педагогическое эссе "Экология нашей речи"

  статья готовилась к выступлению в рамках областного методического дня при Иркутском   институте Гуманной Педагогики 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_08.04.16g.rar1002.97 КБ

Предварительный просмотр:

Профессиональное  эссе  « Экология  нашей  речи»

Слова умеют плакать и смеяться, 
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,

  И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

 

Я. Козловкий

Принято  думать, что  термин «экология» касается  только  флоры и фауны, но это мнение ошибочно. Существует понятие «социальная  экология», «экология  межличностных отношений» «экология  дома», даже  «экология   политики», ведь собственно  термин «экология»  происходит от  греческих  слов  «( oikos «обиталище, жилище, дом» + logos «понятие, учение, наука»).То  есть   это наука, учение   о  доме, о жилище.  А  наш  дом – это наша планета, Вселенная, в котором    всё  взаимосвязано, и  нарушение   какого-то одного  звена  ведёт к разрушению всей системы в целом.  От нашего  разумного отношения   к дому, в котором мы живём, зависит  вся  наша жизнь, ведь   условия своего благополучного существования  мы создаём сами.  

В  своей работе  я  хотела бы  акцентировать  внимание  на  экологии  речи, или  на  культуре  нашей   речи, что, по моему  мнению, является  важным  фактором   деградации  человеческой  личности, обеднения  интеллекта  человека  разумного,недаром сказано   «заговори, чтобы я тебя увидел». Кто же сохранит нашу планету  для потомков, если  оскудеет  душа  человека, станет узким  его мышление, серой и усреднённой  его речь. Ведь всё начинается со слова, тысячелетия  назадсказано:  «В  начале  было  Слово».

Общая  культура  человека  проявляется  не только в умении   приветствовать  учителя, уступать место в транспорте или  нести сумку  из магазина. Но и, как правило,  в речевом поведении  человека, в  умении  не  перебивать говорящих, дослушивать  речь до конца, говорить  без лишнего пафоса и слов-паразитов, лаконично  и последовательно выражать свои мысли, уметь спорить, аргументировать своё мнение. Культуру  речи можно рассматривать  равно  как  в социологическом, историческом аспектах, также  и  в экологическом – как часть нашей здоровой окружающей «языковой  среды», нашего речевого существования, освобождённого и от грубых ошибок, и от досадных  неточностей, и от всего, что засоряет, огрубляет, стилистически  снижает, нивелирует нашу  речь. В наши дни  много говорят, ведут горячие споры  о  таких гуманитарных понятиях, как экология культуры, экология духа, экология совести, так вот экология слова и языка в целом стоит  в ряду  этих гуманитарных понятий. Экологический  подход весьма  важен и необходим именно в вопросах культуры речевого общения. Это настолько многогранное  и ёмкое понятие, оно  вмещает в себя буквально всё: и  любовь к Родине, природе, матери, дому. Лингвистическая экология  как наука одной из приоритетных  задач  считает пробуждать в юных гражданах чувство собственного  достоинства  и самоуважения. Не  следует забывать о том, что культура повседневного быта и экология  понятия неразделимые.

Учёные- лингвисты единодушны в том, что все  мы  больны  сегодня  языковым дальтонизмом.Ведь всякое потерянное для нас слово – это потерянный   мир нашей  культуры.

Каково  же  содержание  лингвоэкологии? Это и вопросы  «загрязнения» и «заражения» окружающей  речевой среды, это и вечная  проблема «жаргонизации»  речи молодёжи, и проблемы  красоты  языка и красоты человеческого общения. Ученики  часто задают вопрос: «Зачем нам  нужно грамотно говорить и писать?»  Вопрос весьма сложный, так как жизнь даёт  совершенно противоположные  примеры. Довольно таки успешный  папа или дядя  едва  окончили  школу, перебиваясь с «2» на «3», выстроили своё  дело, а разговаривать могут только на языке «чёрных» слов, причём отлично друг друга понимают. Спорить  сложно, но я в таком случае  отвечаю детям:

« Говорить  и писать грамотно необходимо лишь затем, чтобы  не переставать чувствовать себя человеком. Только благодаря  языку правильному, с умом употребляемому,  вы  сможете  дотянуться  до  недосягаемых вершин. Выбор за вами. Ведь  выбранный  нами   языковой  стиль  повлечёт за собой и определённый   уровень вашей  жизни, чем ниже стиль языка -  тем ниже потребности, чем ниже потребности -  тем ниже существование». В  наше время  в моде «царство разума» и «энергия человеческой  культуры», по  определению академика  В.И.Вернадского – ноосфера. Ноосфера  - это мир идей, Мысли, т.е. языка  во всех его проявлениях, ведь, не владея  языком, мысль не выскажешь. Это понятие В.И.Вернадский сформулировал ещё в 1944 году, но и сейчас его слова актуальны и звучат предостерегающе: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». Именно процесс «самоистребления» мы и наблюдаем повсеместно. Уничтожая  свой родной, данный  нам с рождения,  русский язык в его изначальной форме, коверкая, втаптывая его в  грязь, относясь к нему  антигуманно, бесчеловечно, мы  уничтожаем себя как  нацию.

Так надо ли беречь слово?  Наш язык, повседневная наша речь нуждаются в защите от огрубления и вульгаризации, от ненужных иноязычных заимствований, от жаргонизмов и арготизмов, от грязной матерщины. От мертвящих живую душу языка  канцеляризмов, штампов; наконец, от знакомой многим «спотыкливости» ,т.е. бессвязности и неясности изложения. От  того, что по-настоящему засоряет  и огрубляет нашу речь, отравляет среду существования, губительно действует и на самих говорящих, и на окружающих. И у нас, и за рубежом  появляются уже словари и справочники уголовных жаргонов, толковый словарь русского мата, международный словарь непристойностей, словари арго. Что же происходит в самой жизни? Я работаю в школе не первый десяток  лет, удивить чем-либо меня  практически невозможно, но пройти мимо мата в школе, на улице, в транспорте  я не могу. Особенно когда мат слышится в стенах храма науки – в школе, это, мне кажется, противоестественно, идёт в разрез с всякими нравственными  нормами, подвергает сомнению  огромный смысл, вложенный в  понятие  «школа». Выражаться матерно и грязно может только человек с такими же чёрными мыслями, человек с  бедной  речью, заполняя  речевые  паузы, чтобы не спотыкаться. Вульгарная, пересыпанная  матерщиной  речь   отравляет   среду речевого существования, а  избавиться  от дурной привычки сквернословия подчас гораздо труднее, чем от других скверных привычек. Употребление  мата ничем не может быть оправдано, ни  желанием проявить дружеское расположение или социальное равенство,  ни демонстрацией начальников стать ближе к народу, ни желанием унизить, показать свою власть над подчинённым. К большому сожалению, грубость и матерщина стали у нас почти  обыденностью, воспринимаемой  как неизбежное и неискоренимое  зло.

Как же появилась брань в языке и в чём причины её  живучести? Слово  «брань» (ругань) означало также битву(сечу), например:  на поле брани,  бранное  поле. Перед битвой врага «задразнивали», оскорбляли, «задирали».  Практическое предназначение бранных «ругательных»слов в старину было совсем другое. По народным нравственным  представлениям славян, бранящийся матом оскорбляет не столько мать  собеседника, сколько свою собственную мать.У русских крестьян считалось опасным бранить  детей,ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Употребление брани особенно непристойной,  воспринималось как нарушение  нравственного табу.

 Русская  матерщина  использовалась часто в качестве оберега(т.е.заклинания от злых духов), спасающего человека от болезней и бед.В языческие  времена на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли из дома разную нечисть, спасали скот от бесплодия, а поля и пашни – от засухи. Попусту   «чёрными» словами не разбрасывались: боялись   накликать  беду. Существовала даже так называемая ритуальная брань, сопровождающая свадебный русский  обряд(для охраны молодых от злых сил и для обеспечения деторождения).А в 1648 году вышел царский указ, чтобы «на браках песней бесовских не пели иникаких срамных слов не говорили», «бесчинства и сквернословия не делали».Но на таких праздниках как Масленица, Троица или Купальница ещё долго звучала ритуальная брань.

Непристойность матерщины осознаётся всеми, однако не все понимают, что это -  социальное зло. Язык подонков и «блатарей» грозит уже стать нормой. Нередко  русский мат расценивают как  часть национальной традиции, чуть ли не как свойство русского характера(как пьянство или разгул). Эти утверждения не имеют под собой почвы, однако связь сквернословия с пьянством, несомненно, есть. Н.В.Гоголь  писал: «Обращаться со словом нужно честно. Оно есть высший подарок Бога человеку. Слово гнило да не исходит из уст ваших». Давайте же всегда помнить об этом.

Кроме бранной  лексики и откровенной   матерщины есть ещё одна опасная  болезнь  - жаргонизация нашей  речи.Жаргоны  и арго – это   социальные  и профессиональные  разновидности  языка, это речь профессиональных групп или социальных прослоек, поставленных в особые, обособленные условия  жизни и общения.Это не особый  язык, а особый  словарь, использующийся  теми или иными группами людей, близких по профессии, социальному  положению.Подобная  речь понятна  только  узкому кругу посвящённых, для остальных же она остаётся  тайной, засекреченной.Существует  воровское  арго, а также  арго  «честных» профессий: рыболовов, охотников,спортсменов, военных,инженеров, техников с целью заменить длинные, громоздкие  названия или дать предметам и явлениям свои названия. Сюда относятся разного рода техницизмы(термины разных наук и профессий), а также и профессиональное  просторечие, т.е. привычные в той или иной среде слова и выражения. Например, шофёры называют  руль «баранкой», моряки своё судно «коробкой», учителя пробел в расписании именуют «окном», а плановое совещание «планёркой», электрики   называют короткое замыкание «коротыш».

Именно это и относится к жаргонообразнойлексике, называемой в английском языке  «сленгом», когда относительная языковая замкнутость обусловлена определённой  социальной общностью. Собственно  сленг  - это  речь  возрастных(корпоративных) групп или  групп  по  интересам. Образование  сленга – это, скорее, языковая  игра, этим сленг и отличается от профессиональной  речи.  Таким  образом термин  «жаргон» распадается  на  два  полюса. С одной стороны – жаргон в узком смысле слова, он не выходит за пределы  специальной(или возрастной) сферы общения и практически  не влияет  на литературный  язык.Такие слова как  телек(телевизор), видик(видеомагнитофон), маг(магнитофон), домашка(домашняя работа), литра(урок литературы) и пр., вряд ли кто употребляет  вне  детской, школьной речи. А вот лексика жаргонно-просторечного стиля, грубо-фамильярного нередко засоряет, опошляет нашу речь  и не может быть оправдана в общем употреблении. Современный  молодёжный  жаргон  (сленг) – это один из социально- речевых  стилей  нашего времени. Основу  нашего молодёжного сленга  составляет студенческий  жаргон. В лексике школьного жаргона представлены экспрессивные  наименования и переименования, связанные с  жизнью, спортом, учёбой, межличностным общением.

  • ботаник – «зубрила», «отличник»
  • врубаться ,въезжать -  разбираться в чём-либо, понимать
  • корка – «шутка, анекдот»
  • мочить корки – «отпускать шутки,  рассказывать анекдоты»
  • стрелка  - «встреча»
  • лох, шланг – «глупый человек»
  • хавать – «есть, кушать, употреблять пищу»
  • втирать дичь- «обманывать»
  • ты гонишь – «лжёшь, говоришь неправду»
  • свалить – «уйти, быстро исчезнуть»
  • жесть – «жутко,неправдободобно» и прочие

Одной из главных психологических причин  появления школьного жаргона состоит в желании подростков  самоутвердиться, показать свою принадлежность к определённому «братству».

В своей книге «Живой как жизнь» К.И.Чуковский говорил о том, что существование молодёжного жаргона  объяснимо, плохо лишь то, что это дурной  жаргон. По словам писателя, во - первых,- это  «болезнь роста», им надо переболеть, как корью; во – вторых, он недолговечен, постоянно обновляется; в третьих, он почти не влияет на литературный язык. Защитники и сторонники жаргонной  речи  встают на защиту её якобы особой  выразительности, яркой  эмоциональности, образности. Это  далеко не так. Жаргонные образы от постоянного употребления быстро стираются, тускнеют, превращаясьв свою противоположность – безликий  и назойливый штамп. А если штампуется шутка, острота, то под  шаблон штампа  встаёт и выразительность. Жаргон  убивает  мысль, отучает думать, учит говорить неопределённо, приблизительно, расплывчато.

Наше  общее дело – учить молодых понимать все опасности жаргонизации  речи, это значит  помогать им духовно мужать. Каждый, кто гордится своим языком, кто по-настоящему любит его, должен активно выступать против вульгарности жаргонизмов, исправлять свою речь, тактично поправлять друзей, товарищей, не боясь и поспорить.

В чём состоит опасность жаргонизации речи? В языке отражается картина мира и сознание говорящих. Даже отдельные словечки и выражения, которые мы бездумно используем как экспрессивные, выразительные средства, могут нести в себе заряд психологии той или иной социальной группы –  воровской, религиозной секты и прочих разлагающих общество элементов.. А.И. Солженицын говорил: «Растоптали и замусорили русский язык», имея в виду, конечно же засилье элементов блатной музыки и лагерного жаргона.Среда влияет на язык, на повседневную речь и может приводить к их спаду, снижению. Но и язык – высокий, чистый, нравственный - может и должен влиять на формирование  среды, её улучшение, духовное  наполнение и преображение. Бесспорно утверждение, что надо беречь природу, и тогда повысится уровень материальной  жизни. То же самое происходит и с языком. Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни. В  вопросе   борьбы  с жаргонизмами и «чёрными» словами  очень важным оказывается и собственно  экологический подход. Так же  как в  природе  существуют предельные уровни  радиации, загазованности атмосферы, загрязнения  водной  среды, выше которых уже начнутся необратимые процессы разрушения, так и в языке есть пределы его искажения, огрубления и стилистического снижения, дальше которых говорить о языке как о «важнейшем средстве общения» попросту не приходится. Засорение языковой  среды подобно загазованности воздуха, нарастанию токсичности, отравленности, когда  они становятся опасными  для  жизни человека. Наша среда существования – в том числе и языковая-  заслужила   право быть здоровой, очищенной от вредных примесей, годной для самовозрождения  и обновления.А значит, борьба  за здоровый речевой  быт перерастает в  общекультурную, воспитательную, личностную задачу. Для новых поколений  мы обязаны сохранить  в своей первозданной чистоте и свежести  здоровье  общей языковой  среды. Весьма актуальны в наше время  строки из стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Анна Ахматова, 1942 г

Памятка плохой  засорённой  речи  или  Советы  о том, как не следует  говорить

ЗАПОМНИ  САМ  И РАССКАЖИ ОБ ЭТОМ СВОИМ ДЕТЯМ!!!

  1. Если  вдруг тебе  дружище

По калгану(голова) настучит.

Сделай вид, что  тебе это

Вообще  до фонаря(всё равно, безразлично)

  1. Если целый день ты в школе

           Только  вату и катал(ничего не делал, бездельничал).

           То готовься, вечер дома будет  жестью(очень серьёзным, жёстким)для тебя.

  1. Если даже ты  как рама(с широкими плечами)

           И фанеру всем пробьёшь(испугаешь всех).

           Не ходи  один  гулять ты

          Можно  в бубен(голова) получить.

  1. Коль похож ты на оленя

           И тупишь(не можешь сосредоточиться на чём-то простом) ты иногда

          Знай, недаром  так прозвали тех,

          Кто виснет иногда.

  1. Если ты  футбол катаешь(играешь в футбол)

           Гол за голом забиваешь.

          Так выпархивай(хвались, хвастайся) потом

          Будешь  скоро  тренером.

  1. Ты базаришь(разговариваешь) на уроках

           Так, без видимых причин.

          Знай,  что скоро  класс покинешь

         Тож (тоже)  без видимых причин.

  1. На литре(урок литературы) читать не стал ты

          А на матке(урок математики) не решал.

         Только тёлок(девушек) видел рядом

         Им записочки  писал.

  1. Если ты втопил(очень быстро побежал) по школе так,

          Что сам физрук отстал

         То,  скорей всего, столкнувшись с кем-то в длинном коридоре

         Будешь феник(синяк) ты носить.

  1. Вдруг физиня(учитель физики) на уроке

           Даст заданья  всем подряд.

          Друг мой , сам ништяк(хорошо, отлично) всё сделай,

         Про меня не позабудь.

  1. Утром рано моем грызло(лицо)

          Лапти(руки) моем, ласты (ноги) трём

         Потому что мы  базарить(говорить)

         Ща(сейчас) с девчонками пойдём.

Использованная  литература и электронные  источники:

  1. Л.И.Скворцов «Экология слова, или поговорим о культуре  русской  речи», Москва, Просвещение, 2009г
  2. Винокур Г.О. «Культура языка». – 2-у изд..- М., 1929г
  3. Новиков Л.А. «Искусство  слова».-2-у изд. – М., 1991 г.
  4. nacklive.ru>razgovarivaem-gramotno
  5. aforizmi-o-gramotnosti