Преемственность и перспективность на уроках развития речи

Гильманова Алина Харисовна

Один из самых сложных уроков - это уроки развития речи.

Преемственность и перспективность обеспечивают системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков. В  чем  же  сущность принципа преемственности и перспективности в обучении русскому языку на уроках развития речи?

    Во-первых,  соблюдение  преемственности и перспективности требует единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении  языку.

    Во-вторых, требуется тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преемственность и перспективность на уроках развития речи

Добрый день, дорогие коллеги. Поздравляю вас приближением нового учебного года. Желаю Вам плодотворной и результативной работы, творческих успехов, преданных партнеров и друзей в лице ваших учеников.

Тема моего выступления «Преемственность и перспективность на уроках развития речи». Все мы с вами знаем, что одним из самых сложных уроков являются уроки развития речи. Сложность определяется многими задачами, которые надо решать, и особой подготовкой урока такого типа. Почему же сложен урок развития речи? Это связано с интеллектуальным и речевым развитием школьников и с обогащением их эмоционального и духовного мира. Как же сделать так, чтобы сформировать у учащихся умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

Для решения этих задач на первый план выходит такой принцип обучения языку как преемственность и перспективность на уроках развития речи.

Под преемственностью понимается  учет знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала. А перспективность в обучении предполагает ориентацию на достижение определенного конечного результата обучения.  

Преемственность и перспективность обеспечивают системность, научность, последовательность и прочность развития знаний, умений и навыков. В  чем  же  сущность принципа преемственности и перспективности в обучении русскому языку?

    Во-первых,  соблюдение  преемственности и перспективности требует единого принципиального подхода к обучению, единых исходных позиций в обучении  языку.

    Во-вторых, требуется тщательная стыковка между начальными и средними классами как по отдельным грамматическим или орфографическим темам, так и при совершенствовании речевых умений и навыков учащихся. Плохо читающий и пишущий ребенок в начальном звене образования, будет так же не успевать в среднем. Поэтому важно, чтобы учителя начальных классов и учителя-предметники находились в тесном взаимодействии. Пусть учитель-предметник знает, какими приемами и методами орудует учитель начальных классов на уроках развития речи. А учитель начальных классов должен представлять, чем придется столкнуться ребятам в среднем звене и  проводить соответствующую работу по подготовке к написанию различных творческих работ.

А после введения особого контроля в виде ЕГЭ и ГИА, считаю, что данный принцип является одним из главных в обучении русскому языку. Преемственность и перспективность ориентируется на  логически чёткую, доказательную, образную устную и письменную речь ученика как к показателю его умственного развития.

Преемственность и перспективность наблюдается и в заданиях ГИА (С 2.1. ГИА  (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему)) и ЕГЭ (задание В 8, формата С 1), подготовка к которым ведется в основном на уроках развития речи. Успешное выполнение задания С 2.1 ГИА залог получения 4 баллов в задании В 8 и начальная подготовка к написанию сочинения по поднятым проблемам в  исходном тексте ЕГЭ.

Интересно задание С 1 ГИА. В обучении написанию сжатого изложения, предполагающего выполнение информационной обработки текста, в перспективе видим задание А 27 ЕГЭ, в основу которого ложится выделение основной и дополнительной информации в тексте. Но подготовку к заданию ГИА и к заданию ЕГЭ надо начинать в классе 5, например, при помощи свободного диктанта. Свободный диктант – работа по развитию речи, так как способствует обогащению лексики ученика, вырабатывает самостоятельность в передаче мыслей, составляя переходное звено от диктанта к пересказу. В основе работы над свободным диктантом, как и над изложением, лежит анализ исходного текста, структура и речевая ткань которого доходчиво и мотивированно должны быть объяснены учащимся. Анализ исходного текста свободного диктанта и создание при этом параллельных вариантов выражения одной и той же мысли, сравнение этих вариантов с тем образцом, который предлагал учитель, совершенствует знания в области синонимии языка, воспитывает их речевой вкус. И в этом плане свободный диктант становится тем «мостиком», который соединяет его с изложением.

При проведении свободного диктанта очень важно научить детей составлять план пересказа и давать заголовок тексту, что будет способствовать развитию умений и навыков, необходимых для выполнения сочинений и изложений.

В своей практике свободные диктанты я использую для обработки навыков сжатия информации, вводя такое задание: выписать главную информацию каждого абзаца (микротемы). Это поможет ребятам на экзаменах получить высокие баллы.

Итак, преемственность и перспективность – это переход от простого к сложному, от легкого к трудному, это опора при прохождении последующего на предыдущее, это основа эффективного усвоения знаний, приобретения прочных умений и навыков, воспитания интереса к предмету.

Свое выступление хотелось бы закончить высказыванием известного философа Конфуция: «Кто постигает новое, лелея старое, может быть учителем». Спасибо за внимание.