Проектная деятельность на уроках географии

Карташова Елена Борисовна

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед  образовательным учреждением, преподавателем, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Ключевой деятельностью студентов становится информационно-коммуникативная деятельность. Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы студентов, направленной на поиск информации, я убедилась в том, чтобы качественно решать задачи, стоящие перед современным образовательным учреждением, значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию студентов. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования разнообразных образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность: с использованием информационных технологий, с элементами исследования.

   Курс социальной и экономической географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это заключительный курс среднего географического образования, который опирается на определенную базу знаний и умений учащихся по географии.

 

   Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

   Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.

   Работа над проектом начинается с определения сферы интересов учащихся, выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. При выборе темы проекта мы используем следующие критерии:

- значимость данной информации для учащихся;

- социальная значимость проекта;

- связь с изучаемыми темами курса географии;

- возможность постановки проблемы;

- возможность реализации межпредметных связей;

- возможность использования личного опыта учащихся.

   Если учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта, мы используем «банк проектов».

   Затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.    Учитель консультирует, направляет и координирует действия учащихся.

   Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы. Например, при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» предлагаю учащимся разработать концепции решения ряда глобальных проблем.

   Изучение регионов России и отдельных стран мира вызывает у учащихся интерес, но жёсткое следование типовому плану может постепенно его снизить. Поэтому при изучении стран и регионов использую метод проектов, который позволяет создать у учащихся «образ территории» на долгие годы, акцентировать внимание на наиболее характерных чертах  территории.

   Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Содержание экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности: потребность человека – виды воздействия – антропогенная нагрузка – изменения в природе – последствия для человека – способы рационального природопользования.

   Большой интерес у учащихся вызывают творческие учебные проекты связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.

   Мы используем учебный проект для расширения межпредметных связей. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, социология, демография, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

   Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности.      Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Некоторые проекты имеют профориентационное значение.   Они знакомят учащихся с учебными заведениями, предприятиями города и области.

   Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГАОУ СПО НСО «Черепановское  педагогическое училище»

Методическая разработка по географии

Проектная деятельность на уроках географии - это шаг к формированию познавательного интереса к исследовательской деятельности студентов.

Подготовила

преподаватель естественных наук

 Карташова Елена Борисовна  

 

   

Черепаново

2013 год

   На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед  образовательным учреждением, преподавателем, стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. Ключевой деятельностью студентов становится информационно-коммуникативная деятельность. Работая над проблемой формирования умений и навыков организации самостоятельной работы студентов, направленной на поиск информации, я убедилась в том, чтобы качественно решать задачи, стоящие перед современным образовательным учреждением, значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию студентов. Наиболее эффективно её можно осуществлять за счёт использования разнообразных образовательных технологий. Особую значимость при этом приобретает проектная деятельность: с использованием информационных технологий, с элементами исследования.

  Курс “Экономическая и социальная география мира” 10 класса является завершающим этапом в изучении школьной географии.     При его прохождении возникают трудности разного характера и некоторые из них можно сгладить, проводя уроки, к подготовке которых привлекаютсястуденты. Вторая половина учебного года посвящена изучению раздела “Региональный обзор стран”. Вопросы страноведения органически вписываются в изучение данного раздела.

   Выдающийся ученый ХХ века Н.Н. Баранский писал: “Основным объектом изучения в географии является страна и район (большой или маленький) во всем их своеобразии - природном, хозяйственном, культурном, политическом. Характеристика стран и районов - главное содержание географической работы”.

   Страноведение не является набором самых разнообразных знаний, оно использует материалы различных наук: истории, географии, демографии, экономики, социологии, политологии и даже литературы и искусства.

   История – раскрывает периоды возникновение, развитие и функционирования государства, выявляет черты и традиции прошлого и настоящего.

   Экономика - выявляет сочетание отраслевой и территориальной структуры хозяйства, отражающих эффективность материального обеспечения общества.

   Демография – это ориентация на человека и все стороны его жизни, связанные с территорией.

   Большое значение играет “политический портрет” территории, связи с другими странами.

   Искусство и литература вносят образность в восприятие страны.

   Посредством совокупности этих понятий создается целостный, слитный образ территории, “образ места”.

   В разделе “Региональный обзор мира” все уроки я делю на две группы: уроки по темам “Общая характеристика Зарубежной Европы”, “Общая характеристика Зарубежной Азии” и т.д. Они носят типологический характер: урок-лекция, урок-диалог, урок-практикум.

   Уроки изучения отдельных стран – это выполнение практической работы

   “Составление экономико-географической характеристики одной из стран”, отражение результатов в рефератной форме на основе использования разнообразных источников знаний.

   Форму традиционного реферата я заменила творческой работой “Путешествие по стране” с использованием информационных технологий. Информационные технологии являются современным средством обучения, которое очень быстро внедряется в учебный процесс и позволяет расширить кругозор студентов, систематизировать полученные знания, развивать логическое мышление и художественный вкус.

   Организационная работа по подготовке творческой работы “Путешествие по стране” строится следующим образом:

1 этап - подготовительный.

1.студент, из предложенного списка, выбирает страну, о которой будет делать работу;

2. изучает типовой план характеристики страны.

План характеристики страны.

1. Страна, столица.

2. Краткая историческая справка.

3. Политико-географическое положение: положение на материке; какие страны окружают; в какие блоки входит страна и окружающие ее государства; очаги напряженности и конфликтов в этом регионе; изменение ПГП во времени;

влияние ПГП на развитие хозяйства

4. Экономико-географическое положение; выходы на мировые торговые пути; положение к главным топливно-сырьевым и промышленным и с/х районам мира; изменение ЭГП во времени (образование новых соседних стран, строительство транспортных путей и т.д.); вывод о влиянии ЭГП на развитие хозяйства;

5. Хозяйственная оценка природных ресурсов.

Рельеф; климат;

а) ресурсы для промышленности (оценка)- топливно-энергетические; ресурсы для металлургии; водные и гидроресурсы;

лесные; рекреационные; и другие природные ресурсы;

б) ресурсы для с/х - сумма температур; зона увлажнения, коэффициент увлажнения; почвы;

в) общий вывод об обеспеченности ресурсами страны.

6. Население.

плотность; размещение; национальный состав; естественный прирост и проблемы с ним связанные, демографическая политика;

миграции; соотношение городского и сельского населения; крупные города, агломерации; структура занятости населения (сколько в промышленности, в с\х, в непроизводственной сфере);

7. Общая характеристика хозяйства: уровень развития страны; ведущие отрасли экономики; уровень оснащенности экономики достижениями НТР;

8. Промышленность.

название главных отраслей специализации; крупные центры; территориальное размещение (причины);

9. Сельское хозяйство.

общая характеристика аграрных отношений; характеристика главных отраслей и их размещение (причины);

10. Транспорт.

ведущие виды транспорта; густота транспортной сети; крупные транспортные злы, порты.

11. Внутренние различия (выделение развитых и отсталых районов). 12. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт).

3. Студент самостоятельно подбирает информацию для раскрытия пунктов плана.

   Источниками знаний являются учебник, карты атласа, справочники, дополнительная литература о стране, информация из Интернета.

Развивается дидактический принцип – ориентация учащихся на самостоятельный отбор и проработку материала.

2 этап - подготовительный.

1. Каждый студент получает индивидуальные консультации преподавателя по отобранному материалу и правилам его оформления.

Здесь работает еще один дидактический принцип – это оптимальное содержание и формы изложения.

2. На основе собранного материала в компьютерных программах Microsoft Pover Point, Microsoft Word создаются слайды и компонуются в компьютерную презентацию. В презентации включается так же видеоролики, музыкальное сопровождение. C помощью использования информационных технологий происходит формирование межпредметных связей.

   Для полного раскрытия “образа страны” в типовой план характеристики страны студенты добавляют свои пункты, например, народные традиции, национальная кухня, обряды, праздники и т.д. Многие делятся личными впечатлениями о стране, в которой побывали.

Так же в типовой план я добавила свой пункт плана, он является последним слайдом презентации, считаю, его особенно важным. Цифры, факты со временем стираются из памяти, но ассоциированное восприятие страны остается надолго.

   Например, Финляндия – это страна сыра “Виола”, тысячи озер, Санта-Клауса, Рождества, качественной обуви, зимних видов спорта и т.д.   Япония – это страна сакуры, суши, восходящего солнца, высококачественной электроники и т.д.

З этап – творческий отчет.

Это проведение учеником урока “Путешествие по стране” с использованием компьютерной презентации.

   На уроке происходит работа по развитию устной монологической речи. Учебный монолог переходит в учебный диалог обсуждения темы, оценивание выступающего одногруппниками.

Таким образом, каждый студент, выполняя практическую работу “Составление экономико-географической характеристики страны”, учится самостоятельной и систематичной работе с разными источниками информации. Также активизируется и познавательная деятельность ребёнка.

Накопленный материал с успехом используется как на уроках географии, так и во внеурочной работе, при прохождении практики. Познание других народов, территорий расширяет кругозор, способствует развитию эстетического воспитания, все это формирует систему духовных ценностей юных россиян.



Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности учащихся на уроках

социальной и  экономической географии

Проект «Дайте планете шанс!»

   Курс социальной и экономической географии имеет благоприятные возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это заключительный курс среднего географического образования, который опирается на определенную базу знаний и умений учащихся по географии.

   Цель использования метода проектов в курсе географии – самостоятельное постижение учащимися географических проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся, «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, создание конкретного учебного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Работая над проектом по географии, учащиеся овладевают комплексом географических умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией, учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.

   Проектную деятельность учащихся осуществляю на основе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся с различными источниками географической информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной литературой, информацией из периодической печати, радио и телевидения.

   Работа над проектом начинается с определения сферы интересов учащихся, выбора и формулировки темы проекта, его цели и задач. При выборе темы проекта мы используем следующие критерии:

- значимость данной информации для учащихся;

- социальная значимость проекта;

- связь с изучаемыми темами курса географии;

- возможность постановки проблемы;

- возможность реализации межпредметных связей;

- возможность использования личного опыта учащихся.

   Если учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта, мы используем «банк проектов».

   Затем учащиеся собирают, изучают и обрабатывают информацию, намечают пути решения поставленных задач, выбирают наиболее перспективные методы и средства исследования, форму учебного продукта и способы презентации проекта.    Учитель консультирует, направляет и координирует действия учащихся.

   Метод учебных проектов позволяет шире применять проблемный подход, когда основное содержание темы проекта подчинено решению определенной актуальной проблемы. Например, при изучении темы «Глобальные проблемы человечества» предлагаю учащимся разработать концепции решения ряда глобальных проблем.

   Изучение регионов России и отдельных стран мира вызывает у учащихся интерес, но жёсткое следование типовому плану может постепенно его снизить. Поэтому при изучении стран и регионов использую метод проектов, который позволяет создать у учащихся «образ территории» на долгие годы, акцентировать внимание на наиболее характерных чертах  территории.

   Экологизация курса географии – одно из важнейших сквозных направлений, обусловленных современным состоянием окружающей среды. Учебные проекты позволяют учащимся познакомится с проявлением экологических проблем в России, в ее регионах, в других странах мира. Содержание экологических знаний в них раскрывается в такой последовательности: потребность человека – виды воздействия – антропогенная нагрузка – изменения в природе – последствия для человека – способы рационального природопользования.

   Большой интерес у учащихся вызывают творческие учебные проекты связанные с разработкой туристического маршрута, экскурсии, путешествия. В таких проектах представлен социальный и культурный аспект.

   Мы используем учебный проект для расширения межпредметных связей. Учебные проекты объединяют различные области научных знаний (география, экология, экономика, физика, социология, демография, химия и др.), создают условия для изучения междисциплинарных понятий, актуальных проблем человечества. Интегрированные проекты позволяют рассмотреть тему проблемы более многогранно, сплетая знания по отдельным предметам в единое целое, что делает процесс обучения интереснее, а знания ребят богаче и глубже.

   Через проекты в образовательной деятельности реализуется краеведческий подход, который направлен на развитие личности в условиях национально-региональных традиций, воспитание гражданственности, патриотизма, экологической культуры личности.      Изучение природных, социально-экономических, исторических, культурных особенностей родного края комплексно воздействует на все сферы сознания: интеллектуальную, эмоциональную, волевую. Некоторые проекты имеют профориентационное значение.   Они знакомят учащихся с учебными заведениями, предприятиями города и области.

   Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать.

Паспорт проекта «Дайте планете шанс!»

Название проекта: Дайте планете шанс!

Проблема: Какие социальные, экономические процессы и почему приняли глобальный характер?

Учебная тема: «Глобальные проблемы человечества».

Тип проекта: комплексный, краткосрочный, групповой, информационный, итоговый.

Цель проекта: Формирование у учащихся 10 класса знаний глобальных проблем человечества и путей их решения.

Продолжительность: 3 урока.

Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: биология, обществознание, экономика, экология.

Задачи проекта:

Образовательные: изучить географические аспекты глобальных проблем человечества; выделить пути решения глобальных проблем в странах разного уровня развития; познакомить с новыми терминами и понятиями.

Развивающие: совершенствовать интеллектуальные способности учащихся; формировать экологическое, пространственное и экономическое мышление; развитие коммуникативных навыков учащихся.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам; формировать культуру общения; чувство ответственности за группу; навыки толерантного поведения.

Краткая формулировка задачи для учащихся: Изучить глобальные проблемы человечества, особенности их проявления в странах разного социально-экономического уровня развития и наметить возможные пути решения проблем.

Проблемные вопросы:

- Почему возникают глобальные проблемы?

- Каковы могут быть последствия развития глобальных проблем?

- Как человечество может защитить себя от негативных последствий своей деятельности?

- Почему пути решения глобальных проблем в странах разного уровня развития неодинаковы?

Вопросы социологического опроса к проекту «Дайте планете шанс!»

- Почему глобальные проблемы обострились во второй половине ХХ века?

- Какие конкретно глобальные проблемы особенно опасны для человечества?

- Какие из глобальных проблем человечеству разрешить труднее всего?

- Почему решение глобальных проблем зависит от действий каждого жителя Земли?

- Что означает выражение: «Мы не унаследовали Землю от наших предков. Мы берем ее взаймы у наших потомков»?

Какие глобальные проблемы актуальны для нашего города?

Оборудование:  Политическая карта мира, атласы, учебники, энциклопедии, дополнительная литература, статистические данные. Продукты проекта: презентации, публикации.

Темы презентаций и публикаций:

География «голода».

Грозит ли Земле перенаселение.

Страны богатые и бедные.

Мировой океан – будущее человечества.

Экологические проблемы.

Энергетическая и сырьевая проблемы.

Форма презентации результатов проекта: конференция.

Перечень формируемых знаний и умений учащихся:

Знания: основных понятий: глобальные проблемы; экологический, демографический кризис; мониторинг; депопуляция; «скрытый голод»; калорийность питания; сущности глобальных проблем, причин их возникновения и путей решения.

Умения: объяснять различия проявления глобальных проблем в странах разного социально-экономического уровня развития; обосновывать пути решения глобальных проблем; прогнозировать последствия развития глобальных проблем.

Ожидаемые результаты: теоретическое освоение темы проекта; оформление презентаций и публикаций; проведение конференции.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

богатые и бедные: Современный взгляд на проблему сосуществования

Слайд 2

Всего 1% жителей Земли владеет почти половиной всего имущества на планете. За 30 последних лет разрыв между доходами богатейших и беднейших людей увеличился в пять раз, приводят данные социологи.

Слайд 3

За последние годы доходы 0,01% богатейших людей планеты повысились настолько, что если 30 лет назад они превышавшие доходы беднейших 90% почти в 200 раз, то теперь превышают их более чем в тысячу раз, сообщает деловая газета "Взгляд".

Слайд 4

Средний класс к 2011 году существенно сократился по причине уменьшения реальной средней заработной платы. Этот процесс происходит не только в развитых капиталистических странах, но и в развивающихся. Многие представители среднего класса перемещаются в нижние слои. При этом одновременно с увеличением разрыва между слоями населения сокращаются возможности для беднейших слоев планеты. Мировые богатства все больше концентрируются в руках немногих. Разрыв между самыми богатыми и самыми нищими жителями планеты постоянно увеличивается.

Слайд 5

В первом квартале разница между доходами 10% самых бедных и самых богатых россиян составила 15 раз. При этом самая обеспеченная часть соотечественников стала чуть беднее. На ее долю пришлось менее 30% всех доходов россиян, или «всего» 2 трлн. рублей.

Слайд 6

Финансовые аналитики задались вопросом, кто они, наиболее влиятельные богачи современности, как они нажили свои состояния: благодаря личным предпринимательским качествам, инициативности и изобретательности, как например, Стив Джобс и Марк Цукерберг , или доставшимся по наследству привилегиям и возможностью неограниченно распоряжаться имуществом страны?

Слайд 7

Ситуация, сложившая за последние время в ряде стран Африки и Ближнего Востока, показала, что с помощью изобретений первых происходит свержение тех, кто нажил капитал благодаря неограниченной власти. Ведь, например, революция в Египте стала возможной во многом благодаря социальным сетям, в которых митингующие собирали армии недовольных.

Слайд 8

Молодая порода миллиардеров увеличивает свое состояние нарастающими темпами. Как писали Дни.Ру , с начала 2011 года рыночная стоимость Facebook достигла 65 миллиардов долларов. Таким образом, за последние полтора месяца стоимость социальной сети выросла на 30%. Сам основатель ресурса Марк Цукерберг входит в первую тридцатку самых богатых людей в США. Его состояние оценивается почти в семь миллиардов долларов.

Слайд 9

Молодые миллионеры Летом 2008 года, закончив школу, Джейсон Брайан начал работать в департаменте маркетинга фирмы, торгующей автомобилями во Флориде. Он знал, что будущее маркетинга — в интернете. Три года спустя, когда ему было 21, создал сайт, который помогал бы потребителям искать машины. Autocricket.com стал зарабатывать деньги, продавая информацию о клиентах торговцам и производителям машин. Через шесть месяцев после запуска, сайт привлек внимание инвесторов, вложивших в дело $250 000. Выручка в 2009 году составила $1,2 млн , в 2010-м — уже $6 млн.

Слайд 10

Когда 21-летний студент университета Джэйми Мюррей попытался в 2004 году купить пару очков по рецепту, в его голове родился новый бизнес. Ошеломленный ценой на очки в $300, Уэллс решил бросить школу и пустить свой студенческий кредит ($2000) на то, что потом превратилось в Glasses Direct , базирующегося в Лондоне онлайн-ритейлера . За первый год существования доход компании превысил $2 млн. К 2010 году выручка компании достигла $5 млн , число сотрудников — 70 человек, а привлеченные инвестиции — $34 млн.

Слайд 11

Задуманный 14-летней уроженкой Детройта Эшли Куолс как ее личное портфолио с картинками и графикой, зарабатывающий на рекламе, сайт стал предлагать бесплатные дизайны для странички MySpace и руководства для подростков, которые хотят научиться создавать свой собственный графический дизайн. В марте 2006 года Куолс , с самого начала владевшая Whateverlife.com , по сообщениям, получила от неизвестного покупателя предложение продать сайт за $1,5 млн , но отклонила его.

Слайд 12

Теперь вполне объяснимо желание сверстников стать людьми богатыми и зажиточными, иметь престижные профессии. В России, а так же во всем мире абсолютно все не станут миллионерами. Нужно провести отдельную политику, чтобы людей низшего звена становилось меньше. По предоставленными данным можно сделать вывод, что бедных людей очень много, и это глобальная социальная проблема, которая, вероятно, неисчерпаема .


 

Комментарии

Карташова Елена Борисовна

Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке. .

Карташова Елена Борисовна

Работа в рамках учебных проектов способствует повышению мотивации учения, заинтересованности в результатах своего труда. Изменился стиль общения учащихся на уроке. Они научились высказывать свое мнение, слышать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает с мнением товарища, вырабатывать общее мнение о том, что и как надо делать.