Конструкции экспрессивного синтаксиса в устной речи Д. Быкова (на материале открытых уроков по русской литературе)

Туранова Анастасия Юрьевна

В данной статье предпринята попытка создать фрагмент речевого портрета Дмитрия Быкова на материале синтаксиса текстов открытых уроков, проведенных в лектории канала RTVI, в частности экспрессивных синтаксических конструкций, которые наиболее тесно связаны с эмоциональной сферой автора и  наиболее показательны для исследования идиостиля Д. Быкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turanova2_1.docx33.98 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 801.1

Филологические науки

В данной статье предпринята попытка создать фрагмент речевого портрета Дмитрия Быкова на материале синтаксиса текстов открытых уроков, проведенных в лектории канала RTVI, в частности экспрессивных синтаксических конструкций, которые наиболее тесно связаны с эмоциональной сферой автора и  наиболее показательны для исследования идиостиля Д. Быкова.

Ключевые слова и фразы: языковая личность, экспрессивные синтаксические конструкции, парцелляция, вставные конструкции, лексический повтор с синтаксическим распространением,  вопросо-ответные конструкции

Туранова Анастасия Юрьевна

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический  университет (РИНХ)»

avonarut@avonarut.ru

Конструкции экспрессивного синтаксиса в  устной речи Д. Быкова

(на материале открытых уроков по русской литературе)

Начало XXI века отмечено глубокими теоретическими преобразованиями в языкознании. Антропоцентрический подход распространился на все области знания и стал доминирующей тенденцией развития науки.

Понятие языковой личности является ключевым в данном направлении исследований. Ю. Н. Караулов языковую личность характеризует как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью. В этом определении соединены способности человека с особенностями порождаемых им текстов. Три выделенные … в дефиниции аспекта анализа текста сами по себе всегда существовали по отдельности как внутрилингвистические и вполне самостоятельные задачи» [6, с.6].

Языковая личность проявляет себя на всех уровнях языка, но особенно интересным представляется синтаксический уровень, в частности конструкции экспрессивного синтаксиса, которые позволяют дать наиболее точную характеристику языковой личности.

В данной работе рассматриваются экспрессивные  синтаксические конструкции в лекциях, ставших передачами «Открытый урок» на RTVI. Лекция – это  «жанр научной речи с интеллектуализированным содержанием, монологический по типу речи, в основные задачи которого входит передача информации и объяснение. Лекция представляет собой объяснительный монолог. Ее содержание готовится заранее, языковые средства отбираются в процессе говорения» [3, с.143]. Отличительной особенностью Д. Быкова как литературоведа является умение вызвать неподдельный интерес к той или иной проблеме русской литературы. В интервью для Forum Daily на вопрос о задачах, которые лектор ставит перед собой, Д. Быков отвечает: «Я хочу, чтобы было интересно и притом не дешево, не сниженно. Русская литература в этом смысле идеальный объект: литература молодая, наглая, читатель почти девственный, его надо пробивать, работать самыми грубыми и сильными приемами. Вот она и старается, и бьет под дых, и ставит радикальные эксперименты, и задает последние вопросы, и конструирует детективные сюжеты, и работает с низкими жанрами, и не брезгует ужасными деталями, и все это в диком, лихорадочном темпе. Как можно о ней рассказывать скучно? Не постигаю» [7]. Как Д. Быкову удается вызвать интерес у слушателей? Один из основных приемов – использование конструкций экспрессивного синтаксиса.

Г. Н. Акимова среди конструкций экспрессивного синтаксиса называет следующие [1, с.88]:

1) парцеллированные конструкции;

2) лексический повтор с синтаксическим распространением;

3) вопросо-ответные конструкции в монологической речи;

4) цепочки номинативных предложений;

5) вставные конструкции;

Приведем примеры таких конструкций из текстов Д. Быкова:

  1. При том что братья Васильевы придумали все / ординарцу Чапаева Петьке / маленькому грязному грубому вороватому пронырливому / посвящена у Фурманова одна страница // И даже один большой абзац / [8].
  1. Пафос книг Грина / главный пафос его  / достаточно прост / в таких вещах как алые паруса / таких рассказах как сердце пустыни /  сказана простейшая вещь / сделай человеку чудо/ новая душа будет у тебя и новая у него / говорит Грей / помните // [9]
  2. Кто написал роман «Чапаев и пустота» // Пелевин // Читали? // Читали // А самого Чапаева читали когда-нибудь? // Ох не читали / [8].
  3. Чапаев // Фурманов // Пустота // [8].
  4. Поэтому мы претендуем сегодня только на самый беглый осмотр на то чтобы вам дальше / а вам неизбежно придется читать книги / написанные в серебряном веке / весь русский интеллектуальный багаж по сути / да / чтобы дальше ориентироваться в этом огромном / как глобус пространстве // [10].

С целью изучить языковую личность Д. Быкова мы провели качественно-количественное исследование записей его открытых уроков на канале RTVI. Рассмотрено 10 выборок по 100 предикативных единиц. Результат отражен в следующей таблице:

Таблица 1.

Представленность конструкций экспрессивного синтаксиса в записях открытых уроков

№ выборки

Парцелляция

Сегментированные конструкции

Лексический повтор

Вопросо-ответные конструкции

Цепочки номинативных предложений

Вставные конструкции

1

3

0

2

3

0

1

2

0

0

2

1

0

1

3

3

0

0

0

0

2

4

4

0

0

0

0

0

5

3

0

0

1

0

1

6

3

0

0

1

0

0

7

3

0

2

0

0

2

8

2

0

1

1

0

0

9

4

0

2

4

1

1

10

3

0

1

0

0

1

Сумма

28

0

10

11

1

9

Из приведенных выше данных видно, что конструкции с парцелляцией  встречаются 28 раз (45,4%), вопросо-ответные конструкции представлены в количестве 11 (18,6%),  лексический повтор встречается в текстах 10 раз (16,9%), вставок – на  1 меньше (15,25%).

Нами проведено статистическое исследование по методике, которая была предложена Б. Н. Головиным [2] и использована  в работах  Г. Г. Инфантовой [5] И. В. Голубевой  [3] и др.

Вставные конструкции представлены в указанных выборках в количестве 9 единиц:

Таблица 2.

Вставные конструкции

xi

ai

ai²

1

1

-0,1

0,01

2

1

-0,1

0,01

3

2

-1,1

1,21

4

0

0,9

0,81

5

1

-0,1

0,01

6

0

0,9

0,81

7

2

-1,1

1,21

8

0

0,9

0,81

9

1

-0,1

0,01

10

1

-0,1

0,01

Сумма

9

4,9

х=0,9; δ=0,7; L=0,5

χ²=5,4 Вероятность большего значения ≈0,75 (75 %)

Вставные конструкции, часто встречающиеся, по нашим наблюдениям, в письменной речи Д. Быкова,  в устной речи употребляются значительно реже. Лектор часто отходит от основной темы  и в двух-трех предложениях рассказывает то, что в письменной речи в одном предложении бы поместил в скобки: // Кто-нибудь помнит хоть одну цитату из Блока / которая ушла в обиходную речь? // Я помню одну <…> Но абсолютно / а не кстати вру / вру // Был еще один случай / когда против Блока «прилетела» его собственная цитата из его же стихотворения // Блок / как вы знаете / существовала трудовая повинность в Петрограде в 19-20 годах <…> мимо него / проходит читатель / один / да / смотрит на него с мрачной улыбкой смотрит / значит / «и каждый вечер в час назначенный» / да / откуда цитата? // Из «Незнакомки» / конечно / да / [11]. И таким образом он противопоставляет Блока, запомнившегося читателям только несколькими строчками, Маяковскому, которому была посвящена лекция, разошедшемуся на цитаты и лозунги, при этом пытаясь разнообразить свой монолог окололитературными историями из жизни и постоянно обращаясь к слушателям и поддерживая их внимание к предмету речи.

Парцелляция – это «прием экспрессивного синтаксиса, сущность которого заключается в расчленении синтаксически связанного текста на интонационно обособленные отрезки, отделяемые финальными знаками препинания» [4, с.279]. Конструкций с парцелляцией в тексте очень много. В устной речи они используются значительно чаще, потому что этот прием позволяет достичь основной цели, которую поставил перед собой автор: сделать лекцию интересной. А для того, чтобы сделать ее интересной, помимо включения в нее насыщенной информации, содержащей не только сухие факты, но и дополнительную информацию и личную точку зрения автора, необходимо использовать приемы, которые не позволят потерять внимание слушателя. Парцелляция – одно из самых эффективных средств достижения этой цели:

Таблица 3.

Парцелляция

xi

ai

ai²

1

3

-0,2

0,04

2

0

2,8

7,84

3

3

-0,2

0,04

4

4

-1,2

1,44

5

3

-0,2

0,04

6

3

-0,2

0,04

7

3

-0,2

0,04

8

2

-0,8

0,64

9

4

1,2

1,44

10

3

-0,2

0,04

Сумма

28

11,6

х=2,8; δ=1,07 ; L=0,76

χ²=4,14 Вероятность большего значения ≈0,75 (75 %)

Членение устной речи на отрезки зависит от языковых предпочтений говорящего и целей коммуникации. Д. Быков говорит размеренно, делая паузы перед каждым словом, которое хочет подчеркнуть, и делая большие паузы между словами: Здрасте / мы с вами / садитесь садитесь / мы с вами говорили / неделю назад о самом наверное совершенном /  о самом удачном романе 30-х годов / а может и всей советской литературы / это «Мастер и Маргарита» / сейчас нам предстоит говорить об очень плохой книге / но ничего не поделаешь // Плохая книга // Иногда оказывает на / культуру на современников / гораздо большее влияние чем хорошая // [8].  По мере того, как лектор втягивается в повествование и увлекается им, больших пауз он не делает, все сливается в одно высказывание, паузы ставятся в неожиданных местах: … / вот в чем главная проблема собственно / что у Ретленда были два таких друга вставленных в пьесу / ну потом считай что перчаточнику Шакспиру конечно неоткуда было взять такой словарь который был у Шекспира впятеро превышающий обычный словарь // Британца того времени // [12]. С этой книгой связан один аспект / который я скажу сначала чтобы больше к ней не возвращаться к сожалению большинство / знает именно о главной загадке шолоховедения / но почти ничего не знает о книге [12]. Из приведенных выше примеров видно, что Д. Быков может либо не разделять два высказывания большой паузой, либо может сделать слишком большую паузу там, где ее не должно быть. В последнем случае это, как правило, связано с физиологическими особенностями – с необходимостью сделать паузу для добора воздуха.

Вопросо-ответные конструкции в монологической речи представлены в количестве 11 единиц:

Таблица 4.

Вопросо-ответные конструкции в монологической речи

xi

ai

ai²

1

3

1,9

3,61

2

1

0,1

0,01

3

0

1,1

1,21

4

0

1,1

1,21

5

1

0,1

0,01

6

1

0,1

0,01

7

0

1,1

1,21

8

1

0,1

0,01

9

4

-2,9

8,41

10

0

1,1

1,21

Сумма

11

16,9

x =1,1; δ = 1,3; L = 0,92

χ² = 15,36 Вероятность большего значения ≈ 0,10 (10 %)

        Д. Быков постоянно обращается к своей аудитории, либо поддерживая ее внимание (доказано /  что «Илиаду» и «Одиссею» написал не Гомер / а другой старик тоже слепой / да? // [12]), либо непосредственно задавая вопросы: Отцы / только честно кто читал «Тихий дон» руки поднимаем? // (А если я начала?) Начала / да // [12]. Но помимо этого он использует вопросо-ответные конструкции в монологической речи: У среднего советского гражданина была пишущая машинка? // Нет конечно / они были на строжайшем учете // [9]

Таблица 7.

Лексический повтор с синтаксическим распространением

xi

ai

ai²

1

2

-1

1

2

2

-1

1

3

0

1

1

4

0

1

1

5

0

1

1

6

0

1

1

7

2

-1

1

8

1

0

0

9

2

-1

1

10

1

0

0

Сумма

10

8

х = 1,5; δ = 0,89; L = 0,63

χ² = 12 Вероятность большего значения ≈ 0,25 (25 %)

        Цепочки номинативных предложений в тексте представлены только одной предикативной единицей.

Критерий Пирсона [2] позволил установить, что все указанные различия в частоте употребления экспрессивных синтаксических конструкций находятся в границах существенности и не могут быть случайностью. Однако же в любом случае сделать однозначный вывод, верна данная гипотеза или нет, невозможно, потому что выводы носят вероятностный характер, но в данном случае вероятность ошибки невелика (L<1).

Синтаксическая организация устного дискурса Д. Быкова характеризуется разнообразием языковых приемов, используемых в речи, лаконичностью пауз между речевыми отрезками. Произвольная расстановка пауз, характерная для устной речи Д. Быкова, говорит об увлеченности лектора темой (когда паузы становятся короткими, собирая несколько высказываний в одно, обособленные члены предложения отгораживаются паузой только с одной стороны, как правило, перед словом или словосочетанием и т.д.). Таким образом достигается повышенная информативность речи, эмоциональная насыщенность и самое главное – выполняются задачи, поставленные Д. Быковым перед началом чтения лекций.

        Результаты исследования показывают, что для устной речи Д. Быкова наиболее характерно использование парцеллированных конструкций. Синтаксическая организация устного дискурса Д. Быкова характеризуется разнообразием языковых приемов, используемых в речи. Специальное дробление предложения на части объясняется желанием подчеркнуть отдельную мысль, сделать логическое ударение на определенном слове, сделать речь понятной, доступной и интересной для слушателей.

Список литературы

  1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка / Г. Н. Акимова. – М.: Высшая школа, 1990. – 168 с.
  2. Головин Б. Н. Язык и статистика. / Б. Н. Головин. – М.: Просвещение, 1970. – 190 с.
  3. Голубева И. В., Морозова О. Л. Человек в науке. К вопросу о речевом портрете ученого / И. В. Голубева, О. Л. Морозова // Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции «Наука о языке и Человек в науке» (памяти выдающихся романистов В. Г. Гака и Л. М. Скрелиной), Том I. – Таганрог: издательство ТГПИ, 2010. – С. 142 – 147.
  4. Иванчикова Е.А. Парцелляция, ее коммуникативно-экспрессивные и синтаксические функции / Е. А. Иванчикова // Русский язык и советское общество. Морфология, и синтаксис современного русского литературного языка.  – М.: Наука, 1968. – С. 277–301
  5. Инфантова Г. Г. Функционирование в УНР структурных схем сложноподчиненного предложения / Г. Г. Инфантова // Современная русская устная научная речь. Том 2. Синтаксические особенности. – М.: МГУ, 1994. – С. 105-193.
  6. Караулов Ю.  Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения  / Ю. Н. Караулов // Язык и личность. – М.: Наука, 1989. – С. 6-31.
  7. Forum Daily [Электронный ресурс]. URL: http://www.forumdaily.com/otkrytyj-urok-i-dmitrij-bykov/ (дата обращения: 25.07.2011).
  8. http://www.rtvi.com/video/20713 (дата обращения: 11.07.2015).
  9. http://www.rtvi.com/video/20791 (дата обращения: 11.07.2015).
  10. http://www.rtvi.com/video/20441 (дата обращения: 13.07.2015).
  11.  http://www.rtvi.com/video/20444 (дата обращения 15.04.2015).
  12.  http://www.rtvi.com/video/20509 (дата обращения 11.07.2015).