Как разнообразить проведение уроков литературы? Составление рейтинговых карт литературных героев.

Житникова Надежда Викторовна

Сегодня слово "рейтинг" мы встречаем часто в нашей повседневной жизни, но оно никак не связано с уроками литературы. Мне показалось это интересным в работе с литературными персонажами. Составление сравнительных таблиц - известная практика на уроках, и очень полезная, так как развивается продуктивная деятельность обучающихся. А вот составление рейтинговых карт (так я их назвала) требует ещё более творческого и поискового подхода.

 Но, во - первых, не каждое произведение соответствует этой работе, во - вторых, нужно выбрать героев для сравнения, в - третьих, ещё раз обратиться к тексту для нахождения аргументации, далее отобрать признаки для сопоставления или сравнения, подумать над балловой системой, также выбрать форму: таблица, схема, график... и, главное, уметь представить свою работу, т.е. развивается монологическая, диалогическая речь. Обучающийся учится публичному выступлению. Но, конечно, нужно сказать, что это ещё вносит элемент разнообразия в процесс преподавания. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление рейтинговой карты литературных героев в процессе преподавания литературы Житникова Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 93 г. Волгоград

Слайд 2

Целью работы является возможность мотивировать деятельность обучающихся на уроках литературы посредством составления рейтинговых карт по произведениям русских классиков.

Слайд 3

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: владение умением перечитывать текст произведения; отбирать и систематизировать материал; выделять критерии для сопоставления и сравнения литературных героев; находить авторскую позицию и выражать своё мнение, воплощать идеи рейтингового сопоставления героев через компьютерные возможности.

Слайд 4

Практическая значимость. Результатом проводимых уроков является увеличение процента читающих, ребята стали творчески подходить к составлению карты, не стесняться публично выступать и презентовать свой читательский опыт. Используемые технологические приёмы позволяют формировать коммуникативные и литературоведческие компетенции обучающихся.

Слайд 5

Данный прием работы можно использовать при изучении произведений русской классики в среднем звене и старшем в урочной деятельности и исследовательской работе. Примером может служить рассказ М . Горького « Челкаш »

Слайд 6

Свободо любие Деньги Степень риска Босячество Честь Гордость Отношение автора к герою Челкаш Для него самое главное свобода Отдал почти все деньги, оставив у себя одну купюру Рисковал, когда крал драгоценный объект Была смена жизни: то богатый, то бедный Проявил сочувствие по отношению к Гавриле Вспом нил свою преж нюю жизнь Положи тельный герой Гаврила Считал свободой дом, семью Увидев деньги, жадность охватила его Рисковал, проплы вая мимо судов Произошла серьезная перемена в жизни Не оставил Челкаша умирать Не хотел брать во второй раз деньги, пока Челкаш не простит его Отрицательный герой

Слайд 8

На уроках литературы в старших классах предлагается для составления рейтинговой карты героев сквозная тема в литературе «Маленькие люди в русской литературе», «Влияние Петербурга на героев» и др.

Слайд 10

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание»

Слайд 12

Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» Эволюция духовного мира героинь

Слайд 13

Спасибо за внимание!


 

Комментарии

Житникова Надежда Викторовна

эффективная работа