Влияние творчества Карамзина на русский сентиментализм

Какое влияние творчество Карамзина оказало на русский сентиментализм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geroy_literatury_russkogo_sentimentalizma13456_-_kopiya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние творчества Карамзина на русский сентиментализм

Огромное значение в истории русского сентиментализма имела литературная деятельность Н. М. Карамзина. Разумеется, его творчеством не исчерпывается все направление, но он остался, несомненно, самой крупной фигурой в русском сентиментализме.

Карамзин был человеком чувства и потому в нем виднее всего ошибки чувства и тех увлечений, в которые оно уходит, если не встречает проверки и мысли.

Последователи Карамзина видели в нем, прежде всего «чувствительного автора». Автор одним из первых в русской литературе ставит вопрос о воспитании прекрасным, воспитании красотой. Следовательно, и возникает новый аспект: воспитание писателя. В статье «Что нужно автору?» Карамзин рассуждает на эту тему: «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо; но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов». Карамзиным не забыты «знания» и «острый проницательный разум», но они не остаются значимыми, если нет «доброго сердца».

Первое и роковое влияние на все творчество Карамзина, однозначно, имели масонство и новиковский кружок. В новиковский кружок, по словам Дмитриева в своих «Записках», ввел Карамзина И. П. Тургенев, являющийся одним из деятельнейших членов «Дружеского общества», и в этом кружке «он воспитался окончательно под влиянием друга своего Александра Петровича Петрова». Мы до сих пор остаемся в неведении того, что же повлияло на такое тесное сближение с масоном Кутузовым и с Петровым, но не сомневаемся в том, что это все отразилось уже в «Письмах русского путешественника», которые оказали, несомненно, важное влияние на общество в целом.

«Другие два произведения Карамзина, имевшие вместе с «Письмами русского путешественника» такое огромное влияние на общество, были «Бедная Лиза» и «Наталья, боярская дочь». Лиза – «прекрасная телом и душою поселянка», в которую влюбляется добрый, но слабый и ветреный дворянин Эраст. Слабый и ветреный Эраст, увидев Лизу, стал мечтать, подобно Карамзину в Швейцарии, о тех временах, когда пастухи были братьями и когда «все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни проводили». Вообразив такие, никогда не существовавшие времена, Эраст забывает о своем дворянском происхождении, отрешается от всех социальных условий и предрассудков и предлагает Лизе руку и сердце. Но одно непредвиденное обстоятельство помешало Эрасту поступить, как следовало. Обаятельный полумрак вечера, когда «никакой луч не мог осветить заблуждения», довел Лизу и Эраста до такого головокружения, что затем уже не было никакой необходимости в браке, и обманутая Лиза бросилась в пруд. В «Наталье» Карамзин идеализирует старинный русский быт, когда наши бояре тоже, подобно первобытным и счастливым пастухам, жили по душе, как братья, и говорили, как думали». 

Сентиментализм, естественно, будил чувства, возбуждал новые ощущения в душе, расширял границы внутреннего мира, но и он был бессилен выработать свою собственную идею и оставлял человека игрушкою противоречий между практикой установившихся идеалов и образов и сентиментальной теорией новых чувств.

Карамзин был всегда мечтателем и идеалистом. Он мог явиться только проповедником хороших чувств, мог писать только для грамотной толпы, - для тех, чья мысль была не в силах переступить пределы личного эгоизма и личных повседневных отношений».

Мысль М. Б. Храпченко о том, что «важно подчеркнуть в литературном направлении действенную роль творческой индивидуальности художника… В произведениях отдельных крупных писателей раскрываются ведущие тенденции направления». Она как нельзя лучше подтверждается творчеством Карамзина наиболее удачно и совершенно выразилась проблематика дворянского сентиментализма: всемирное богатство и единение людей, идея внесословной ценности личности, интерес к национальной истории и вместе с тем осуждение революции и поиски мирного разрешения социальных и политических противоречий.

Творчество Карамзина вызывает к себе интерес не только со стороны русских, но также и зарубежных исследователей. Английский литературовед Генри Небель-младший, автор монографии «Карамзин – русский сентименталист», видит в нем писателя, творчество которого «было выдержано в лучших традициях русского Просвещения».

О связи Карамзина с Просвещением пишет и другой английский литературовед – А. Г. Кросс (1971). Но термин «просвещение» исследователь понимает «слишком узко – только как заботу о распространении знаний и культуры». 

Просветительский период литературной деятельности Карамзина начинается с 1791 - 1792 гг., когда в «Московском журнале» были напечатаны «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др. кроме того, почти в каждом произведении помещались «Письма русского путешественника», перешедшие позже в альманах «Аглая» и вышедшие отдельным изданием в 1797 – 1801 гг.

Мы считаем, что наиболее правильным будет та оценка «Писем…», если их рассматривать в целом как одно из проявлений просветительских взглядов Карамзина, что, разумеется, не исключает их из круга сентиментальных произведений.

Карамзин считает своим долгом обязательно познакомить читателя с природой, в какую бы страну он не приехал, потому что, по его убеждению, именно природа во многом определяет физический и духовный облик человека.

Карамзин в «Письмах…» старается показать не только общее в людях, но и различие между ними. Как просветитель, он видит причину человеческого несогласия в различных «заблуждениях», к числу которых относит проявление национальной замкнутости и национального самомнения.

Лучшей повестью Карамзина справедливо считается «Бедная Лиза» (1792). Неумирающая идея внесословной ценности человеческой личности спасла ее от забвения. Успеху немало способствовал и общественный подъем начала 90-х годов, обусловивший социальную проблематику повести.

Многие исследователи считают, что Карамзин в этом произведении подменяет социальные вопросы этическими. Г. А. Гуковский еще в 1939 году писал: «… «Бедная Лиза» построена на основе сюжета, распространенного в европейских литературах XVIII в. о любви дворянина и простой девушки» писатели антифеодальной настроенности видели в этом сюжете возможность показать губительные последствия сословного неравенства, возможность потрясти читателя чувством обиды за попранные человеческие права. Ничего этого нет у Карамзина». 

Позже, другой исследователь – Н. К. Пиксанов утверждает, что драматическим событиям произведения автор дает «не социальное, а моралистическое осмысление и разрешение», называя Карамзина «идеологом крепостнической монархии».