Статья "Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ – ПИСАТЕЛЬ, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДУШУ"

Спешилова Виктория Павловна

На материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в статье рассматриваются и анализируются приёмы и средства психологического изображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostoevskiy_statya.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 82.09                                                                                           В. П. Спешилова

                                  Научный руководитель- доктор филол. наук, профессор кафедры филологии и массовых коммуникаций О. М. Култышева

Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ – ПИСАТЕЛЬ, ПОТРЯСАЮЩИЙ ДУШУ

Аннотация. На материале романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в статье рассматриваются и анализируются приёмы и средства психологического изображения: психологический самоанализ, внутренний монолог, приём умолчания, интимные документы, сны, образы двойников, позволяющие наиболее детально раскрыть персонажей. На основе проведённой работы доказано, что Ф. М. Достоевский является мастером психологизма.

Ключевые слова: психологизм, «новый человек», «лишний человек», психологический самоанализ,  пейзаж,  внутренний монолог, приём умолчания.

Увлечение ряда великих русских писателей середины XIX века (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой) таким жанром как роман, который предполагает  обострённое внимание к личности, к внутреннему миру человека, сообщило их творчеству особое свойство: психологизм. 

Ф. М. Достоевский – выдающийся писатель, который сумел  через душевные терзания, драматические переживания личности передать  психологию современного ему человека, который пытается найти решение внутренних и социальных проблем.  Показательным в данном плане является известный роман Достоевского «Преступление и наказание», в котором главный герой произведения Родион Раскольников  молодой студент, будучи задавленным бедностью и находясь под влиянием чудовищной теории, разделяющей человечество на «тварей дрожащих» и «право имеющих», решается на серьезное преступление – убийство старухи-процентщицы.

Родион Раскольников относится к эволюционному для русской литературы середины XIX столетия типу «нового человека». В отличие от «лишнего человека», «новый человек», также наделенный недюжинными способностями и высоким умом, стремится к общественно-практической реализации своей личности. Для  того чтобы как можно глубже проанализировать и охарактеризовать связанный с образом Раскольникова психологизм, заключенный в романе, следует обратиться к выразительным приёмам и средствам, которые использует в романе автор произведения.

Приём психологического самоанализа, который состоит в том, что сложные душевные состояния раскладываются самим героем на составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя, является одним из ключевых для понимания романа, и потому используется автором довольно часто. Таково, например, рассуждение Раскольникова о том, что  он неспособен на преступление: «О боже! как это все отвратительно! И неужели, неужели я…нет,  это вздор, это нелепость! – прибавил он решительно. И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…».  « После того, вскрикнул он, срываясь со скамейки,- да разве то будет? Неужели в самом деле будет?». Следующий яркий, показательный пример  психологического самоанализа свидетельствует о том, что Раскольников истощен морально и физически: «Или отказаться от жизни совсем!- вскричал он вдруг в исступлении, послушно принять судьбу, как она есть, раз и навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всякого права действовать, жить и любить!». 

Пейзаж играет немаловажную роль, отражая подавленность и угнетенность человека. Достаточно вспомнить описание города, которое раскрывает нам состояние души Раскольникова: жара, распивочные – «все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши».

 После совершения Раскольниковым преступления, чтобы как можно детально показать читателю эмоциональное состояние героя, его переживания и терзания, разочарованность в жизни, автор романа чаще использует такой прием как внутренний монолог, состоящий в фиксации и воспроизведении мыслей героя, имитирующем психологические закономерности внутренней речи.  Например: «Это оттого, что я очень болен, угрюмо решил он наконец , я сам измучил и истерзал себя, и сам не знаю, что делаю… И вчера, и третьего дня, и все это время терзал себя… Выздоровлю и… не буду терзать себя… А ну как совсем не выздоровлю? Господи! Как мне все надоело!».

Важнейшими специфическими приемами психологического изображения в произведении являются и интимные документы, например, письмо Пульхерии Раскольниковой, в котором сообщалось о том, что сестра Родиона Дуня выходит замуж, и сны Раскольникова.

После прочтения письма Раскольников был в смятении, он был против того, чтобы сестра выходила замуж за  Петра Петровича Лужина: «Да что же вы, в самом деле, обо мне-то подумали? Не хочу я вашей жертвы, Дунечка, не хочу, мамаша! Не бывать тому, пока я жив, не бывать! Не принимаю!». Раскольникову, как и каждому человеку, любящему свою семью, хотелось обеспечивать её, избавлять от забот о «куске насущного хлеба», беречь честь и достоинство каждого члена семьи. С другой стороны,  в глубине души Раскольников понимал, что фраза, сказанная Мармеладовым: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?», соотносится со сложившейся ситуацией в их семье: ничтожная бедность, которая вынуждает сестру выйти замуж за обеспеченного человека, что никуда на данный момент от этого ужаса не деться.

Сны Родиона Раскольникова являются некой символической реальностью, которая в то же время становится специфическим средством изображения внутреннего мира героя. «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенною выпуклостью и чрезвычайным сходством с действительностью. Такие сны, болезные сны, всегда долго помнятся и производят сильное впечатление на расстроенный и уже возбужденный организм человека»,  пишет автор романа [1. C. 28].

 Сон, в котором главный герой погружается в детство, где он с ужасом наблюдает картину, в которой до смерти  «пьяные-препьяные большие такие мужики в красных и синих рубахах, с армяками навскидку» забивают лошадь, снится Раскольникову до совершения преступления и выражает душевное сопротивление  героя с его желаниями, умыслами. Неслучайно мы видим два пространства: церковь и кабак, то есть два возможных выбора человека. Первое пространство говорит о нравственном выборе, связи с Богом, второе  создаёт образ, в котором утеряно единение с Богом.

Второй сон, в котором мы наблюдаем повторное убийство старухи-процентщицы, выражает беспомощность, бессилие героя перед его мыслями, которые воплотились в реальность.

Третий сон заключает в себе мысль о том, что суждения, взгляды и убеждения, подобные теории Раскольникова,  могут привести к печальным последствиям. Во сне мы наблюдаем и путь к спасению: «Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были чистые и избранные, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь…». 

Следующим приемом психологического изображения, на который следует обратить внимание, является использование персонажей-«двойников» Раскольникова. Автор стремился привести героя к осознанию собственного заблуждения, убедить, что его теория была ошибочной. Для осуществления этой цели в роман были включены «двойники»: Свидригайлов и Лужин.

Свидригайлов  это человек, который имеет достаточно богатый жизненный опыт и без особого труда понимает причины, толкнувшие Раскольникова на преступление. Он развратный человек, циник, его не мучает совесть, когда он постоянно преступает человеческие законы, традиции и обычаи.

При всей своей безнравственности, аморальности мы видим, что он находится в состоянии какой-то душевной неустойчивости и тревоги, от Свидригайлова веет растерянностью, опустошенностью и бесперспективностью. Возможно, именно эти причины привели Свидригайлова к самоубийству.

Лужин  еще один персонаж, который представляется как «двойник» Раскольникова. Это человек, дела и принципы которого основаны лишь на эгоистическом расчете. Раскольников видит отражение собственных мыслей в утверждении Лужина, что необходимо отбросить, отвергнуть какой бы то ни было нравственный долг личности перед другими людьми. «...Приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем...»,  говорит Лужин,  и это будет, в его понимании, гарантией «всеобщего преуспеяния...».

 Столкнувшись с этими двумя персонажами, образ мыслей которых в большей или меньшей степени отражает его собственные мысли и идеи, герой убеждается, к каким ужасным последствиям в действительности может привести его теория.

 Кандидат филологических наук А. Б. Есин отмечает еще один значимый прием психологизма, несколько парадоксальный на первый взгляд, – это прием умолчания. Он состоит в том, что писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о внутреннем мире героя, заставляя читателя самого производить психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает внимания. Таков отрывок из последнего разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем в «Преступлении и наказании»[2.C. 93].

Таким образом, можно с уверенностью сказать о том, что Федор Михайлович Достоевский действительно является мастером психологизма, писателем, потрясающим душу. Произведения Ф. М. Достоевского не оставят равнодушным ни одного читателя. Используя  широкий арсенал средств и приемов психологического изображения, помогающих раскрыть натуру персонажа, провести тончайший анализ психического склада личности, глубоко проникнуть в «потайные места» личности главных героев, писатель помогает читателю погрузиться в ту атмосферу, в которой находится главный герой, посочувствовать ему.

Список литературы

  1. Достоевский Ф. М. Преступление и наказание: Роман. М.: Худож.лит., 1983, 272 с.
  2. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008, 248 c.