Статья " РОЛЬ ГЛАВНЫХ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ, ЭПИЗОДИЧЕСКИХ И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ"

Спешилова Виктория Павловна

При анализе эпических и драматических произведений много внимания приходится уделять именно композиции системы персонажей, то есть действующим лицам произведения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл speshilova_2020_statya.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

В.П. Спешилова

магистрант кафедры филологии и массовых коммуникаций

Научный руководитель: д-р филол. наук, доцент О.М. Култышева

РОЛЬ ГЛАВНЫХ, ВТОРОСТЕПЕННЫХ, ЭПИЗОДИЧЕСКИХ  И ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ  ПЕРСОНАЖЕЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

При анализе эпических и драматических произведений много внимания приходится уделять именно композиции системы персонажей, то есть действующим лицам произведения.  

Так происходит потому, что в образах персонажей отражаются определенные внутренние качества людей, типы их поведения, через образы персонажей читатель может проследить и сравнить этапы их эволюции, или, наоборот, деградации. Образы персонажей важны при уяснении идеи произведения.

Как известно, в литературе существует 4 типа персонажей:

Схема 1. Типы персонажей в литературном произведении

 

Главные – это те персонажи, которые находятся в центре всего повествования. Исследователи Хазагеров Г.Г. и Лобанов И.Б. придерживаются мнения, что главных персонажей часто называют персонажами первого плана или героями. Они считают, что судьба главного героя всегда находится в центре фабулы, что главный герой – это лицо, которому посвящено повествование [7, с. 91].

Например, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров  главный герой произведения, поскольку, если мы обратимся к учебному пособию А.Б. Есина «Принципы и приемы анализа литературного произведения», то в нем сказано, что категорию персонажа возможно определить по двум параметрам: по степени его участия  в сюжете и по объему текста, который ему отводится; по степени важности данного персонажа для раскрытия сторон художественного содержания [3, с. 135].

Обратимся к тексту романа: «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» [6].

Неприятие и интерес Базаров вызвал сразу одним только своим внешним видом: высокий рост, балахон с кистями, обнаженная красная рука, длинные волосы. Однако автор неоднократно подчеркивает его ум, указывая на просторный череп и лицо, выражающие самоуверенность.

Базаров — нигилист, и он настойчиво отстаивает свою позицию отрицания всего. Он холодно и презрительно высказывается об искусстве: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», – говорит он [6]. Автор неоднократно дает подробную характеристику персонажу, тем самым подчеркивая его значимость.

И.С. Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний, в том числе и через любовь. До встречи с Анной Одинцовой Базаров был уверен, что любви быть не может. Девушка для него являлась представителем млекопитающих, и смотрел он на нее весьма скептически. Однако постепенно в его душе неожиданно для него самого просыпаются странные чувства, которые приводят героя в состояние растерянности. Чем больше он находится рядом с Анной, тем ближе сходится с ней, и тем больше у него возникает чувств. Человек, который был уверен в своих убеждениях, терпит поражение при первой встрече с настоящей жизнью. Но неразделенная любовь не лишает Базарова гордости. «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал», – говорит он Одинцовой.

 У героя возникает конфликт с самим собой. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался, и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, от которых нельзя отказаться, – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.

Персонажи, играющие вторую по отношению к главному герою роль, называются второстепенными. Это персонажи второстепенной важности – отсюда и их название, т.е. они не занимают лидирующие позиции в сюжете. Однако, по мнению А.Б. Есина, второстепенные  персонажи также довольно активно участвуют в сюжете, имеют собственный характер, но им «уделяется меньше авторского внимания; в ряде случаев их функция – помогать раскрытию образов главных героев» [3, с. 134]. То есть второстепенные персонажи также важны для понимания произведения.

Г.Н. Поспелов в учебнике «Введение в литературоведение» говорит о том, что роль второстепенных персонажей нередко сводится к функции так называемой «пружины», приводящей в движение механизм сюжета [5, с. 196]. Но иногда, утверждает Г.Н. Поспелов, второстепенные персонажи первостепенно важны для выражения идеи произведения.

В романе «Отцы и дети» второстепенными персонажами являются Павел Петрович, Николай Петрович, Аркадий, Одинцова. Эти персонажи помогают наиболее детально раскрыть образ главного героя.  

Рассмотрим образ Анны Одинцовой. Анна Одинцова – красавица аристократка, которая стала объектом трагической любви нигилиста Базарова. Она прошла нелегкий жизненный путь. Трудности ее закалили, сделали сильной личностью и самодостаточным человеком. Она получила прекрасное образование, удачно вышла замуж. От природы ей дан острый ум и наблюдательность: «Спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица...» [6].

Одинцова прекрасно разбирается в людях, ей свойственна трезвая оценка, практичность. Она никогда никого не любила. Нигилист Евгений Базаров и его друг Аркадий Кирсанов влюбляются в госпожу Одинцову, но женщина не отвечает взаимностью ни тому, ни другому: «...Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно...» [6].  

Анна Одинцова – единственная женщина, которая смогла понять сущность главного героя, и он это очень ценил. Однако Одинцова не способна была любить, искренне и по-настоящему. Комфорт – вот что было главным во всей ее тихой и размеренной жизни. Она не привыкла к новым эмоциям и потрясениям. Поэтому между вспыльчивым и страстным Базаровым и спокойной жизнью Одинцова выбирает последний вариант. Она не хотела, чтобы Евгений вызвал в ней бурю новых, ранее неизведанных, а значит, мешающих спокойной жизни чувств. Когда Базаров признается Одинцовой в своей любви, ей стало «и страшно и жалко его». Она поняла, что зашла в этих отношениях слишком далеко, что она не готова связать свою жизнь с таким человеком, как Базаров.

Эпизодические персонажи, по мнению А.Б. Есина, появляются  в одном-двух эпизодах сюжета, зачастую не имеют собственного характера и находятся  на периферии авторского внимания; их основная функция – давать в нужный момент толчок сюжетному действию или же оттенять те или иные черты персонажей главных и второстепенных [3, с. 135]. Так, в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» эпизодическими являются такие персонажи, как Ситников или Кукшина.

Г.Н. Поспелов считает, что эпизодические персонажи, которым автор уделяет значительно меньше внимания, чем центральным фигурам, чаще всего играют в тексте вспомогательную роль.

Рассмотрим подробнее функции эпизодических персонажей на основе обращения к произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души». Одним из эпизодических персонажей произведения является кучер Чичикова  Селифан. Как и большинство простых людей, он необразованный и глуповатый человек. Типично для всех крепостных, он любит выпить и часто бывает рассеян. Но Селифан предано служит своему хозяину. Он необыкновенно любит свою профессию, общается с лошадьми, как с людьми: ведет нравоучительные беседы, дает коням дельные замечания. Для Селифана главное  жить по правде, честно служить, исполнять долг. Это все, что мы можем о нем сказать, но, тем не менее, он присутствует в произведении эпизодами. Селифан является выражением русского национального характера. Несмотря на то, что образ кучера Селифана не идеализирован Н.В. Гоголем, они раскрывают тему народничества.

Другой пример эпизодического персонажа  жена Собакевича Феодулия Ивановна:  «Вошла хозяйка, дама весьма высокая, в чепце с лентами, перекрашенными домашнею краскою. Вошла она степенно, держа голову прямо, как пальма». Феодулия Ивановна немногословна, как и ее муж. А лицо ее так же неподвижно, как и лицо Собакевича: «... Феодулия Ивановна попросила садиться, сказавши тоже: «Прошу!» – и сделав движение головою, подобно актрисам, представляющим королев. Затем она уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигнула более ни глазом, ни бровью...». Судя по всему, отношения в семье Собакевича складываются хорошо. Феодулия Ивановна называет Собакевича «душенькой». Собакевич в ответ тоже называет жену ласково: «...Душенька...» [1]. Будучи практически двойником своего мужа, Феодулия Ивановна как эпизодический персонаж призвана оттенять основные черты характера Собакевича.

Внесценические персонажи – это те герои, которые присутствуют в произведении, но не появляются на сцене. Для примера рассмотрим внесценических персонажей комедии  А.С. Грибоедова «Горе от ума».

В комедии «Горе от ума» внесценические персонажи, несмотря на отсутствие у них реплик, играют важную роль в сюжете. Так, упоминание ряда лиц в монологе Чацкого о Москве в первом действии комедии («черномазенький, на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «чахоточный... книгам враг», тетушка Софьи, Гильоме-француз) [2]  помогает автору произведения нарисовать читателю  сатирическую картину московских нравов.  В монологах Фамусова в том же действии названы два представителя «века минувшего»: «почтенный камергер» Кузьма Петрович и любимец Петрович — воплощение раболепия и низкопоклонства [4].

Другой пример: в третьем действии в разговоре с Чацким Молчалин упоминает влиятельных лиц — Татьяну Юрьевну и Фому Фомича. Эти внесценические персонажи позволяют зрителю глубже понять сущность Молчалина «низкопоклонника» и почувствовать общую атмосферу раболепия, царящую в обществе.

 Также показателен еще один пример, где внесценическому персонажу уделяется особое внимание, хотя он и не появляется на сцене. Например, в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» внесценическим персонажем является сам ревизор – настоящий чиновник, присланный из Петербурга, на сцене так и не появляется, но именно ожидание его визита запускает всю цепочку событий, от начала и до знаменитой финальной немой сцены, когда «приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».

Таким образом, система персонажей в литературе многообразна. Каждый главный персонаж позволяет с помощью разных средств художественной выразительности, используемых автором, рассмотреть его натуру, внутреннее состояние, часто выражает художественную идею произведения, а такие персонажи, как второстепенные или эпизодические  дают возможность читателю сформировать определенное мнение о главном или второстепенных героях (эпизодические), проследить их эволюцию, или, наоборот, деградацию, оттеняя их сущностные качества. Внесценические же персонажи обычно создают картину нравов общества, нарисованного в произведении.

Литература:

1. Гоголь Н.В. Мертвые души. URL: https://ilibrary.ru/text/78/index.html (Дата обращения 12.02.2020)

2. Грибоедов А.С. Горе от ума. URL: https://ilibrary.ru/text/5/p.1/index.html (Дата обращения 12.02.2020)

3. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 248 с.

4. Матюшенко Л.И., Матюшенко А.Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. М.: МАКС Пресс, 2009. URL:   https://studfile.net/preview/6311699/ (Дата обращения 12.02.2020)

5. Поспелов Г.Н., Николаев П.А.Введение в литературоведение. Учеб.для филол.спец.ун-тов. М.:Высш.шк., 1988. 528 с.        

6. Тургенев И.С. Отцы и дети. URL:  https://ilibrary.ru/text/96/p.2/index.html  (Дата обращения 12.02.2020)

7. Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Основы теории литературы: учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2009. 316 с.