Интегрированный урок Экономика + Информатика

Присталов Михаил Юрьевич

Цель урока: систематизировать и обобщить знания экономики по теме «Банки и банковские вклады»; дать культурологически насыщенные кейсы формирования экономических моделей и стратегий поведения; сформировать умения и навыки построения оптимального решения для информационных моделей с помощью электронных калькуляторов и операций Подбор параметра и Поиск решения в программе электронные таблицы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проценты и поведение. Сложные проценты

Слайд 2

Канеман Д., Тверски А. Рациональный выбор, ценности и фреймы Вместо теорий принятия решений, основывающихся на теории вероятностей, Д.Канеман и А.Тверски предложили новую теорию – теорию перспективы (prospect theory). Согласно этой теории, нормальный человек не способен правильно оценивать будущие выгоды в абсолютном выражении, на самом деле он оценивает их в сравнении с некоторым общепринятым стандартом, стремясь, прежде всего, избежать ухудшения своего положения. С помощью теории перспективы можно объяснить многие нерациональные поступки людей, не объяснимые с позиций «человека экономического». Эта статья положила начало так называемой поведенческой экономике (behavioral economics)

Слайд 3

Пример 1: Согласитесь ли вы участвовать в игре, в которой с вероятностью 10% выпадает выигрыш $95 и с вероятностью 90% – потеря $5? Пример 2: Согласны ли вы заплатить $5 за участие в лотерее, в которой с вероятностью 10% выпадает выигрыш $100 и с вероятностью 90% – проигрыш? Каков ваш выбор?

Слайд 4

Несмотря на то, что эти две задачи предлагают, очевидно, два объективно идентичных варианта выбора, 55% респондентов выражают различные предпочтения. Рассмотрение $5 в качестве платежа делает игру более приемлемой, чем представление этой суммы как потери. Канеман Д., Тверски А.

Слайд 5

Предположим, что вы решили посмотреть пьесу и заплатили за входной билет $10. Когда вы вошли в театр, то обнаружили: билет потерян Место не было отмечено, и билет не может быть возвращен. Заплатите ли вы $10 за другой билет Да (46%) Нет (54%) Предположим, что вы решили посмотреть пьесу, билет на которую стоит $10. Когда вы вошли в театр, то обнаружили: потеряна банкнота в $10. А в этом случае вы заплатите $10 за билет? Да (88%) Нет (12%) Как объяснить такую разницу для «аналогичных» случаев?

Слайд 6

Поход в театр рассматривается как трансакция, в которой стоимость билета обменивается на возможность посмотреть пьесу. Покупка второго билета увеличивает расходы на просмотр до уровня, который многие респонденты находят неприемлемым. Потеря денег, напротив, не учитывается в расходах на театр, это лишь заставляет индивида почувствовать себя несколько стесненным в средствах. Канеман Д., Тверски А.

Слайд 7

Представьте, что вы столкнулись с необходимостью принять одновременно два решения. Сначала рассмотрите оба решения, а потом укажите то из них, которое вы предпочитаете. Решение (i). Сделайте выбор между: А. гарантированным выигрышем в $240 (84%) В. 25%-ной вероятностью получить $1000 и 75%-ной вероятностью не получить ничего (16%) Решение (ii). Сделайте выбор между: С. гарантированными потерями в $750 (13%) D. 75%-ной вероятностью потерять $1000 и 25%-ной вероятностью не потерять ничего (87%)

Слайд 8

Большинство респондентов продемонстрировало несклонность к риску, сделав выбор в пользу гарантированного выигрыша в первом случае; даже большее число респондентов продемонстрировало склонность к риску, сделав выбор во втором случае, когда речь шла о гарантированных потерях. О склонности к риску

Слайд 9

Линде 31 год. Она замужем, искренна и полна оптимизма. В колледже ее специализацией была философия. В студенческие годы она живо интересовалась вопросами дискриминации и другими социальными проблемами, участвовала в демонстрациях против ядерного оружия. Основываясь на этом описании, оцените, какой из двух выводов вероятнее: а) Линда – кассир в банке, б) Линда – кассир в банке и активистка феминистского движения Оцените вероятность

Слайд 10

Большинство испытуемых (82%) предпочли вариант Б. Согласно Канеману и Тверски, это произошло благодаря эвристике репрезентативности . Эвристика репрезентативности подразумевает, что люди принимают решения, основываясь на каких-либо стереотипах, предрассудках, а не на основе другой информации, которая у них имеется. Ведь в данной ситуации люди должны понимать, что вероятность появления одного события (Линда – кассир) гораздо выше, чем появления двух событий сразу (Линда – кассир и активистка феминистического движения). Однако люди выбирают второй вариант просто потому, что Линда соответствует стереотипу феминистки.

Слайд 11

А. «Предположим, Вы собираетесь приобрести куртку за $125. Продавец сообщил: та же куртка, которую Вы хотите купить, в другом филиале универсама, расположенном в 20 минутах езды, стоит $10. Поедете ли вы в другой магазин»? В. «Предположим, Вы собираетесь приобрести калькулятор за $15. Продавец сообщил: тот же калькулятор, который Вы хотите купить, в другом филиале универсама, расположенном в 20 минутах езды, стоит $10. Поедете ли вы в другой магазин»? Каков ваш выбор?

Слайд 12

Большинство испытуемых (63%) предпочли вариант В. По мнению авторов теории перспектив, здесь играет роль так называемая тематическая организация рационального мышления ,которая ведет к тому, что люди чаще оценивают выигрыши и потери в относительных, нежели в абсолютных показателях. Потери относительные и абсолютные

Слайд 13

Во-первых, обнаружилось, что люди по-разному реагируют на эквивалентные (с точки зрения соотношения выгод и потерь) ситуации в зависимости от того, теряют они или выигрывают. Это явление называют асимметричной реакцией на изменение благосостояния . Человек боится потери, т.е. его ощущения от потерь и приобретений несимметричны: степень удовлетворения человека от приобретения, например, 100 долларов гораздо ниже степени расстройства от потери той же суммы. Поэтому люди готовы рисковать, чтобы избежать потерь, но не склонны к риску, чтобы получить выгоду. Во-вторых, эксперименты показали, что люди склонны ошибаться при оценке вероятности : они недооценивают вероятность событий, которые, скорее всего, произойдут, и переоценивают гораздо менее вероятные события. Ученые обнаружили интересную закономерность – даже студенты-математики, хорошо знающие теорию вероятности, в реальных жизненных ситуациях не используют свои знания, а исходят из сложившихся у них стереотипов, предрассудков и эмоций.

Слайд 14

Простые и сложные проценты. Операции наращения и дисконтирования.

Слайд 15

В 1893 г в швейцарском кантоне Невшатель был принят новый закон о пенсиях. В соответствии с ним, каждый новорожденный житель кантона мог полностью обеспечить свою далекую старость, потратив на это только 10 франков. Каким образом это делалось? Простые и сложные проценты 10 франков кладутся в банк под проценты, и за время до пенсии набегает солидная сумма.

Слайд 16

Формула сложного процента: SUM = X * (1 + %) n Формула простого процента: SUM = X * (1 + % n ) Простые и сложные проценты

Слайд 17

http://www.bosfera.ru/bo/2011/01/100_rekordov Самый большой банковский депозит В мае 2008 года, согласно отчетности Росбанка, Михаил Прохоров разместил на пяти депозитах 134,9 млрд рублей. Самый крупный вклад на сумму 67,5 млрд рублей пролежал в банке всего четыре дня. Остальные вклады были размещены на срок от 6 до 24 месяцев. Михаил Прохоров остался недоволен тем, что эта информация стала известна широкой публике. В Банке Москвы агентство Fitch обнаружило депозит размером в 1,8 млрд долларов, владелец которого (это было юридическое лицо) остался неназванным.

Слайд 18

Во сколько долларов превращается 1 доллар? 6% 7% 8% 9% 10% 11% 12% 15 лет 2,4 2,8 3,2 3,6 4,2 4,8 5,5 20 лет 3,2 3,9 4,7 5,6 6,7 8,1 9,7 25 лет 4,3 5,4 6,8 8,6 10,8 13,6 17,0 30 лет 5,7 7,6 10,1 13,3 17,5 22,9 30,0

Слайд 19

100 долларов в месяц % 15 лет 20 лет 25 лет 30 лет 35 лет 5 26 013 39 831 57 466 79 974 108 790 10 38 583 69 464 11 919 199 296 328 295 12 45 439 87 703 162 186 293 451 524 785 15 58 370 125 494 260 504 532 058 1 078 249 + 18 000 24 000 30 000 36 000 42 000

Слайд 20

Сложные и простые проценты Вы инвестировали 50 000 руб. на 15 лет под 20% Суммарная прибыль: 150 000р. 720 351р.

Слайд 21

http://www.money-rates.com/infographics/compoundinterestgraphic.htm Примеры инфографики могут быть сильно увеличены (или рассмотрены на сайте)

Слайд 22

http://www.money-rates.com/infographics/

Слайд 23

Может ли чашка кофе «сейчас» быть более ценна, чем коттедж в Испании через 25 лет? Проблема полезности

Слайд 24

http://fincake.ru/d/magazines/112/articles/3335

Слайд 25

Альберт Эйнштейн называл сложные проценты величайшим изобретением человечества. Об этом часто упоминают мотивационная литература и всякого рода финансовые консультанты. Также они любят приводить пример, что если положить $1 на депозит под 20% годовых с капитализацией процентов и каждый день вносить на счет еще по доллару, то всего через 32 года вы будете обладать миллионом (см. график). Однако на данный момент 20% в год по вкладу вам дадут только мошенники. В России банки предлагают по долларовым депозитам до 4%. Чтобы сегодня накопить миллион долларов по такой красивой схеме, необходимо около 120 лет.

Слайд 26

einstein-compound-interest-rule-of-72

Слайд 27

Правило семидесяти (правило 70), правило 72, правило 69 – простой способ (приближённой) оценки срока, в течение которого величина вырастет вдвое при постоянном росте на некоторый процент. где r – годовая ставка инфляции, T – срок (в годах) удвоения цен. Правило семидесяти Разумеется, оно подходит и для подсчета удвоения банковского депозита при определенной норме процентов, удвоения ВВП и т.д.

Слайд 28

Погрешность «правила семидесяти»

Слайд 29

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%BE_72 Абсолютная погрешность при использовании «правила семидесяти» не превышает четырёх месяцев, если только годовое значение инфляции r > 1,01%. При r = 2% точная формула и «правило семидесяти» дают идентичные результаты. Относительная погрешность начиная с r = 2% и выше непрерывно растёт, достигая 9.86% при r = 25%. Погрешность «правила семидесяти»

Слайд 30

Peter Minuit

Слайд 31

В 1626 году голландец Питер Минуит приобрел у индейцев Манхэттен за горсть бижутерии, стоимостью 24 доллара. Воспользовавшись любым депозитным калькулятором (например, Investment Calculator - Bank of Canada ( http://www.bankofcanada.ca/rates/related/investment-calculator/ ) ), рассчитайте суммарные проценты (простые и сложные), которые належали бы на эту сумму до наших дней (можно приблизительно – 300 лет, 10% годовых). Цацки и депозиты

Слайд 32

12.90 Swiss Francs Именно такая сумма лежит на счете в одном из цюрихских банков на имя Владимира Ульянова (полагают, что речь идет о Владимире Ленине). Этот счет открыт весной 1917 года. Можно применить к нему операцию наращения, аналогичную предыдущему случаю.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com