покупательской способности населения).

По мысли Менделеева неотложно требовались индустриализация империи и модернизация народного образования.

Идеи Менделеева о модернизации образования оказываются донельзя востребованными в XXI веке. Особо важны они именно для России, с учетом остающегося еще весьма высоким уровня ее человеческого капитала и качества научных школ (требующих неотложных мер по их поддержке); стратегического демографического кризиса и внутренней миграции, обезлюживающей, «оголяющей» целые регионы (когда ресурс «дешевой» рабочей силы уже исчерпан, а для культурной ассимиляции возможных внешних мигрантов – например, китайцев – требуется мощная, креативная, подвижная культура); малой диверсификации российской экономики.

Замечательно проницательными являются идеи непрерывного образования (это коренная черта современного образования, требующего тотального порыва к обновлению, развитой «техники» отказа от устаревшего знания), «привязанности» к конкретным, насущным потребностям реальной экономики (система образования должна соответствовать потребностям страны).

Любопытно отношение Менделеева к авторскому праву.

Как известно, Менделеев пренебрегал патентными правами, полагая, что достижения духа и мысли должны работать на всё человечество (здесь внятны демократичность и космополитизм Менделеева как мыслителя).

Одна из острейших коллизий современности: фронтальная борьба против пиратства и, в то же время, ширящееся движение за свободные форматы.

Менделеев подчёркивал необходимость проведения политики «рационального протекционизма».

Современно звучит требование Менделеева не обременять чрезмерными налогами развивающийся бизнес: «Всякое начинаемое в стране производство, как детство и юность, требует до возмужания особой поддержки и покровительства» (своего рода «налоговые каникулы»).

Менделеев говорит не только о льготном налогообложении, но и о необходимости таможенной защиты.

«Россия, – писал Менделеев в «Толковом тарифе», – продает не избытки своего хлеба, а хлеб, ей надобный и могущий в ней найти свое применение и свое потребление… Для добычи хлебного экспорта распахивается всё, что можно, хозяйство не улучшается, а только расширяется…»

Дело в том, что во времена Менделеева Россия (как и сегодня) являлась экспортоориентированной и весьма зависящей от экспортных поступлений державой. Только место сегодняшней нефти занимали зерно и лён (а главным их покупателем была Англия).

Рассуждение Менделеева интересно накладывается на современную ситуацию. Нередко высказывается мысль, что Россия не должна бросать все силы на развитие международных газовых коммуникаций, а обратиться к развитию внутреннего рынка (многие области до сих пор остаются негазифицированными), – таким образом, ресурс дешёвого сырья не используется собственной экономикой в полной мере, способствуя в то же время росту конкурентоспособности других (например, китайской) экономик.

Во многом благодаря Менделееву была заложена основа российской инженерной школы. Так что мощный индустриальный прорыв первых советских пятилеток укоренён в устроении интеллектуального и практического пространства дореволюционной России.

Ратовал за освоение Дальнего Востока.

Идея строительства железных дорог на Урале (Омск – Тобольск – Пермь).

Даже, казалось бы, маргинальные идеи Менделеева сегодня могут обретать современное звучание. Так, он был горячим поборником организации широкого производства цемента в России. В то же время, высокие (особенно, сравнимо с Китаем) цены именно на цемент являлись до последнего времени одной из главных причин сдерживания размаха строительства в России. Здесь важно добавить, что эти «завышенные» цены, главным образом, объясняются существованием в России «цементной» олигополии. Российская экономика вообще отличается высокой степенью монополизации и олигополизации (достаточно упомянуть «бензиновую» олигополию).

Характерно, что Менделеев выступал за уменьшение возможностей крупных промышленных и финансовых группировок влиять на решения правительства. А ведь именно сращение бюрократии и крупного бизнеса является главной причиной высокой коррумпированности и монополизированности экономики России.

В области производственной деятельности Д.И.Менделеев отдавал приоритет промышленному производству, при этом он ставил на первое место необходимость развития обрабатывающей промышленности. А именно создание добавленных стоимостей характеризует сегодня высокоразвитые мировые экономики. В случае продажи Россией тех же нефти или леса заметно недоиспользование ею возможностей создания продуктов с высокой добавленной стоимостью, продуктов высокой степени передела.

Существенно, что создание добавленной стоимости предполагает высокую степень интеллектуализации экономики, наличие высококвалифицированной рабочей силы. Мы вновь отмечаем образовательные тренды постиндустриальной экономики и необходимость для России (в связи с исчерпанием ресурса дешёвой рабочей силы) увеличивать интеллектуальную составляющую продукции.

Обрабатывающей промышленности присущ выраженный мультипликативный эффект. Стоит отметить однако, что наибольшие добавленные стоимости создаются сегодня все-таки не в промышленности, а в сфере услуг.

Лишь через 60 лет стала известна не опубликованная при жизни Менделеева статья «Какая же Академия наук нужна в России?». Эта тема очень актуальна.

Менделеев говорит о гласности работы академии, о прямом контроле над ней со стороны общественности, о несовершенной системе выборов, когда членами академии становятся в результате сговоров, давления извне, закулисной возни. Менделеев требует оплаты только за труд, а не за чин, настаивает, что нельзя директоров институтов автоматически выбирать в академики.

З.Оскотский: «Кажется, нигде в мире, кроме СССР, научный титул не давал пожизненной ренты. Везде считали, что заработком ученых и инженеров должна быть оплата результатов их деятельности, а не степени, звания и т.п. Так, член Королевского общества Великобритании, – титул, соответствующий нашему академику, – не только ничего не получает за свое звание, но сам платит взносы этому обществу».

Менделеев выступал за «теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается … и имеет все задатки … стать могущественнейшей мировой державой». Говоря современным языком, Менделеев выступал за диверсификацию международных связей России.

Пожалуй, именно это является сегодня самой важной задачей для России в ее международных отношениях. Причем дело не сводится лишь к созданию устойчивой и чуткой системы противовесов, позволяющей сохранять политическую, экономическую и иную независимость через включение в разнонаправленные и разномасштабные альянсы. Речь идет о гораздо более значительной цели. Для того чтобы в условиях вызывающей экономической ассиметрии своих западной и восточной частей, инфраструктурного упадка востока страны, тяжелых демографических проблем Россия могла сберегать себя как целостное пространство, она должна попытаться использовать свою сложность (громоздкость и обширность) как козырной ресурс. Интересно, что именно постиндустриальный мир такую возможность предоставляет.

В постиндустриальном глобальном мире нарастает ценность связей, коммуникационных каналов, эффективных логистических контуров. Притом, с учетом сложности этих каналов (существующих в пространстве, насыщенном самыми разными проблемами – террористические угрозы, контрабанда и т.д.) важной является минимизация «шумов», помех, которая возможна, когда к обладанию каналом причастно ограниченное число контрагентов.

Россия располагает великолепным транзитным ресурсом и может быть своего рода «мировым мостом» (не только став физической скрепой, но и «вспомнив» о даре «всемирной отзывчивости» своей культуры). Но для этого она должна освободиться от смешанного синдрома обиженности и надменности.

Менделеев выступал с резкой критикой закона народонаселения Т.Мальтуса, считая, что развитие агрокультуры и внедрение в сельскохозяйственное производство более совершенной техники, способно обеспечить значительный прирост продукции аграрного сектора экономики, достаточный для пропитания растущего населения.

Мальтузианские мотивы до сих пор актуальны в алармистских движениях нашего времени (и даже для респектабельных мыслителей вроде П.Капицы и деятелей Римского клуба). Заметим, что сегодня прирост аграрной продукции возможен в основном не за счет селекционной работы, а через развитие генной инженерии.

Важную роль в освоении Севера России Менделеев отводил транспортному пути через льды Полярного бассейна. По мнению ученого, эта задача представляла собой интерес, «захватывающий сразу и науку, и технику, и промышленность, и торговлю».

Вообще для Менделеева характерно предельно современное стремление нащупывать скрестья самых разных проблем, «стыки мира».

Освоение Северного морского пути является одной из самых амбициозных и перспективных задач для сегодняшней России.

Менделеев в вопросе индустриализации стоял за форсированное развитие. Возможные меры: внутренние инвестиции, привлечение иностранного капитала и грамотная таможенная политика («рациональный протекционизм»).

Очень злободневна мысль Менделеева о том, что чрезмерное увлечение «биржевыми или банковскими играми», не связанными с реальным сектором экономики и способствующими лишь усилению имущественного и социального расслоения общества, только вредит реформированию экономики страны.

Одной из приоритетных целей стала для Менделеева борьба за отмену откупной системы на российских нефтяных промыслах: «Препятствия нефтяному делу, в сущности, лежат в эксплуатации нефтяных источников». В другой работе Менделеев подчеркнул: «При акцизе или откупе на нефть нельзя было говорить о свободной конкуренции, о широком развитии дела, о существенных технических улучшениях...».

«Моё личное мнение идёт против всякого налога не только на нефть, но и на керосин, какой бы он ни был... Налог стесняет промышленность, потому что добыватель и фабрикант обращают его на потребителя, и потребление уменьшается. Во всяком случае, от налога получится для промышленности... стеснение и вместо развития – остановка».

Мысли Менделеева относятся к эпохе перехода России от преимущественно аграрного к индустриальному экономическому строю, а сегодняшняя Россия переходит от индустриальной эпохи к эпохе информационной.

Одним из заданий для следующих фраз может быть расстановка предполагаемого времени (или временного интервала) высказывания (приводимого, разумеется, без указания авторства).

«Труду принадлежит будущее, ему воздадут должное, нетрудящиеся будут отверженными – и печальная, очень крупная ошибка многих новейших учений состоит именно в смешении работы с трудом, рабочего и трудящегося... Работу можно дать, к работе принудить, присудить, труд – свободен был и будет, потому что он по природе своей волен, сознателен, духовен... Работа не творит, она есть только видоизменение единых сил природы... Небывалое, действительно новое делает лишь труд; его нет в природе, он в вольном, духовном сознании людей, живущих в обществе».

«Труд непременно обусловливается полезностью совершаемого не для одного себя, но и для других...». И художник, и священник, и чиновник, и учитель «могут или просто работать, или действительно трудиться, смотря по тому, для чего и что они делают, любят ли дело, дают ли другим нужное».

Пекка Химанен утверждает, что в информационном обществе труд оказывается уже не долгом и обязанностью, а наслаждением (joy), страстью (passion).

Линнус Торвальдс, создатель знаменитой операционной системы Linux, писал, что наслаждение работой было для него главным стимулом. Книга Торвальдса называется «Ради удовольствия» (Just for Fun).

М.Делягин: с появлением новых информационных технологий «рабочий носит ключевые средства производства в своей голове»; «роль принуждения стремительно съеживается, ибо человека можно принудить исключительно к рутинной, механической работе».

Д.И.Менделеев отстаивает идею о том, что равенство в нищете не ведет к прогрессу, а справедливая дифференциация доходов служит хорошим стимулом к производительному труду и предпринимательству.

«Могучая кучка», Вольное экономическое общество – THINK TANK.

М.Туган-Барановский: «Только в стенах Общества возможно непартийное объективно-научное дебатирование вопроса с целью всестороннего освоения его для самих членов общества».

Д.Менделеев, «К познанию России»

Капитал, в сущности, не что иное, как доверие, – не золото, а доверие, – потому что капиталов во много раз в мире больше, чем золота.

Для России, например, в деле производства рельс, потребных железным дорогам, весьма важно не только установить это производство в стране, но и платить за рельсы внутри ее, чтобы поддерживать своих, а не иностранных рабочих, ищущих труда, и чтобы не увеличивать задолженность в другие страны, что роняет курс и ставит страну в тяжелую зависимость от иных стран.

А.Аганбегян: На 1 тысячу кубов заготовленной древесины Россия производит конечной продукции в 3 раза меньше, чем США и Канада, и в 5 раз меньше, чем Финляндия и Швеция. По развитию обрабатывающих отраслей, нацеленных на глубокую переработку уникальных природных ресурсов России, и производству готовой продукции с высокой добавленной стоимостью почти ничего не сделано.

Ссылки:

http://www.spbumag.nw.ru/2008/03/6.shtml

http://philosophy.spbu.ru/1697/9129?print 

http://philosophy.spbu.ru/1697/9129 

http://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnichesk

http://esdek.narod.ru/14/mendeleev3.htm

http://vikent.ru/enc/6553/

http://www.klaipeda1945.org/nashi-gosti/mendele

http://www.spbumag.nw.ru/2004/08/5.shtml 

http://folioverso.ru/misly/29_11/mendeleev.htm 

http://www.mendeleev.nw.ru/economic/priority.ht

http://www.nameofrussia.ru/person.html?id=72&i

https://www.eg-online.ru/article/262887/

http://www.uzluga.ru/potr/...

Что такое узлы?

Это «точки напряжения», дискуссионные «перекрёстки». Заметим, что зачастую они не даны заранее. Говоря о многих вещах, мы именно и заняты поиском подобных узлов. Зачем? Чтобы сделать логичнее и прозрачней саму «логистику» смыслов. Чтобы не ехать из Петербурга в Псков через Биробиджан.

Вообще-то неплохой практикой стало бы систематическое обнаружение узловых (конфликтных, неоднозначных, открытых и т.д.) точек в учебных темах. Эта работа (нахождение «узлов», «точек разрыва») могла бы даже перерасти в отдельный курс («Сложные вещи»).

Часть II. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Анекдот: «У Менделеева была сложная семейная жизнь: его жена говорила, что на первом месте должны стоять жена и дети, а Дмитрий Иванович настаивал, что на первом месте стоит водород».

Учебный проект. Придумываем или находим анекдот для каждого элемента (и составляем интерактивную периодическую систему анекдотов).

Разные таблицы

Периодической системе Менделеева предшествовал ряд попыток систематизации элементов (октавы Ньюлендса, винтовой график Шанкуртуа, график Мейера). См. их обзор Левченков С.И. – Краткий очерк истории химии – Периодический закон. Его же История химии – РГУ (Биографические материалы, Хронология событий и открытий в химии и др.).

Интерактивная таблица – на http://ptable.com/.

Таблица Менделеева – периодическая система элементов + ... (http://periodic-table.ru/).

Специальные проекты – Телеканал «Наука 2.0». В рамках программы «Элементы Менделеева» социально значимые, известные люди доступно, с использованием графического оформления, представляют элементы таблицы и рассказывают об их использовании и назначении.

Подробнее (http://www.naukatv.ru/special_elements.html). См. также О современных тенденциях развития ... - Наука 2.0 (http://www.naukatv.ru/special_n20live_3.html).

Periodic Table Battleship - Teach Beside Me. Learn the Periodic Table of Elements in a fun way with Periodic Table Battleship. This game can be played even by kids who know nothing about the Periodic Table Yet. TEACHBESIDEME.COM

The Periodic Table of Elements Scaled to Show The Elements’ Actual Abundance on Earth (http://www.openculture.com/2015/10/the-periodic-table-of-elements-scaled-to-show-the-elements-actual-abundance-on-earth.html). WWW.OPENCULTURE.COM. When you learned about The Periodic Table of Elements in high school, it probably didn’t look like this. Above, we have a different way of visualizing the elements. Created by Professor William F. Sheehan at Santa Clara University in 1970, this chart takes the elements (usually shown like this) and scales them relative to their abundance on the Earth’s surface. In the small print beneath the chart, Sheehan notes “The chart emphasizes that in real life a chemist will probably meet O, Si, Al [Oxygen, Silicon and Aluminum] and that he better do something about it.” Click here (http://visual.ly/elements-according-relative-abundance) to see the chart — and the less abundant elements — in a larger format. Below we have a few more creative takes on the Periodic Table.

Идея Периодической системы может получать неожиданное воплощение. Периодическая таблица контент-маркетинга - Лайкни.

TV Tropes: Periodic Table of Storytelling - Design Through Storytelling.

Related Content: “The Periodic Table Table” — All The Elements in Hand-Carved Wood. World’s Smallest Periodic Table on a Human Hair. “The Periodic Table of Storytelling” Reveals the Elements of Telling a Good Story. Chemistry on YouTube: “Periodic Table of Videos” Wins SPORE Prize. Free Online Chemistry Courses

Владимир Спиваковский added 4 new photos. Откуда что берётся!? Например – химия? Перелом в советской школе произошел в 1936 году, когда вышло Постановление ЦК КПСС «О педагогических извращениях в системе Наркомпроса». В результате было решено, что обучение в школе должно строиться лишь на основе канонических н а у к. Всё бы ничего, но этих наук становилось всё больше, и они, наконец, заполонили собой всё, вытеснив здравый смысл, развитие личности, новые знания и практическое их применение. Например, курс х и м и и, утвержденный партией и правительством, был результатом политической конъюнктуры. Хрущёв объявил тогда х и м и з а ц и ю всей страны, и до сих пор с 7 по 11 классы два урока в неделю без реактивов дети смешивают щёлочи и кислоты на бумаге. Ждем, когда будет объявлена у м и з а ц и я всей страны. И начнётся она с поиска нового химического элемента УМ с атомным весом 100500. Вот так (см. фото по ссылке) выглядит таблица Менделеева «по-разному». А не только прямоугольничком.

Проект ЭЛЕМЕНТЫ

Ключевая идея – атомный вес:

Б.М.Кедров, «Творчество в науке и технике»: Периодической закон был открыт Менделеевым 17 февраля (1 марта) 1869 года. (Очень подробно об открытии этого закона рассказано в книгах Б.Кедрова «День одного великого открытия» и «Микроанатомия великого открытия»). На обороте только что полученного им письма он стал делать выкладки, положившие начало открытию. Первой такой выкладкой была формула хлорида калия КС1. Что она означала? Менделеев писал тогда свои «Основы химии». Он только что закончил первую часть и приступил ко второй. Первая часть завершилась главами о галоидах (галогенах), в число которых входил хлор (О), а вторая начиналась главами о щелочных металлах, к которым относился и калий (К). Это были две крайние, диаметрально противоположные в химическом отношении группы элементов. Однако они сближены в самой природе путем образования, например, хлористых солей соответствующих металлов, скажем, поваренной соли. Создавая «Основы химии», Менделеев обратил на это внимание и стал искать объяснение этому в близости атомных весов. У обоих элементов – калия и хлора: К = 39,1, С1 = 34,5. Значения обоих атомных весов примыкали непосредственно одно к другому, между ними не было других промежуточных значений, атомных весов других элементов. Два с лишним года спустя после открытия, подводя итоги разработки, Дмитрий Иванович отмечает, что ключом к периодическому закону явилась идея сближения между собой по близости количественной характеристики (атомного веса) элементов, качественно совершенно несходных между собой. Он писал: «Переход от О к К и т. п. также во многих отношениях будет соответствовать некоторому между ними сходству, хотя и нет в природе других столь близких по величине атома элементов, которые были бы между собой столь различны».

Теодор Грей, «Элементы. Путеводитель по периодической таблице»:

«Медь – чудесная штука, поистине чудесная. При оценке многих других элементов всегда найдется ложка дегтя: вот идеальное во всех отношениях вещество... Но нет, стоп: оно ядовито. Или – взрывается при контакте с водой. В отношении меди оговорок нет. Она прекрасна во всех отношениях»; «Смертельная доза свинца составляет 2-9 граммов и зависит от калибра ствола»; «Почему светят звезды? Потому, что в их недрах атомы водорода превращаются в атомы гелия. Одно только Солнце ежесекундно перерабатывает 600 миллионов тонн водорода, производя 596 миллионов тонн гелия. Подумайте только: 600 миллионов тонн в секунду. Даже ночью! А куда деваются еще 4 миллиона тонн? В соответствии со знаменитой формулой Эйнштейна E = mc² они превращаются в энергию. На Землю приходится ничтожная доля этой энергии, эквивалентная примерно 1,6 килограмма водорода в секунду. И все же благодаря этому на Земле есть жизнь, и мы с вами можем любоваться восходами и закатами, нежиться на солнышке... Водород – самый легкий газ. Он легче гелия и намного дешевле его, поэтому водородом наполняли первые дирижабли. Вы, конечно, слышали историю крушения «Гинденбурга». Так вот, люди тогда погибли не в пламени, а из-за травм, вызванных падением с высоты. Водород в некоторых отношениях безопаснее бензина, которым вы заправляете автомобиль» и т.д.

См. ТЕОДОР ГРЭЙ – Corpus (http://www.corpus.ru/products/files/products/pages-from-gray-elements-pdf-fin.pdf).

См. Артем Оганов – ПостНаука (http://postnauka.ru/author/oganov).

Как спроектировать новые материалы? (Лекция Артема Оганова):

Бор – элемент, один из самых легких элементов и один из самых загадочных, это единственный нерадиоактивный элемент, о поведении которого почти ничего не было известно достоверно. Элемент, который известен двести лет. Об открытии этого элемента объявили две группы великих исследователей, которые были злейшими врагами: Гемфри Дэви в Лондоне, и Жозеф Гей-Люссак в Париже, которые представили открытие этого элемента, с разницей в девять дней. Как такая синхронность получилась, непонятно – они, видимо, очень тонко чувствовали друг друга, эти заклятые враги. И это открытие было достаточно детективным, в этой истории оказалась замешана и политика Наполеона. Так вот, эти два злейших врага опубликовали одновременно сообщение об открытии элемента бор. Но вскоре выяснилось, что ни тот, ни другой бора не открывали, никогда его в жизни не видели, а то, что они получили, содержало от силы 50% бора. Так что, кто же все-таки открыл бор? Другой великий ученый, Анри Муассан, доказав, что Гей-Люссак и Дэви не получили чистого бора, утверждал, что бор получен им – но и он, как выяснилось, ошибался, у него тоже было соединение, содержавшее не более 80-90% бора. Насколько можно судить, впервые чистый бор был получен в 1957-ом году. В литературе есть упоминание о, по меньшей мере, шестнадцати модификациях бора, большинство из которых считаются примесными, или вовсе соединениями. До 2007-го года не было известно даже, какая форма бора устойчива при атмосферном давлении. Это элемент, в котором вопросов больше, чем ответов. И вот в 2004-ом году коллеги из Америки синтезировали новую фазу бора при высоких давлениях. Со мной связались с просьбой определить структуру с помощью  нашего метода, и это мне удалось очень быстро – структура оказалась удивительной – она похожа на структуру NaCl и содержит два типа наночастиц бора. Эти два типа наночастиц ведут себя по-разному – они состоят из одного и того же элемента, бора, но взаимодействуют они друг с другом как разные элементы, настолько, что даже существует перенос электронов от одного типа наночастиц к другому. Эта форма еще интересна тем, что она является сверхтвердой, где-то одним из пяти самых твердых веществ, известных человечеству. Кроме этого, за двести лет исследования бора нам впервые удалось  понять, при каких условиях какие его модификации  устойчивы. Бор – это элемент, который вот так схватить и сказать: «Я тебя понял» – невозможно. Люди, получили массу Нобелевских премий за продвижение в понимании одного этого элемента. За продвижение в понимании лютеция никто не получил Нобелевской премии, а вот за бор получили, причем несколько, и до сих пор, тем не менее, бор не понят.

Натрий – это элемент, который тоже был открыт Гемфри Дэви, и до недавнего времени считался очень простым. Натрий – один из немногих элементов, описывающихся моделью свободных электронов, это практически идеальный металл, с великолепной отражающей способностью, с великолепной электропроводностью; огромное количество его свойств описывается моделью свободных электронов, да и химия натрия предельно проста, но в 2002-ом году немецкие ученые показали, что при давлениях около миллиона атмосфер натрий вдруг начинает сходить с ума: он вдруг перестает быть идеальным металлом,  становится одномерным и принимает странную, сложную, непонятную структуру, причин устойчивости которой до сих пор не знает никто... Натрий является одним из лучших металлов по отражательной способности, по проводимости и так далее. Мы предсказали, что под давлением он станет неметаллом, и он станет даже прозрачным. И экспериментаторы поначалу, конечно, не могли поверить такому странному предсказанию, но когда они достигли тех давлений, которые мы предсказали, они действительно увидели красный, прозрачный, как рубин, натрий. Наше предсказание идет дальше, если давление дальше увеличивать, что экспериментально пока трудно, но можно сделать, то мы предсказали, что он станет вообще бесцветным, как стеклышко.

Хлор. В.Головач, Культура дизайна: Карл Вильгельм Шееле открыл хлор в 1774 году. Через два года его коллега, Клод Луи Бертолле, с которым Шееле вел переписку, предположил, что хлор способен отбеливать ткани. Впервые появился дешевый и надежный метод отбеливания тканей; белая одежда (а не сероватая) из предмета роскоши сравнительно быстро стала обыденностью.

Алюминий. Чистый алюминий был получен еще в 1825 году датским физиком Гансом Эрстедом, однако практическое использование этого металла было фактически невозможным: оксид алюминия очень химически устойчив и себестоимость чистого металла была такой, что из алюминия даже делали ювелирные украшения (довольно долго он стоил дороже золота). В 1886 году американец Чарльз Мартин Холл и француз Поль-Луи-Туссен Эру независимо друг от друга изобрели метод производства алюминия электролизом руды в расплаве криолита. Стоимость алюминия резко упала, что сделало его необыкновенно востребованным в предметном дизайне и архитектуре.

«Теллурия» – Сорокин Владимир (http://www.litmir.co/br/?b=178060):

Теллур (Tellurium) – химический элемент 16-й группы 5-го периода в периодической системе под номером 52, семейство металлоидов. Хрупкий серебристо-белый металл. Относится к редкоземельным металлам, месторождения самородного теллура чрезвычайно редки, в мире их всего четыре. Впервые был найден в 1782 году в золотоносных рудах Трансильвании. Известно около 120 минералов теллура, наиболее известны теллуриды свинца, меди, цинка, золота и серебра. Теллур и его сплавы применяются в электротехнике, радиотехнике, в производствах термостойкой резины, халькогенидных стекол, а также при производстве полупроводниковых и сверхпроводниковых материалов. Особые свойства самородного теллура были открыты не так давно. В 2022 году в горах Алтая близ селения Турочак китайскими археологами был обнаружен древний храм зороастрийцев, основанный в IV веке до нашей эры на месторождении самородного теллура. Храм представлял собой пещеру, надежно спрятанную от внешнего мира. Пещеру, впоследствие названную Мактулу (Прославленная), украшали наскальные надписи и изображение солнца, выложенное из чистого теллура. Судя по всему, зороастрийцы поклонялись этому изображению. В пещере Мактулу были обнаружены сорок восемь скелетов, лежащих в одинаковых позах, со скрещенными на груди руками. Все черепа были пробиты в одном месте небольшими (42 мм) клиньями из самородного теллура. В алтарной нише под изображением солнца были найдены бронзовые молотки и теллуровые клинья, разложенные полукругом. Этими молотками были забиты клинья в головы сорока восьми найденных. Вход в храмовую пещеру был замурован изнутри. Впоследствии ученые Пекинского института мозга совместно с коллегами из Стэндфордского университета провели ряд исследований на добровольцах и получили феноменальные результаты: теллуровые клинья зороастрийцев, забитые в определенное место головы, вызывают у человека устойчивое эйфорическое состояние и чувство потери времени. Однако нередок и летальный исход. В 2026 году опыты с теллуровыми клиньями были запрещены конвенцией ООН, а сами клинья из самородного теллура были признаны тяжелым наркотиком, изготовление и распространение их уголовно наказуемо. После военного переворота в барабинской провинции Алтай, организованного нормандским крылатым легионом «Голубые шершни» (Les Frelons bleus), в провинции произошел референдум, на котором большинство населения высказалось за отделение провинции от республики Барабин. Таким образом, 17 января 2028 года вместо провинции Алтай было провозглашено новое государство – Демократическая Республика Теллурия. Первым президентом ДРТ был избран командир легиона «Голубые шершни» полковник Жан-Франсуа Трокар. Теллурия признана 24-мя государствами мирового сообщества. Помимо скотоводства, экспорта теллура и других редкоземельных металлов основным доходом теллурийцев является так называемая теллурийское хилерство, то есть трепанация черепа по методу древних зороастрийцев с использованием самородного теллура при лечении различных заболеваний, в том числе рака мозга, шизофрении, аутизма, рассеянного склероза, болезни Альцгеймера. Теллурия – единственная страна в мире, где теллуровые клинья не признаны наркотиком. Попытки наложения за это международных санкций на правительство ДРТ до сих пор не увенчались успехом. Ряд государств (Австралия, Великобритания, Иран, Калифорния, Пруссия, Бавария, Нормандия, Албания, Сербия, Валахия, Галичина, Московия, Беломорье, Уральская Республика, Рязань, Тартария, Барабин, Байкальская Республика) до сих пор не установили дипломатических отношений с Теллурией. Въезд на территорию ДРТ гражданам этих стран воспрещен.

Серебро. С.Юрьенен: «Серебряная пуля – это единственное средство против оборотней, вампиров и прочих монстров. А помимо защитных функций, серебро – это тот металл, который ассоциируется с человеческой душой».

В. и Д. Трифоновы, Как были открыты химические элементы:

Плеяду инертных газов (ныне называемых инертными элементами) составляют шесть газообразных элементов: гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон. Все они крайне мало распространены в природе. Долгое время после их обнаружения полагали, что они вообще не могут образовывать химические соединения, откуда, собственно, и происходит название «инертные» или «благородные» (В.Рамзай предлагал для них и другое название – редкие газы, но оно не закрепилось). Именно в силу редкостности и инертности они были открыты сравнительно поздно (в самом конце ХIХ в.), когда достаточно высокого уровня достигла техника физических исследований, а именно методы спектрального анализа и способы получения газов в жидком состоянии. Характерно, что все инертные газы удалось выделить в свободном состоянии (в котором они только и встречаются в природе), и притом за очень короткий срок – с 1894 по 1900 г. Решающая роль в открытии аргона, гелия, неона, криптона и ксенона принадлежит В.Рамзаю, выдающемуся английскому физико-химику. За это научное достижение ему была присуждена Нобелевская премия по химии 1904 г. Дело в том, что сначала, в 1868 г., в спектре солнечных протуберанцев обнаружили линию, которая не соответствовала ни одному из элементов, существующих на Земле. Этот факт и позволял ученым утверждать, что на Солнце присутствует неизвестный элемент, названный гелием. В земных же объектах гелий был найден 27 лет спустя и впервые выделен в материальной форме.

Дортмундский профессор Марио Маркус сращивает в своей поэзии искусство и науку. Химическим элементам посвящены его Chemical Poems.

Например, кальцию:

Ca: Soft, silvery-white metal. Density: 1.55 g/cm³. The name derives from the Latin calx, meaning limestone. It was discovered by Humphry Davy in 1808. It reacts violently with water. Since ancient times gypsum (calcium sulfate) and slaked lime (calcium carbonate) were known. The Colosseum and a major part of ancient Rome were built using calcium carbonate. In water, the carbonate forms a milky-white mixture used for painting walls. It is the main component of the shells of mussels and snails, which become ground down by the water and contribute to the formation of coasts. The information carried by hormones, which the blood transports to the cell membranes, is subsequently transported to the nucleus by differently modulated calcium waves. The DNA in the nucleus then executes the “commands” of the hormones. When a sperm reaches the egg in human fertilization, calcium waves on the surface of the egg spread out from the sperm, organizing the first cell division. Birds with calcium deficiency tear out their feathers. Biologically, this is useful because the feathers contain calcium-filled vacuoles. In atherosclerosis, calcium carbonate accumulates in the arteries. In the bones, calcium is essential. There is an average of two kilograms calcium phosphate in the skeleton of an adult.

CALCIUM:

Calcium,

chant of cells,

spokesman of blood:

Bring me your key!

In the Calcium circus

the grieving raven

plucks out

its feathers.

Outside the door

the blunted

old woman:

her veins, her bones

become one

with the milk

of the wall.

Behind the door

a girl

– waves cross her womb –

sailor’s delight.

The sea answers

jealously.

Shells of its dwellers

within the water’s teeth

have built

their own

wall

Российские физики. В 1937 г. был получен и прописан в пустующую клеточку под номером 43 первый искусственный элемент – технеций. Тогда казалось, что смысл в нем один – пополнить Таблицу, в которой не должно быть дырок. Однако спустя годы выяснилось: сплавы и соли технеция позволяют бороться с коррозией. Среди ученых, оставивших в таблице Менделеева заметный след, академик РАН Юрий Оганесян. При его участии в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне были синтезированы химические элементы, которых в природе не существовало. По нынешним представлениям, Периодическая система одна и верна для всей Вселенной. То есть другой не существует. Равно как нет и экзотических элементов, которые могли бы «затесаться» среди уже учтенных в таблице. Поэтому «турбинии», «рубинии» с экзотическими свойствами, эксплуатируемые фантастами, – чистой воды выдумки. Кстати, то, что Периодическая система едина, хорошо согласуется с недавней директивой Ватикана: считать, что и Бог един для всех обитателей Вселенной – и людей, и инопланетян.

I fucking love science's photo. The chemistry of 4th July fireworks. Sodium produces yellow/gold colors. Barium creates green, copper compounds produce blue, strontium salts give you red and titanium metals give you silver coloured sparks. Other commonly used chemicals are carbon which provides the fuel, oxidizers which produce oxygen for burning, magnesium which increases the overall brilliance and brightness, antimony that gives you a "glitter" effect and calcium which deepens the colors.

Интеллект-карта описания минерала.

How to study and identify the Minerals samples? Read more at http://www.geologyin.com/2015/07/2014-was-earths-warmest-year-on-record.html#eYilf5itM2PvcjQs.99.

Sci-Hub | Открытый доступ к научной информации. Новое направление в развитии образовательных технологий – игровое обучение. Когда человек играет в какую-либо интересную игру и параллельно усваивает знания. Такой подход обещает быть более продуктивным, чем сидение за партой. Студенты из МГУ и МГТУ разрабатывают игру, которая похожа по геймплею на agar.io, но позволяет усваивать новые знания в области химии. Проект называется N-o-C-н. Человек управляет органической молекулой. Цель – нарастить наибольшую органическую молекулу и не дать сопернику поглотить её: «Играя в N-o-C-н, игрок узнает о реально существующих молекулах, о соотношениях масс, валентностей, радиусов атомов 1 и 2 периодов и многом другом» – рассказывает разработчик игры Артур Хусаинов. Чтобы начать играть, знания не нужны: всему человек обучается в процессе игры. Интересно, возможен ли перевод всего обучения на игры? Или все-таки лекции необходимы? #образование. Интервью с разработчиком на портале NewToNew: newtonew.com/discussions/n-o-c-h-science-mmo.

Есть забавные танцевальные проекты, «раскрывающие» хитросплетения взаимоотношений элементов.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com