Рабочая программа по литературе 7 класс

Симонова Ирина Александровна

РП 7 класса по литературе (учебник под ред. В.Я. Коровиной)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_7_kl._2014.doc273 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района

Рассмотрена и одобрена

на заседании  кафедры учителей

гуманитарных дисциплин

Протокол №      от   .08.2014 г.

Заведующий кафедрой

_______     Т.Н.Разумова.

   

  УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа»

____________  Т.В.Сандина

Приказ  №           от 0  .09.2014

УТВЕРЖДЕНА:

директор школы

               

  _______/ Т.В.Сандина

«     » сентября      2013 г..                    

Рабочая  программа

учебного курса  «Литература»  в  7  классе

                                                                         

Составитель: Симонова И.А.,

учитель русского языка и литературы                                          

.

                                                                                                                                                             

С. Александровка

2014 -2015 уч. г.

                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», « человековедением », « учебником ЖИЗНИ».

  Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

. формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальнымсамосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

. постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

. поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

. овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями;

- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в  7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место предмета в базисном учебном плане.

                   Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

         На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю, из них: уроки внеклассного чтения – 13ч., уроки развития речи – 7 ч., контрольные работы – 4ч.

         Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

         При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается  потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.          

               Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

Результаты освоения курса

Требования к знаниям,умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Авторов и содержание изученных художественных произведений.
  2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
  3. Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).
  4. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
  5. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
  6. Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
  7. Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
  8. Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
  3. Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
  4. Различать эпические, драматические и лирические произведения.
  5. Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
  6. Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.
  7. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  8. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.
  9. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  10. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
  11. Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.

Тематический план по литературе. 7 класс.

План

Количество

часов

Из них

уроков внеклассного чтения        

уроков развития речи

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема.

1

2

Устное народное творчество

4

1

3

Древнерусская литература

3

1

4

Литература XVIII века

2

5

Литература Х1Х века

30

3

5

6

Литература 20 века.

22

8

1

7

Зарубежная литература 

6

1

ИТОГО:

68

13

7

Содержание учебного предмета

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу

Устное народное творчество

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклассного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения).

Знать. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Знать.. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)

Из древнерусской литературы

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Знать.. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Знать.. Летопись (развитие представлений).

Из русской литературы XVIII века

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Знать: Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

                                              Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Знать:. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Знать:. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Знать: Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.Особенности изображения людей и природы в повести.

Знать: Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача».

Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Знать: Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Знать: Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Матап» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Знать:Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической характеристики.«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Знать:. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каши-рин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Знать:. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Знать:. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления) 

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Знать:. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Знать:. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Знать:. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий  Сергеевич Лихачев.   «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Знать: Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателяПесни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский.   «Доченьки»;   И. Гофф.   «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы

Роберт Бернес. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения 

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Знать:Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

                                 .Календарно – тематическое планирование

№ урока

102ч.

№ урока 68 ч

Вид урока

Тема урока

Дата проведения занятия

План

Факт

1 четверть

1.

Беседа. Тестирование

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся

2.

Рассказ учителя.Беседа

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

3-4

Рассказ учителя.Беседа

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. « Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

5-6

Урок внеклассного чтения

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей -разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах.

Новгородский цикл былин. Былина «Садко».Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала»- карело-финский  мифологический эпос

7.

Рассказ учителя.Беседа

Пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.Сборники пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

8-9

Рассказ учителя.Беседа

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг».) Формирование традиции уважительного отношения к книге.

10-11

7.

Рассказ учителя.Беседа

Обучение устному рассказу

 «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

12

8.

Урок развития речи

Подготовка к письменной работе на одну из тем:

  1. Народная мудрость в произведениях устного народного творчества.
  2. Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора.
  3. Что воспевает народ в героическом эпосе?
  4. Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.
  5. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя

13-14

9.

Рассказ учителя. Практикум

М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия…» Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению.

15

10

Рассказ учителя.Беседа

Г.Р.Державин. «Река времени в своем стремлении», «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

16

11

Рассказ учителя.Беседа

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр 1 и Карл 12. Обучение выразительному чтению

17

12

Рассказ учителя.Беседа

Поэма  А.С.Пушкина «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы

18-19

13

Беседа. Практикум

А.С.Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о  балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка

20-21

14

Урок развития речи

А.С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С.Пушкина»

22

15

Беседа

А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»- произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести

23

16

Практикум

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

24

17

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте Поэма «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

25-26

18

Беседа. Практикум

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозном. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне про царя Ивана Васильевича…». Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора

27-28

19

Практикум

М.Ю.лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива..». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению.

29

20

Урок контроля

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

2 четверть

30

21

Рассказ учителя. Беседа.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе.«Тарас Бульба».Историческая и фольклорная основа повести.Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

31-32

22

Обучение устному рассказу

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое

33-34

23

Урок развития речи

Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: «Авторская оценка образа Тараса Бульбы», «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Гоголя «Тарас Бульба».  « Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести)»

35-36

24

Рассказ учителя. Беседа

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и иих гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. Мастерство И.С.тургенева в изображении картин природы и внутреннегосостояния человека. Художественные достоинства рассказа

37-38

25

Урок развития речи

И.С.Тургенева «Стихотворений в прозе». «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

39-40

26

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. «Русские женщины»:«Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Обучение выразительному чтению. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатрм Иркутска»

41

27

Урок внеклассного чтения

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению.

42

28

Урок внеклассного чтения

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и  самовластия

43-44

29

Рассказ учителя. Беседа

М.Е. Салтыков. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности

45-46

30

Урок развития речи

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средство создания комического в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина»

47

31

Урок контроля

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасов, М.Е. Салтыкова-Щедрина»

48-49

32

Рассказ учителя. беседа

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство»(главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

50

33

Беседа. Обучение устному рассказу

Главные герои повести. Л.Н.Толстой «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

51

34

Рассказ учителя. Беседа

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы

52-53

35

Урок развития речи

И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина

54

36

Рассказ учителя. Беседа

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа

55

37

Практикум

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова«Хамелеон». Развитие понятия о юморе и сатире.

56

38

Беседа

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

57

39

Урок внеклассного чтения

Смех и слезы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

58-59

40

Практикум

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А.Жуковский. «приход веснв». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И.А.Бунин «Родина». Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии 19 века . Стихотворение о родной природе

60-61

41

Рассказ учителя. Практикум.

М.Горький. Слово о писателе. «Детство»(главы) Автобиографический характер  повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров

62-63

42

Беседа

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

64

43

Практикум

Обучение анализу эпизода  из повести М.Горького «Детство»(по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя.

65

44

Урок внеклассного чтения

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

66-67

45

Рассказ учителя. беседа

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение…». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению

68

46

Урок внеклассного чтения

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда намир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому

69-70

47

Рассказ учителя. Беседа

 Л.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

71-72

48

Рассказ учителя. беседа

А. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека.

73-74

49

Урок внеклассного чтения

А. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова.

75

50

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»(по произведениям писателей 19 века)

76-77

51

Рассказ учителя. Практикум

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме..».Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

78

52

Урок контроль

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

4 четверть

79-80

53

Урок внеклассного чтения

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

81-82

54

Рассказ учителя. Беседа

Рассказ Ф.Абрамова. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Абрамова

83-84

55

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению

85-86

56

Урок внеклассного чтения

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

87

57

Урок внеклассного чтения

Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов, Н.Заболоцкий). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

88-89

58

Рассказ учителя. Беседа

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие», «Июль- макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое

90

59

Урок внеклассного чтения

Д.С.Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. Главы из книги «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

91

60

Рассказ учителя. Беседа.

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

92

61

Урок внеклассного чтения

Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф. «русское поле», Б.Окуджава. «По смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, времени и вечности.

93

62

Рассказ учителя. Беседа

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «опять за спиною родная земля» и др. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности образности дагестанского поэта

94

63

Рассказ учителя. Беседа

Роберт Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др. стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Своеобразие лирики Бернса.

95

64

Рассказ учителя. Практикум

Д.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой..» как прославление подвига во имясвободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению.

96

65

Практикум

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

97-98

66

Семинар

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. Слово о писателе. «Дары Волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

99-100

67

Урок внеклассного чтения

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра

101-102

68

Беседа. Тестирование

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года и задание на лето

ИТОГО:

68

Вн.чт 13,

 РР -7, Кр-4

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Перечень оборудования

Наименования

Технические средства

Ноутбук,  магнитофон, проигрыватель

Портреты писателей

Классики русской, зарубежной и современной литературы

Раздаточный материал

РМ по 5-9 классы

Альбомы о писателях

Классики русской литературы и 7,9 кл.

Репродукции картин

Согласно тематики

Таблицы по литературе

Согласно разделам

Библиотека кабинета

Учебники, худ.литература

Медиотека, презентации по темам курса

Классики русской литературы

Учебно-методическое обеспечение для учителя.

1. Литература. 7 кл. Учеб. Для общеоб-разоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 15-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011

2. Коровина В.Я. Литература: 7 кл.:Метод.советы.

3. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литре: 7 кл.: К учебнику В.Я.Коровиной «Лит-ра. 7 кл.»

4.  Еремина О.А. Поурочное планирование по лит-ре. 7 кл.: к учебнику-хрестоматии «Лит-ра. 7 кл.:

Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреж-дений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина и др.»

  1. И. В. Золотарева, С. М. Аникина «Поурочные разработки по литературе». Издательство «Москва», «ВАКО» 2004г.).
  2. Всё для урока и сочинения. М.: «Олимп»; Издательство «Астрель», 2000.
  3. Литература. Развернутое тематическое планирование. 9-11 классы. Составители Н.Е.Щетинкина и др. Волгоград.
  4. Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. Библиотека администрации школы «Центр «Педагогический поиск». – М., 2004.
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень). Под редакцией В.Я. Коровиной. Издательство «Просвещение». – М., 2008.
  6. Сборник нормативных документов. Литература. Издательство «Дрофа». – М., 2008.
  7. Тодоров Л.В., Белоусова Е.И. Современный кабинет литературы. Издательство «Дрофа». – М., 2008.
  8. Фадеева Т.М. Дидактические материалы по литературе. К учебнику-хрестоматии В.П. Полухиной и др. Издательство «Экзамен». – М., 2006.
  9. Финтисова О.А. Олимпиадные задания по литературе. Издательство «Учитель», Волгоград. 2006.
  10. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Издательство «Педагогика – Пресс». - М., 1998.
  11.  Журналы «Литература в школе»