сообщение "Игра как методологическая технология по повышению мотивации к изучению английского языка"

В сообщении я раскрываю свое видение проблемы "Как игровая технология повышает мотивацию к изучению английского языка?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_metodologicheskaya_tehnologiya.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Человеческая культура возникла

 и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга

В последние годы роль английского языка постоянно растет. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Изучение английского языка в школе начинается со второго класса. Дети начинают  изучение  английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Учителю предстоит ввести их в мир другой культуры, как языка, так и общения. Они еще не представляют себе, какие это будут уроки и как они будут учиться, но все с нетерпением ждут первого урока. Обучение иностранному языку в начальной школе должно быть ярким и запоминающимся. Повышение мотивации, сохранение и развитие у школьников интереса к предмету – это вопрос, который волнует каждого учителя. Если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то можно решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.  Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка. 
          Я работаю над проблемой “Как игровые технологии могут являться средством повышения мотивации к изучению английского языка?”. Любая игровая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.

Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Целью применения игровых форм обучения на уроках является развитие устойчивого познавательного интереса у обучающихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи.

  1. Способствовать прочному усвоению обучающимися учебного материала.
  2. Развивать у обучающихся творческое мышление.
  3. Способствовать практическому применению навыков и умений, полученных на уроке.
  4. Воспитывать интерес к иностранному языку.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций учебных игр (по форме проведения, по количественному составу, по способу организации игры и так далее). На своих уроках я использую несколько групп, развивающих интеллект и познавательную активность ребенка.

I группа – предметные.

II группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно называемыми дидактическими. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет.

II группы – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной собственности.

Часто на уроках английского языка я использую дидактические игры. Например, это могут быть игры-упражнения. Игры-упражнения проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной работе. Они занимают обычно 10-15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснения пословиц и поговорок, загадки. Благодаря таким упражнениям у обучающихся развивается логическое мышление.

Игры-путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях.

Сюжетно-ролевая игра отличается от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а обучающиеся играют определённые роли. Часто этот вид игр я применяю на среднем звене обучения.

На уроках английского языка я также использую игры для формирования речевых навыков: грамматические, лексические, фонетические, орфографические, речевые.

На среднем этапе обучения иностранному языку, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Наряду с лингвистическими и имитационными играми, я применяю коммуникативные, интеллектуальные, ролевые, направленные на социализацию обучающихся. Их содержанием являются отношения между людьми. Это объясняется возрастающим значением общения в жизни подростка. Поэтому, на мой взгляд, на среднем этапе обучения иностранному языку средством повышения эффективности учебного процесса являются игры–соревнования, игры–конкурсы. Они отличаются от обыкновенной игры тем, что в них должен присутствовать элемент соревнования и соперничества. Для некоторых обучающихся, не испытывающих интереса к предмету, игры–соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Поэтому использование таких игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Игра-соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры обучающиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Игра-соревнование позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр.

В среднем звене я использую более усложненные грамматические, лексические и фонетические игры на уроках.

Грамматические игры преследуют следующие цели:

Научить обучающихся употреблению речевых образцов, содержащих определённые грамматические трудности;

создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

развить речевую активность и самостоятельность обучающихся.

Лексические игры ставят следующие цели:

познакомить обучающихся с новыми словами и их сочетаниями;

тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

активизировать речемыслительную деятельность;

развивать речевую реакцию.

Фонетические игры преследуют следующие цели:

тренировать обучающихся в произнесении иноязычных звуков;

научить обучающихся громко и чётко читать стихи;

разучивание стихотворений с целью их воспроизведения по ролям.

Фонетические игры проводятся в два этапа:

1 этап: разучивание стихов;

2 этап: театрализация стихов.

Организация обучения на старшем этапе обучения иностранному языку с использованием ролевых / деловых и коммуникативных игр способствует повышению эффективности учебного процесса, особенно если уровень языковой подготовки обучающихся достаточно высок.

Деловые игры в обучении иноязычной речи моделируют обучаемых и обеспечивают условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета профессиональной деятельности (счастливый случай, брейн-ринг). Ситуативные (коммуникативные) игры позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения.

Согласно вышесказанному, я могу сделать следующие выводы:

  1. Игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку.
  2. Эффективность игры зависит от правильной её организации.
  3. Разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

На своих уроках при помощи игровых технологий я стремлюсь создать такие условия, в которых обучающийся испытывает уверенность в себе и внутренне удовлетворение и готов добиваться успеха в учебной деятельности. Таким образом игра помогает  создавать ситуации успеха!