Проект по теме «Проектная деятельность учащихся при изучении математики, физики»

Зайдуллина Наталья Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx269.75 КБ

Предварительный просмотр:

Центр  социально – гуманитарного образования г. Казань

Итоговый проект на тему:

 «Проектная деятельность учащихся при изучении математики, физики»

        

                                                                                           Выполнили:

 Гайнутдинова Н.С.,

Зайдуллина Н.Н.

2019

Содержание:

  1. Введение
  2. Основная  часть
  3. Заключение
  4. Список использованной литературы

Картинки по запросу картинка проектная деятельность

 «Скажи мне - и я забуду,

 учи меня - и я могу запомнить,

вовлекай меня - и я научусь»

 Бенджамин Франклин

     Тема «Проектная деятельность на уроках математики» выбрана нами не случайно. В последние десятилетия, в связи с внедрением и использованием информационных технологий в процесс образования, метод проектов в обучении школьников становится популярным.

     В мировой практике этот метод не является новым, он возник в США во второй половине 19 века. Американский ученый Джон Дьюи предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей.

          В конце 20 века для решения задачи воспитание инициативных, творчески мыслящих, коммуникативных людей в образовании стали использовать активные методы обучения, в том числе и метод проектов, который не только обучает, но и дает умение работать с информацией.  

        Сегодня обществу нужны образованные, мобильные, самостоятельные молодые люди, которые не только обладают знаниями, но и умеют применять их на практике. Отсюда особые, новые требования к системе образования в целом.

     Этот метод изначально использовался больше учителями технологии, как организация специальной исследовательской деятельности учащихся, а на уроках математики традиционно считалось и считается, что проще подробно объяснить и порешать определенное количество примеров и задач, чем заниматься проектной деятельностью. Поэтому в процессе обучения процесс познания и открытия остается за рамками учения.

        Выпускник школы должен быть личностью, обладающей индивидуальностью, способной к непрерывному образованию, к гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и социальной деятельности, умеющей работать с другими и над собой.

В процессе обучения ставятся следующие цели и задачи:

Цель: повысить уровень информационно-коммуникативных и учебно-познавательных компетентностей обучающихся и, в силу этого, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Задачи:

•        способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;

•        помочь ученикам освоить приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно;

•        создать педагогические условия формирования ключевых компетентностей через организацию проектно-исследовательской деятельности учащихся;

•        осуществлять мониторинг образовательной деятельности.

     Для успешной самореализации в условиях развития экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений выпускник современной школы должен обладать следующим набором ключевых компетентностей:

1. готовность делать осознанный и ответственный выбор;

2. технологическая компетентность;

3. готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);

4. информационная компетентность;

5. социальная компетентность (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);

6. коммуникативная компетентность.

Реализация поставленных целей и задач невозможна без использования современных образовательных технологий.

Если выпускник средней школы компетентен, то он со многими возникающими проблемами должен справляться самостоятельно, т.е. он должен вникнуть в проблему, предлагать пути ее решения и т.д.

Государство ставит целью педагогического образования содействие развитию компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими направлениями обновления общего образования.  

Компетентность должна стать результатом образования.   Компетентность, как результат образования формируется и проявляется в деятельности, а  компетентностно – ориентированные задания позволяют формировать и развивать универсальные учебные действия.

Конструирование компетентностно - ориентированного задания подчинено определенным требованиям:

Структура компетентностно-ориентированного задания:

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

Инструмент проверки:

ответ - перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа

ключ - эталон результата выполнения учащимся задания закрытого типа

наблюдения - способ детализации критериев оценки процесса деятельности учащегося по выполнению задания.

      Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчинена тому, что это задание должно организовать деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий.

       Применение компетентностно-ориентированных заданий позволяет решить проблему более качественного усвоения знаний по математике и способности их применения на практике.  Опыт показывает, что использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики способствует осознанию обучающимися роли математики в современном мире, применению математических знаний для решения проблем, оцениванию нового опыта, контролю эффективности собственных действий.

Ключевые компетентности:

Учебно-познавательные

- умение применения теоретических знаний, изученных в разделе «Обыкновенные дроби», при решении практических задач, применения знаний в нестандартной ситуации.

- Умение указывать, какая информация требуется для решения поставленной задачи.

- Поиск и выделение необходимой информации.

- Систематизировать извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры.

Регулятивные

- Умение ставить задачи, в соответствии поставленной цели.

- Умение ставить цели, согласно заданной проблеме.

- Умение выбрать технологию деятельности (способ решения задачи).

- Прогнозировать результат.

- Оценить продукт своей деятельности по заданным критериям заданным способом.

Коммуникативные

- Донести свою позицию до других: формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

- Находить аргументы, подтверждающие вывод.

- Слушать и понимать речь других.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Во время выполнения проекта ученики разбиваются на группы, распределяют роли, самостоятельно добывают знания, учатся свободно ориентироваться в информационном поле, развивают память, мышление, получают опыт познавательной и учебной, исследовательской деятельности, учатся представлять результат проделанной работы, живут творческой жизнью.

     Что такое проект? Это слово заимствовано из латыни, оно означает «выступающий», «бросающийся в глаза», «то, что предшествует действию», в словарях трактуется как замысел, план. В современной трактовке проект – технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

    Творческий проект – это:

  • Проблема
  • Планирование
  • Поиск информации
  • Продукт
  • Презентация.

      Работа над проектом ведется поэтапно. Исходя из такого понимания, можно сформулировать основные требования к учебному проекту, определить деятельность учеников и учителя:

  1.  Подготовка к выполнению проекта: формирование групп, выделение проблемы, выдача заданий. Тема проекта определяется на основе практики.

   Что вызывает трудность у учителя на этом этапе? Выбор темы, которая была бы интересна и ученику, и учителю, соответствовала бы возрасту учащегося и была бы нова.

  1.  Планирование работы. Учитель распределяет обязанности, определяет время индивидуальной работы. Здесь необходимо помнить, что надо постараться избежать разочарований детей в работе, т.к. это может отбить желание в будущем приниматься за какие-либо исследования.
  2.  Поиск информации, исследование: учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем. Учитель корректирует ход выполнения работы.
  3.  Продукт-обобщение результатов. Они должны быть, что называется, «осязаемыми».  Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию. Продукт проектирования − учебный проект, в качестве которого могут выступать буклет, сборник задач или загадок, рисунки, текст выступления, реферат, доклад, мультфильм, презентация.

5.  Презентация, представление готового продукта. 

      Приведем примеры из практики своей деятельности.

    В настоящее время находясь на этапе осмысления и творческого освоения метода учебного проекта: внедрением и апробацией проектно-исследовательской деятельности в образовательное пространство с учащимися длится  2-й год.

      Изучив методику, типы, требования к проектам, мы  пришли к выводу, что нам подойдут мини-проекты или краткосрочные, на 2-3 урока, внутри классные. Краткосрочные проекты вызывают интерес, активность, дают возможность проявить творческую индивидуальность. Просмотр и оценку проектов мы производим всем классом, что позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.  

      Очень важно положительно оценить результаты работы детей над проектом, подчеркнуть их индивидуальный вклад в проект. Учитель  оценивает не объём освоенной информации, а применение информации.

    Чтобы заинтересовать учащихся, учителю требуется постоянно совершенствовать свои знания, вносить в работу элементы творчества, осуществлять исследовательский подход к решению проблем, возникающих в учебно-воспитательном процессе. Учитель становится научным руководителем, который исследует вместе с детьми, ищет доказательства, помогает сделать выводы.

    Темы проектных работ учащимся были предложены мною, но некоторые были подсказаны ситуациями на уроках.  

          Тема «Обыкновенные дроби» не осталась без внимания. Проект «Полба» добавилась в нашу копилку (информационный и практико-ориентированный тип).

Задача 1

«Полба»

Стимул:

      Врачи не перестают напоминать о важности включения в рацион злаковых культур. Такие крупы, как гречка, ячмень, овсянка налаживают работу желудочно-кишечного тракта и насыщают организм необходимыми питательными элементами и витаминами. Все эти каши нам хорошо известны с самого детства, а вот слышали ли вы о полбе?

Многим полба знакома по детской сказке А.С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда говорит: «Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно. В год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай варёную полбу».

Задачная формулировка: 

   Возрастающий интерес к полбе основан на ее химическом составе. На белки приходится 3/20 части полбы, жиры составляют 1/5 часть белков, углеводы – 7/10 полбы,  минеральные вещества составляют 0,1 % крупы,  остальная часть полбы - отходы.                                                    

     Диетологи рекомендуют включать в рацион этот высокобелковый продукт при желании сбросить лишний вес, поддерживать физическую форму. Связано это с низкой калорийностью: на 100 г сухой полбы приходится 338 ккал, а если сварить, то её калорийность  составит 40% от калорийности сухой полбы.

Задания:

  1. Сколько граммов отходов содержится в 500 г полбы?
  2. Сравните калорийность 2 стаканов сухой полбы с калорийностью 500 граммов каши.
  3. Составьте круговую диаграмму содержания химических веществ полбы и презентуйте информацию о полезности крупы классу.

Источник информации:

В таблице представлены данные по калорийности приготовленной полбы для основных единиц измерения ее веса в домашних условиях:

Количество сухой полбы

Масса (г)

Калорийность (ккал)

1 чайная ложка

3

10,14

1 столовая ложка

12

40,56

1 стакан (200 мл)

200

676

1 граненый стакан (250 мл)

250

845

Инструмент оценивания:

1. Критерии оценивания

  • Верное решение задачи (0-3 балла)
  • Графическое представление решения задачи (0-2 балла)
  • Презентация своего решения (0-2 балла)

2. Решение задачи:

1 задание:

1. 500 · (3/20) = 500 · 0,15 = 75 (г) – белков в 500 г полбы.

2. 75 · (1/5) = 75 · 0,2 = 15 (г) – жиров в 500 г полбы.

3. 500 · (7/10) = 500 · 0,7 = 350 (г) – углеводов в 500 г полбы.

4. 500 · 0, 001 = 0,5 (г) – минеральных веществ

5. 500 – (75+15+350+0,5) = 59,5 (г) – составляют отходы.

Ответ: 59,5 г.

2 задание:

1. 338 · 0,4 = 135,2 (ккал) – содержится в 100 г вареной полбы.

2. 676 · 2 =1352 (ккал)  - содержится в 2 стаканах сухой полбы.

3. 135, 2 · 5 = 676 (ккал) - содержится в 500 г вареной полбы.

4. 676<1352

Значит, калорийность 500 г  каши меньше, чем калорийность 2 стаканов крупы.

Ответ: Значит, калорийность 500 г  вареной полбы меньше.

3 задание:

   Следующий проект: «Поход с семьей в аквапарк на средства полученные от экономии электроэнергии»

Задача 2.

Стимул. Использование электричества обеспечивает довольно удобный способ передачи энергии, и в силу этого оно было адаптировано для существенного и по сей день растущего спектра практических приложений. Одним из первых общедоступных способов применения электричества было освещение; условия для этого оказались созданы после изобретения лампы накаливания в 1870-х годах. В целом, начиная с XIX века, электричество плотно входит в жизнь современной цивилизации. Электричество используют не только для освещения, но и для передачи информации (телеграф, телефон, радио, телевидение), а также для приведения механизмов в движение (электродвигатель), что активно используется на транспорте (трамвай, метро, троллейбус, электричка) и в бытовой технике (утюг, кухонный комбайн, стиральная машина, посудомоечная машина).В целях получения электричества созданы оснащенные электрогенераторами электростанции, а для его хранения — аккумуляторы и электрические батареи. Мы тоже с вами являемся потребителями электричества. Но электричество постоянно дорожает, что сказывается на личном или семейном бюджете. Возникает необходимость в экономии электроэнергии. Реально ли сэкономить на электричестве, чтобы потратить эти деньги на поход всей семьёй  в аквапарк?

Задачная формулировка.

а) Используя данные таблицы, рассчитайте средний расход электроэнергии  семьи из 3 человек, заполнив соответствующую строчку в таблице. Стоимость 1 кВт =3,75 руб.

Месяц

Расход, кВт

Оплата. руб

01

290

02

278

03

284

04

261

05

256

06

270

07

272

08

275

09

268

10

270

11

279

12

285

б) Рассчитайте среднюю оплату в месяц.

в) Предложите способ, позволяющий экономить энергию

г) Проанализируйте расход электроэнергии своей семьи (по квитанциям квартплаты) и заполните таблицу,     просчитайте средний расход и среднюю оплату для своей семьи.

 Месяц

Показания счетчика

Расход, кВт

ТАРИФ(Стоимость 1 кВт\ч, руб)

Оплата, руб

начальные

конечные

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

д) Обрисуйте шаги, необходимые для того, чтобы расход электроэнергии уменьшился, а средства от экономии денег пошли на поход всей семьёй в аквапарк.

Источник информации.

     1) Интернет – ресурсы;

  1. квитанции оплаты электроэнергии за год;

Инструмент проверки.

Выполненные правильно

а) - 1 балл;

б) - 1 балл;

в) - 1 балл;

г) - 2 балл;

д) - 2 балла.

Оценка:      «5» - 6-7  баллов;

                    «4» - 4-5  баллов;

                    «3» - 2-3  балла;

                    «2» -0-1  балл.

Следующий проект: «Колесо»

Задача 3.

В известном романе Г. Уэлса “Война Миров” у марсиан, которые вторглись на планету Земля, вся техника была без вращающихся элементов, в частности, без колес. Колесо – одно из величайших достижений человечества – было изобретено в IV веке до н.э., однако доподлинно неизвестно, какому народу принадлежит первенство этого величайшего открытия.

Задачная формулировка:

Математическая модель колеса – две окружности, ограничивающие внешнюю и внутреннюю часть колеса. В древние времена, чтобы колесо дольше служило, его обвивали металлическим ободом.

Вопросы:

1) Найдите длину внешней и внутренней окружностей колеса. Диаметры 0,5 м и 0,3 м соответственно. Найдите площадь кругов, ограниченных внешней и внутренней окружностями колеса.

2) Найдите длину металлического обода.

3) Найдите отношение площади внешнего круга к площади внутреннего. Результат округлите до сотых.

Источник информации:

Учебник «Математика 6 класс» Виленкин Н.Я.

Инструмент проверки, оценочный лист

Критерии

Специфика

Балл

1.

Найдены длины окружностей и площади кругов

Каждая правильно найденная величина 1 балл

4

2.

Найдена длина металлического обода

Правильный ответ 2 балла

2

3.

Найдено отношение площадей

Правильный ответ 3 балла

3

Перевод баллов в оценку:

8-9 баллов - “5”

6-7 баллов - “4”

4-5 баллов - “3”

Менее 4 баллов- “2”

 

     В заключении отметим, что особенность метода проектов очевидна – в ходе проектной деятельности у учащегося возникает личная заинтересованность в получении новых знаний, снимается страх «плохой оценки», создаётся положительная мотивация к учебной деятельности, что очень важно в практико-ориентированном обучении. Поэтому сегодня проектная и исследовательская деятельность занимает особое место в процессе обучения. А закончить выступление хотелось стихотворением:

Дети – это чудо света.

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее дети!

Трудно с ними, и пусть!

В наших детях – наша сила,

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

        

Список литературы:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000 
2. Газета «Математика» Изд. дом «Первое сентября» – 2008. – №13
3
. Гузеев. В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995.
4. Журнал «Математика в школе» – 2006. – №6
5. Журнал «Математика в школе» – 2008. – №4
6. 
Килпатрик В.Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.
7. 
Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000. –  № 7 
8. 
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //    
Народное образование. – 1999. – № 10