Статья "ПОНЯТИЕ «ВЕЩНАЯ ДЕТАЛЬ» И ЕЕ ФУНКЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ"

Спешилова Виктория Павловна

Вещная деталь является неотъемлемой частью художественного произведения. Многие авторы используют данную литературоведческую категорию в своих текстах, чтобы придать произведению необычность, создать незабываемые образы в литературе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_speshilovoy_xx_konferentsiya.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 82

В.П.Спешилова, студент

Научный руководитель: О.М. Култышева, д-р филол. наук, доцент

г. Нижневартовск, Нижневартовский государственный университет

ПОНЯТИЕ «ВЕЩНАЯ ДЕТАЛЬ» И ЕЕ ФУНКЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что, понятие «вещная деталь» очень редко характеризуется в отечественном литературоведении; лишь единицы литературоведов говорят об этой категории, что  подтверждает актуальность нашей темы и необходимость её изучения.

Вещная деталь является неотъемлемой частью художественного произведения. Многие авторы используют данную литературоведческую категорию в своих текстах, чтобы придать произведению необычность, создать незабываемые образы в литературе.

Картина изображённого мира складывается, как известно, из отдельных художественных деталей. Погружаясь в мир художественного произведения, читатель обращает внимание на  художественные детали, которые помогают ему глубже понять внутренний мир литературных героев, проникнуться духом времени изображаемой эпохи, почувствовать красоту художественного слова и многогранность литературы.

Очевидно, что понятие «вещной детали» тесно связано с понятием «художественная деталь».

Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев в «Кратком словаре  литературоведческих терминов» дают следующее определение художественной детали. «Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности» [4, с. 38].

А.Б. Есин под художественной деталью понимает «изобразительную или выразительную художественную подробность: элемент пейзажа или портрета, отдельную вещь, поступок, психологическое движение и т.п.» [2, с.  75].

Рассмотрим понятие «вещная деталь» в исследованиях некоторых литературоведов.

Л. И. Тимофеев в учебном пособии «Основы теории литературы»,  изучая  данное литературное понятие, говорит о том, что деталь является важной частью изображенного мира, но не употребляет в термин «вещная деталь». Литературовед ссылается на мнение М. Горького: «Быт различных классов Европы я знаю… только  по книгам, - писал М. Горький,- но Гамсун, Бальзак, Золя, Мопассан, Диккенс, Гарди и другие литераторы Европы крайне редко возбуждают у меня сомнение в точности изображения ими событий, характеров, логики мысли и чувства» – и выводит из данного размышления определение «бытовая деталь» [5, с. 113].

Следует выделить учебник «Ведение в литературоведение» Л.Н. Вершининой, в котором  так же, как и у Л.И. Тимофеева, фигурирует термин «бытовая деталь» – «указывает на обстановку, жилище, мебель, вещи, одежду, гастрономические предпочтения, обычаи, привычки, вкусы, склонности действующего лица» [1, с. 231].

В.Е. Хализев  в учебнике «Теория литературы» говорит о мире вещей,  что это – «сфера деятельности и обитания людей, что вещь впрямую связана с их поведением и составляет необходимый компонент культуры: вещь перерастает свою» вещность» и начинает жить, действовать, «веществовать» в духовном пространстве» [6, с. 236].

За основу нашего исследования мы взяли  учебное пособие А.Б.  Есина «Принципы и приемы анализа литературного произведения», в котором определение «вещная деталь» он возводит к категории вещный мир и говорит о том, что еще на ранних этапах становления литературы мир вещей не был широко отражён в произведениях, а вещные детали были мало индивидуализированы  [2, с. 82]. Автор пособия отмечает, что со временем данная литературная категория получила своё развитие и стала украшением многих произведений.

На материале учебного пособия Есина А.Б. «Принципы и приемы анализа литературного произведения» рассмотрим «вещную деталь» более подробно.

На этапе своего становления в литературе вещь определяла лишь социальный статус человека и его профессиональную принадлежность. Например, трон, корона, скипетр служили отличительными деталями, по которым читатель понимает, что эти вещи принадлежат царской династии, или, шлем, оружие, щит характеризовали персонажа-воина.

Такого рода вещи назывались «аксессуарными», т.е. они еще не передавали характер персонажа и, спустя некоторое время, утратили свое значение.

На смену «аксессуарным» деталям, начиная с эпохи Возрождения, пришли такие, которые стали служить способом характеристики человека, выражением его индивидуальности.

Стоит отметить, что большое развитие эта функция вещных деталей получила в эпоху развития такого литературного направления как реализм.  Например, достаточно вспомнить роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин», где такие вещи, как фарфор, бронза, граненый хрусталь в городском кабинете героя и портрет Байрона, книги с закладками, статуэтка Наполеона в его деревенском кабинете говорят об изменении психологического состояния и многогранности характера главного героя.

Вещная деталь является уникальной и может одновременно давать характеристику герою и выражать авторское отношение к персонажу. Например, обратимся к роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», в котором такая деталь, как пепельница в виде серебряного лаптя на столе у Павла Петровича Кирсанова дает понять читателю о том, что данный персонаж высокомерно относится к людям, ниже себя по чину, и выражает отрицательную оценку автором героя.

Хализев В.Е. в учебнике «Теория литературы» говорит, что «вещная конкретика составляет неотъемлемую и весьма существенную грань словесно-художественной образности». Вещь, говорит он, имеет «широкий диапазон функций». Вещи могут «подаваться писателями либо в некой объективной данности, либо как чьи-то впечатления от увиденного» [6, с. 240].

Для удобства анализа литературного произведения А.Б. Есин по характеру художественного воздействия различает детали-подробности и детали-символы.

Детали-подробности действуют в массе, описывая предмет или явление с разных сторон. Деталь-подробность создает убедительность в описании того или иного явления. Говоря о подробной детализации, нельзя не сказать о Н.В. Гоголе, который впервые в мировой литературе осознал, что при изучении мира вещей можно многое понять – «не о жизни того или иного лица, но об укладе жизни в целом». Отсюда - избыточность гоголевской детализации.

Вспомним произведение «Мертвые души», где достаточно ярко и точно дана подробная характеристика имений помещиков.  Вот, например, использование детали-подробности в описании интерьера дома последнего  скупого помещика Плюшкина: «На бюро…лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая» [7]. Данная характеристика жилища позволяет нам сделать вывод о том, что хозяин имения очень скупой, мелочный и разочарованный в жизни человек.  Здесь деталь-подробность усиливает впечатление бессмысленного существования Плюшкина, выполняя функцию характеристики мировоззрения человека. Кроме того, она есть отражение образа жизни многих подобных Плюшкину помещиков.

С помощью детали-подробности передаются и сложные психологические состояния персонажей, то есть ей свойственна функция психологического состояния. Например, мастер психологизма Ф.М. Достоевский в своем знаменитом романе «Преступление и наказание» достаточно точно описывает угнетающую каморку студента Раскольникова, и читателю сразу становится ясна  одна из причин, подтолкнувших Родиона к преступлению: бедность. « Небольшая комната <…>, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах <…>.  Мебель, вся очень старая  и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицам в руках» [ 3, с. 5].  

Таким образом, детали-подробности являются неотъемлемой частью  изображенного мира, благодаря им автор как будто проводит читателю экскурсию по местам, где находился тот или иной персонаж,  позволяет почувствовать все душевные переживания героев.

Деталь-символ, в отличие от детали-подробности, является единичной деталью, старается охватить сущность явления разом, выделяя в ней главное, пишет А. Б. Есин. Символическая деталь имеет свои преимущества над деталью-подробностью: при помощи детали-символа автор может легко выразить общее впечатление о предмете или явлении, а также описать общий психологический тон.

Например,  в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» очень символичен дуб, с которым сталкивается  на своем пути один из главных героев – Андрей Болконский. Дуб является символом возрождения к жизни, передает внутреннее состояние персонажа: «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — все это вдруг вспомнилось ему» [8].

Таким образом, вещная деталь в литературоведении обладает пятью важными функциями:

1. Определяет социальный статус человека и его профессиональную принадлежность;

2. Служит способом характеристики мировоззрения человека, выражением его индивидуальности;

3. Выполняет функцию характеристики авторского отношения к персонажу;

4. Выражает психологическое состояние человека;

5. Характеризует образ, уклад жизни в целом.

Литература

1. Вершинина Н.Л.,  Волкова Е.В., Илюшин А.А. Введение в литературоведение: Учебник/ Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.; Под общ. ред. Л.М. Крупчанова.- М.: Издательство Оникс, 2005. 416 с

2.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие/ А.Б. Есин.- 9-е изд. – М.: Флинта : Наука, 2008. 248 с.

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. М.: Худож. лит., 1983. 272 с.

4. Тимофеев Л.И. и Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Пособие для учащихся сред. школы / Ред.-сост.:  Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев. М.: «Просвещение», 1978. 223 с.

5. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Изд. 5-е, испр. и доп. М.: «Просвещение», 1976. 548 с.
        6. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник/ В.Е. Хализев. 3-е изд., испр.и доп. М.: Высш.шк., 2002. 437 с.

7. http://ilibrary.ru/text/78/index.html 
         8.
http://www.dnevniki.ykt.ru/П_П/529443