Методическое пособие для преподавателей "Проектная деятельность студентов"

Храплюк Алла Васильевна

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процесе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. Что собой представляет метод проектов, почему нужно переходить на метод проектов, рекомендации и пример организации проекта - всё это и многое другое важное в представленной методической разработке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

“Воркутинский  политехнический техникум”

                                                          СЕРИЯ

                                     МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ

В помощь преподавателям

Методические рекомендации по организации проектной деятельности студентов

г. Воркута

2014 год



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Что такое учебный проект………………………………………………………

3

2.Что собой представляет метод проектов? ………………………………………

3

3.Почему нужно переходить на метод проектов? ………………………………..

4

4. Основные требования к учебному проекту ……………………………………

4

5. Структура учебного проекта…………………………………………………….

5

6. Защита проектной работы ………………………………………………………

6

7. С каких проектов нужно начинать? ……………………………………………

9

8. Рекомендуемые темы для проектов.…………………………………………….

9

9. Какие рекомендации для студентов по защите проекта может дать преподаватель? ……………………………………………………………………..

10

10.Типичные затруднения при выполнении проектных работ…………………..

11

11. Пример организации проекта …………………………………………………

11

12. Значение метода проектов …………………………………………………….

18

13. Список литературы……………………………………………………………..

19

I. Что такое учебный проект?

Слово проект заимствовано из латинского языка, которое буквально означает: “выброшенный вперед”, “выступающий”, “вытянутый”, “бросающийся в глаза”.

Учебный проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения значимой проблемы.

Учебный проект с точки зрения студента – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это работа, направленная на решение интересной  проблемы, сформулированной зачастую самими студентами в виде задачи, когда результат этой деятельности  - найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения преподавателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у студентов. При таком подходе изменяется и роль самого преподавателя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего студентам то, что они должны знать, пассивно усвоив, преподаватель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

II.Что собой представляет метод проектов?

Под методом проектов понимается система обучения, при которой студенты приобретают знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить”- вот основной тезис современного понимания метода проектов. Эпиграфом к проектному обучению может служить китайская пословица “Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь”.

III.Почему нужно переходить на метод проектов?

Критерием успешности для будущего специалиста становится не столько результативность в изучении учебных дисциплин, сколько отношение человека к возможностям собственного познания, приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами, выработка у студентов стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания. При традиционном подходе к образованию, традиционных средствах обучения ориентированных на классно - урочную форму занятий это невозможно. Необходимо вовлекать каждого студента в активный познавательный процесс, создавать адекватную учебно-предметную среду, которая обеспечивала бы возможность свободного доступа к различным источникам, возможность работать в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Наиболее перспективным из всех технологий является метод проектов. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности студента на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Метод проектов и обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системе образования. Причин тому несколько, и корни их лежат не только в сфере педагогики, но, главным образом, в сфере социальной:

  • необходимость не столько передавать студентам сумму тех или иных знаний, сколько научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
  • актуальность приобретения коммуникативных навыков и умений, т.е. умение работать в разнообразных группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и пр.);
  • актуальность широких человеческих контактов, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
  • значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами: собирать необходимую информацию, факты, уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.

IV. Основные требования к учебному проекту.

  1. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально значимой, исследовательской, информационной, практической проблемы.
  2. Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта.
  3. Исследовательская работа студента как обязательное условие каждого проекта. Отличительные черты проектной работы - поиск информации.
  4. Результатом работы над проектом является продукт.
  5. Представление продукта заказчику - презентация продукта и защита самого проекта.

Шестое П - портфолио, папка в которой собраны все рабочие материалы (черновики, дневные планы, отчеты и др.). В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  • паспорт проекта;
  • планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;
  • промежуточные отчеты группы;
  • вся собранная информация по теме, в том числе ксерокопии и распечатки из Interпet;
  • результаты исследований и анализа;
  • записи всех идей, гипотез и решений;
  • отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, и т. д.;
  • краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;
  • эскизы, чертежи, наброски продукта;
  • материалы к презентации;
  • другие рабочие материалы и черновики группы. В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.

VI. Структура учебного проекта.

Этапы

Задачи

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Мотивирует студентов. Объясняет цели проекта. Наблюдает.

2.Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Выбирают и обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

3. Исследование

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работают с информацией. Выполняют исследование.

Наблюдает. Консультирует.

4. Выполнение

Выполнение проекта.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Наблюдает. Советует.

5. Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке.

Наблюдает. Направляет процесс анализа.

6. Защита проекта

Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

VII. Защита проектной работы.

Это  сложный этап проектирования - подготовка и выход на публичную защиту творческой работы.  Студенты должны отстоять свою работу, убедить комиссию из преподавателя и своих сверстников в её значимости; показать свою компетентность не только в специальных вопросах, касающихся проекта, но раскрыть значение проекта экономической и экологической точек зрения. Таким образом, у будущих специалистов формируется целостное представление о проекте, происходит осознание законченности и значимости своей деятельности. Для большей стимуляции воли к победе над собой неплохо ввести дух соревнования — устроить конкурс, олимпиаду проектов, выставку лучших работ, на которую можно пригласить преподавателей данного учебного заведения и студентов других групп. В результате у студентов повышается самооценка, происходит самоутверждение и признание взрослыми их работы, так нужные им в этот сложный период становления личности.

1-м способ. Перед защитой проекта на каждого студента составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом - консультантом и сокурсниками, а затем и самим автором проекта. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставляемых в данной позиции.

Таблица 1. Индивидуальная карта студента, защищающего проект.

Этапы

Критерии оценки

Самооценка

Преподаватель

Коллеги по команде (группе)

Защита

Представление (из 5 баллов)

 

 

 

Ответы на вопросы (по 1 баллу за правильный ответ)

 

 

 

Процесс

Интеллектуальная активность (из 5 баллов)

 

 

 

Проектирования

Творчество (из 5 баллов)

 

 

 

 

Практическая деятельность (из 5 баллов)

 

 

 

Умение работать в команде (из 5баллов)

 

 

 

Итог

Достигнутый результат (из 5 баллов)

 

 

 

Оформление (из 5 баллов)

 

 

 

Суммирование в этом случае выглядит следующим образом: 35-40 баллов - отлично”; 29-34 балла - “хорошо”; 23-28 баллов - “удовлетворительно”; менее 23 баллов -“неудовлетворительно».  Во избежание “двойки” за проект в ходе проектирования необходимо проводить консультации, дискуссии, насыщать учебную деятельность элементами самостоятельного познания и получения информации.

2-й способ. Для оценивания индивидуальной работы над проектом более удобна рейтинговая оценка (таблица 2). Подобная анкета заполняется в ходе защиты самим проектантом, его сокурсниками и преподавателем.

Таблица 2.Рейтинговая оценка проекта

Оценка этапов

Критерии оценки

Баллы

Оценка работы

Актуальность и новизна предлагаемых решений, сложность темы

от 1до 5

 

Объем разработок и количество предлагаемых решений

1-5

 

Практическая направленность

1-5

 

Уровень самостоятельности участников

1-5

 

Качество оформления записки, плакатов и др.

1-5

 

Оценка рецензентом проекта

1-5

Оценка защиты

Качество доклада

1-5

 

Проявление глубины и широты представлений по излагаемой теме

1-5

 

Проявление глубины и широты представлений по данному предмету

1-5

 

Ответы па вопросы преподавателя

1-5

 

Ответы на вопросы студентов

по 1 баллу

Итоговая оценка (балл):  50-55 баллов – «отлично»; 44-49 баллов – «хорошо»; 43 и менее – «удовлетворительно».

VIII.С каких проектов нужно начинать?

 Для первого и второго курса были выбраны ознакомительно – ориетировочный тип проектов,  как групповой так и индивидуальный.  Он изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; ее анализ и обобщение фактов. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможностью систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

  • Цель проекта и его актуальность.
  • Источники информации и их обработка (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы).
  • Результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.).
  • Презентация (публикация в сети, обсуждение в конференции и пр.).

Результатом работы над проектом является:

  1. Презентация проекта внутри группы.
  2. Презентация проекта на научно – практической конференции курса.
  3. Презентация лучших проектов на научно – практической конференции техникума.
  4. Презентация лучших проектов техникума на городских, региональных и федеральных научно – практических конференциях.

IX. Рекомендуемые темы для проектов.

1. В мире звука.

        

2. Оптические иллюзии.

3. Всемогущее трение.

4. По ту сторону зеркала.

5. Тепловые двигатели.

6. Энергия.

7. Тайны магнитов.

8. Решение задач по физике на английском.

9. Кристаллы вокруг нас.

10. Путешествие по температурной шкале.

11. Свет и цвет как факторы  влияния на здоровье человека.

12. Электромагнитные волны.

13. Атмосферное давление.

14. Законы сохранения.

15. Электросети в странах мира…

X. Какие рекомендации для студентов по защите проекта может дать преподаватель?

1. Общие рекомендации:

- Хорошо воспринимается эмоциональное и короткое по времени (не более 15 минут) изложение материала с использованием интересных примеров.

- Логика изложения позволяет слушателям лучше понять выступающего.

- Следует употреблять только понятные термины.

- Хорошо воспринимается рассказ, а не чтение текста.

- Выступление выиграет, если будет максимально использоваться наглядный материал.

- Постарайтесь предупредить возможные вопросы.

2. Техника подготовки выступления:

- Проведите предварительный хронометраж своего выступления и доведите его до нужной продолжительности.

- Выпишите на отдельные карточки ту часть содержания, которая прозвучит в выступлении, и разложите их по порядку.

- Заранее продумайте детали своего рабочего места.

- Приготовьте четкий и красочный наглядный материал.

- Проведите тренировочное выступление перед друзьями, родственниками.

3. Техника выступления:

- Начните свое выступление с приветствия.

- Огласите название вашего проекта, сформулируйте его основную идею и причину выбора темы.

- Не забывайте об уважении к слушателям в течении своего выступления (говорите внятно).

- Поблагодарите слушателей за внимание, а руководителя - за помощь.

- Старайтесь ответить на вопросы.

XI.Типичные затруднения при выполнении проектных работ.

  • Наибольшие сложности у преподавателей вызывает формулировка проблемы и умение подвести студентов ее “самостоятельному” определению.
  • Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Творческая работа - более свободный вид деятельности, чем проектирование. Он не предполагает такой четкой работы в структуре.
  • Проект часто превращается в реферат, да еще и “скачанный” из Интернета, что губит идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов. Итак, напоминаем, что реферат - это краткое изложение содержание книги, статьи и т.п., а также доклад с таким изложением. Информационный же проект предполагает работу в структуре исследовательской деятельности.
  • Рефлексия, анализ сделанного, сравнение того, что было задумано, с тем, что получилось.

 XII. Пример организации проекта.

Учебный проект по физике

тема: «Законы сохранения»

Проект реализуется студентами 1 курса по специальности «Компьютерные сети» при изучении темы «Законы сохранения» в разделе «Механика»

На выполнение проекта отводится 18 часов учебного времени, включая часы, выделенные на самостоятельную работу. Для выполнения проекта  студенты делятся на группы по 5–6 человек, они сами выбирают руководителя в группах и распределяют обязанности по выполнению проекта.

Преподаватель выступает в роли консультанта, но студенты имеют право получить консультации других преподавателей техникума или со стороны.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что многие явления природы трудно объяснить, пользуясь лишь словесными описаниями, а эксперимент является наглядным средством обучения. Знания усваиваются лишь тогда, когда студент получает их через опыт. Опыт есть критерий истины.

Цели проекта:

- Повышение мотивации студентов в изучении математики и естественных наук.

- Возможность на практике использовать знания математики и естественных наук.

- Развитие коммуникабельных способностей студентов.

- Интеграция учебных дисциплин (физика, математика, астрономия, информатика, информационные технологии).

Задачи проекта:

- Расширить знания студентов о механических взаимодействиях тел.

- Ввести понятия импульс силы, импульс тела (количество движения), изолированная система. Объяснить студентам содержание закона сохранения импульса, обратить их внимание на то, что этот закон, как и законы Ньютона, результат теоретического обобщения фактов.

- Разъяснить студентам, что закон сохранения импульса справедлив лишь только для изолированных систем и только в инерциальных системах отсчета. В качестве примера практического использования закона сохранения импульса, необходимо рассмотреть реактивное движение.

- Познакомить студентов с устройством ракеты и успехами нашей страны в освоении космоса.

- Научить студентов решать задачи, связанные с взаимодействием тел на основе законов сохранения.

Ожидаемые результаты:

- Умение ориентироваться в наиболее распространенных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания.

- Овладение элементами исследовательского метода и получение представлений о характере научной деятельности.

- Приобретение умений использовать естественнонаучные знания на практике.

- Выполнение проекта по ракетостроению (построят ракету и осуществят запуск).

- Умение решать задачи по данной теме.

Ресурсы:

- 25  комплектов тестов;

- компьютер – проектор;

-  комплекты задач репродуктивного и повышенного уровня;

- доступ в Интернет;

- журналы  с инструкциями по строительству ракет;

 - графики отчетов;

- индивидуальные карты студентов;

- рейтинговая оценка проекта.

Риск – недостаточная материально-техническая база.

Этапы проекта:

I. Запуск проекта

Задачи:

- Освоить понятия импульс силы, импульс тела (количество движения), изолированная система.

- Ознакомиться с содержанием закона сохранения импульса, понимать, что этот закон, как и законы Ньютона, результат теоретического обобщения фактов.

- Владеть информацией о том, что закон сохранения импульса справедлив лишь только для изолированных систем и только в инерциальных системах отсчета.

- Уметь слушать и слышать.

Деятельность преподавателя        

1. Проводит вводную лекцию в ходе, которой дает основные понятия по данной теме, объясняет студентам содержание закона сохранения импульса и особенности его выполнения.

2. Дает установки студентам на дальнейшую самостоятельную работу по изучению теоретического материала и решение задач по данной теме.

3. Дает инструкции по работе над проектом.

4. Далее преподаватель выступает в роли консультанта.

Деятельность студентов

1. Слушают лекцию, записывают, отвечают на поставленные вопросы.

2. Делятся на группы и выбирают лидера.

3. Слушают инструкции по работе над проектом.

4. Получают график отчетов по этапам, ракетный журнал, тексты задач.

5. Выбирают тему из истории развития космонавтики и изучения космического пространства.

Результат:

1. Знают понятия импульс силы, импульс тела (количество движения), изолированная система, содержание закона сохранения импульса, понимать, что этот закон, как и законы Ньютона, результат теоретического обобщения фактов и справедлив лишь только для изолированных систем и только в инерциальных системах отсчета.

2. Умеют слушать и слышать, записывать лекцию, вести диалог.

II. Зачет по теории

Задачи: овладеть исследовательской компетенцией: получать и обрабатывать информацию, обращаться к различным источникам данных и их использовать, организовывать консультации с экспертом, представлять и обсуждать различные виды материалов в разных аудиториях:

- Рассмотреть физические основы реактивного движения.

- Знать определение механической работы, рассмотреть работу силы тяжести при движении по любой траектории, рассчитать КПД наклонной плоскости и продемонстрировать справедливость “золотого” правила механики при движении по наклонной плоскости.

- Определить потенциальную энергию тела в данной точке как работу, которую совершает потенциальная сила при перемещении тела из данной точки в точку, принятую за нуль отсчета потенциальной энергии; рассмотреть три возможных случая равновесия шара на опоре в связи с изменением его потенциальной энергии.

- Дать определение кинетической энергии; сформулировать и записать теорему о кинетической энергии; получить выражение для средней и мгновенной мощности при неизменной силе.

- Дать понятие полной механической энергии замкнутой системы тел; сформулировать и записать закон сохранения полной механической энергии замкнутой системы тел.

- Дать понятие столкновения в физике; сформулировать понятие абсолютно упругого и абсолютно неупругого удара.

- Рассмотреть траекторию движения тела в гравитационном поле; дать понятия первой и второй космической скорости и получить выражение для их расчета.

Деятельность преподавателя        

1. Проводит консультации.

2. Принимает зачет.        

Деятельность студентов

1. Самостоятельно изучают теоретический материал по данной теме, производят необходимые записи в тетрадях.

2. Обращаются за консультациями (при необходимости)

3. Сдают зачет (по группам, оценивается вся группа в целом)

Результат:

- умеют получать и обрабатывать информацию;

-обращаться к различным источникам данных и использовать их;

-организовывать консультации с экспертом;

-представлять и обсуждать различные виды материалов в разных аудиториях;

-ориентироваться в наиболее распространенных научных понятиях и информации по данной теме.

III. Зачет по решению задач

На этапе запуска проекта студенты получили тексты задач разного уровня сложности. Они решают эти задачи самостоятельно, используя любые источники дополнительной информации или консультации преподавателя. Каждый студент заводит отдельную тетрадь для решения этих задач, которую во время зачета они сдают преподавателю. На зачете каждый член группы получает свою задачу и должен объяснить ее решение, если другие члены группы оказывают помощь, то оценка снижается. Оценивается вся группа в целом.

Задача: закрепить теоретические знания и выработать умения и навыки в решении задач по данной теме.

Деятельность преподавателя

1. Проводит консультации.

2. Принимает зачет.

Деятельность студентов

1. Решают задачи (у каждой группы свои задачи)

2. Обращаются за консультациями.

3. Сдают зачет.

Результат: умеют решать задачи по данной теме.

IV. Запуск ракеты и защита презентаций

Ракеты строятся во внеурочное время. Студенты самостоятельно проводят предварительные запуски и корректировку, заполняют ракетные журналы. Ракеты запускаются на спортивной площадке, оценивается дизайн ракеты, высота полета, заполнение ракетного журнала. Затем каждая группа выступает со своей презентацией. Группы  получают по две оценки за ракету и за презентацию.

Задачи:

- Научиться ориентироваться в наиболее распространенных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания.

- Овладеть элементами исследовательского метода и получить представления о характере научной деятельности.

- Приобрести умения использовать естественнонаучные знания на практике.

- Выполнить проект по ракетостроению (построить ракету и осуществить запуск)

Деятельность преподавателя        

1. Проводит консультации.

2. Оценивает дизайн ракет, высоту полета, заполнение ракетного журнала.

3. Оценивает выступление групп с презентациями по истории развития космонавтики и исследованиям космического пространства.

Деятельность студентов

1. Строят ракету.

2. Проводят предварительные запуски и корректировку.

3. Заполняют ракетные журналы.

4. Готовят выступление и презентацию по выбранной теме.

5. Запускают ракету.

6. Выступают с презентацией.

Результат:

- Умеют получать и обрабатывать информацию, ориентироваться в наиболее распространенных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания.

- Умеют использовать естественнонаучные знания на практике.

- Умеют построить ракету и осуществить запуск.

- Представляют и обсуждают различные виды материалов в разных аудиториях.

V. Итоговый тест

Задача: показать качество усвоения данной темы.

Деятельность преподавателя        

1. Дает инструкции по выполнению теста.

2. Проводит тестирование.

Деятельность студентов

1. Слушают инструкции по выполнению теста.

2. Выполняют тест.

Результат:

- Овладевают умениями и навыками познавательного характера.

- Овладевают элементами исследовательского метода и имеют представление о характере научной деятельности.

- Сформированы учебные, информационные, коммуникативные компетенции.

- Ориентируются в наиболее распространенных научных понятиях и информации естественнонаучного содержания.

- Используют естественнонаучные знания на практике.

XIII. Значение метода проектов.

Метод проектов относится к высоким педагогическим технологиям и требует тщательной подготовки, как со стороны преподавателя, так и со стороны студентов, и не менее тщательной координации всей деятельности ребят в процессе работы над проектом. Вместе с тем, думаем, из приведенного описания технологии метода проектов достаточно очевидна его направленность на интеллектуальное развитие личности будущего специалиста, на формирование его критического и творческого мышления. При этом студенты приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей, оформителя результатов совместной деятельности и т. д.). Все это потребуется им в жизни, ибо работа в малых группах сотрудничества - одно из основных направлений социализации личности. Таким образом, метод проектов действительно можно рассматривать как один из наиболее эффективных методов, позволяющих достигать поставленные цели современной системы обучения и воспитания.

XIV. Список литературы

1. Жан-Поль Траше, Брюно Даверсен. Популярная астрономия Звездными тропами.

2. Н. А. Лымарева.  Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2008.-187 с.: ил.

3. Н. В. Ширшина.  Проектная деятельность учащихся. Авт.- Волгоград: Учитель, 2007. – 184 с.: ил.

4. Интернет ресурсы:http://festival.1september.ru