Статья "ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Спешилова Виктория Павловна

В данной статье, познавательный интерес мы будем рассматривать как источник и результат повышения качества обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshilova_v.p.docx53.53 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 81.33

В.П. Спешилова

Научный руководитель: канд.филол. наук, доцент А.Е. Белькова

г. Нижневартовск, НВГУ

ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Русский язык занимает ведущее место среди учебных предметов современной российской школы. Неоценима роль данной дисциплины в жизни общества, в становлении и развитии обучающихся, а также в установлении ценностных приоритетов в системе общего среднего образования.

Проблема развития познавательного интереса средствами школьного предмета является одной из важнейших психолого-педагогических проблем, к решению которой обращались многие учёные:     С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и другие выдающиеся деятели науки.

На современном этапе развития методической мысли многие исследователи разрабатывают  проблему качества образования: М.Р. Львов, А.А. Макаров, М.М. Поташник, Н.А. Селезнева, О.В. Сапожникова и др. Однако, при всем многообразии научных публикаций по данной проблеме исследования, остаётся неразрешённым вопрос об управлении качеством обучения на уровне методики преподавания русского языка.

Показателем качества обучения русскому языку является познавательный интерес как часть мотивационной структуры личности обучающегося.

В данной статье, познавательный интерес мы будем рассматривать как источник и результат повышения качества обучения. Формирование познавательного интереса нами понимается, как продвижение обучающихся от низкого уровня познавательного интереса к среднему и высокому.

В отечественной методике преподавания русского языка под познавательным интересом понималось «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у них желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом». Внешне это отношение выражается  в пытливости, любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке [1, с.100]. Согласимся  с данным высказыванием, поскольку выработка и развитие познавательного интереса – это сложный и трудоёмкий процесс, в котором  личность закономерно приобретает знания, умения, благодаря  своему стремлению и находчивости.

Областью познавательного интереса, в свою очередь, является деятельность, в процессе которой ученик овладевает содержанием учебных предметов, углубляется в изученный материал. Объективной основой развития познавательного интереса школьников является высокий уровень обучения с его подлинно научным содержанием и педагогической целесообразной организацией активного и самостоятельного познания [3, с.157].

Для развития познавательного интереса следует придерживаться принципа наглядности, который  Я.А. Коменский  называл «золотым правилом дидактики». Наглядность в обучении  обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий, слайдов, карт, схем и т.д.

В настоящее время существуют многочисленные типы наглядных средств обучения и средств их предъявления. Так, Д.Е. Денисов и В.М. Казанский считают, что классификация средств наглядности и их предъявления может включать в себя пять групп:

1 группа. Средства предъявления информации: аудиторная доска, мел; плакаты; проекционные устройства с соответствующими носителями информации; диапроекторы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы; телевизионная техника; средства звукозаписи; раздаточный графический материал; учебники и учебные пособия (отпечатанные типографским способом в виде микрофильмов).

2 группа. Средства контроля знаний: специальные контрольные машины; классы с обратной связью; средства без-машинного контроля.

3 группа. Обучающие машины и тренажёры.

4 группа. Лекционные демонстрации и натуральный показ объектов.

5 группа. Средства, используемые в учебном процессе как вспомогательные: вычислительная техника; статистические накопители; справочные устройства и т.п. [2, с. 6].

В.А. Кобзарев все учебные средства наглядности подразделяет на два вида: традиционные и новые. К традиционным средствам он относит: учебники, печатные учебные пособия; раздаточный материал; натуральные образцы материалов, изделий, плакаты, схемы, макеты и т.п. новыми средствами считаются: диапозитивы, диафильмы, учебные кинодокументы; магнитные плёнки, машины с обучающей программой, тренажёры, и т. п.

В учебном процессе по русскому языку мы рассматриваем классификацию наглядности по характеру отражения действительности:

  • Графическая (таблицы, схемы, диаграммы, раздаточный материал).
  • Изобразительная (картины, фотографии, иллюстрации, рисунки).
  • Экранная (интерактивные доски, электронные книги, онлайн-программы, презентации).
  • Экранно-звуковая (кино и видеофильмы, кинофрагменты, телепередачи, интерактивные доски и электронные указки, сопровождающиеся звуковыми пояснениями).
  • Звуковая (мультимедийные записи, учебные звуковые правила).

Как известно, познавательный интерес является один из мотивов учения. Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться:

  • интерес к предмету (я изучаю русский язык не потому, что это от меня требуют, а потому, что процесс обучения русскому языку доставляет мне удовольствие и мне это интересно);
  • сознательность (занятия по русскому языку мне не интересны, но я осознаю их необходимость и усилием  воли  заставляю себя заниматься);
  • принуждение (я занимаюсь потому, что меня заставляют  родители, учителя).

Для развития положительных мотивов к обучению (интерес к предмету и сознательность) педагогу можно стимулировать учащихся при помощи игровой деятельности, вовлекая обучающихся в учебный процесс. Например, провести игровую викторину, где один из учеников будет ответственным за проведение данного мероприятия и справедливо оценивать своих одноклассников. Этим действием ученик проявляет себя с активной позиции, у него появляется интерес к изучаемому предмету. Стремление быть первым, желание учиться, ответственность, ощущение себя незаменимым в коллективе – вот положительные движущие мотивы обучающихся.

Одним немаловажным подходом к формированию познавательного интереса у учеников является их вовлечение во вне учебную деятельность (например, мероприятие «День самоуправления»). Учащемуся предоставляется возможность преподавать уроки как истинному педагогу, ученик может проявить себя совершенно с другой стороны, раскрыться в плане учебной деятельности, получить дополнительные знания, закрепить ранее изученное и, возможно, определиться с выбором будущей профессии: профессией педагога.

На примере повторения темы «Имя существительное» (6 кл.), рассмотрим такое достижение цели  урока, как развитие познавательного интереса к русскому языку.

Форма урока: урок-путешествие.

Учащимся предлагается отправиться в город  Имени Существительного, путеводителем становится схема-указатель.











                                                                                   
                                                                     

Рис. 1  Схема-указатель

Проводим игру «Светофор»: учащиеся должны ответить на вопросы только  словами  да (зелёный цвет, означающий правильный ответ), нет (красный цвет, означающий неправильный ответ). За каждый правильный ответ на слайде появляется буква транспорта, на котором  учащиеся отправятся в путешествие.

-Имя существительное обозначает признак предмета? (нет).

-Имя существительное отвечает на вопросы Кто? Что? (да).

-Имя существительное изменяется по родам? (нет).

-У имени существительного 6 падежей? (да).

-У имени существительного 5 склонений? (да).

-Имя существительное бывает собственное и нарицательное? (да).

-Имя существительное бывает одушевленное и неодушевленное? (да).

-На чем мы отправимся в путешествие? (получилось слово троллейбус).

Далее предлагается записать получившееся слово в тетрадь, поставить ударение, определить одушевленный или неодушевленный предмет, род, число, падеж (существительное, неодушевленное, ударение падает на троллЕйбус, мужской род, единственное число, именительный падеж).

Следующее задание состоит  в том, чтобы найти в предложенном стихотворении все имена существительные и записать их в тетрадь (речка, город, существительное, народ, труд, число, падеж):

Есть на речке на Чернильной

Город сказочный, не пыльный.

С незапамятных времён

Существительным зовется он.

В этом городе живёт

Удивительный народ.

Он трудом своим полезен,

Он бывает, строг и весел,

Обозначит вмиг предмет,

Что живой он или нет.

Отвечает на вопрос Кто? и Что? нам здесь принёс?

Изменяется по числам, падежам,

Помогает этим самым мне и Вам!

Первая станция называется «Улица собственных и нарицательных».

Учащимся предлагается определить, какую особенность имеют имена собственные  при написании (всегда с большой буквы, независимо от местоположения в предложении).

Следующая станция «Проспект одушевлённых и неодушевлённых».

-Приведите примеры  одушевлённых имен существительных (мама, папа, кошка, собака и т.д.).

-Приведите примеры неодушевлённых имен существительных? (троллейбус, парта, доска и т.д.).

-На какие вопросы отвечают одушевлённые имена существительные? (кто?).

-На какие вопросы отвечают неодушевлённые имена существительные? (что?).

Подходим к более сложной станции «Остановка род имени существительного».
 -Сколько родов вы знаете?
(три).

-Назовите их? (мужской род, женский род, средний род).

-Как определить род существительного? Для лучшего запоминания зафиксируйте в тетради небольшую таблицу (женский род-она, моя, окончание -а, -я; мужской  род - он, мой, окончание -а, -я; средний род-оно, моё, окончание -о, -ё).

-Как определить род существительных? (по окончанию и вспомогательным словам).

-Определите  род существительных: луна, облако, муж (луна-женский род, окончание -а; облако-средний род, окончание -о, муж-мужской род, окончание нулевое).

Теперь поговорим о склонениях имён существительных Станция «Посёлок склонений».

-Сколько склонений существует в русском языке? (три)

-Дайте характеристику 1, 2, 3 склонениям (к 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а,-я, например, страна, земля, юноша, дядя; ко 2 склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием-о,-е, например, берег, день, домишко, слово; к 3 склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием, например ночь, печь).

Следующий этап в нашем далёком путешествии, на котором мы остановимся, это «Площадь падежей».

  -Сколько падежей вы знаете? (6 падежей).

-Перечислите их? (именительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, винительный падеж, творительный падеж, предложный падеж).

-Как отличить один падеж от другого? (при помощи вопроса и предлогов).

-Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж? (задать вопрос и найти главное слово).

-Просклоняйте по падежам имя Никита (именительный падеж -кто? Никита, родительный падеж -кого? Никиты, дательный падеж - кому? Никите, винительный падеж -кого? Никиту, творительный падеж -кем? Никитой, предложный падеж -о ком? о Никите).

 Заключающим этапом будет небольшой тест для повторения материала, пройденного на уроке, включающий в себя пять вопросов:

1. Какое из суждений, представленных ниже, является верным?

 А) Имя существительное обозначает предмет.

 Б) Имя существительное обозначает признак предмета.

 В) Имя существительное обозначает действие предмета.

2.Выберите верное утверждение:

 А) Имя существительное изменяется по родам.

 Б) Имя существительное не изменяется по родам.

3.Укажите правильный вариант ответа:

 А) Падеж имени существительного – это постоянный признак.

 Б) Падеж имени существительного – это не постоянный признак.

4.Укажите верное суждение:

 А) Форма Винительного падежа единственного числа является начальной формой.

 Б) Форма  Именительного падежа единственного числа является начальной формой.

5.Определите, какое суждение является верным:

 А) К 1 склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями - а, - я.

 Б) К 1 склонению относятся существительные  мужского  и среднего  рода с окончаниями - о, - е.

Предполагаемые ответы учащихся: 1-А; 2-Б; 3-Б; 4-Б; 5-А.

В конце урока учитель подводит итоги, учащимся выставляются оценки.

Таким образом, формирование познавательного интереса является основным фактором повышения качества обучения русскому языку. Данная проблема становится интегративной, в ней сопрягаются философский, психологический, педагогический, методические аспекты.

Существует необходимость разработки теоретических основ и практической методики формирования познавательного интереса посредством использования наглядного материала, что, в конечном итоге, обеспечивает повышение качества обучения русскому языку в средней общеобразовательной школе.

Литература:

  1. Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. М.: Издательский центр «Академия». – 2000. –  С. 368.
  2. Денисов А.Е. Дидактические принципы применения средств обучения / А.Е. Денисов, В.М. Казанский. – Киев, «Вища школа», 1982.
  3. Сластенин В.А. Педагогика. М.: Издательский центр «Академия». – 2004. – С.576.