Проект «Школа как главный организатор успешной подготовки к ЕГЭ по математике (профильный уровень)»

Масалкина Наталья Николаевна

Проект «Школа как главный организатор успешной подготовки к ЕГЭ по математике (профильный уровень)» направлен на повышение среднего балла по итогам единого государственного экзамена. Для достижения поставленной цели реализованы 2 основные идеи: 1) эффективное взаимодействие по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике администрации школы, психологической службы, классного руководителя, учителя-предметника, учащихся, родителей учащихся; 2) разработка и апробирование индивидуального маршрута для каждого учащегося по подготовке к ЕГЭ по математике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 153_shkola_proekt_goda_matematika_.docx78.45 КБ
Файл prilozhenie_no1_k_proektu.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №153 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми

Школа как главный организатор успешной подготовки к ЕГЭ

 по математике (профильный уровень)

                                                                         

                                                                        Авторы проекта:

Пирожкова Н.Ю.,

заместитель директора по УВР

Масалкина Н.Н.,

учитель математики

Наймушина Е.М.,

классный руководитель,

педагог-психолог

Пермь 2015

Краткое описание проекта.

         Математика – обязательный экзамен для всех выпускников средней школы. В этом учебном году учащиеся получили право выбирать и сдавать данный предмет на базовом и профильном уровне.

Независимая экспертиза знаний выпускников, сдающих предмет на профильном уровне, требует от школы ориентацию на максимальный результат. В связи с этим нами были  изучены факторы, влияющие на высокий результат ЕГЭ.

За основу были взяты публикации Прахова И.А., кандидата   экономических наук НИУ ВШЭ.

 Гипотезы Прахова И.А. представлены в схеме:

Семья:

- образование родителей;

- материальное положение;

-культурный капитал.

Статус школы

Внеурочная

подготовка:

      курсы

Внешкольная подготовка:

репетиторство

Поскольку школа не может влиять на факторы семьи (образование, материальное положение, культурный капитал), следовательно, она должна эффективно воздействовать на учащихся.

Для успешной сдачи ЕГЭ наиболее значимой является мотивация школьника к изучению предмета и его профессиональное самоопределение. Поэтому на первое место выходит эффективное взаимодействие администратора, школьного психолога, учителя-предметника с каждым выпускником и сотрудничество с родителями, которые также заинтересованы в результате.

В ходе проекта предполагается реализовать 2 основные идеи:

1) эффективное взаимодействие по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике администрации школы, психологической службы, классного руководителя, учителя-предметника, учащихся, родителей учащихся;

2)разработка и апробирование индивидуального маршрута для каждого учащегося по подготовке к ЕГЭ по математике.

Цель проекта: повышение среднего балла по итогам единого государственного экзамена.

Целевой показатель проекта: средний балл не ниже 55.

Задачи:

1.        разработать модель индивидуальной работы с выпускниками и их родителями через введение в практику маршрутного листа;

2. создать условия для успешной подготовки учащихся 11 класса к экзамену;

3. обеспечить психологическое сопровождение участников образовательного процесса;

4. организовать мониторинг знаний по предмету.

Участники проекта.

 Учащиеся 11 класса, их родители, администрация школы, классный руководитель, школьный психолог, учитель-предметник.

Механизмы достижения целевых показателей проекта.

Несмотря на то, что наша школа является языковой, выпускники выбирают технические специальности, а это требует профильного уровня сдачи ЕГЭ по математике. Поэтому для достижения цели администрацией школы совместно с учителем-предметником, школьным психологом был разработан специальный раздел в плане подготовки учащихся к ГИА - «Готовимся к ЕГЭ по математике». На вводном организационном совещании были определены цели предстоящей работы, задачи и функции каждого участника образовательного процесса. Учителем математики была представлена и защищена модель индивидуального маршрутного листа учащегося.Для компенсации расхождения между программой по математике и требованиями ЕГЭ два часа из вариативной части учебного плана были добавлены на поддержку курса математики в 11 классе.

Основные функции администрации школы: информационно-разъяснительная и контрольно-диагностирующая были реализованы через фронтальные и индивидуальные формы работы с учащимися и их родителями. В административной циклограмме определены даты проведения следующих мероприятий:

  • мониторингов для выпускников (входной, основной, итоговый);
  • самоотчетов учителя – предметника по итогам мониторинга по выработке  эффективной стратегии подготовки учащихся;
  • отчеты отдельных учащихся по результатам подготовки к экзамену; индивидуальные консультации для учащихся и их родителей.

Педагог-психолог решал задачу психологического сопровождения участников образовательного процесса по подготовке к экзамену, создавал условия для развития и сохранения их психического здоровья.

Консультации и дополнительные занятия были направлены на реализацию следующих задач:

  • Развитие  психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Овладение простейшими способами психологической саморегуляции и психогигиены
  • Повышение уверенности в себе, своих силах.

Главная роль в реализации проекта была отведена учителю математики.

В существующих учебных программах практически не предусмотрена подготовка к ЕГЭ, отдельные задания экзамена почти не представлены в школьных учебниках, поэтому учителем адаптированы рабочие программы с учётом особенностей ЕГЭ и спланирована работа с обучающимися и родителями в течение года. Знакомство со спецификой ЕГЭ начинается уже в 10 классе. Переводной экзамен в 10 классе был составлен в форме ЕГЭ. Таким образом, ученики к началу обучения в 11 классе хорошо представляют структуру заданий ЕГЭ, знакомы с КИМами, пользуются  интернет-ресурсами, на которых они могут готовиться к экзамену самостоятельно(это сайты: alexlarin.net, reshuege.ru, fipi.ru, egetrener.ru и т.д.), используют рабочие тетради для подготовки к ЕГЭ.

В 11 классе главная задача учителя - организация индивидуальной работы с обучающимися. Для ее реализации учителем были разработаны индивидуальные маршрутные листы (ИМЛ) для каждого выпускника на первое полугодие 11 класса (Приложение № 1). Маршрутный лист вклеивается в дневник, в него вносятся результаты выполнения заданий. Учащийся отслеживает свой уровень подготовки, а родители контролируют подготовку ребенка к экзамену.

Маршрутный лист состоит из двух блоков:

  1. Отработка заданий В1-С1 экзамена;
  2. Еженедельные тренировочные тесты, которые публикуются на сайте alexlarin.net

Первый блок ИМЛ выявляет пробелы в знаниях и трудности в решении конкретного задания экзамена. В течение первого полугодия, по мере прохождения материала, учащимся выдается подборка заданий №1, №2 и т.д. из открытого банка заданий ФИПИ. За каждым учеником закрепляется конкретный тип заданий по уровню сложности. Слабые ученики получают задания с 1 по 7, сильные ученики – более сложные. Например, ученику N разобраться с заданиями В8 (производная и первообразная) и подготовить небольшой доклад по этой теме: какие бывают задания (геометрический и физический смысл производной) и основные способы их решения. Таким образом, к декабрю заслушаны все ученики в классе.

     Второй блок ИМЛ позволяет отследить динамику в решениях тестов каждого ученика и отработать максимальное количество заданий.

Во втором полугодии учителем скорректирована индивидуальная работа с учениками.

Учебный процессв в 11 классе организован учителем-предметником

поэтапно:

1 этап – подготовительный (сентябрь 2014 года): мониторинг знаний в формате ЕГЭ. Он позволяет отредактировать индивидуальную образовательную траекторию каждого выпускника и учебную программу для класса. Результаты мониторинга представлены в таблице (Приложение № 2). Для неоднократного проведения мониторинга разработан шаблон для занесения результатов в Excel-таблице и шаблон аналитической справки. Данная разработка представлена на сайте easyen.ru (Приложение № 3).

По данным мониторинга в классе на начало года низкие остаточные знания (шесть человек не справились с мониторингом).

По итогам мониторинга администрацией  определены следующие задачи: школьному психологу – запланировать и провести занятия по повышению мотивации к обучению, учителю-предметнику – скорректировать ИМЛ для восполнения пробелов и проконсультировать родителей по выбору стратегии внешкольной подготовки к экзамену. Разработка авторского родительского собрания «Успешная подготовка к ЕГЭ» размещена на сайте easyen.ru.

2 этап- основной (сентябрь- май 2014-2015 гг): принципы работы на уроках математики:

  1. Отрабатываем приёмы для облегчения вычислений, запрещены вычисления на уроках с помощью калькулятора.
  2. Оформляем блокнот с формулами.
  3. Изучаем программный материал, прорешиваем задания из открытого банка ФИПИ.
  4. Используем различные сборники КИМов, основные материалы ресурсаalleng.ru.
  5. Выполняем контрольные работы,  разработанные учителем в форме ЕГЭ.

Контрольные точки:

  1. Декабрь -  промежуточный мониторинг знаний учащихся на сайте webcard.pro. Итог мониторинга представлен  в приложении. Для учеников, набравших минимальное количество баллов, скорректирована программа и организованы дополнительные занятия.

По итогам ИМЛ всех учеников в декабре была проанализирована работа обучающихся.  Аналитическая справка прилагается к проекту            (Приложение № 4).

     Со второго полугодия класс разделился на группы: базовый уровень и профильный уровень.

Рабочий план для профильной группы:

Cроки

Отрабатываемые элементы содержания

19.01-23.01

Задачи на проценты (№13 и С5)

26.01-30.01

Задачи на проценты (№13 и С5)

02.02-06.02

Тригонометрические уравнения с ОДЗ (С1)

09.02-13.02

Тригонометрические уравнения с ОДЗ (С1)

16.02-20.02

Сложные неравенства с модулем, иррациональные неравенства (С3)

23.02-27.02

Сложные неравенства с логарифмами по переменному основанию, метод рационализации (С3)

02.03-06.03

Стереометрия. Нахождение расстояния от точки до прямой и до плоскости (С2)

09.03-13.03

Стереометрия. Построение сечений и нахождение их площади (С2)

16.03-20.03

Стереометрия. Нахождение углов между плоскостями, между прямой и плоскостью (С2)

06.04-10.04

Решение сложных планиметрических задач (С4)

13.04-17.04

Решение сложных планиметрических задач (С4)

20.04-24.04

Уравнения, неравенства и системы с параметром

27.04-30.04

Уравнения, неравенства и системы с параметром

05.05-08.05

Уравнения, неравенства и системы с параметром

12.05-15.05

Комплексное повторение

18.05-22.05

Комплексное повторение

  1. 16 марта 2015 года мониторинг в системе webcard.pro. Результаты представлены в приложении №5.

Все справились с тестированием, наблюдается положительная динамика в решении сложных задач из второй части ЕГЭ.

По итогам мониторинга скорректированы ИМЛ.

 В марте проведено родительское собрание по итогам промежуточного тестирования. Родители в индивидуальном режиме проинформированы о результатах тестирования.  По каждому выпускнику был сделан прогноз результатов ЕГЭ. До конца годадля родителей проводятся индивидуальные консультации.

3 этап – итоговый (май 2015).

 К концу учебного года все выпускники мотивированы на высокий результат ЕГЭ.

Отсутствует «боязнь» трудных заданий, доводят сложные задания до конца.  

     По итогам второго полугодия к профильному экзамену по математике допускаются ученики без задолженностей по предмету: сданы все домашние тренировочные работы и результаты тестов на уроках не ниже 8 первичных баллов.

Все учащиеся знают нормативную базу, правила и порядок сдачи ЕГЭ, соблюдают психогигиену учебной деятельности.

Предполагаемые результаты проекта.

  1. Положительная динамика по итогам сдачи  ЕГЭ по математике на профильном уровне:

Фамилия выпускника

Предполагаемый минимальный первичный балл на ЕГЭ

Предполагаемый максимальный первичный балл на ЕГЭ

Бочаров Матвей

8

12

Вшивков Кирилл

12

17

Жигалов Дмитрий

12

17

Журавлёв Константин

5

10

Зорин Даниил

10

14

Илькаев Ильяс

10

14

Катаев Егор

14

21

Кокорина Полина

10

14

Лучникова Софья

10

14

Мамаева Ирина

12

17

Петров Алексей

14

21

Салахова Эльвира

12

17

Сурсяков Никита

8

12

Томилова Лариса

8

12

Средний балл:

10.35(48 тестовых балла)

15.14(68 тестовых баллов)

Перспективы дальнейшего развития проекта

1)Реализация разработанной модели в 2015-2016 учебном году.

           2)Совершенствование педагогического мастерства учителя математики, распространение педагогического опыта на страницах профессиональных изданий.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Индивидуальный маршрутный лист  по математике  

                                Ученик Ф.И.О.                              11А класс

Задание

Тема

Кол-во решённых заданий

Оценка

Тренировочные варианты

(alexlarin.net)/ срок сдачи

Кол-во баллов

Оценка*

В1

 Простейшие текстовые задачи

№82/до 12 сентября

В2

Простейшие текстовые задачи

№83/ до 19 сентября

В3

Чтение графиков и диаграмм

№84/ до 26 сентября

В4

Выбор оптимального варианта

№85/ до 3 октября

В5

 Планиметрия: вычисление длин и площадей

№86/ до 10 октября

В6

 Начала теории вероятностей

№87/ до 17 октября

В7

Простейшие уравнения

№88/ до 24 октября

В8

Планиметрия: задачи, связанные с углами

№89/ до 31 октября

В9

Производная и первообразная

№90/ до 7 ноября

В10

Стереометрия

№91/ до 14 ноября

В11

Вычисления и преобразования

№92/ до 21 ноября

В12

Задачи с прикладным содержанием

№93/ до 28 ноября

В13

Задачи по стереометрии

№94/ до 5 декабря

В14

Текстовые задачи

№95/ до 12 декабря

В15

Наибольшее и наименьшее значение функций

№96/ до 19 декабря

С1

Уравнения, системы уравнений

№97/ до 26 декабря

                         

*От 4 баллов оценка «3»

 От 7 баллов оценка «4»

 От 11 баллов оценка «5»