Статья "ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА"

Спешилова Виктория Павловна

В нашей статье мы рассматриваем такие характерные для русской литературы XIX века типы героев, как «лишний человек», «маленький человек», «человек третьего сословия, стремящийся самоутвердиться в социальной сфере», «униженный и оскорбленный человек», «новый человек».

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 821.161.1  

В.П. Спешилова1,

О.М. Култышева2

ТИПОЛОГИЯ ГЕРОЕВ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Аннотация. В нашей статье мы рассматриваем такие характерные для русской литературы XIX века типы героев, как «лишний человек», «маленький человек», «человек третьего сословия, стремящийся самоутвердиться в социальной сфере», «униженный и оскорбленный человек», «новый человек», приводим пример к каждому типу, анализируем героев русской литературы, исследуем, почему они относятся к определенному типу. Так, рассматривая тип «лишнего человека», обращаемся к произведению А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «маленького человека»  повести Н.В. Гоголя «Шинель»,  тип человека третьего сословия, стремящегося самоутвердиться в социальной сфере,   А.С. Пушкина «Пиковая дама» и Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», тип «униженного и оскорбленного» характеризуем на примере романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (образы Макара Девушкина и Вареньки Доброселовой), а  тип «нового человека»  – на примере Евгения Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

 В статье отмечается, что тип «маленького человека» в русской литературе XIX века неоднократно трансформируется. Так, он преобразуется в типы человека третьего сословия, который различными способами стремится реализовать себя в социальной сфере, в обществе; «униженного и оскорбленного человека»; превращается в образ человека, продолжающего оставаться внизу социально-иерархической лестницы, но наделенного большим сердцем. Также отмечается, что такое изменение обусловлено социально-историческим развитием России, зарождением новых буржуазных отношений.  В результате делается вывод, что писатели создавали типы героев для того, чтобы достоверно передать эпоху, в которую рождались такие персонажи.

Ключевые слова: литературный тип; «лишний человек»; «маленький человек»; «человек третьего сословия, стремящийся самоутвердиться в социальной сфере»; тип «униженного и оскорбленного»; «новый человек».  

V. P. Speshilova1,

O. M. Kultysheva2

TYPOLOGY OF HEROES OF RUSSIAN LITERATURE OF THE XIX CENTURY

Annotation. In our article, we consider such types of heroes characteristic of Russian literature of the 19th century as “extra man”, “little man”, “man of the third estate seeking to assert himself in the social sphere”, “humiliated and insulted man”, “new man”, we give an example for each type, analyze the heroes of Russian literature, and examine why they belong to a certain type. So, considering the type of "extra person", we turn to the work of A.S. Pushkin “Eugene Onegin”, “a little man”  the story of N.V. Gogol's "Overcoat", a type of person of the third estate, seeking to establish himself in the social sphere,  A.S. Pushkin's “Queen of Spades” and F.M. Dostoevsky's "Crime and Punishment", the type of "humiliated and insulted" is characterized by the example of a novel by F.M. Dostoevsky's “Poor People” (images of Makar Devushkin and Varenka Dobroselova), and the type of “new man” - on the example of Yevgeny Bazarov from the novel by I.S. Turgenev "Fathers and Sons."

 The article notes that the type of "little man" in Russian literature of the XIX century is repeatedly transformed. So, he is transformed into types of a person of the third estate, who in various ways seeks to realize himself in the social sphere, in society; "Humiliated and insulted person"; turns into an image of a person who continues to remain below the socio-hierarchical ladder, but endowed with a big heart. It is also noted that such a change is due to the socio-historical development of Russia, the emergence of new bourgeois relations. As a result, it is concluded that writers created types of heroes in order to reliably convey the era in which such characters were born.

Keywords: literary type; “Extra person”; "small man"; “A man of the third estate, striving to assert himself in the social sphere”; type of "humiliated and offended"; "new person".

Литературный тип (тип героя) - совокупность персонажей, близких по своему социальному  положению или роду занятий, мировоззрению или духовному облику.  Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же писателя или других  (Красовский 1998).

Литературные типы становятся отражением тенденций, характерных для духовного и нравственного развития общества, философских, нравственных и эстетических взглядов самих писателей.  Появление каждого нового типа героя в литературе всегда вызывает интерес исследователей, которые и дают ему определенное наименование, как, например, «босяк», «нигилист», «маленький человек», «новый человек» и т.д.  

В XIX веке  в русской литературе сложилась следующая типология героев (отметим при этом, что типов героев в литературе много, некоторые из них бытуют и в произведениях XIX века, но мы остановимся преимущественно на тех, которые изучаются применительно к этому периоду в развитии отечественной литературы в школьной программе):

1) «Лишний  человек».  Кто же такой «лишний человек»? Это хорошо образованный, умный, талантливый и чрезвычайно одаренный герой, который в силу различных причин (как внешних, так и внутренних) не смог реализовать себя, свои возможности в той исторической эпохе, к которой он принадлежит. «Лишний человек» ищет смысла жизни, цели, но не находит ее; не знает, «к чему прилепиться душою». Поэтому он растрачивает себя на жизненные мелочи, на развлечения, на страсти, но не чувствует удовлетворения от этого. Часто жизнь «лишнего человека» заканчивается трагически: он нелепо погибает или умирает в расцвете лет.

Одинокий, отвергнутый обществом или сам отвергший это общество «лишний человек» не был плодом фантазии русских писателей XIX века, он был замечен ими как болезненное явление духовной жизни русского общества, вызванное кризисом общественной системы.

Первооткрывателем типа «лишних людей» был Евгений Онегин, герой знаменитого романа в стихах А.С. Пушкина. Данное произведение также считается «энциклопедией русской жизни», так как А.С. Пушкин показал в нем многосторонне и объективно  всю современную ему действительность (Титаренко 2013: 120). Евгений Онегин – молодой человек, который вырос в обеспеченной семье. Воспитывался под руководством француза-гувернера, в типичном духе того времени. Он привык жить красиво: балы, театры и прогулки по Невскому проспекту. Онегин учился «чему-нибудь и как-нибудь» (Пушкин) но, несмотря на это, он имел высокий уровень культуры. Евгений Онегин считается родом из дворянского общества, но абсолютно не схож с ним. Уже в первой главе героя одолевают хандра, скука, разочарованность в жизни, в отсутствии  подлинных нравственных ценностей, скептическое сознание («резкий охлажденный ум»). Все это является характерными чертами такого типа личности, как «лишний человек».

Жизнь героя пуста и бессмысленна. Отдав дань искушениям света в юности, Евгений Онегин чувствует себя лишним в светском обществе и поэтому покидает его. Он переезжает в деревню, где полностью отдаляется от людей и погружается в познание себя и своей жизни. К крепостным относится вполне человечно, но ему не интересна их жизнь.

Переезд героя в деревню  это, поначалу, нудная обязанность перед умирающим дядей, но затем – определенный протест против принятых и устоявшихся норм светского общества,  которые подавляют в человеке личность, лишают права быть самим собой. Любовь тоже не изменила Онегина. Для него любовь – «наука страсти нежной» или беспросветная скука семейной жизни. Как мы знаем, в итоге  Евгений Онегин так и не нашел себя в жизни, обществе и браке.

2) Следующий тип – «маленький человек».

В ХIХ веке образ «маленького человека» становится основой одной из главных тем литературы – темы «маленького человека». Понятие «маленький человек» впервые применил В.Г. Белинский в статье 1840 года  «Горе от ума» об одноименной комедии А.С. Грибоедова. Первоначально оно обозначало человека «простого», т.к. сословно низкого происхождения. Однако с развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем произведений критического реализма второй половины XIX века. «Маленький человек» — тип героя в литературе, чаще всего это бедный незаметный чиновник, занимающий маленькую должность, судьба его складывается трагично (Красовский 1998).

Одним из первых, кто поднял в литературе демократическую тему «маленького человека», был  А.С. Пушкин (образ Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель», образ Евгения из повести «Медный всадник»). Н.В.  Гоголь также открывает читателю в своих «Петербургских повестях» мир «маленьких людей», чиновников самых низших классов в табеле о рангах.  Особенно значима в смысле раскрытия этой темы повесть «Шинель».

Главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин  «вечный титулярный советник».  Имя Акакий с греческого означает «незлобливый», отчество же усиливает значение имени. Н.В. Гоголь характеризует Акакия Башмачкина как очень бедного, незаметного, жалкого, задавленного бедностью человека. Ему около пятидесяти лет, он невысокого роста: «Несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек» (Гоголь).  Всё, что у него есть   это изношенная шинель, порванная на спине и плечах. Акакий Акакиевич очень любил свою работу, хоть за это и получал мало денег. Это характеризует его как трудолюбивого и старательного, по-своему ответственного человека. Каждую бумагу он аккуратно, усердно переписывал, бережно вырисовывая буквы. Даже эта незамысловатая и монотонная его работа доставляла ему удовольствие, он радовался каждой возможности переписать что-либо. Особенной же радостью светилось его лицо, когда он доходил при письме до своих любимых букв.

Однажды, когда шинель Акакия Акакиевича совсем «прохудилась и пришла в негодность», он, исполнив давнюю мечту, покупает новую. Стоит отметить важность покупки для Башмачкина – для того, чтобы накопить на неё достаточно денег, чиновник пошел на существенные ограничения, экономя буквально на всём. Новая шинель стала для него сначала пределом мечтаний, а затем – великой ценностью, которую он бережет. Однако счастье титулярного советника продлилось недолго – по дороге домой его грабят, снимая с него новую шинель. Акакий Акакиевич пытается вернуть свою шинель, оббегая кабинеты важных людей и прося у них помощи, но всем из них безразлична судьба «маленького человека» и вскоре Башмачкин отчаивается и погибает от болезни, оказавшись так и не в силах вернуть столь дорогой для него предмет. На своеобразный «бунт» против произвола властьимущих «значительных лиц» герой решается лишь после смерти.

Акакий Акакиевич – классический пример «маленького человека» и его маленьких желаний. Всем безразлична его судьба, его беды и переживания, даже его смерть остаётся незаметной для общества. Соответственно, все черты, которыми Н.В. Гоголь наделил своего персонажа, направлены в первую очередь на формирование образа жалкого и несчастного, незаметного и бессильного человека.

3) Отметим, что тип маленького человека в русской литературе 1/3, а затем 2/3 и 3/3 XIX века трансформируется в тип человека третьего сословия, стремящегося реализовать себя в социальной сфере (таковы, например, образы Германна из пушкинской «Пиковой дамы», Красинский из романа Лермонтова «Герой нашего времени», а также Родион Раскольникова из «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского).

Данный тип героя литературы данного периода обусловлен социально-историческим развитием России в XIX в. В 1830–40-х гг. внутри крепостнического общества стали зарождаться новые – буржуазные – отношения. Этот социальный процесс был предугадан Пушкиным, Лермонтовым и запечатлен в образах Германна из «Пиковой Дамы» и Красинского из «Княгини Лиговской» из «Героя нашего времени». Причем, вводя новых героев, которые только нарождались в русской действительности, Пушкин и Лермонтов предугадали многие противоречия буржуазной эпохи и сознания человека этой эпохи, в полной мере воплощенные в произведениях Достоевского, Толстого, Чехова.

Герман пытается бережливостью, дисциплинированностью и аккуратностью достичь богатства и высокого социального статуса. Для достижения своей цели он готов использовать любые пути – стать любовником 80-летней старухи, предать свое чувство к бедной воспитаннице Лизаветы Ивановны, поверить в анекдотическую историю про карты, забыв свой практицизм.

Красинский – чиновник, которого чуть не переехал Печорин. Он служит, имеет, по словам его матери, «очень хорошее место и хорошее жалование». Но он не удовлетворен этим, его гложет сознание своей неполноценности, желание утвердить себя рядом с хозяевами жизни. «Милостивый государь! – обращается он к Печорину, – вы едва меня сегодня не задавили, да, меня – который перед вами, и этим хвастаетесь, вам весело? – а по какому праву? Вы думали, что я буду слушать смиренно дерзости – потому что у меня нет денег, которые я бы мог бросить на стол! Нет! Никогда! Никогда, никогда я вам этого не прощу!».

Новизну, необычность, а вместе с тем, громадное значение этого нового социального типа первым осознал Достоевский. «Герман из «Пиковой дамы», – писал он – колоссальное лицо, необычный, совершенно петербургский тип».

В чем же была принципиальная новизна типов Германна и Красинского? Дело не в том, что это разночинцы. Ведь и до Германна в русской литературе у того же Пушкина встречалось изображение людей третьего – разночинного – сословия: это Самсон Вырин из «Станционного смотрителя». А в дальнейшем это гоголевский Акакий Акакиевич из «Шинели». Но это были судьбы вполне законопослушных разночинцев, вызывающих гуманное отношение и сочувствие авторов. Достоевский же в пушкинском Германне почувствовал бунт человека, стремящегося утвердить свои права в мире единственно известным ему путем – богатством. Колоссальное историческое значение типов Германа и Красинского заключается в их стремлении к самоутверждению в социальном мире. Достоевский заинтересовался типом борющегося, стремящегося утвердить себя в жизни, но не побеждающего человека (таков, в частности, его Раскольников). Он почувствовал историческую силу нового социального типа, призванного в конце века решать общественные проблемы.

Разночинный герой интересовал и Толстого. Он воспринимала его с позиций народной патриархальности, т.е. как человека, вобравшего в себя нравственные устои народной жизни. Чехов же запечатлел в своем творчестве финал процесса, у истоков которого стоял Достоевский, – отказ разночинства от бунта и социальных амбиций.

Т. о. вся литература XIX века проявляет интерес к определенному типу героя – человеку третьего сословия, пытающемуся утвердить себя в социальной сфере (Курс лекций… 2017: 226-228).  

4. Развитием типа «маленького человека» стал также литературный тип «униженного и оскорбленного» человека, который ярче всего представлен в произведениях Ф.М. Достоевского, например, роман с символическим названием «Униженные и оскорбленные» или же роман «Бедные люди», где главным героем является Макар Девушкин  бедный петербургский чиновник. Его основной и единственной обязанностью является  переписывание документов, хотя он получает гроши, работа его устраивает.

 Макару Девушкину тяжело живется в одиночестве, у него не было друзей, он очень хотел найти товарища, друга, с кем бы он мог поделиться сокровенным. Он живет совсем просто, даже не имея в собственности жилья, он постоянно снимает квартиры, от одной к другой. Но есть некий друг, Варенька Доброселова.  У них похожа судьба: оба персонажа испытывают чувство одиночества, они несчастны, но  при этом всегда стараются помочь друг другу и поддержать. Макар Девушкин настолько безобиден и настолько сильно любит Вареньку, что готов сам умереть от голода, лишь бы только она была счастлива. К сожалению, в силу своей слабости, как внешней, так и внутренней, он не может ничего изменить. Макар не боится признаваться в том, что он глупый человек и мало читает.  Макар Девушкин восхищается своей воспитанницей, которая обучает его и советует ему книги.

Макар Девушкин – это типичный представитель «маленьких людей», т.к. он находится в самому низу социально-иерархической лестницы. Но у него очень большое сердце, сам он готов отдать ради другого человека последнее, что у него есть. Однако такой человек не может жить полноценной счастливой жизнью, он вынужден либо постоянно бедствовать и как-то пытаться заработать, чтобы свести концы с концами, либо страдать и ждать своей смерти.

5.  «Новый человек»  герой-демократ. В 60-х годах XIX века в русской литературе появляется новый тип героя, который принято называть «новым человеком». Этот герой пришёл на смену «лишнему человеку», главному герою произведений первой половины XIX века. «Лишних людей», умных, образованных, не удовлетворяет окружающая жизнь и идеалы современного им общества. Все они недовольны своей жизнью без смысла, но не могут найти серьёзной цели, которая захватила бы их, придала бы смысл их жизни. Потому они и называются «лишними людьми». Убедительную характеристику «лишних людей» даёт Н.А.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Этим персонажам свойственны обостренное чувство независимости своей личности и тенденция отрицания, и высокий интеллектуализм.

В романе «Отцы и дети» представлен «новый человек» — Базаров.  Евгений Базаров как «новый человек» противопоставляется в романе главному идейному оппоненту — Павлу Петровичу Кирсанову, который и убеждениями, и историей жизни очень напоминает «лишних людей», недаром Базаров без церемоний называет его «архаическим явлением». И тот, и другой много спорят в романе и таким образом раскрывают свои философские убеждения, политические взгляды, жизненную позицию. И.С. Тургенев подробно приводит высказывания каждого из них о народе, государственной власти, политической борьбе, общественном устройстве России, о русской истории, науке, искусстве и т.д. Базаров побеждает в этих спорах, что доказывает продуманность, основательность его убеждений и одновременно уязвимость многих взглядов Павла Петровича, который в силу возраста и долгого деревенского уединения отстал от жизни.

Таким образом, перед читателем раскрываются две принципиально разные жизненные позиции. Базаров — демократ и по происхождению (его дед землю пахал, а отец — полковой лекарь), и по убеждениям («Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты и не дорос до нас...» (глава XXVI), — говорит главный герой Аркадию), и по трудовому образу жизни. Павел Петрович — аристократ, гордящийся своим родом, пользующийся состоянием своих предков и требующий уважения к себе «за то, что он вообще хорошо обедал, а однажды даже пообедал с Веллинггоном у Людовика-Филиппа». Изображая «нового человека», Тургенев противопоставил его герою предыдущей эпохи — «лишнему человеку». Автор показал, что Базаров обладает более сильным характером, чем Павел Петрович: работоспособность, целеустремлённость, воля, стремление к действию для общей пользы, широта жизненных взглядов и задач выгодно отличают молодого нигилиста от утончённого барина, эгоистичного, погружённого в личные переживания, подчинившегося внешним обстоятельствам.

Одновременно писателя пугают радикальные убеждения «новых людей», их презрение к общечеловеческим ценностям (родственным отношениям, любви), пренебрежение культурными и научными традициями, выработанными «отцами и дедами». Сложное отношение к «новому человеку» позволило Тургеневу создать многогранный, интересный образ главного героя.

Таким образом, мы рассмотрели 5 типов героев в русской литературе XIX века (см. рис. 1):

 

Рисунок 1. Типы героев в русской литературе XIX века

Каждый из них индивидуален по своему, у каждого свои убеждения, своя жизненная позиция, которая формировалась в определенный исторический период. Создавая типы литературных героев, писатели хотели передать читателям представление о колорите эпохи, продемонстрировать социальные противоречия.  Можно сказать, что типология героев русской литературы XIX века убеждает, что темы свободы, достоинства личности, самоутверждения в обществе являются особенно актуальными в это время – время доминирования реализма.

ЛИТЕРАТУРА

Гоголь Н.В. Шинель. URL: https://ilibrary.ru/text/980/p.1/index%20html  (Дата обращения 09.04.2020)

Добролюбов Н. А. Что такое обломовщина? URL: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_0022.shtml  (Дата обращения 09.04.2020)

Красовский В.Е. Литература. Справочник абитуриента / Под. ред. В.Е.Красовского. М.: Филол. общ-во «Слово», 1998. URL: http://writerstob.narod.ru/termins/l/lit_tip.htm (Дата обращения (09.04.2020)

Курс лекций по истории русской литературы Х – первой половины ХХ века: Учебное пособие /  Авт.-сост. О.М. Култышева, А.В. Себелева. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2017. 436 с.

Пушкин А.С. Евгений Онегин. URL:  https://ilibrary.ru/text/436/index.html (Дата обращения 09.04.2020)

Скубачевская Л.А. ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник/ Л.А. Скубачевская, Т.В.Надозирная, Н.В. Слаутина. М.: Эксмо, 2011. 400 с.      

Тургенев И.С. Отцы и дети. URL:  https://ilibrary.ru/text/96/p.2/index.html  (Дата обращения 09.04.2020)

Титаренко Е.А. Литература в схемах и таблицах / Е.А. Титаренко, Е.Ф. Хадыко. М.:Эксмо, 2013. 320 с.