КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Банникова Светлана Петровна

Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что изменения, наблюдаемые в современном образовании, вызваны интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Личностно – ориентированный подход к обучению предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_po_matematike_miz-141_bannikova_sp_2.docx71.37 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ТАГАНРОГСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА (филиал)

Факультет физики, математики, информатики

Кафедра математики

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Выполнил(а)

студент группы MИZ-141

С.П. Банникова

Направление (специальность)

44.03.05 Педагогическое образование

Направленность

44.03.05.29 Математика и Информатика

Научный руководитель работы

чл.-корр. РАН,

д-р физ.-мат. н., профессор,

профессор кафедры

А.И. Сухинов

Дата сдачи курсовой работы: «26» ноября 2022 г.

Дата защиты «05» декабря 2022 г.

Оценка___________        

Таганрог, 2022


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

1.        НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ        5

1.1.        Теоретическое обоснование применения современных образовательных технологий в образовательном процессе        5

1.2.        Классификация современных педагогических технологий        7

2.        ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ        10

2.1.        Современные образовательные технологии на уроках математики в начальной школе        10

2.2.        Эффективность применения современных образовательных технологий на уроках математики в основной школе        19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        30

ПРИЛОЖЕНИЕ        32


ВВЕДЕНИЕ

Не убивайте неясного ума ребенка, дайте ему расти и развиваться. Не выдумывайте для него детских ответов. Когда он начинает ставить вопросы, это значит, что ум его заработал. Дайте ему пищу для дальнейшей работы, отвечайте так, как стали бы отвечать взрослому человек.

Д.И. Писарев

Актуальность данной курсовой работы определяется тем, что изменения, наблюдаемые в современном образовании, вызваны интеграционными и информационными процессами, происходящими в обществе, становлением новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Личностно – ориентированный подход к обучению предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, учебной деятельности с опорой на его склонности и интересы.

Вследствие научно – технического прогресса возникает необходимость в применении новых педагогических технологий, способствующих значительному повышению качества образования.

В настоящее время совершенствование технологий в сфере образования является необходимым и становится неотъемлемой частью его улучшения. Среди различных путей развития образования необходимо формирование и применение принципиально новых образовательных технологий. Во многих методологических и теоретических разработках справедливо обосновывается идея того, что в наши дни основными являются четыре универсальных вида мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. В то же время в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования сказано: «В рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме». Одной из главных задач современной школы становится формирование мотивации к учению. Основой для мотивации считается устойчивый интерес к предмету и к способам добывания знаний.

Цель курсовой работы — обзор современных педагогических технологий в практике педагогов общего образования и их использование для формирования мотивации к изучению математики.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть современные образовательные технологии, классифицировать их.

2. Раскрыть структуру и содержание современных образовательных технологий в организации образовательного процесса на уроках математики начальной и основной школы.

3. Обозначить наиболее эффективные современные образовательные технологии применительно к урокам математики в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования — современные образовательные технологии.

Предмет исследования — современные образовательные технологии обучения математики в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования состоит в том, что выбор и применение современных образовательных технологий влияет на повышение мотивации к изучению математики обучающихся.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной теме, изучение и обобщение опыта педагогов по данной теме.

Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


  1.  НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  1.  Теоретическое обоснование применения современных образовательных технологий в образовательном процессе

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ставят главной задачей развитие личности ученика.

Решение этой задачи предполагает внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, определяет принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Вследствие этого изменяются и технологии обучения. [2]

Что же такое педагогическая технология?

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимного общения с детьми, производимый в целях всестороннего развития личности как субъекта окружающей действительности.

Можно определить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:

  • психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;
  • изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;
  • обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностика полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;
  • -возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога. [11]

По мнению В.П. Беспалько «обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя». [1, с.3]

Педагогическая технология выявляет систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на воспитанника, предлагает способ осмысления технологичности педагогической деятельности.

Под технологией мы понимаем способ достижения гарантированного результата, совокупность методов, приёмов, средств, которые позволяют проектировать и реализовывать образовательный процесс. Это комплекс, состоящий из:

  • представления о планируемых результатах обучения;
  • набора моделей обучения;
  • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся. [2]

Далее мы познакомимся с характеристиками и классификацией современных технологий.

  1.  Классификация современных педагогических технологий

Отличительными характеристиками современных технологий обучения являются:

  • новизна – постоянное стремление к дидактическим нововведениям; оптимальность – попытка достичь поставленных целей при наименьших расходах усилий, времени и средств;
  • интеграция-синтез получаемых знаний;
  • научность; воспроизводство процесса и его результатов;
  • программирование деятельности учителя и учащихся;
  • масштабное использование современных ТСО;
  • оптимальность материально-технической базы; качественная и количественная оценка результатов обучения.

Новые технологии обучения не только создают благоприятные условия для творчества учащихся, но и, прежде всего, предъявляют новые требования к преподавателю, который должен:

  • иметь глубокое, целостное, системное знание учебного предмета и соответствующей науки (её основ);
  • уметь диагностировать цели обучения, воспитания и развития;
  • уметь переструктуировать учебный материал из индуктивного изложения в логику интегрированно-дедуктивного, проблемного изложения целой темы, а не одного урока;
  • определять и целостно прогнозировать структуру учебного процесса (цели, содержание, формы, методы и средства обучения) в рамках учебной темы, а не одного учебного занятия;
  • организовать самостоятельную и самообразовательную работу учащихся для подготовки к уроку-семинару, уроку-конференции, уроку-диспуту, деловой игре и т.д.;
  • формировать у учащихся необходимый уровень знаний, умений, навыков;
  • разрабатывать опорные конспекты и структурно-логические схемы для эффективного урока;
  • разрабатывать принципиально новый вид наглядности, наглядных средств (региональной наглядности);
  • свободно владеть активными методами, методами проблемно-развивающего обучения;
  • применять дифференцированное или индивидуальное обучение с использованием современных гаджетов;
  • оперативно управлять учебным процессом, совмещать все входящие в него процессы (обучения, воспитания и развития) и обеспечивать текущий и заключительный контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся;
  • свободно владеть здоровье-сберегающими технологиями и применять их на практике. [13]

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектно-исследовательская технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии
  • Рейтинговые технологии
  • Традиционные технологии (классно-урочная система). [12]

В следующей главе мы рассмотрим опыт педагогов, использующих современные образовательные технологии на разных этапах обучения.


  1. ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

  1. Современные образовательные технологии на уроках математики в начальной школе

При всем разнообразии современных образовательных технологий есть технологии, пользующие популярностью среди педагогов. Познакомимся с некоторыми из них.

Одной из популярных современных образовательных технологий у педагогов является информационно – коммуникационная технология (ИКТ). Об этом говорят сами педагоги, которые делятся своим опытом на сайтах.

Например, Ооржак Сайлык Шаймаровна, учитель начальных классов из города Ак- Довурак считает, что уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.

Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно организовывать их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. [19]

Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. [17]

По мнению педагогов учебные занятия с использованием информационных технологий имеют огромные преимущества:

  • они повышают информационную насыщенность урока;
  • подача материала за счёт звука и движения становится наглядной;
  • его красочность создаёт яркий запоминающийся образ, пробуждающий чувства детей;
  • за счёт размещения различных картинок, эффектов анимации, вставок видеофрагментов, использование звуковых эффектов позволяет повысить познавательный интерес учащихся к уроку;
  • происходит ускорение темпа урока на 10% - 15%. [17]

Применение ИКТ на уроках усиливает:

  • положительную мотивацию обучения
  • активизирует познавательную деятельность обучающихся.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применение ИКТ:

  • расширяет возможность самостоятельной деятельности;
  • формирует навык исследовательской деятельности;
  • обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
  • а в общем, способствует повышению качества образования. [15]

Сурикова Л.В., учитель начальных классов школы им. М.М. Пришвина, рассказывает, что при использовании ИКТ ей стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

В работе она использует готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создает собственные презентации, проекты, использует средства сети Интернет использует на уроках учебные и игровые программы.

На уроках математики Сурикова Л.В. рекомендует использовать диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого. [23]

Но не только электронные диски с готовым для работы материалом можно и нужно использовать в работе.

К ИКТ относятся и разнообразные формы тестирования. На уроках можно применять не только тесты в печатном виде, но и компьютерные, которые позволяют, выполнив их, сразу же получить оценку, которую выдаёт компьютер, и выявить недоработки по той или иной теме.

На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. [18]

Еще одна популярная технология – технология критического (творческого) мышления, которая предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности. Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. [6]

Например, такая технология как составление кластера является хорошим способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов. Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Прием "Кластеры" используется педагогом как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии.

Мартынова М.В., учитель начальных классов из г. Пенза использует в своей работе технологии развития критического мышления.

В зависимости от цели Мартынова М. В. организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. [24]

Например, задание: составьте кластер к слову «Треугольник». Обучающиеся выписывают все слова, которые у них ассоциируются с данным словом. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют на начало урока. Затем читают параграф учебника «Треугольник» и продолжают работу по составлению кластера, это позволит сделать кластер более полным.

Этот прием развивает умение строить прогнозы и обосновывать их, учит искусству проводить аналогии, устанавливать связи, развивает навык одновременного рассмотрения нескольких вариантов, столь необходимый при решении жизненных проблем. Способствует развитию системного мышления.

Использование приёма «Синквейн» позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения

Данная форма работы дает возможность усвоить важные моменты, предметы, понятия, события изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

Популярен прием «Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и, придя к более или менее единому решению, предлагается ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.

Творческие задания: рисунки, сочинение математических рассказов, сказок, стихотворений, составление и разгадывание кроссвордов и ребусов - этот вид работы очень полезен и эффективен, т. к. способствует развитию целого комплекса качеств творческой, критически мыслящей личности: умственной активности; быстрой обучаемости; стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе решения задачи; трудолюбия; способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях; положительно влияет на качество обучения и воспитания ребенка.

Использование проблемных технологий на уроках математики в начальной школе обосновано и успешно.

Трудно представить современный урок без этой технологии. Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний – понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических зависимостей.

Проблемное обучение:

  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;
  • развивает аналитическое мышление;
  • способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях;
  • оно ориентирует на комплексное использование знаний.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Как результат у ребенка образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия. [5]

Кривко И.В., учитель начальной школы Саратовской области, считает, что проблемное обучение:

  • обеспечивает более прочное усвоение знаний;
  • развивает аналитическое мышление;
  • способствует сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях;
  • оно ориентирует на комплексное использование знаний.

И.В. Кривко, например, при изучении в первом классе геометрических фигур, предлагает вниманию первоклассников плакат, на котором изображены несколько четырехугольников и пятиугольников. Все эти фигуры на плакате никак не сгруппированы, но четырехугольники окрашены в красный цвет, а пятиугольники – в зеленый. Учитель сообщает, что все красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками. После этого перед классом ставится проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему красные фигуры можно назвать четырехугольниками, а зеленые – пятиугольниками?». Для решения данной проблемы дети должны провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений. Они должны сравнивать мысленно термины "четырехугольник" и "пятиугольник". Анализируя эти слова, они должны расчленить их, выделив в них знакомые им слова, являющиеся частями новых терминов – "четыре" и "угол", "пять" и "угол". Такой анализ уже может направить их мысль в определенном направлении. Проверить правильность возникших предположений они смогут, обратившись к внимательному рассматриванию предложенных им фигур. Здесь снова придется провести ряд наблюдений, сопоставлений, сравнений, в результате которых они должны убедиться, что действительно все красные фигуры содержат по четыре угла, а зеленые – по пять углов. Подметив эту особенность, сопоставив ее с особенностями терминов-названий данных фигур, дети приходят к выводу, который и является ответом на поставленный проблемный вопрос. [6]

Проблемная ситуация стимулирует детей на самостоятельный поиск способа решения. Дети могут обратиться за помощью к учителю или к учебнику. Задача учителя состоит в том, чтобы направить детей на самостоятельное изучение материала с помощью учебника.

Хочется обратить внимание на игровые технологии, применение которых в начальной школе особенно актуально.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки. [8]

Приведем примеры использования игровых технологий из опыта Шестаковой Н.В., учителя начальных классов г. Лыткарино.

Педагог при обобщении и повторении блока изученных тем рекомендует применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа.

Например:

  • Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?
  • Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?
  • Два отца и два сына съели три апельсина. Сколько съел каждый из них?

Шестакова Н. В. считает, что в любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса можно разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач, поощряется хорошими отметками.

Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например:

  • 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?
  • За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?
  • b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?
  •  После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием). [25]

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели. [16]

В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках, повышается интерес к изучению математики.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу инноваций, позволяющих сохранить здоровье детей. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те приемы, применение которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [2]

Использование в преподавании математики учебного материала, который способствует улучшению здоровья обучающихся, и организация уроков с применением здоровьесберегающих технологий позволят не только повысить уровень знаний учащихся, но и позволят сохранить здоровье уже на самой первой ступени обучения. Для более успешного усвоения математического материала рекомендуется строить урок, используя следующие методы и приёмы:

1. На этапе самоопределения к деятельности.

  • Гимнастика до уроков.
  • Аутотренинг - эмоциональный настрой.
  • Разминка для глаз.

2. На этапе актуализации опорных знаний.

  • Задания для развития математической памяти.
  • Устный счёт.

3. На этапе «открытия» знаний.

  • Введение проблемных ситуаций, ситуаций свободного выбора.
  • Решение валеологических задач.
  • Работа в парах, группах.
  • Физкультурные минутки.

4. На этапе рефлексии.

  • Рефлексия.
  • Релаксация.

Учитель начальных классов Анталь Н. Г. из х. Березовка считает, что стиль общения учителя с учащимися также влияет на состояние здоровья школьников, их активности или пассивности на уроках. Педагог предлагает использовать демократичекий стиль общения, создающий условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта и защищенности, с удовольствием работает на уроке. [19]

Полученные знания на уроках математики в начальной, где применяются современные образовательные технологии, поддерживают интерес обучающихся к урокам и позволяют плавно без особого напряжения перейти к изучению математики в основной школе. Далее мы рассмотрим наиболее популярные образовательные технологии, использующиеся на уроках математики в основной школе.

  1.  Эффективность применения современных образовательных технологий на уроках математики в основной школе

В основной школе применяются те же технологии, которые мы рассмотрели в предыдущей главе, с тем отличием, что формы выбираемых технологий усложняются.

Мы хотим познакомить с другими современными образовательными технологиями, которые пользуются успехом у педагогов, поскольку это не только повышает успеваемость обучающихся по предмету, но и стимулирует их интерес к изучению математики.

Рассмотрим такую известную технологию как проектно-исследовательская.

Эта технология обучения заменяет монолог учителя на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, способствует развитию творческих, познавательных, интеллектуальных способностей обучающихся, так как в её основе лежит системно-деятельностный подход обучения. [7]

В основной школе нужно помочь учащимся развивать исследовательские умения: выявление проблемы, построение гипотез, сбор информации, выделение главного, анализ, обобщение. Учащиеся уже могут выполнять проекты, носящие исследовательский характер. По времени такие проекты относятся к долгосрочным, работа может идти в течение нескольких месяцев или года. [8]

Рассмотрим применение проектно-исследовательского метода на уроке на примере работы учителя математики Магомедов И.М. из г. Мегион.

В своей практике Магомедов И.М. начинает выполнять с учениками творческие и исследовательские проекты с 5 класса. Первые проекты по математике учащиеся выполняют в 5 классе по теме «Натуральные числа», Изучая проценты, они выбирают следующие темы своих творческих работ: «Моя школа в цифрах и процентах», «Наш семейный бюджет в процентах», «Мой класс и проценты». В 6 классе учащиеся выполняют проект по теме «Координатная плоскость» с использованием электронного пособия «Интерактивная математика». Даже ученики с пониженной мотивацией к изучению математики с удовольствием выполняют подобные задания, испытывая радость успеха.

Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. В 7 классе учащиеся выполняют краткосрочные проекты, направленные на формирование интереса к новому для них предмету - геометрии и проектную деятельность по темам «Треугольник», «Жизнь и деятельность Пифагора» рассчитанным на целый год. Некоторые задания выполняются учащимися в виде наглядного пособия по геометрии или в виде презентации о жизни и деятельности Пифагора в PowerPoint.

Основной принцип работы учителя математики в условиях проектно-исследовательской деятельности учащихся – опережающее самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом и коллективное обсуждение на уроках полученных результатов, которые оформляются в виде определений, утверждений, теорем, гипотез. В этом случае урок полностью утрачивает свои традиционные основания и становится новой формой общения учителя и учащихся в плане производства нового для учеников знания.

Одна из важных задач современной школы состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность.

Проектно - исследовательская деятельность учащихся может быть освоена только в действии и это действие должен направлять учитель.

Магомедов И. М. рассказывает, как учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность.

Например, урок алгебры 8 класс, тема «График квадратичной функции». При выяснении взаимного расположения графиков функций вида у=ах2, у=ах2+n, у=а(х-m)2 часть класса получает задание построить графики функций у=х2, у=х2-3, у=х2+5. Другие строят графики функций у=х2, у=(х-3)2, у=(х+5)2. Затем учащиеся демонстрируют, что у них получилось. На следующем этапе учащиеся выдвигают гипотезу о том, что не надо каждый раз строить новую параболу, достаточно её передвинуть вдоль одной из осей; проверяют эту гипотезу и доказывают.

Одни из предложенных тем были «Симметрия вокруг нас», «Уравнения и неравенства с модулем». [26]

Трудно не согласиться с мнением учителя математики Айбулатовой Г.А., что именно метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике.

Проектно – исследовательская деятельность на уроке математики позволяет её участникам моделировать процесс научного поиска, испытывать внутреннее эмоциональное переживание драматической и захватывающей истории математического познания.

Учитель математики Стерхова Е. А. из г. Ижевска разработала памятку учащимся по работе над учебным проектом. (Приложение)

Развитию познавательных интересов, способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний.

В результате использования технологии развивающего обучения развивается мышление учащихся, дети вовлекаются в общий путь учения, вызывающий у них радостное чувство успеха, движения вперед, развития.

Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личность, живущую сегодня, и создаёт максимум благоприятных условий для её развития. Ведущие идеи: развивать самостоятельность мышления, способность к самообразованию и саморазвитию.

Для проведения уроков с применением технологии развивающего обучения необходимо:

  • создание ситуации успеха для каждого ребенка;
  • самостоятельный поиск учащимися решений и ответов;
  • дифференцированный подход;
  • разноуровневость заданий и требований.

Рожок Г.И., учитель математики из Амурской области, считает, что есть темы, изучение которых проходит интереснее, если ученики сами выделяют круг вопросов, позволяющих её изучить. Выделенные главные этапы изучения новой темы помогают осознать ученикам цель урока. С этого момента начинается творческий настрой.

Например, после объявления темы «Измерение углов», ученикам она предлагает решить: «На какие вопросы мы должны сегодня дать ответ?». Ученики сами о0бозначают следующие проблемы:

1 Что значит измерить угол?

2 Как измерить?

3 Чем будем измерять?

4 Какие единицы измерения углов есть?

Отвечая на эти вопросы, ученики учатся отстаивать свою точку зрения, привыкают более требовательно относиться к услышанному и результатам своего труда.

Еще одна технология, которая подтвердила свою эффективность применения на уроках математики - технология интегрированного обучения.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

Математика дает учащимся систему знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности, а также важных для изучения смежных дисциплин (физики, химии, черчения, технологии, музыки, искусства и др.). Последовательность расположения тем курса алгебры VII-IX классов обеспечивает своевременную подготовку к изучению физики. При изучении, например, равноускоренного движения используются сведения о линейной функции (IX класс), при изучении электричества – сведения о прямой и обратной пропорциональной зависимости (VIII класс). Так, для изучения механики необходимо владение векторными и координатным методами, для изучения оптики – знаниями о свойствах симметрий в пространстве и т.д. В старших классах роль математики в преподавании физики значительно повышается. Здесь, наряду с экспериментальным изучением физических явлений, учитель физики может при исследовании физических явлений широко применять и математический анализ, поскольку это возможно по уровню математической подготовки учащихся. [9]

Знания о масштабе и координатах точек применяются на уроках географии в 6 классе, умение применять свойство пропорции помогает при решении задач на растворы по химии. Решение уравнений, неравенств подготавливает учащихся к восприятию важнейших понятий курса информатики (алгоритм, программа и др.). Аксиоматическое построение курса геометрии VII-IX классов создает базу для понимания учащимися логики построения любой научной теории. Знания по геометрии широко применяются при изучении черчения, технологии. Очень интересными и практически значимыми получаются интегрированные уроки математика с информатикой.

Учитель математики г. Подольск Сиротина О.Н. считает, что интегрированные уроки можно провести с такими, казалось бы, несовместимыми школьными предметами: математика и музыка, математика и история, математика и литература. Сиротина О. Н.  предлагает темы для проведения интегрированных уроков:

1. Математика –физика: «Функции и их графики», «Векторы», «Движение» "Линейные зависимости физических величин"

2. Математика- информатика: «Функции. Их графики», «Координатная плоскость», «Окружность. Круг», «Обыкновенные дроби», «Задачи на вычисление многогранников», «Использование языка программирования Паскаль при решении квадратных уравнений», «Кодирование информации». «Диаграммы» в 6 классе с работой обучающихся в табличном процессоре Microsoft Office Excel. Построение таблиц, графиков, диаграмм, комбинаторика.

3. Математика - география: «Масштаб». «Проценты». Графики и их свойства». «Круговые и столбчатые диаграммы».

4. Математика -химия: «Проценты», «Смеси и сплавы», «Пропорция».

5. Математика - искусство: «Пропорция», «Осевая и центральная симметрия». 6. Математика - биология: «Проценты», «Симметрия».

7. Математика - история: «Масштаб», «Текстовые задачи».

8. Математика – технология: «Масштаб», «Площади», «Построение геометрических фигур», «Задачи на построение», «Пропорция».

9. Математика - музыка: «Дроби».

Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов:

  • повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
  • рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
  • организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
  • показ метапредметных связей и их применение при решении разнообразных задач;
  • приобщение к научно-исследовательской деятельности.

Применение такой образовательной технологии как групповая позволяет создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Групповая технология - такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. [10]

Кузнецова М. В., учитель математики г. Дзержинска использует в своей работе групповые технологии. Приведем несколько примеров из ее опыта работы.

При итоговом повторении (подготовка к ГИА) педагог попробовала следующую схему. Тема трех последовательных уроков была одна и та же: «Решение уравнений».

Урок№1.

Класс разбивается на три группы разного уровня (1-слабая, 2-средняя, 3- выше среднего уровня). Из четырех уравнений можно выбрать три, если дети боятся, что не успеют (пропущенное уравнение можно дать на дом).

Задание для первой группы: «Линейные уравнения».

Задание для второй группы: «Квадратные уравнения».

Задание для третьей группы: «Рациональные уравнения».

Группы выполняют задания 10 минут. Затем каждая группа рассказывает о своих решениях. На выступление каждой группы дается приблизительно 7 -8 минут. За это время учащиеся должны у себя в тетрадях зафиксировать решения уравнений (которые выполняли другие группы). В конце урока еще раз проговаривается теоретическая база решения уравнений. Подводится итог урока, оценивается работа каждой группы, выдается домашнее задание.

Урок №2.

Класс разбивается на 4 группы одного уровня (в группу входят и так называемые «слабые» и более успешные). Группы получают одинаковое задание - решить уравнения:

На выполнение задания дается 30 минут. Затем проводится проверка и обсуждение полученных результатов. Подводится итог урока, оценивается работа каждой группы, выдается домашнее задание.

Урок №3. Проверочная работа по теме «Решение уравнений».

Проверочную работу составляю по аналогии с работой на прошлом уроке. Но на дополнительную отметку даются задания с параметром и модулем.

При решении 15-14 заданий – оценка «5»; 11-13 заданий- «4»; 7-10 заданий- «3». [20]

Групповую работу можно использовать при решении устных упражнений.

Учитель математики Лященко Л.В. из х. Выдел на уроках применяет такую групповую игру как «Математическая эстафета». Эту игру можно проводить как в начале урока (с целью повторения ранее изученного), так и в конце (на этапе закрепления пройденного материала). Класс делится на 6 команд (каждый ряд на 1 и 2 вариант). Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые учитель заранее выписывает на доске и заготавливает на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая. [10]

Конечно, педагог сам выбирает, какие образовательные технологии ему использовать в своей деятельности. У каждого учителя существуют свои наработки, приемы, которыми он пользуется на уроках. Но все педагоги едины в одном: применяемые образовательные технологии положительно влияют на интерес обучающихся к предмету.

Приведенные примеры применения современных образовательных технологий в этой главе помогли нам сделать определенные выводы относительно применения современных образовательных технологий на уроках математики. С этими выводами мы вас познакомим в заключении этой курсовой работы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизировать их в течение всего урока, роль преподавателя состоит не в том, как яснее и красочнее, чем в учебнике сообщить необходимую информацию, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо - ученик.

П.Л. Капица считал, что «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые».

Математика-уникальная наука, но многие несправедливо считают ее скучной, ненужной, трудной для понимания. Использование современных образовательных технологий - шанс для педагога доказать, что обучающиеся заблуждаются.

Современные обучающиеся растут в окружении гаджетов, новейших изобретений. Детей трудно удивить, заинтересовать, удержать внимание на уроке. Поэтому применение современных образовательных технологий делает занятия разнообразными, увлекательными, понятными, а это, в свою очередь, облегчает взаимодействие между учителем и учеником, что повышает результативность, а значит и качество учебного процесса.

Современных технологий много, поэтому каждый урок может быть непохожим на другой, тем самым удерживая интерес детей к математике.

Чтобы применение современных технологий было эффективным, учитель должен знать особенности класса, в котором преподает. Исходя из этих знаний и сложности учебного материала, педагог сам определяет, как построить урок, какие технологии применять.

Одни и те же технологии, используемые на уроке, могут в одном классе зажечь искру жажды познания в детях, а в другом классе – не сработать. Тут необходима интуиция педагога, умение предвидеть, предугадать и быть готовым к такой ситуации, а значит учитель должен иметь возможность к применению другой технологии.

Преподаватель организовывает и управляет учебной деятельностью, постоянно ищет пути повышения эффективности обучения, использует разнообразные способы передачи знаний, нестандартные формы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания.

В нашем исследовании мы рассмотрели всего лишь несколько популярных среди педагогов современных технологий, но время не стоит на месте, и педагоги реализовывают интересные образовательные приемы путем синтеза различных технологий.

Проделанная нами исследовательская работа: изучение теоретических вопросов, знакомство с опытом педагогов, анализ применения ими современных образовательных технологий на уроках математики в начальной и основной школе, позволяет нам сделать вывод: наша гипотеза о том, что выбор и применение современных образовательных технологий влияет на повышение мотивации к изучению математики обучающихся подтвердилась.

Ш. А. Амонашвили говорил: «Когда маленькие дети приходят в школу, их глаза светятся. Они хотят узнать от взрослых много нового, интересного. Они уверены, что впереди счастливая дорога к знаниям. Всматриваясь в унылые и равнодушные лица старшеклассников на многих уроках, невольно задаешь себе вопрос: «Кто погасил их лучезарные взгляды? Почему пропало желание и стремление?»

Мотивация детей к изучению математики в руках учителя.

Применение современных образовательных технологий позволит педагогам не только не погасить свет познания в глазах детей, но и сделать математику интересным и понятным предметом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989.- 192 с
  2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов ; под ред. Бордовской Н.В. –– М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
  3. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012. - 152 с. (Начальная школа)
  4. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1 – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.
  5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 – М.: Народное образование, 2005 – 556 с.
  6. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2019/06/21/ispolzovanie-problemnyh-tehnologiy-na-urokah-matematiki-v (дата обращения 16.10.2022)
  7. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/index.php/ES56/ (дата обращения 16.10.2022)
  8. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/ighrovyie-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki-v-n.html (дата обращения 16.10.2022)
  9. [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/678614 (дата обращения 17.10.2022)
  10. [Электронный ресурс] https://videouroki.net/razrabotki/tiekhnologhiia-proiektnogho-obuchieniia-na-urokakh-matiematiki.html (дата обращения 18.10.2022)
  11. [Электронный ресурс] https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=25710 (дата обращения 26.10.2022)
  12. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/blog/organizatsiia-gruppovoi-raboty-na-urokakh-matematiki.html (дата обращения 22.10.2022)
  13. [Электронный ресурс] https://referat.bookap.info/work/156557/Ispolzovanie-sovremennyx-obrazovatelnyx-texnologij (дата обращения 22.10.2022)
  14. [Электронный        ресурс]        https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2021/01/11/diplomnaya-rabota-sovremennye-pedagogicheskie (дата обращения 04.11.2022)
  15. [Электронный ресурс] https://bank.nauchniestati.ru/primery/kursovaya-rabota-na-temu-sovremennye-tehnologii-obucheniya-istorii-v-obshheobrazovatelnoj-shkole-teoreticheskie-aspekty-rassmotreniya-imwp/ (дата обращения 04.11.2022)
  16. [Электронный ресурс] https://www.referat911.ru/Pedagogika/sovremennye-obrazovatelnye-tehnologii/488185-3142454-place1.html (дата обращения 04.11.2022)
  17. [Электронный ресурс] https://urok.1sept.ru/articles/650129 (дата обращения 25.10.2022)
  18. [Электронный ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/statja-ispolzovanie-ikt-na-urokah-matematiki.html (дата обращения 25.10.2022)
  19. [Электронный        ресурс]        https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2011/11/19/ispolzovanie-ikt-tekhnologiy-na (дата обращения 28.10.2022)
  20. [Электронный ресурс] https://multiurok.ru/files/iz-opyta-raboty-zdorov-iesbierieghaiushchiie-tiekh.html (дата обращения 28.10.2022)
  21. [Электронный ресурс] https://nsportal.ru/kuznetsova-m-v (дата обращения 31.10.2022)
  22. [Электронный ресурс] https://www.maam.ru/users/2810509 (дата обращения 31.10.2022)
  23. [Электронный        ресурс]        https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/05/31/formirovanie-umeniy-shkolnikov-ispolzovat-priobretennye (дата обращения 31.10.2022)
  24. [Электронный        ресурс]        https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2013/02/08/primenenie-igrovykh-tekhnologiy-na-urokakh-matematiki-kak (дата обращения 11.11.2022)
  25. [Электронный ресурс] https://www.art-talant.org/publikacii/14543-statyya-sovremennye-obrazovatelynye-tehnologii-na-urokah-matematiki        (дата обращения 12.11.2022)
  26. [Электронный        ресурс] https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/01/23/issledovatelskaya-deyatelnost (дата обращения 12.11.2022)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка учащимся по работе над учебным проектом

Дорогой друг! Тебя окружает удивительный мир. Знания о нём можно получать в готовом виде, но гораздо интереснее их добывать самому! Ты можешь сам стать исследователем того, что тебя интересует, создавать проекты и делиться своими открытиями с друзьями.

Основные понятия

Проект - это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению определённой проблемы, осуществляется с помощью взрослых (учителя-руководителя проекта, родителей).

Гипотеза – это предположение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом. Задача проекта – подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Продукт проекта – макет, памятки, рекомендации (разработанные в результате работы над проектом), слайд-шоу, фильм, альбом, газета, плакат, техническое устройство и т.д.

Презентация (защита) проекта – это наглядное представление окружающим того, каким был замысел, и что получилось в результате совместного решения проблемы.

Виды защиты (презентации):

Устное сообщение (сопровождаемое показом альбома, тематического стенда, эскизов )

Театрализованное представление (касается творческих проектов)

Слайд-шоу в программе MS Power Point или в виде фильма, всегда сопровождается рассказом.

Этапы работы над проектом

1. Выбор темы.

Наводящие вопросы:

*Что мне интересно больше всего? А почему это именно так?

*Что я могу изменить в какой-то области знаний, придумать или доказать что-то своё?

*Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

2. Сформулируй тему своего исследования.

3. Цели и задачи твоей работы.

Определить цель исследования - значит объяснить, зачем ты его проводишь. Целей не должно быть много (одна - две).

Задачи уточняют цель, описывают основные шаги в работе (их может быть много).

4. Формулировка гипотезы.

Гипотеза исследования – это развёрнутое предположение, подробно излагающее модель, методику, систему мер, то есть технологию того нововведения, в результате которого ожидается достижение цели исследования. Гипотез может быть несколько – какие-то из них подтвердятся, какие-то нет. Как правило, гипотеза формулируется в виде сложноподчинённого предложения («Если…, то…» или «Чем…, тем…»).

Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если, наверное. В ходе эксперимента гипотеза уточняется, дополняется, развивается или отвергается.

5. Осуществление проектной деятельности.

Основная часть работы над проектом. Активная самостоятельная работа. Эксперименты, исследования, опросы, поиск информации. Все результаты собираются в портфолио проекта (может быть как в бумажном, так и в электронном виде). Консультации учителя. Оформление полученных результатов. Репетиция предстоящей защиты.

6. Защита проекта.

Выступление в классе, на школьной конференции. Длительность защиты – не более 7-10 минут. У вас может быть много материала собрано в портфолио, но на защите проекта необходимо самое основное: цели, задачи, гипотеза, сам эксперимент, выводы и результат (продукт). Демонстрация полученного результата в виде созданных тобою: газеты, альбома, фильма, макета, слайд-шоу и т.д. Заканчивается защита собственными выводами, которые соотносятся с ранее выдвигаемой гипотезой.

7. Оцени свою работу.

Ответь на вопросы: Доволен ли я результатом своей работы? Что получилось хорошо? В чём испытывал трудности? Что еще можно исследовать в этой теме?

План оформления работы:

1. Титульный лист

2. Содержание

3. Введение. Актуальность.

4. Цель проекта.

5. Задачи.

6. Основная часть (раскрытие темы).

7. Заключение (обратить особое внимание на значимость вашей работы). Какие информационные технологии применялись (программы).

8. Список используемой литературы, Интернет-ресурсов с указанием источников-сайтов.

9. Приложения (презентации, видеоролик, фото-галерея, буклет, собств. рисунки и др.).

Желаем удачи!