Проект «Школа как главный организатор успешной подготовки к ЕГЭ по математике (профильный уровень)»
Проект «Школа как главный организатор успешной подготовки к ЕГЭ по математике (профильный уровень)» направлен на повышение среднего балла по итогам единого государственного экзамена. Для достижения поставленной цели реализованы 2 основные идеи: 1) эффективное взаимодействие по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике администрации школы, психологической службы, классного руководителя, учителя-предметника, учащихся, родителей учащихся; 2) разработка и апробирование индивидуального маршрута для каждого учащегося по подготовке к ЕГЭ по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
153_shkola_proekt_goda_matematika_.docx | 78.45 КБ |
prilozhenie_no1_k_proektu.docx | 16.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №153 с углублённым изучением иностранных языков» г. Перми
Школа как главный организатор успешной подготовки к ЕГЭ
по математике (профильный уровень)
Авторы проекта:
Пирожкова Н.Ю.,
заместитель директора по УВР
Масалкина Н.Н.,
учитель математики
Наймушина Е.М.,
классный руководитель,
педагог-психолог
Краткое описание проекта.
Математика – обязательный экзамен для всех выпускников средней школы. В этом учебном году учащиеся получили право выбирать и сдавать данный предмет на базовом и профильном уровне.
Независимая экспертиза знаний выпускников, сдающих предмет на профильном уровне, требует от школы ориентацию на максимальный результат. В связи с этим нами были изучены факторы, влияющие на высокий результат ЕГЭ.
За основу были взяты публикации Прахова И.А., кандидата экономических наук НИУ ВШЭ.
Гипотезы Прахова И.А. представлены в схеме:
Семья: - образование родителей; - материальное положение; -культурный капитал. | Статус школы | Внеурочная подготовка: курсы | Внешкольная подготовка: репетиторство |
Поскольку школа не может влиять на факторы семьи (образование, материальное положение, культурный капитал), следовательно, она должна эффективно воздействовать на учащихся.
Для успешной сдачи ЕГЭ наиболее значимой является мотивация школьника к изучению предмета и его профессиональное самоопределение. Поэтому на первое место выходит эффективное взаимодействие администратора, школьного психолога, учителя-предметника с каждым выпускником и сотрудничество с родителями, которые также заинтересованы в результате.
В ходе проекта предполагается реализовать 2 основные идеи:
1) эффективное взаимодействие по подготовке учащихся к ЕГЭ по математике администрации школы, психологической службы, классного руководителя, учителя-предметника, учащихся, родителей учащихся;
2)разработка и апробирование индивидуального маршрута для каждого учащегося по подготовке к ЕГЭ по математике.
Цель проекта: повышение среднего балла по итогам единого государственного экзамена.
Целевой показатель проекта: средний балл не ниже 55.
Задачи:
1. разработать модель индивидуальной работы с выпускниками и их родителями через введение в практику маршрутного листа;
2. создать условия для успешной подготовки учащихся 11 класса к экзамену;
3. обеспечить психологическое сопровождение участников образовательного процесса;
4. организовать мониторинг знаний по предмету.
Участники проекта.
Учащиеся 11 класса, их родители, администрация школы, классный руководитель, школьный психолог, учитель-предметник.
Механизмы достижения целевых показателей проекта.
Несмотря на то, что наша школа является языковой, выпускники выбирают технические специальности, а это требует профильного уровня сдачи ЕГЭ по математике. Поэтому для достижения цели администрацией школы совместно с учителем-предметником, школьным психологом был разработан специальный раздел в плане подготовки учащихся к ГИА - «Готовимся к ЕГЭ по математике». На вводном организационном совещании были определены цели предстоящей работы, задачи и функции каждого участника образовательного процесса. Учителем математики была представлена и защищена модель индивидуального маршрутного листа учащегося.Для компенсации расхождения между программой по математике и требованиями ЕГЭ два часа из вариативной части учебного плана были добавлены на поддержку курса математики в 11 классе.
Основные функции администрации школы: информационно-разъяснительная и контрольно-диагностирующая были реализованы через фронтальные и индивидуальные формы работы с учащимися и их родителями. В административной циклограмме определены даты проведения следующих мероприятий:
- мониторингов для выпускников (входной, основной, итоговый);
- самоотчетов учителя – предметника по итогам мониторинга по выработке эффективной стратегии подготовки учащихся;
- отчеты отдельных учащихся по результатам подготовки к экзамену; индивидуальные консультации для учащихся и их родителей.
Педагог-психолог решал задачу психологического сопровождения участников образовательного процесса по подготовке к экзамену, создавал условия для развития и сохранения их психического здоровья.
Консультации и дополнительные занятия были направлены на реализацию следующих задач:
- Развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);
- Формирование адекватной самооценки;
- Овладение простейшими способами психологической саморегуляции и психогигиены
- Повышение уверенности в себе, своих силах.
Главная роль в реализации проекта была отведена учителю математики.
В существующих учебных программах практически не предусмотрена подготовка к ЕГЭ, отдельные задания экзамена почти не представлены в школьных учебниках, поэтому учителем адаптированы рабочие программы с учётом особенностей ЕГЭ и спланирована работа с обучающимися и родителями в течение года. Знакомство со спецификой ЕГЭ начинается уже в 10 классе. Переводной экзамен в 10 классе был составлен в форме ЕГЭ. Таким образом, ученики к началу обучения в 11 классе хорошо представляют структуру заданий ЕГЭ, знакомы с КИМами, пользуются интернет-ресурсами, на которых они могут готовиться к экзамену самостоятельно(это сайты: alexlarin.net, reshuege.ru, fipi.ru, egetrener.ru и т.д.), используют рабочие тетради для подготовки к ЕГЭ.
В 11 классе главная задача учителя - организация индивидуальной работы с обучающимися. Для ее реализации учителем были разработаны индивидуальные маршрутные листы (ИМЛ) для каждого выпускника на первое полугодие 11 класса (Приложение № 1). Маршрутный лист вклеивается в дневник, в него вносятся результаты выполнения заданий. Учащийся отслеживает свой уровень подготовки, а родители контролируют подготовку ребенка к экзамену.
Маршрутный лист состоит из двух блоков:
- Отработка заданий В1-С1 экзамена;
- Еженедельные тренировочные тесты, которые публикуются на сайте alexlarin.net
Первый блок ИМЛ выявляет пробелы в знаниях и трудности в решении конкретного задания экзамена. В течение первого полугодия, по мере прохождения материала, учащимся выдается подборка заданий №1, №2 и т.д. из открытого банка заданий ФИПИ. За каждым учеником закрепляется конкретный тип заданий по уровню сложности. Слабые ученики получают задания с 1 по 7, сильные ученики – более сложные. Например, ученику N разобраться с заданиями В8 (производная и первообразная) и подготовить небольшой доклад по этой теме: какие бывают задания (геометрический и физический смысл производной) и основные способы их решения. Таким образом, к декабрю заслушаны все ученики в классе.
Второй блок ИМЛ позволяет отследить динамику в решениях тестов каждого ученика и отработать максимальное количество заданий.
Во втором полугодии учителем скорректирована индивидуальная работа с учениками.
Учебный процессв в 11 классе организован учителем-предметником
поэтапно:
1 этап – подготовительный (сентябрь 2014 года): мониторинг знаний в формате ЕГЭ. Он позволяет отредактировать индивидуальную образовательную траекторию каждого выпускника и учебную программу для класса. Результаты мониторинга представлены в таблице (Приложение № 2). Для неоднократного проведения мониторинга разработан шаблон для занесения результатов в Excel-таблице и шаблон аналитической справки. Данная разработка представлена на сайте easyen.ru (Приложение № 3).
По данным мониторинга в классе на начало года низкие остаточные знания (шесть человек не справились с мониторингом).
По итогам мониторинга администрацией определены следующие задачи: школьному психологу – запланировать и провести занятия по повышению мотивации к обучению, учителю-предметнику – скорректировать ИМЛ для восполнения пробелов и проконсультировать родителей по выбору стратегии внешкольной подготовки к экзамену. Разработка авторского родительского собрания «Успешная подготовка к ЕГЭ» размещена на сайте easyen.ru.
2 этап- основной (сентябрь- май 2014-2015 гг): принципы работы на уроках математики:
- Отрабатываем приёмы для облегчения вычислений, запрещены вычисления на уроках с помощью калькулятора.
- Оформляем блокнот с формулами.
- Изучаем программный материал, прорешиваем задания из открытого банка ФИПИ.
- Используем различные сборники КИМов, основные материалы ресурсаalleng.ru.
- Выполняем контрольные работы, разработанные учителем в форме ЕГЭ.
Контрольные точки:
- Декабрь - промежуточный мониторинг знаний учащихся на сайте webcard.pro. Итог мониторинга представлен в приложении. Для учеников, набравших минимальное количество баллов, скорректирована программа и организованы дополнительные занятия.
По итогам ИМЛ всех учеников в декабре была проанализирована работа обучающихся. Аналитическая справка прилагается к проекту (Приложение № 4).
Со второго полугодия класс разделился на группы: базовый уровень и профильный уровень.
Рабочий план для профильной группы:
Cроки | Отрабатываемые элементы содержания |
19.01-23.01 | Задачи на проценты (№13 и С5) |
26.01-30.01 | Задачи на проценты (№13 и С5) |
02.02-06.02 | Тригонометрические уравнения с ОДЗ (С1) |
09.02-13.02 | Тригонометрические уравнения с ОДЗ (С1) |
16.02-20.02 | Сложные неравенства с модулем, иррациональные неравенства (С3) |
23.02-27.02 | Сложные неравенства с логарифмами по переменному основанию, метод рационализации (С3) |
02.03-06.03 | Стереометрия. Нахождение расстояния от точки до прямой и до плоскости (С2) |
09.03-13.03 | Стереометрия. Построение сечений и нахождение их площади (С2) |
16.03-20.03 | Стереометрия. Нахождение углов между плоскостями, между прямой и плоскостью (С2) |
06.04-10.04 | Решение сложных планиметрических задач (С4) |
13.04-17.04 | Решение сложных планиметрических задач (С4) |
20.04-24.04 | Уравнения, неравенства и системы с параметром |
27.04-30.04 | Уравнения, неравенства и системы с параметром |
05.05-08.05 | Уравнения, неравенства и системы с параметром |
12.05-15.05 | Комплексное повторение |
18.05-22.05 | Комплексное повторение |
- 16 марта 2015 года мониторинг в системе webcard.pro. Результаты представлены в приложении №5.
Все справились с тестированием, наблюдается положительная динамика в решении сложных задач из второй части ЕГЭ.
По итогам мониторинга скорректированы ИМЛ.
В марте проведено родительское собрание по итогам промежуточного тестирования. Родители в индивидуальном режиме проинформированы о результатах тестирования. По каждому выпускнику был сделан прогноз результатов ЕГЭ. До конца годадля родителей проводятся индивидуальные консультации.
3 этап – итоговый (май 2015).
К концу учебного года все выпускники мотивированы на высокий результат ЕГЭ.
Отсутствует «боязнь» трудных заданий, доводят сложные задания до конца.
По итогам второго полугодия к профильному экзамену по математике допускаются ученики без задолженностей по предмету: сданы все домашние тренировочные работы и результаты тестов на уроках не ниже 8 первичных баллов.
Все учащиеся знают нормативную базу, правила и порядок сдачи ЕГЭ, соблюдают психогигиену учебной деятельности.
Предполагаемые результаты проекта.
- Положительная динамика по итогам сдачи ЕГЭ по математике на профильном уровне:
Фамилия выпускника | Предполагаемый минимальный первичный балл на ЕГЭ | Предполагаемый максимальный первичный балл на ЕГЭ |
Бочаров Матвей | 8 | 12 |
Вшивков Кирилл | 12 | 17 |
Жигалов Дмитрий | 12 | 17 |
Журавлёв Константин | 5 | 10 |
Зорин Даниил | 10 | 14 |
Илькаев Ильяс | 10 | 14 |
Катаев Егор | 14 | 21 |
Кокорина Полина | 10 | 14 |
Лучникова Софья | 10 | 14 |
Мамаева Ирина | 12 | 17 |
Петров Алексей | 14 | 21 |
Салахова Эльвира | 12 | 17 |
Сурсяков Никита | 8 | 12 |
Томилова Лариса | 8 | 12 |
Средний балл: | 10.35(48 тестовых балла) | 15.14(68 тестовых баллов) |
Перспективы дальнейшего развития проекта
1)Реализация разработанной модели в 2015-2016 учебном году.
2)Совершенствование педагогического мастерства учителя математики, распространение педагогического опыта на страницах профессиональных изданий.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Индивидуальный маршрутный лист по математике | Ученик Ф.И.О. 11А класс | |||||
Задание | Тема | Кол-во решённых заданий | Оценка | Тренировочные варианты (alexlarin.net)/ срок сдачи | Кол-во баллов | Оценка* |
В1 | Простейшие текстовые задачи | №82/до 12 сентября | ||||
В2 | Простейшие текстовые задачи | №83/ до 19 сентября | ||||
В3 | Чтение графиков и диаграмм | №84/ до 26 сентября | ||||
В4 | Выбор оптимального варианта | №85/ до 3 октября | ||||
В5 | Планиметрия: вычисление длин и площадей | №86/ до 10 октября | ||||
В6 | Начала теории вероятностей | №87/ до 17 октября | ||||
В7 | Простейшие уравнения | №88/ до 24 октября | ||||
В8 | Планиметрия: задачи, связанные с углами | №89/ до 31 октября | ||||
В9 | Производная и первообразная | №90/ до 7 ноября | ||||
В10 | Стереометрия | №91/ до 14 ноября | ||||
В11 | Вычисления и преобразования | №92/ до 21 ноября | ||||
В12 | Задачи с прикладным содержанием | №93/ до 28 ноября | ||||
В13 | Задачи по стереометрии | №94/ до 5 декабря | ||||
В14 | Текстовые задачи | №95/ до 12 декабря | ||||
В15 | Наибольшее и наименьшее значение функций | №96/ до 19 декабря | ||||
С1 | Уравнения, системы уравнений | №97/ до 26 декабря |
*От 4 баллов оценка «3»
От 7 баллов оценка «4»
От 11 баллов оценка «5»