Журналистика как творчество для подростка

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Журналистика как творчество для подростка»

 

ГЛАВА I

Современная подростковая журналистика

1.1 Юношеская «самодеятельная » пресса в системе массовых коммуникаций

Детско-юношеская «самодеятельная» журналистика в силу технического усовершенствования издательской системы и всеобщей компьютеризации сегодня стала доступна и очень популярной. То, что не могли выразить детские журналы национальных, региональных уровней, стали выражать сами подростки в собственных «самодеятельных» изданий, которое они старались оформлять по подобию «взрослых». Преимущество этих самиздатов в появлении на станицах собственных лиц и своих героев, которых местные мальчишки и девчонки из соседнего двора прекрасно знали.

         Сегодня подростковые газеты выпускаются во многих городах, и даже в районных центр. Социальная важность периодических изданий для детей и подростков очевидна и подробно описана в первой главе данной работы. У подростков, принимающих участие в выпуске газеты, легче проходит «переходный» период. Они, как правило, лучше справляются с психологическими проблемами, быстрее и эффективнее проходят социализацию, становятся активными личностями со сформированной гражданской позицией. Кроме того, обогащается, развивается их духовный и нравственный мир. А для сельских школьников - это еще возможность общения с более широким кругом сверстников. Именно поэтому крайне важно уделять внимание и оказывать поддержку развитию детских средств массовой информации в отдаленных от центров городах, селах.

Но для чего нужна своя газета современной школе? Для того, чтобы показывать её проверяющим из управления образования и других инстанций (вот, мол, какие мы прогрессивные, своё издание у нас есть!),  или же руководство учебного заведения ставит иные цели и задачи – объединить учеников и учителей в единый школьный коллектив, наладить диалог между всеми участниками образовательного процесса, информировать педагогов, учащихся и их родителей о жизни школы (лицея, гимназии), знакомить с интересными людьми, в ней работающими, давать каждому желающему возможность высказать своё мнение со страницы печатного издания, научить ребят чему-то полезному с его помощью? И нужно ли сегодня, когда количество СМИ, в том числе и региональных, достаточно велико, тратить силы и средства на создание средства массовой информации, которое будет выходить в рамках одного учебного заведения тиражом в несколько десятков экземпляров?

«Часто сам факт знакомства и работы с взрослой прессой приводит ребят к мысли о создании собственной газеты, и наоборот, школьники, издающие свою газету, часто пытаются постичь взрослую прессу. Результат - осознание себя в активной позиции по отношению к прессе, гражданская активность в своём ближайшем социальном окружении» - пишет А.Школьник[1]. О том, что участие в выпуске самодеятельных изданий является важным аспектом воспитания, формирования гражданственности и экологического сознания, пишут многие исследователи.

Профессионалы же считают, что «школьная газета в энергичных, деловых руках умного человека, с её способностями к мозговому штурму, способностью организовать ребят на новые дела, скажем – изготовление сувениров, туристских путеводителей, брошюр с советами садоводов, умением подготовить экономически выгодную брошюру для краеведческого музея, для философского или иного кружка, разовый выпуск по заказу, скажем, для кружка умелые руки или моделист-конструктор – сущий клад»[2].

Понимать информацию и участвовать в процессе создания информации - два взаимодополняющих аспекта. И то, и другое требует умения интерпретировать событие, сообщение, то есть освоения процесса обработки информации. Содержание и форма здесь взаимосвязаны[3]. В качестве же медиапедагогов могут выступать не только учителя-предметники или специалисты по медиаобразованию, но и средства массовой информации, в том числе самодеятельные, то есть, школьные, лицейские и т.д. газеты и журналы. Возникает вопрос - к какому разделу отнести такую журналистику: детская, подростковая, самиздатовская, школьная, корпоративная…?

Неопределенным элементом системы массовых коммуникаций выступает детская журналистика. Традиционно и справедливо считается, что она преследует цель «приобщить ребят к культуре, духовному и нравственному образованию, этике, эстетике» [4]и является каналом трансляции положительных социальных ценностей от старшего поколения к младшему. На страницах газет и журналов, которые адресованы юному читателю, поднимаются вопросы морали, разумного проведения досуга, изменения в культуре. В качестве ее основных функций выделяют информационную, воспитательную, познавательную и функцию социализации. У нас многие говорят, что молодежь, в особенности подростки, поколение «next» поэтому специфика детской журналистики – это четко выраженная ориентация на детскую аудиторию с использованием  присущей только ей «приёмов отображения действительности, собственных выразительных средств, форм, способов контакта с аудиторией»[5].

В целом детская журналистика, казалось бы, основательно исследована. Как определяет И.А.Руденко, «детская журналистика включает в себя газеты, журналы, теле- и радиопередачи, предназначенные для детей и создаваемые самими детьми». Другими словами, определение «детская журналистика» объединяет два явления, между которыми есть, на наш взгляд, принципиальное различие в том, кто является создателем информационных продуктов для детей.

Более изученными на сегодняшний день являются те детские СМИ, которые создаются взрослыми для детей. Профессиональной детской журналистике посвящены монографии, исследования М.А.Алексеевой, В.Н.Ганичева, К.Ю.Новикова, О.А.Петровой, И.А.Руденко. В них рассматривается история и современное положение детской журналистики в системе периодики. Тем не менее, мы забываем, что существует значительный пласт СМИ, создателями которых являются сами дети и подростки. Ради справедливости  стоит отметить, что  вышеперечисленные авторы вскользь упоминают о существовании данного явления, под разными названиями: «самодеятельная»[6], «самиздатовская»[7], «юнкоровская»[8], подростковая[9], хозрасчетная пресса[10], журналистика «сделанная детьми для детей»[11]и т.д. Более подробную характеристику дает французский исследователь Жак Гонне, выделяя детскую прессу, созданную детьми при поддержке взрослых (школьные газеты), и издания, возникшие стихийно исключительно по воле подростков (лицейские газеты)[12].

 Нам, кажется, необходимо отдельно выделить из общего массива детской журналистики детскую журналистику создаваемую детьми. Акцентируя возрастную характеристику создателей такой категории СМИ мы предлагаем называть ее «юной» журналистикой.

Применяя к журналистике термин «юная», мы стремимся подчеркнуть принципиальную в этом случае возрастную принадлежность авторства, которая определяет специфику журналистской деятельности детей и подростков. Юную журналистику мы можем определить как коммуникативную и социально-адаптивную деятельность детей и подростков по сбору, обработке и распространению лично переработанной информации. Несмотря на то, что мы определили данный пласт журналистики. Подростковые издания можно разделить на два подвида в зависимости от степени участия в них взрослых. В первом случае это участие не допускается ни в коей мере, даже отторгается. Такие издания возникают «снизу»[13]по инициативе самих ребят. Сюда относятся «самиздаты, которые пробивают себе дорогу <…>   исследователь школьной и лицейской прессы Жак Гонне считает, что в «дикой» лицейской прессе мир юности противопоставляется миру взрослых. «Все значимое для подростка исходит из сознания им своего права на существование, права на установление новых взаимоотношений с самим собой и, может быть, самое главное – потребности высказываться от имени своих сверстников»[14].  Создавать такие источники информации принадлежит администрации школы или учреждения дополнительного образования «сверху». Такие школьные издания,  по мнению Жака Гонне, «позволяют решить широкий спектр педагогических задач. Слово «школьный» здесь понимается двояко: и как указание на возраст детей – создателей газет, и как особую педагогическую модель, поскольку процесс инициируется учителем и развивается под его руководством».[15]Учитель исполняет «роль посредника между учебным заведением и подростками, между подростками и их родителями, между школой и обществом. Часто он – центральная фигура в отношениях, конфликтующих между собой сил и, если он «содействует» ребятам в издании их газеты, ему волей-неволей приходится принимать участие в этих конфликтах».[16]

<…>

1.2 Развитие  подростковых изданий в Ленинградской области на примере города Кировска и Кировского района

 

На сегодняшний день в городе Кировске и Кировском районе выходит более 5 подростково-молодёжных изданий. Большинство из них – СМИ, созданные на базе школы или учреждения дополнительного образования по принципу «сверху». Это школьные газеты, редакция  которых, как правило, состоит из 5-15 корреспондентов и руководителя (обычно учителя-русского языка и литературы или преподавателя информатики). В большинстве пресс-центров редактором является старшеклассник или учитель филолог. Основной возраст участников такого объединения – 12-17лет. Практически все такие юношеские газеты имеют относительно небольшие тиражи. Исключение составляет лишь городские молодежные приложения в газетах «Альтернатива» и «PRОтрадное» (2007 г.), тираж каждой газеты по 5 000 экземпляров. Подавляющее большинство детских изданий Кировского района издаются с периодичностью не чаще, чем 1 раз в месяц. Некоторые – 2-3 раза в месяц, иные – еще реже.

Для выявления основных тем и жанров, которые используются в юной прессе, было проанализировано 53 номера 4 изданий г.Кировска  и Кировского района за 2004-2011 годы. Источниковой базой стали издания из архива районной библиотеки, редакции «PRОтрадное», а также личный архив автора. В большей части текстов юной прессы

рассматриваются информационные поводы в масштабе микросреды (56,9%), что говорит о том, что целью данного вида журналистики является передача не социально значимой (в мезо- и макросреде), а личностно окрашенной информации (в микросреде). Так, Ася, юная корреспондентка молодежной газеты «МолОко», обращается к проблеме сокращения числа женских профессий в училищах Кировского района  после того, как она решила получить специальность повара, но в приемной комиссии не стали даже смотреть её аттестат, потому что «мест больше нет».[17]

Информационные жанры более характерны для подростковых СМИ, чем аналитические. Самыми часто используемыми жанрами являются информация (26%), заметка (23,2%) и зарисовка (10,8%). Опросы составляют 8,7%. Статьи сложно различаются по жанрам, они более напоминают школьные сочинения, чем журналистские материалы.

 Особенностью таких текстов является оценочность подаваемой информации. Даже в текстах информационных жанров автор субъективен как на уровне стиля, так и на уровне фактов. «Юнкор» пишет именно о моментах, которые интересны лично ему.  Выводы, полученные в Кировском районе, дополняют устоявшееся мнение, что основной тематикой юных изданий становится, с одной стороны, «информация, касательно всех сфер жизни молодежи, с другой – необходимость отвечать на вопросы нового поколения, иначе раскрывать «вечные» темы, непреходящие истины (любовь, доброта, красота)».[18]Юные читатели ищут в СМИ «ответы на вопросы, которые ставит возраст».[19]

Для Жака Гонне школьная и лицейская журналистика – это попытка установления детьми и подростками связи со взрослым миром, включение во взрослую жизнь, диалог в конфликтной форме.

 Цель подросткового издания – не столько создать информационное пространство, сколько обеспечить условия для самореализации и само- познания как «юнкоров», так и читателей. Темами становятся истории из реальной жизни подростков. В центре внимания оказываются впечатления о жизни, маленькие открытия, достижения, значимые только для автора и его микросреды.

Газета выступает своеобразным форумом, служит для самопрезентации и обмена мнениями детей, подростков и их ближайшего окружения.

Среди «юнкоров» «Кальки» и «PROшки» нами был проведен небольшой опрос, который помог выявить мотивацию участия в подростковой газете.  На вопрос «Почему вы пишете в свою газету?» 40% респондентов ответили, что им это нравится, это интересно; 20% считают, что это способ высказаться, поделиться своим мнением на ту или иную тему (мотив самовыражения). Хотят связать свою дальнейшую жизнь с журналистикой 11% (мотив самоопределения). 9% пишут в свою газету, потому что считают ее интересной и полезной обществу (широкий социальный мотив), 10% – потому что это приносит пользу самому респонденту (возможно, мотив саморазвития). Для 5% опрошенных участие в работе редакции – это возможность познакомиться с новыми людьми (мотив общения). К проявлению узких социальных (или позиционных) мотивов можно отнести ответы 5% «юнкоров», которые считают, что грамотно излагают свои мысли и хотят, чтобы об этом знали другие. Таким образом, мотивами участия в ««юнкоровской»» деятельности являются интерес, потребность в самовыражении и самоопределении, максимально обеспечивающие личностное развитие подростка. Развитие системы информационного пространства идет в направлении все большей переориентации на пользователя,  из репрезентативного оно все более становится коммуникативным.[20]Социализация происходит тем успешнее, чем активнее индивид участвует в коммуникации и творческого преобразовательной общественной деятельности.[21]

В конце XX – начале XXI вв. отмечается переход к префигуративной (диалоговой) цивилизации. Происходит признание ребенка полноправной и значимой личностью в обществе. Дети и подростки вступают в межпоколенческий диалог с взрослыми, причем он происходит не в форме наставлений старшего поколения младшему, а в форме площадки для обсуждения актуальных вопросов, результатом которого становится взаимообогащение обеих сторон. Ребенок «формирует» родителей еще больше, чем они воспитывают его, а реальный стиль воспитания складывается в ходе их конкретного взаимодействия.[22]Одной из площадок для межпоколенческого диалога становятся детские средства массовой информации.

Бурное развитие юной журналистики в конце ХХ – начале ХХI вв. с бурным изменением культуры, истории.  Такой вид издания становятся площадкой для направленного на определение себя как личности и своего места в жизни диалога: во-первых, со сверстниками, во-вторых, со взрослыми и, в- третьих, самим собой.

 

1.3Самовыражение подростков  через журналистское творчество

Из раннее приведенной статистики видно, что более 40% опрошенных журналистов - подростков занимаются данным видом творчества (созданием) из-за самовыражения.

Любое самовыражение происходит по средствам творчества, кто- то может красиво выразить свои чувства через словными способностями , кто- то эмоции покажет всем окружающим через свои эмоции, кто-то о душевном состоянии расскажет в нарисованном полотне. Творчество это создание чего- то нового, через физические, духовные или моральные способности.

Будучи в своей сущности культурно- историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный.

Психологическая наука связывает творчество с личностными умениями человека, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности позволило ученым выявить в творческом процессе роль воображения, интуиции, умственной активности, потребности личности в самореализации, в раскрытии и расширении своих социальных возможностей.

Л.С. Выготский писал о своеобразии творческой деятельности, что всякая такая деятельность человека результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. «Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, но есть также орган, комбинирующий, творчески перерабатывающий и собирающий из элементов этого прежнего опыта новые положения  и новое поведение»[23].

Творческая деятельность человека в любом возрасте существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее. Потенция творчества присуще каждому индивиду, кроме того, творческое начало в большей или меньшей степени присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей, включая самые неприятные, вплоть до повседневного общения. Творчество на деле по Выготскому, существует не только там,  где  оно создает великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изучает, изменяет и создает что – либо новое, какой бы крупицей не оказалось это новое по сравнению с созданием гениев.

Мы полностью согласны с определением Выготского, оно на наш взгляд является универсальное и подходит ко всем видам деятельности и возрастным группам. В нашей работе мы будем опираться именно на это определение при разговоре о творчестве у подростков.

Так в созданной на базе детского учреждения дополнительного образования «Юность» в городе Кировск ЛО студии «Журналистское мастерство» Л. Царькова развивает и направляет в нужное русло подростковый творческий  потенциал, по средствам написания журналистских текстов в совместно созданную с обучающимися  подростково- молодежную страничку «Калька». Дети, приходя в студию, делают добровольный выбор, который направлен на удовлетворение собственных потребностей.

 

1.4  Журналистское творчество для подростка

Стремление к творчеству в сфере языка является абсолютно естественным для любого человека. Из курса психологии мы знаем, что такое стремление проявляется различно в соответствии с этапами становления личности. Так например, подростки белее ориентированы на общение , соревнование поэтому решение интеллектуальных задач и коммуникативные игры более привлекательны для них. Все это можно найти в творческом пути каждого журналиста. Кроме того, подростки, как правило, делают первые шаги на поле исследований, их особенно привлекает решение задач, значимых для той группы, в состав которой они входят. Такой средой, где подростки одновременно выступают как творцы и исследователи, является молодежная газета (или как в нашем случае страничка).

Советский энциклопедический словарь определяет журнали­стику как общественную деятельность по сбору, обработке и пе­риодическому распространению актуальной социальной инфор­мации через каналы массовой коммуникации. Но журналистское творчество связано не с простым сбором актуальной информа­ции, а с особой ее обработкой, «предопределяющей социально организующее воздействие журналистских выступлений, их ак­тивную организующую роль в общественной жизни».[24]

Деятельность журналиста - это деятельность, сопряженная с рождением нового знания о мире, поэтому это всегда творческая деятельность.

Как известно, сформировать креативность невозможно, так как творческая, генеративная деятельность человека имеет не деятельностную, а личностную природу. Креативность, по утвер­ждению психологов, является потребностью личности высшего порядка, «генеральной» чертой личности (К. Мартиндейл и др.).

Креативность (созидание) - творческие возможности (способ­ности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувст­вах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятель­ности, процесс их создания.

По А. Маслоу, в самоактуализации личность проявляет интегрированность и преодолевает расщепленность, становится от­крытой опыту, независимой от потребностей низшего порядка. На развитие творческой активности личности влияет система мо­тивов и потребностей. Креативность предполагает совпадение мотива и цели. Мотив приобретает силу и значимость, когда становится объектом для самоуправления. Достичь этого представ­ляется возможным посредством оптимизации сущностных сил личности до такого уровня, когда сама личность будет выступать субъектом, двигателем которого является рефлексия. К высокому уровню креативной направленности исследователи относят про­явление индивидуальной творческой активности личности.

Вместе с тем можно и должно в процессе обучения способст­вовать созданию условия для саморазвития, так как творчество есть прерогатива свободной, способной к саморазвитию личности.

«Журналистика - в высшей степени благодатное поле для то­го, чтобы молодой человек ощутил себя творчески растущей лич­ностью», так как нет в журналистике такой сферы деятельности, которая бы не потребовала от автора выражения его внутреннего мира, оригинальной манеры письма, постоянного творческого по­иска». [25]Как известно, журналистика «выходит» на мас­совую аудиторию большой совокупностью различных по типу и позициям номеров газет и журналов, программ телевидения и радио, скомпонованных из множества разнообразных произведе­ний, в подготовке которых участвует большое количество людей различного творческого профиля, объединенных в творческие коллективы. Появлению этих номеров и программ предшествует большая подготовительная работа: выработка концепции СМИ, создание технической базы, установление связей с информаци­онными службами и службами распространения, формирование редакционного коллектива, планирование деятельности редак­ции, формирование направленной деятельности, системы рубрик, реализации замыслов произведений, владение приемами сбора информации, разработка концепции произведения, создания и редактирования текстов массовой информации, налаживания эф­фективных контактов с аудиторией. И во всех этих сторонах журналистской деятельности, по мнению Е.И. Прохорова, нахо­дят применение как репродуктивные, так и творческие формы труда, взаимосвязанные между собой. Репродуктивный вид дея­тельности роднит журналистику с производственным процессом и придает ей воспроизводящий характер. Эвристический (поисковый) предполагает наличие специализированных условий и определенного уровня культуры субъекта творческой деятельно­сти. «Если журналист прибегает только к репродуктивным прие­мам деятельности, он остается на уровне пользователя нарабо­танными формами труда, известной технологией»[26]. Поэтому главнейшая задача воспитательного процесса в студии дополнительного образования -помочь будущему журналисту в период его обучения «запустить» механизм самовоспитания, саморазвития своего творческого по­тенциала, которым обладает в той или иной степени каждый ин­дивид, то есть стать личностью.

В контексте сказанного обратимся к рассмотрению понятия «личность».Понятие «личность» является центральным понятием филосо­фии, психологии, педагогики и других наук.

В философии с понятием «личность» связывается представле­ние о сущности человеческого рода и в то же время наиболее су­щественных индивидуальных особенностях конкретного челове­ка. Природа этой сущности чаще всего соотносится с характером общественных отношений, которые связывают между собой лю­дей. Индивид становится личностью, лишь включаясь в систему существующих общественных отношений, т.е. он приобретает новое системное качество, становясь элементом более крупной системы - общества. Важно заметить, что «общественное» не по­нимается как тождество коллективному, так как общественными по своей природе являются мотивы, цели, средства любой чело­веческой деятельности.

В психологии понятие «личность» используется в широком и в узком смысле. В широком смысле термин «личность» включает в себя такие составляющие, как характер, темперамент и способ­ности.

Существует в психологии точка зрения, что цементирующим началом личности выступают ее индивидуальные качества, ее неповторимость. И. Кант утверждал, что человек становится лич­ностью благодаря самопознанию, позволяющему подчинить свое «Я» нравственному закону .[27]

С позиции сторонников деятельностного подхода в психологии (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев и др.) личность есть наиболее пол­ное выражение субъективного полюса деятельности, она порожда­ется в деятельности и системой отношений с другими людьми.

По мнению С.Д. Смирнова, ни одно определение личности (а в психологии столько определений личности, сколько психологов занимаются ее изучением) не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность.

Творческая деятельность начинается с привычки все замечать, но эти наблюдения так и останутся разрозненными фактами, если человек не сможет их осмыслить, соединив с собственными впе­чатлениями. По мнению Матисса, первый шаг к творчеству - на­блюдение, умение видеть вещи как они есть в действительности, а второй шаг - умение видеть вещи как бы с изнанки, видеть их подоплеку, внутреннюю сущность. Это умение очень важно для журналиста, поэтому в учебном процессе необходимо донести до юных журналистов, что все, что вокруг, является для них своеобразной «лабораторией фактов», и что человек с психологией журналиста постоянно, настроен на то,чтобы рассматривать любое событие как информационный повод для написания материала.

Мы полагаем, что в профессиональном развитии личности бу­дущего журналиста подобные задания очень важны, так как они развивают творческое воображения, чувственную конкретность.

Развитие творческих способностей будущих журналистов - это и развитие интеллектуальной активности и интеллектуальной инициативы, которые рассматриваются в качестве единицы твор­ческого потенциала личности, так как творчество - производное интеллекта.

Развитие творческих способностей происходит только в учении с увлечением: совпадение мотива и цели, увлеченность своим предметом.

 

ГЛАВА II

Журналистика как вид творчества для подростка (на примере студии «Журналистское мастерство» в г. Кировске)

Научно- технический прогресс вывел в число духовных ценностей современных школьников такие технические явления, как пресса, фотография, видео, кинематограф, телевидение. Для определенной части школьников  Кировского района и г. Кировска в частности эти средства массовой коммуникации стали средствами их духовного саморазвития. Так, в Кировске на базе районного Центра детского творчества «Юность» в сентябре 2010 года была организована  детская студия «Журналистское мастерство», в которою могли записаться все желающие, кого интересует журналистика. При районной еженедельной газете «Альтернатива Инфо» регулярно публиковаться лучшие работы «юнкоров» из студии. Впоследствии при газете стала выходить 2 раза в месяц «самодеятельная» молодежная страничка «Калька», в которую ребята стали писать регулярно, на темы которые волнуют их самих и их ровесников.

2.1. Как строилась работа с юными журналистами

В студию записалось 11 человек в возрасте от 13 до 16 лет, к середине образовательного процесса осталось 8 человек, которые постоянно посещают занятия. Разработанная студенткой Царьковой Л.С., образовательно- методическая программакоторая ориентирована на:

-динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни подростка, обретающего возможность для реализации своих жизненных целей и творческих амбиций;

-стимулирование творческой активности ребёнка, развитие его способностей к самостоятельному решению возникающих проблем;

- обобщение жизненного опыта учащихся, соотнесение его с системой ценностей, самостоятельной оценкой событий и информированием читателей;

-преемственность содержания школьного и дополнительного образования.

Цель  дополнительной образовательной программы:

создание условий для развития творческого роста обучающихся, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности; создание   широких возможностей свободно, наравне с взрослыми, выражать свое мнение, свою точку зрения в своих (детских) средствах массовой информации.

Задачи  дополнительной образовательной программы:

-обучение теории и практике овладения современными средствами массовой коммуникации (медиаобразование  подрастающего поколения);

-защита прав и интересов детей и подростков через публикации;

-развитие познавательной, социальной, творческой активности  учащихся, их нравственных качеств;

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

-объединение детей по интересам вокруг создания СМИ;

-воспитание организаторских,  лидерских и деловых качеств, самостоятельности, инициативы подростков;

-создание условий, необходимых подросткам в будущем  для адаптации в современных рыночных условиях, достаточных для того, чтобы активно действовать в быстроменяющихся жизненных обстоятельствах; овладение навыками коммуникативной сферы жизни человека.

Программа объединяет ряд спецкурсов (по журналистике, риторике, стилистике, редакторскому делу, рекламе,  развитию речи,  психологии общения). Занятия эти  сквозные – проходят поэтапно через все годы обучения  по  программе. В этом – одна из отличительных особенностей  программы от уже существующих.

В последнее время в нашей стране наблюдается всплеск активности в сфере массовых коммуникаций. Кино и видеопроизводство, интернет журналистика, электронные СМИ всё больше входят в жизнь каждого человека. Перед обществом стоит проблема  защиты подростков от негативного влияния СМИ, проблема подготовки подрастающего поколения  к продуктивной  жизни в информационном сообществе. Данная программа имеет творческую и медиаобразовательную  направленность. В этом – ещё одно отличие и особенность данной программы .

Для достижения качественного дополнительного образования автором используются такие  формы занятий, как:  лекции, беседы, тренинги, ролевые и деловые игры, экскурсии, коллективные творческие дела, пресс-десанты, пресс-конференции, развивающие и интеллектуальные игры. Социологические исследования, журналистские расследования, фестивали, участие в конкурсах журналистского творчества, акции и дискуссии, стажировки в пресс-центрах районной газете  «Альтернатива- Инфо».

На каждом занятии идёт работа по  3 модулям  учебной деятельности:

Во-первых,  юные журналисты знакомятся с теоретическими основами журналистской  работы, получают необходимые  знания и навыки для написания основных информационных и аналитических газетных жанров, пробуют свои силы на поприще литературных жанров, знакомятся с азами тележурналистики и кино – видео творчества.

Во-вторых, в рамках программы дети на практической части занятий имеют возможность закрепить свои навыки (готовят публикации для самодельной детской городской газеты (странички) в газете «Альтернатива- Инфо». Практическая работа – неотъемлемая часть каждого занятия.

В-третьих, юные журналисты в процессе каждого занятия  имеют возможность ознакомиться также с основами коммуникативной культуры и психологии общения.  На каждом занятии много времени уделяется тренинговой и игровой деятельности. Эта деятельность носит развивающий и воспитательный характер.

В условиях актуализации проблемы личностного и профессионального самоопределения, особое значение приобретает работа с детьми и подростками, направленная на развитие их личностного самосовершенствования,  на осознание ими своих индивидуальных особенностей, формирование их коммуникативных навыков, социализацию и на создание опыта социально - культурных отношений со сверстниками. Задача сегодняшнего дня – воспитание творческих, инициативных, нравственных, ответственных  граждан страны. Занимаясь интересным юнкоровским делом, создавая  газеты подросток попадает в ситуацию активного личностного роста. Через интеграцию методик, успешно реализуемых на занятиях в студии «Журналистское мастерство», создаются оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, подростка, занимающегося в клубе. На каждом занятии  учащимся предоставляются все условия для развития личностного мировоззрения, для самовыражения, повышения творческого потенциала, выражения своего мнения по волнующим проблемам сегодняшнего дня. Данная программа наряду с углублением знаний в области журналистики, стилистики, риторики, коммуникативных навыков, социологии, призвана дать каждому воспитаннику возможность познать своё  «Я». Определить свои личностные ценности и усовершенствовать себя.

По образовательному плану работа детско- юношеского журналистского кружка предполагает знакомство со всеми этапами  процесса производства журналистских произведений, с правилами и проведения интервью, фотосъемок, со способами использования компьютерной техники. В ходе реализации, ребята получают ряд  теоретических знаний, связанных с особенностями журналистского труда, реализуют полученные знания на практике, становятся активными юнкорами совместно разработанной подростково- молодежной странички «Калька»в районной газете «Альтернатива Инфо». Другими словами, каждый из подростков получает возможность заявить о себе как о полноценной творческой личности.

На первом занятии ребята заполняли ознакомительные анкеты , которые состояли из восьми вопросов. Ответы стали рабочим материалом для педагога. Так с первого урока стало понятно, кто и зачем пришел в студию. Так, например, Назар (15 лет) на первый вопрос ответил, что пришел он в студию: «В первую очередь, ради самореализации, а так же для совершенствования навыков прозы». Вопрос: «Чему вы хотите научиться, посещая наши занятия?» показал широкий спектр причин. Яна (12 лет): «Хочу научиться составлять статьи для какой либо газеты»; Кристина (14 лет): «Хочу узнать какие стили написания бывают. Хочу участвовать в выпуске газеты»; Андрей (14 лет):«Хотелось бы научиться писать правильно статьи, заметки и прочее, соблюдая все правила»; Назар (15 лет)«… уметь правильно выражать свои мысли, емко корректно описывать какие- либо события, заслуживающие внимание». Проанализировав полностью ответы на все вопросы анкеты, стало ясно, что кто- то из ребят больше склонен выражать свое творчество в оформлении (дизайне) газеты, кто- то в фотожурналистике, а кто- то в написании текстов. При первом общении с ребятами стало полным откровением, что половина группы не читает никакой периодики. На вопрос «почему не читают?» ребята ответили, что им не интересны «взрослые» газеты, а глянцевые журналы для подростков, переполнены рекламой и содержат информацию, которая их мало касается или вообще не касается (был приведен пример о выборе трендовых вещах, на приобретении которых в реальной жизни рядового школьника нет денег). Было очень интересно узнать мнение детей, какой должна быть газета для подростков. В своем эссе на данную тему Кристина Паньтюшенко (14 лет) написала: « …чтобы газета была интересной, ее должны создавать сами подростки. Им будет намного легче писать, чем взрослым, потому что они (дети) знают, что их интересует … сверстники будут делиться своими новостями друг с другом. …У подростков и у взрослых редко совпадают интересы. Если будут создавать газету взрослые, то она, скорее всего, будет не востребована среди подростков…»

Из первой главы мы знаем, что исторически уже сложилось, что лучшую газету для подростка напишет только сам «юнкор», поэтому в студии «Журналистского мастерства» дети начали получать основы журналистики для будущего создания собственной молодежной странички.

2.2 О развитии журналистских способностей

В журналистах органично сочетаются интеллектуальное, коммуникационное, организаторское начала, набор соответствующих или наоборот, несоответствующих ей свойств личности, чрезвычайно широк. Постоянное общение юных журналистов с разными людьми, составляющее важнейшую сторону журналистского творчества, предполагает например,  и личное обаяние, такт и достаточно высокий уровень общей культуры.

Наиболее специфичными для журналистского творчества и сложными с точки зрения их совершенствования являются для подростков исследовательские и литературные способности.

Широко известны высказывания Ч. Дарвина, И.П. Павлова, некоторых других ученых, считавших, что в искусстве создания нового постоянный интерес ко всему необычайному соединяется с особым методом познания причин и сущности причины.

Молодые корреспонденты, сталкиваясь с быстротечностью новостей и событий, вынуждены быстро учиться  и применять знания на практике : в собирании фактов, точность наблюдений, логическая последовательность выводов, полнота знаний об изучаемом предмете, способностью видеть вещи с разных сторон, подмечать в них незамеченные другими связи, строить на этой основе новые свои выводы, которые важны для взрослого общества и для их ровесников.

В процессе написания даже самой малой по объему заметки у подростков, обучающихся в студии «Журналистского мастерства», в постоянной работе находиться мышление. В мыслительных способностях человека всегда лежит определенная система знаний. Характер журналистского мышления, его частое переключение с одного предмета на другой делают эту систему более подвижной и требуют от юного журналиста изучения, прежде всего социальных, культурных, исторических дисциплин, способствующих формированию особого склада мышления.

Путь в журналистское творчество глубоко индивидуален, а спор о том кому легче стать хорошим журналистом в области молодежной политике, молодежных направлениях и субкультурах и т.п.- выпускнику  журфака или школьнику, обладающему литературными способностями. Спор бесполезен до тех пор, пока не приняты в расчет мера этих способностей.

Динамичность умственной деятельности, изначально присуща журналистскому творчеству, побуждает весьма внимательно относиться к такой способности пишущего юнкора, как воображение. На занятиях в учебном классе ребята синтезируют  увиденную и услышанную информацию в контекст творческой задачи, которая перед ними поставлена редакцией «Кальки».

Среди всех возможных путей развития интеллектуальных способностей журналиста, необходимо особенно выделить те из них, которые связаны с образной природой слова. Обычно юные авторы работ, отличаются образностью изложения. Юношеский язык способен зримо и наглядно выразить суть того или иного описываемого явления, используя словесную точность, собственное эмоциональное состояние, возникшее в ходе изучения жизненной ситуации.

2.3 Словесное творчество «юнкоров»

Знание жизни, жизненных ситуаций, умение их анализировать присущи журналистскому творчеству. У журналистского творчества множество составляющих. Главный инструмент творчества - это слово. Творец слова, его мастер А. М. Ремизов писал: «Мир словарь. Меня можно оцарапать словом и обольстить»[28]

Слово в творчестве журналиста играет ведущую роль. Именно слово помогает журналисту отражать стремление создать текст, где выражается нечто новое, ранее не публиковавшееся. Новый поворот темы, или новая тема, композиция или концепция.

Стремление к творчеству в сфере языка является абсолютно естественным для любого человека. Оно проявляется различно в соответствии с этапами становления личности, в частности, для детей характерны эксперименты в области формы языка, через которые происходит погружение в мир слов и постижение глубин языка.

При этом необходимо учитывать, что учащиеся часто боятся выражать свои мысли из-за незнания (слабого знания) грамматических правил, поэтому на занятиях в студии «Журналистское мастерство», педагог не сильно ругает своих подопечных. Им предлагается свободно и спокойно выражать свои мысли, не заботясь о возможных ошибках в правописании слов. Это позволяет учащимся «раскрыть душу», вызвать сопереживание, сострадание.

Нередко приходится встречаться с тем, что попытки ребенка сочинять, едва пробудившаяся тяга к журналистскому творчеству, наталкиваются на преграду «непослушного слова», отсутствие богатого словарного запаса, примитивность построения фразы. Маленький автор безошибочно чувствует, что у него получается «не так», как в настоящих публикациях и испытывает от своего труда  вместо радости одно разочарование за другим. Тут ему, конечно, нужно помочь. И лучше, если это не всегда будут прямые поправки, которые вносит педагог в его «творчество». В такие моменты с помощью специальных игровых заданий педагог подготавливает  то «речевое поле», благодаря которому ребенок сможет легко воплотить свои творческие замыслы. Например, в минуты отдыха мы играем в «Синонимичные слова». Смысл игры - вспомнить ,как можно больше синонимов к определенному слову.

Большого внимания заслуживает вопрос стимулирования литературного творчества. Наилучшим стимулом является выпуск собственной странички в районной газете «Альернатива Инфо». В качестве примера так же можно привести творческий рейтинг, который ежемесячно ведется педагогом. По окончанию учебного года каждый юнкор выйдет с портфолио, в котором будут собраны все его работы и публикации. 

«Газета, если она правильно поставлена, объединяет больше, чем какая-либо другая работа», - отмечал Л.С.Выготский. «В ней находят себе применение самые разнообразные способности ребят: дети-художники иллюстрируют, украшают; склонные к литературе - пишут, организаторы ведут собрания, распределяют работу; любители переписывать, наклеивать, вырезать, а таких довольно много, с увлечением занимаются этим делом. Словом, находят себе применение самые разнородные детские склонности. Старшие и более способные увлекают за собой инертных. И все это делается само собой, безо всякого внешнего воздействия. Важна роль газеты в развитии письменной речи ребят. Общеизвестно, что работа, которую дети делают с интересом и добровольно, дает лучшие результаты, чем та же работа по принуждению»[29]. Но едва ли не самая большая ценность журналистики в том, что она приближает литературное творчество к жизни. Журналистика становится осмысленным и необходимым занятием.

2.4  Методы развития журналистского творчества

Для лучшего развития творческих способностей у детей и освоения базовой  журналистской теории были разработаны приемы (методы) которые способствовали более плодотворной работе. Например, с «юными» журналистами при изучении некоторых тем использовались игровые элементы, основу которых составляли журналистская деятельность. Так для лучшего объяснения темы «Интервью» проводились ролевые игры, ребята сами писали сценарии диалогов, что позволяло им освоить социальную и предметную деятельность, путем имитации ситуации- интервью с начальником отдела образования. В этой игре задача одного ученика, как журналиста получить необходимую информацию, с помощью правильных вопросов, задача второго- интервьюируемого (начальник отдела) скрыть необходимую информацию, правильно уйти от ответов. Такие игры способствуют раскрытию личностного потенциала учащегося, так как в игре каждый получает возможность стать  творцом своего собственного поведения. Учащиеся в деловой или ролевой игре ищут пути и средства оптимизации профессионального общения, которые позже смогут практически  применить, выполняя редакторское задание. На наших занятиях мы используем деловую игру, как форму коммуникативного обучения. Так, например ребятам предлагается попробовать себя в роли «редактора». Данная игра проводилась в период освоения курса по литературному редактированию. Юные редакторы вносили редакторские правки в заранее подготовленные тексты с ошибками. Задача обучающихся - найти ошибки, исправить и обсудить их на плановой «летучке» своих коллег. Эта игра помогает ребятам применить знания по русскому языку и почувствовать ответственность корректора и главного редактора, которые отвечают за качество публицистического продукта. В ходе изучения жанров ребята сами задавали тему, которую позже сами описывали в том или ином жанре. Так, например, в преддверии Дня защитника Отечества девушки начали упрекать юношей, что те отлынивают от службы в армии. Каждый начал доказывать свою правду в разных жанрах, кто- то с помощью опросов, кто- то проводил интервью с военнообязанными, а некоторые отстоять свою точку зрения с помощью эссе- рассуждения. В результате поднятой тему, мы смогли из лучших работ подготовить новый номер «Кальки».

Работа с детьми по развитию творческих способностей с помощью журналистики велась по нескольким методам (таблица 1).

 

 

 

 

 

 

 

Таблица  SEQ Таблица \* ARABIC 1

Виды

Варианты

Конкретные примеры

Цель обучения

Содержание деятельности учащихся

ИГРОВЫЕ      МЕТОДЫ

 

 

Деловая игра

 

Деловая игра как форма интерактивного обучения: «Определение модели газетной редакции»

 

Помочь детям включиться в редакционную структуру

 

Самостоятельно распределяют роли («директор», «редактор», «корректор», «верстальщик», «фотокорреспондент», «корреспондент», «менеджер по рекламе», и т.д.) и ищут  пути их исполнения, коллективно обсуждая результаты работы, проводят самоанализ

Деловая игра как форма поликультурного образования: «Зарубежная командировка»

Приобщить учащихся к взаимодействию с различными культурами.

Учащиеся занимаются поиском, подготовкой информации и той или иной стране, ее культуре, традициях. Проанализировав информацию они применяют роль «иностранца» в чужой стране, которому необходимо выполнить редакционное задание.

ИНТЕРАКТИВНЫЙ    МЕТОД

 

 

 

 

 

Дискуссия

Теоретическая дискуссия: «Нужна ли российским СМИ свобода?»

Способствовать развитию мировоззренческой позиции подростков

Коллективное аргументированное обсуждение

 Дискуссия в процессе планирования будущего номера собственной странички в газете

Расширить представления подростков о творческом процессе, создать психологически благоприятную атмосферу для активизации собственного творчества

Ребята обсуждают замысел будущих материалов и концепцию номера в целом.

 

 

 

 

Тренинги

Тренинги на определение чувствительности, наблюдательности. (просматриваем видео- ролики с ведущими, корреспондентами. Смотрим на их профессиональные жесты, мимику, манеры)

Содействовать приобретению эмоционального опыта, навыков межличностного общения

Наблюдают и анализируют природно-вещественную среду человека

Тренинг на самопознание (рефлексию)

Развить навыки самоанализа

Анализируют свое состояние и деятельность

 

 

Творческий тренинг «Полоса моей мечты»- ребята с помощью приобретенных знаний по дизайну, создают из старых периодических изданий полосу своей мечты. Создают проект и защищают его.

 

Способствовать развитию творческого мышления

 

Комбинируют, моделируют, интерпретируют, формулируют и др.

 

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД

 

 

 

 

Практическое творчество

 

В ходе урочных занятий и выполнения самостоятельных работ. Например, «Стоп- кадр», ребятам выдаются фотоиллюстрации из газеты, к которым они составить текст в информационном жанре.

 

Развивать практические навыки, способствующие созданию журналистского и публицистического текстов

 

Подростки пишут фрагменты текстов, выполняют упражнения, направленные на развитие воображения, внимания, критического мышления и т.д.

 

Комплекс методов, примененных в ходе работы с детьми, позволил раскрыть творческие способности личности подростков. Так же методы предоставляют подростку свободу выбора и смену деятельности, удовлетворяют разнообразные интересы детей.

2.5 Основные стадии творческого процесса

Рассматривая особенности журналистского мышления, мы сосредотачиваем внимание на этапе формирования главной мысли журналистского произведения. Процесс создания журналистского материала для юнкора предполагает решения целого ряда творческих задач, связанных как с накоплением и переработкой, так и с композицией самой статьи, очерка и т.п.

Методологическая деятельность воспитанников студии обуславливается их собственными эстетическими и организационными способностями. Создавая свои произведения, ребята основываются на изучении, сопоставлении и анализе фактов, на умении создавать текст  в соответствии с общими для любого журналистского текста стилистическими, жанровыми, эстетическими требованиями.

На занятиях юнкорам  неоднократно повторяется, что журналист должен:

  1. Осмыслить, понять, какие методы и средства помогут ему добиться цели.
  2. Определить ту информационную площадку, которая обеспечит его необходимыми фактами.
  3. Собрать и проанализировать весь фактический и иллюстрированный материал.
  4. Определить структуру материала и необходимые для его реализации средства.
  5. Принять участие в коллективном создании  материала либо преступить к авторскому созданию материала.
  6. Сопоставить результат с начальной целью и внести необходимые коррективы.
  7. Провести материалы до публикации (принять участие в редактировании, в верстке, в иллюстрировании и т.д.).

Но рассматривая  последовательность шагов, которые предпринимает юнкор и редакционный совет молодежной странички «Калька» в процессе подготовки материала во всех его элементах, то можно расширить список задач которые ставятся перед подростком - журналистом:

  1. В начале каждого месяца на общем редакционном совете. Каждый юный журналист, после постановки общей темы номера, получает редакционное задание, в котором он должен творчески раскрыться. Начинающие журналисты добровольно предлагают или получают тему будущего произведения, отвечая на вопрос «Чего я хочу добиться?» и «Что я хочу сказать?».
  2. Выбор темы, основной пункт всех приводимых задач  которые ставятся перед юными творцами.  Тема – это та область деятельность, которая  дает материал для будущего журналистского произведения юнкора. Если замысел или идея- это общая концепция будущего материала и номера в целом, то тема сужает область поиска необходимых фактов, персонажей, событий. Материал полностью конкретизирует отобранные юнкором факты, отвечая на вопросы: «где?»,  «о чем будет вестись рассказ?».
  3. Материал отвечает на вопросы: «кто?», «что?», « какие события?», «где?», «когда?» ребята выявляют и закрепляют необходимые им (каждому) материал, оценивая его с точки зрения уместности и целесообразности.
  4. Анализ. На этом тапе ребята исследуют все необходимые сведения для будущего материала, отбирая необходимые элементы по критерию замысла.
  5.  После отбора необходимого материала и его анализа ребятам становиться понятно то, как будет построен будущим материал, какова будет его форма, какие элементы лягут в его основу (опрос, интервью, фото и т.п.). С данным определением станет ясна драматургия и стилистика текста.
  6. Следующим этапом становиться - воплощение замысла.
  7. После воплощения ребята осуществляют самоконтроль, отвечая на вопрос «Добился ли я цели, которую поставил?».
  8. Конечным этапом творческого процесса по созданию журналистского материала - соотнесение результата с поставленной целью. Перед отправлением материала в редакцию районной газеты, ребята апробируют  свои работы  на своих же юных «коллегах», зачитывая материалы вслух в студии. Так же по признаниям самих детей, главными судьями для них являются родители, которые после прочтения написанных текстов, становятся первыми цензорами, корректорами.

Так, например, в марте перед начинающими журналистами была поставлена задача подготовить номер к Международному дню детской книги, при этом практически применить приобретенные знания по теме «Интервью». Самостоятельно ребята распределили все роли, определили ответственного за подготовку данного номера, им стала Алиева Яна, которая координировала сбор и передачу материалов педагогу студии. На редакционном собрании был разработан  план тем, из которых сложится будущий номер. Было решено, что номер будет построен из двух интервью и одного опроса, статистики, и небольшой статьи. Цель которую «юнкоры» поставили перед собой при создании данного номера ребята это - затронуть тему литературного русского языка; узнать у людей, работающих в библиотеках, как часто молодежь обращается к услугам библиотеки; узнать у прохожих кировчан, какую книгу они закончили читать.

Для реализации первой цели – узнать о состоянии современного литературного языка у подростков «юнкоры» решили, что более подробно о родном языке сможет рассказать педагог русского языка. 

Для осуществления редакционных целей  «юнкоры» определили круг лиц - героев, у которых будет браться интервью. Следующим шаг, который сделали  «юнкоры»- наладили контакт со своими потенциальными интервьюированными. Так  Яна Алиева договорилась о встрече с педагогом русского языка, которая работает в Центре «Юность» и ведет кружок «Знатоки русского языка», впоследствии сделала с ней интервью, по заданной теме.

Елизавета Федорова и Кристина Паньтюшенко обратились за помощью в Районную кировскую библиотеку, где на их вопросы согласилась ответить заведующая библиотеки.

При проведении каждого интервью девушки заранее готовились, составляли вопросы, которые бы полностью раскрыли тему и при этом не противоречили журналистскому жанру.

При подготовке городского опроса, вышеперечисленные юные журналистки рассредоточились по городу, и каждая опросила несколько прохожих, задавая им один общий вопрос: «Какую книгу вы сейчас читаете или закончили читать?».  При сборе необходимой информации начинающие журналисты не забывали и об этической стороне журналистской деятельности, о которой им так же читался теоретический блок.

За оформление данного номера отвечал Бурмагин Евгений.  Творчески подойдя к своей задаче, Женя подобрал необходимые компоненты - иллюстрацию, а так же «разбавил» собранную информацию элементами из интернета, такими как: «это интересно» и статистическими данными ВЦИОМ.

Создавая журналистские тексты для каждого номера, ребята проходят восемь вышеописанных шагов.

Совершенство в журналистике приходит с опытом. Чем больше «юнкоры» пишут, стараются, учатся новому, тем лучше получаются их произведение. Но, как правило, любая практика основывается на теории, без неё никуда. Поэтому, чтобы будущим журналистам легче было пробовать свои творческие способности на практике, с ними на раннем этапе проводятся  творческие занятия, с помощью которых у них складывается собственная модель создания журналистского произведения.

За год обучения ребята, которые пришли в студию, не смотря на свой ранний возраст, поняли что Журналистика – специфическая сфера духовно-практической деятельности человека. Включаясь в данную область, молодые люди, прежде всего, пытаются реализовать свое творческое начало. При этом самораскрытие их юных личностей в процессе создания журналистских текстов зависит от многих объективных и субъективных факторов.

2.6 Вывод

Структура работы с начинающими журналистами в студии позволила сохранить спонтанность деятельности учащихся, благодаря которой любое дело становилось живым.

Наличие большого количества функциональных сторон, динамичность и разноплановость проекта позволили включить в него неограниченный круг участников.

За восемь выпусков газеты в проекте участвовало восемь школьников в качестве «юнкоров», фотожурналистов, корректоров, дизайнеров.

Данная деятельность позволила решить как межличностные проблемы учащихся, так и внутриличностные конкретного подростка. Мы уже являлись свидетелями подобных изменений и готовы признать, что гипотеза о развивающем характере подросткового творчества действительно имеет практическое подтверждение. Так, на первом занятии Пантюшенко Кристина призналась, что совершенно не умеет художественно излагать свои мысли, как в письменной речи, так и в устной. Это было видно из первой письменной работы - заполнение анкеты.  На занятиях, в ходе трудоемкой работы Кристина стала активнее развивать свои мысли и логично их выстраивать в единую взаимно связанную систему— текст. Это отразилось в ее творческих работах. Стоит отметить, что прогресс заметнее от номера к номеру.

И еще очень важный момент. Данная деятельность меняет характер взаимоотношений между взрослыми и подростками (учителями и учащимися, родителями и детьми). Уже сейчас мы видим зарождение основ сотрудничества. Теперь родители становятся главными критиками, цензорами для юных журналистов. Для детей реакция их родителей всегда важнее, чем то, что скажут их сверстники. Учителя перестают быть наставниками, теперь они становят для «юнкоров» сотрудниками – объектами их журналистской деятельности.

Основой журналистики для подростка является сфера, в которой можно освоить основы культуры коммуникации, информационной грамотности. Освоение «самодельной» подростковой прессы (странички) способствует достижению следующих целей:

  1. реализации художественно- творческого потенциала подростков;
  2. формирование равновесия в эмоциональном, интеллектуальном освоении подростком окружающего мира;
  3. формирование гражданственности, личной позиции подростка;
  4. освоение ряда умений и навыков, необходимых для полноценного понимания информации и создания собственных текстов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог данной  работы можно сказать, что одной из самых престижных и востребованных профессий в современном обществе остается журналистика. По статистике каждый четвертый российский выпускник сегодня мечтает о профессии журналиста. О том, насколько возрос в последнее время интерес школьников к журналистике, говорят также следующие факты: сегодня каждая третья российская школа выпускает собственную газету или журнал, а число газет и подростковых журналов по сравнению с 1986 годом увеличилось в несколько раз.[30]

Опыт работы в объединении «Журналистское мастерство» убедил нас в том, что обучение подростков в студии журналистики повышает их мотивацию, направленность на творчество, рефлексивные умения, способствует формированию творческого отношения к окружающим, влияет на цели и ценности личности. Оно также способствует творческой адаптации, нахождению своего места в микросоциуме, способности конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Опыт творческой деятельности, полученный в студии, позволяет подростку полнее принимать себя и радоваться своим успехам. Все эти составляющие позволяют каждому подростку ощущать свое творческое развитие.

Важным итогом работы студии «Журналистское мастерство» является создание молодежной странички «Калька».

Все материалы каждого номера «самодельной» «Кальки» классифицируются по жанрам, обязательно присутствуют информационные и анали­тические жанры: краткая и расширенная информация, интервью, репортаж, статья. Большое внимание при оформлении газеты уделяется включению фото­материалов с места событий. Корреспонденты газеты не только описывают межшкольные события, но и являются их непосредственными участниками. За время обучения ребята проявили свои творческие способности не только в работе над «Калькой», но и на районных конкурсах по фотожурналистике. В результате одного такого фотоконкурса заняли второе место, за креативные фотографии, правильно выполненные по всем критериям фотодела. Кроме этого в период функционирования студии ребята приняли участия в городских и районных конкурсах сочинений.

Анализ работы творческого объединения «Журналистское мастерство»  позволяет утверждать, что данная программа эф­фективна.

Студия «Журналистское мастерство» способ­ствует формированию активной жизненной позиции у обучаю­щихся и воспитанию молодых, творческих, перспективных дарова­ний в области журналистики. Предложенная программа может быть успешно реализо­вана в среднем образовательном заведении, при техническом (компьютер, принтер, сканер, цифровая камера) и кадровом обеспечении.

У всякого, кто вглядывается в подростковое журналистское творчество, сам собою возникает вопрос: какой смысл в этом творчестве, если оно не всегда может воспитать в ребенке будущего журналиста, творца, если оно составляет только краткое и эпизодическое явление в развитии подростка, которое потом свертывается и иногда исчезает совершенно? Смысл и значение этого творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка; впервые пробуждающуюся и настраивающуюся на серьезный лад, и, наконец, значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Аграновский В.А. Вторая древнейшая: Беседы о журналистике. М.: Вагриус, 1999. – 415 с.

Алексеева М.А. Советская детская журналистика 20-х гг., -М., Университет, 1989.- 131 с.

Благой Д.Д. История русской литературы XVIIIвека.- М., Университет, 1960. -  688 с.

Богатырева Ю.Н. Из истории создания печатной пионерской газеты (1922-1928 гг.). Л., 1972.

Бухарцев Р.Г. Психологические  особенности журналистского творчества.- УрГУ, -  Свердловск, 1976.- 220 с.

Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. -М., Мысль,1985.

Возчиков В.А. Теоретические и методологические проблемы педагогического образования. -Бийск, НИЦ БПГУ, 2001.- 246 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве.- М., Мысль, 1967.- 96 с.

Вяткина Л.А. Самодеятельная подростковая пресса в системе СМИ.- М, МГУ им. Ломоносова, 1997.- 502 с.

Галин А.Н. Личность и творчество.- Новосибирск, НГУИП, 1990.- 228 с.

Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / пер. с фр.; общ. Ред. и вст. ст. А.В. Шариков.- М., ЮНПРЕСС, 2000. – 199 с.

Гостомыслов А. Детская журналистика. Хозрасчётные газета и журнал в школе. - Спб. ,- 2006. – 352 с.

Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. – М., 1975. – 245с.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. - М., Михайлова В.А., 2006.- 457

Детская литература. Учебное пособие /под ред. Николаева С., Арзамащева И.Н.,- М.: Академия, 1997.- 186 с.

Доржиева Л.Б. Детская пресса как фактор формирования гражданственности школьников. -Улан-Удэ, БГУ, 2007.- 176 с.

Кант И.О темпераменте. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б. Пиштенрейтер.- М.: Изд-во МГУ, 1982.- 672 с.

Ким М.Н. журналистика: методология профессионального творчества. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. – 496 с.

Колосова Л.Н. Детские журналы Советской России 1917- 1977: Учебное пособие.- М., Мысль, 1993.- 265 с.

Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиобразование: Учебное пособие.- СПб, изд-во Михайлова В.А., 2004.- 240 с.

Кулакова Н.Л. Особенности детских и подростковых изданий.- М.,  Ломоносов, 2007. – 34с.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. – М.: «Аспект Пресс» 2000. – 240 с.

Лозовский Б.Н. Журналистское воздействие на молодежь.- Свердловск, Свердловская типография, 1986. – 96 с

Лотман М.Ю.  Александр Сергеевич Пушкин: Биография писателя. - Л., Просвящение 1982. – 256 с.

Обухова Л.Ф, Возрастная психология.- М.,1996.- 257 с.

Овсепян Р.П. История новейшей журналистики. - М., Изд-во МГУ, 1994. – 352 с.

Олешко В.Ф.Журналистика как творчество.- М., Рип- Холдинг, 2003.- 220 с.

Попова М.Ф. Юнкоровская деятельность в социуме как средство воспитания. - Екатеренбург, Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования, 1993. -258 с.

Попова М.Ф.Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка.- М., 1994- 286 с.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. -М., РИП- Холдинг, 1998. – 352 с.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества.- М.,МГУ, 2002. -320 с.

Распопова С.С. Журналистское творчество. Теория и практика освоения.- М., Макс  Пресс, 2006.-164с.

Ремизов А. М. Взвихренная Русь. - М.: Советский писатель, 1991.-184с.

Руденко И.А. Детская пресса России на современном этапе. - М., Детская журналистика, 1996. – 175с.

Самарцев О.Р. Теория и методика журналистики. - Ульяновск, УлГТУ, 2000, 387 с.

Самсонова Н.Е. Технология творческого занятия. - Петрозаводск, КГПА, 2010.- 125 с.

Свитич Л.Г. Журналист и его работа.- М., МГУ, 1979.-255с.

Соков А.И. Формула мастерства: учебное пособие. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2002. – 62 с.

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. – М., Мысль, 1976.

Федорова А.Б. Подростковая газета как тип издания .- СПб., СПбГУ, 2005.- 278с.

Цымбаленко С.Б.  Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. - М., НИИ школьных технологий, 2010.- 256 с.

Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. – 287 с.

Шариков А.В. Детская и школьная самодеятельная пресса: теория и практика.- М.1994.- 94с.

Школьник А.Я Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Кострома, 1999. -129с.

Периодические издания:

Калька: Я бы в армию пошел//Альтернатива- Инфо, 2011, №7 (50).

Калька к Международному дню детской книги//Альтернатива- Инфо, 2011, №12 (55).

Кнехта А. Женская профессия. Где ее получить?//МолОко, 2005, №5.

Паньтюшенко К. Я бы в армию пошла, пусть меня возьмут!//Альтернатива- Инфо, 2010, №7(50).

Паньтюшенко К. Детский алкоголизм//Альтернатива- Инфо, 2011, №13(56).

Хохлов Г. Заметка о детских журналах: Пионер// Литературная газета, 15 сентября 1935г.

Электронные источники:

http://www.childlit.ccn.org.ru/dokl07.htm

http://det_magazines.livejournal.com/54352.html

http://www.evartist.narod.ru/text23/0008.htm

http://megabook.ru

www.openclass.ru/node/427

http://youngjournal.v-teme.com/deti_i_smi

http://ru.wikipedia.org/

 

 

 

 

 

 



[1]Школьник А.Я Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -  Кострома, 1999. - С.  36.

 

[2]Гостомыслов А. Детская журналистика. Хозрасчётные газета и журнал в школе. – Спб. ,- 2006. - С. 29.

 

[3] Школьник А.Я Детская самодеятельная пресса как фактор социального воспитания подростков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Кострома, 1999. - С.  35.

 

[4] Овсепян Р.П. История новейшей журналистики. - М., Изд-во МГУ, 1994.- С. 99.

[5] Руденко И.А. Детская пресса России на современном этапе. - М., Детская журналистика, 1996. - С. 48.

 

[6] Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий: итоги и перспективы. - М., Михайлова В.А., 2006.-  С. 91.

 

[7] Цимбаленко С.Б.  Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. – М., НИИ школьных технологий, 2010. - С. 34.

 

[8] Попова М.Ф. Юнкоровская деятельность в социуме как средство воспитания. - Екатеренбург, Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования, 1993. - С. 57.

 

[9]  Федорова А.Б. Подростковая газета как тип издания .- СПб., СПбГУ, 2005.-  С. 109.

 

[10]  Гостомыслов                 А.П. Детская журналистика. Хозрасчетные газета и журнал в школе. М.,  2006. – С.9.

 

[11] Кулакова Н.Л. Особенности детских и подростковых изданий.- М.,  Ломоносов, 2007. – С. 33.

 

[12]  Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / пер. с фр.; общ. Ред. и вст. ст. А.В. Шариков.- М., ЮНПРЕСС, 2000. – С. 7.

 

[13] Кулакова Н.Л. Особенности детских и подростковых изданий.- М.,  Ломоносов, 2007. – С. 33.

 

[14] Гонне Ж. Школьные и лицейские газеты / пер. с фр.; общ. Ред. и вст. ст. А.В. Шариков.- М., ЮНПРЕСС, 2000. – С. 155.

[15] Там же,  С. 7.

 

[16] Там же, С. 138.

[17] Ася Кнехта. Женская профессия. Где ее получить?//МолОко, 2005, №5. С. 3.

[18] Федорова А.Б. Подростковая газета как тип издания.- СПб., СПбГУ, 2005.-  С.111.

 

[19] Лозовский Б.Н. Журналистское воздействие на молодежь.- Свердловск, Свердловская типография, 2001. – С. 17.

[20] Цимбаленко С.Б.  Подросток в информационном мире: практика социального проектирования. – М., НИИ школьных технологий, 2010. – С. 95.

 

[21] Павловский. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. - М., Академический проект, 2001.- С.153.

[22] Кон И.С. Вкус запретного плода. -М., Молодая гвардия, 1992.- С. 47- 48.

[23] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве.- М., Мысль, 1967.- С. 5.

[24] Бухарцев Р.Г. Психологические  особенности журналистского творчества.- УрГУ, Свердловск, 1976.- С.4.

[25] Корконосенко С.Г. Преподаем журналистику. Профессиональное и массовое медиобразование: Учебное пособие.- СПб, изд-во Михайлова В.А., 2004.- С.89.

[26] Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М., РИП- Холдинг, 1998.- С. 232.

[27] Кант И.О темпераменте. Психология индивидуальных различий. Тексты. Под ред. Ю.Б. Пиштенрейтер.- М., 1982.- С. 148.

[28] Ремизов А. М. Взвихренная Русь. – М.: Советский писатель, 1991.- С.11.

 

[29] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве.- М., Мысль, 1967.- С. 62.

[30] www.openclass.ru/node/427

Л.С. Царькова

педагог дополнительного образования

руководитель студии "Журналистское мастерство" в МБОУ ДОД "КЦДТ "Юность"