ОРБИС

Присталов Михаил Юрьевич

Сервис ОРБИС (впервые!) позволяет показать римские расходы на связь как в отношении времени, так и средств. Моделируя движение вдоль главных маршрутов Римской дорожной сети, основных судоходных рек и сотни морских путей в Средиземном море, Черном море и прибрежной Атлантике, эта интерактивная модель реконструирует длительность и финансовые затраты на поездки в древности.

Учитывающий сезонную изменчивость и вмещающий широкий спектр режимов и транспортных средств, ресурс ОРБИС показывает истинную форму римского мира и обеспечивает уникальный ресурс для нашего понимания античности.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prilozhenie._orbis._gayd_i_voprosy.pdf1.81 МБ
Microsoft Office document icon chteniya._orbis.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Использование ресурса ОРБИС в учебной практике

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы

ОРБИС (подробнее о самом ресурсе смотрите в приложении)

Очевидно, что одним из самых мощных и неумолимых трендов современного образования является растущая интерактивность всего образовательного процесса. Соответственно задачей является максимальное расширение пространства личных действий (притом, заметим, не только учащихся, но и учителей).

Другим чрезвычайно важным моментом, объясниющим наше обращение к ресурсу ОРБИС, является то, что за пределами традиционной, «формальной» школы выросли громадные информационные миры (нередко заметно превосходящие по содержательной и операциональной насыщенности традиционные учебные источники), до сих пор практически не учитываемые формальной школой.

Следующим пунктом, делающим актуальным наше исследование, являются требования к учебному процессу, которые предъявляют к нему новые ФГОСы. Укажем только на следующие. Необходимость «набора» учащимся (и учителем) новых компетенций. Заметим, что работа с ресурсом ОРБИС требует расширения арсенала компетенций как раз от обоих указанных субъектов образования: и ученика, и учителя. Ещё одно требование – развитие практики (навыков) переучивания (своего рода дополнительное образование в образовании) по ходу (и, разумеется, после) обучения.

Нельзя не упомянуть выросшее значение интегрированных учебных практик. В работе с проектом ОРБИС осуществлена интеграция (повторим, одно из важнейших направлений развития современного образования) нескольких учебных дисциплин. Это, как минимум: История, Обществознание, Экономика, Английский язык, География, Информатика. Поскольку проблемы преодоления «сопротивления» пространства имеют и большую технологическую составляющую, к уже перечисленным предметам (совмещаемым в работе с ресурсом самым непосредственным образом) можно присовокупить также Технологию, Физику, ОБЖ.

Цель работы

ОРБИС

Представление ресурса ОРБИС.

Составление гайда к ресурсу.

Изучить тренды современного школьного и университетского преподавания географии, истории, экономики, права (на базе исторических архивов и географических данных).

Овладеть техникой работы с чрезвычайно информативным ресурсом на уровне, достаточно высоком для его использования как в учебной, так и во внеучебной, досуговой практике.

Предложить механизм интерактивной практики на историческом материале.

Совместить современный технологический образовательный подход с темами гуманитарного цикла.

Придать проблемам, рассматриваемым в ходе прохождения учебной программы, более кейсовый характер. То есть способствовать переходу учебных практик от механизмов повторения и заучивания к механизмам критического анализа и проектирования (при которых учитель играет роль тьютора, а не архаичного ментора и транслятора).

Расширить возможности проекта дополнительной (прикладной) исследовательской задачей.

Подтвердить нашу гипотезу (возникшую при исследовательском расширении проекта) о том, что работа над проектами, подобными проекту ОРБИС, сама по себе стимулирует расширение образовательной практики, приводя к разработке всего содержательного массива. То есть внедрение в учебные практикумы заданий и примеров, основанных на современных интерактивных ресурсах, имеет не только ценное прикладное, но и общегуманитарное значение.  

Задачи работы

ОРБИС

Провести мониторинг значительного числа информационных источников.

Составить удобный русскоязычный гайд по ресурсу.

Предложить серию учебных заданий.

Провести открытый урок с видеозаписью в системе «Пеликан».

Представить проект в виде стендовой выставки.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Этапы реализации

ОРБИС

Несколько слов о ресурсе ОРБИС (подробнее см. в приложении). Стэнфордский проект Orbis. Что это такое? Это составитель маршрутов передвижения по Римской Империи периода расцвета. ORBIS: The Stanford Geospatial Network Model of the Roman World (http://orbis.stanford.edu/: старая версия – http://orbis.stanford.edu/orbis2012/). ORBIS.STANFORD.EDU

Работа с нашим проектом состояла из двух основных (и до некоторой степени независимых) этапов. Поэтому и представлена она в двух частях. Собственно самим продуктом является сделанный нами гайд по ресурсу (русскоязычные его адаптации отсутствуют) и ряд заданий, ориентированных на этот ресурс. Он представлен как приложение. Второй этап состоял в попытке исследовательского расширения проекта и изучении тех вариантов его развития (темах-комплементах), которые могут ещё глубже интегрировать в учебную практику. Нам показалось важным «поддержать» возможности ресурса за счёт других теоретических вариантов развития.

Работа с проектом ОРБИС заставила нас более глубоко овладеть темой исторической и экономической географии. Поскольку без наличия активного культурного бэкграунда понимание идей и результатов подобных проектов является редуцированным, неполным.

Первый этап можно условно «Аналитикой пространства». Какие современные тренды мы можем отметить в этой области? Какие новые инструменты появились?

Очевиден рост интереса к проектам, интегрирующие различные учебные дисциплины (что мы уже отметили ранее).

Понятие «пространство» уже прочно вошло в глобальный научный дискурс. Внимание историков к географическому контексту и интерес географов к культурной проблематике существенно сблизили две дисциплины и дали толчок к появлению междисциплинарных подходов. Вместе с развитием вычислительной техники это привело к появлению исторической геоинформатики – научного направления и технологии комплексного анализа исторических источников, объединенных в географические информационные системы. Геоинформатика может применяться для визуализации пространственных источников, моделирования взаимосвязей между различными явлениями, а также для анализа альтернативных точек зрения на пространственные аспекты социальных явлений.[1]

Что обращает на себя наше внимание в первую очередь, когда мы говорим о состоянии современной экономической науки? Конечно, это настоящий взрыв интереса к эконгеографии (экономической географии), произошедший в пару последних десятилетий.

Едва ли не основным именем, важным для этого подъёма интереса к эконгеографии является имя нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана. Именно он оформил ту модель, которая позволила по-новому рассмотреть проблемы и идеи пространственного развития. Определяющая роль в этой модели уделена экономике. Потому что только экономическая отдача является мощным драйвером развития региона. Здесь важно следующее принципиальное наблюдение. Есть такие точки развития, начиная с которых экономика региона вступает в фазу энергичного и нелинейного развития. Когда эффект отдачи становится всё отчётливее. Но «попасть» в эти точки быстрого роста регион может только при том условии, что его экономика уже достигла определённого (и весьма значительного) уровня.

В работе 1991 г. «Возрастающая отдача и экономическая география» П. Кругман предложил математически строгий подход, позволяющий одновременно моделировать товарные потоки, размещение производств и потребителей в пространстве. Сформулированная им в работе модель хорошо известна в экономической географии под названием «центр–периферия». Эта модель подтверждает тезис о том, что расслоение регионов в уровне развития – неизбежный спутник роста.[2]

В чём же основная идея теории Кругмана? В том, что, обращаясь к экономической диспозиции региона, мы можем не только объяснить уровень его развитости, но и причины неизбежной неравномерности пространственного развития. Кругман постулируют ту самую пространственную экономическую ассиметрию, которую долгое время считали преодолимой, полагая, что глобализация «выравнивает» уровень развития регионов, делает пространство экономически более «гомогенным». Теория Кругмана показывает, что кумулятивный рост региона возможен лишь при наличии мощного центра. То есть такого центра, который продуцирует поток идей, поток инноваций. А стать достаточно мощным центр может, только «стягивая» («отбирая») ресурсы (от сырьевых запасов до человеческого капитала) с периферии. Инновации же, родившись в центре, затем распространяются на периферию (согласно теории «диффузии инноваций», созданной шведским географом Т. Хегерстрандом).

Как мы можем заметить, важным трендом сегодня становится появление новых способов визуализации, позволяющих более полно демонстрировать логистические механизмы. Приведём один из интересных примеров такой визуализации. Это своего рода логистические «развёртки».

С.В. Рогачев, «Уроки понимания карты (основы пространственного анализа)».[3] Примеры:

http://geo.1september.ru/2005/19/42-3.gif

http://geo.1september.ru/2005/19/40-1.gif

http://geo.1september.ru/2005/24/35-1.jpg

http://geo.1september.ru/2005/19/43-1.gif

Интересной (и смыслово близкой нашей работе с проектом ОРБИС) представляется практика описания географических связей на основе теории графов. Этот способ интерпретации развития коммуникаций позволяет создавать содержательные кейсы. Что также очень ценно для школы, всё более «разворачиваемой» в сторону кейсов.

Приведём пример такого кейса.

Кейс 19. Торговые сети: Полоцк – древнейший город Белоруссии:

Благодаря выгодному географическому расположению Полоцк в XIV – XV вв. стал одним из крупнейших торгово-ремесленных городов Белоруссии. Вопросы к кейсу. Рассмотрите торговые отношения между Полоцком, Новгородом, Псковом, Москвой, Смоленском и Ригой до и после 1406 г. Постройте и охарактеризуйте граф, описывающий их, по следующим параметрам: количество вершин и ребер; степень каждой вершины; что символизируют вершины и ребра; плотность графа; показатели центральности всех акторов. Является ли граф полным, связным? Почему города могут быть заинтересованы в увеличении плотности графа? Местоположение какого города, Полоцка или Пскова, является более выгодным?[4]

Следующим этапом является исследование темы «Маршрутов».

Здесь много современного и актуального для России материала. Например, нефтяные маршруты. Эта тема также допускает создание цельных кейсов. Например, кейса, посвящённого китайской стратегии «жемчужной нитки» (эта стратегия состоит в создании от Ближнего Востока до южного Китая целого ряда собственных (взятых в управление) баз.

Ещё примеры возможных кейсов.

Кейс. Предложите проект развития СМП (Северного морского пути).[5]

Кейс. Маршруты и Пираты → решите проблему Малаккского пролива, связанную с нападением пиратов.[6]

Кейс может быть и гораздо более разветвлённым (как бы вмещающим в себя целую группу локальных кейсов). Пример. Великий Шелковый путь: траектория развития.

Мир XII века был связан торговыми путями... И что бы ни происходило в мире, товары с одного конца Земли требовались в другом, и потому Великий торговый путь был всегда... От Восточного Средиземноморья через Сирию он тянулся к Ирану, где издревле были устроены колодцы и водоемы для караванщиков, оттуда вел к Бухаре и Самарканду (кстати, лучшие шелка вырабатывались тогда не только в Китае, но и там), затем переваливал через Северный Памир к Кашгару и Яркенду; здесь он раздваивался, обходя с севера и юга пустыню Такла-Макан, и сходился у озера Лобнор, оттуда шел в стени, населенные кочевыми пародами, и далее, в Китай. Арабские историки тех времен считали, что от Красного моря до Китая двести дневных переходов. Реально же никто не мог так быстро проделать этот путь, потому что любой караван должен был останавливаться в городах и в оазисах, вести там торговлю.[7]

Упомянутым нами «кейсом в кейсе» может стать тема «Подъёмы и спады».

Исследуем «лучшие» и «худшие» времена Шелкового пути (а также и тех отдельных пунктов, из которых он слагался). Вот некоторые «эпизоды» к этому кейсу:

Великий Шелковый путь трижды примерно с интервалом в пять столетий достигал своего пика.  В 121 г до н.э. первый караван с шелком и бронзовыми зеркалами прошел из Китая в Центральную Азию. В конце 2 века до н.э. Великий путь достиг Средиземноморья. На рубеже новой эры Шелковый путь становится основным коммуникационным каркасом древнего мира. Впервые китайский шелк появился в Риме при императоре Августе. Древнекитайский шелк, приравниваемый по цене к золоту, выкачивал из Римской империи огромные средства. В дальнейшем кризис  античного общества и натурализация экономики в Европе привели к упадку торговли. Как правило, товары доходили только до Византии. Второе возрождение Великого  шелкового пути  началось  после 500-летнего перерыва.  Вновь возобновились   сухопутные связи  между  западом и востоком Азии. По-прежнему, как и в  древнем мире, шелк  оставался   самым  ходким и желанным товаром  для аристократии. Необычайно высокий спрос превратил шелк в международную валюту. Через Герат  купцы получали выход в Персию к берегам Аравийского моря или через Нишапур в Константинополь, Антиохию  и Каир... До 3 века н.э. Великий Шелковый путь контролировался четырьмя империями –  Китайской (Ханьской),  Римской в Средиземноморье, Парфянской на Ближнем Востоке, Кушанской  в Средней и Южной Азии.  Великий путь трижды был под контролем преимущественно одного государства – Тюркского каганата (6 в.), Монгольской империей Чингисхана (вторая половина 13 века)  и империи Тимура (последняя треть 14 века). За всю историю ВШП только Монгольской империи  удалось получить полный контроль над  трансконтинентальной трассой.[8]

Стремясь укрепить стабильность в Центральной Азии, администрация Обамы разработала концепцию Нового Шёлкового пути.[9]

Тема «Пути и прорывы» состоит в поиске ключевых точек, которые не просто приращивают пространство, но резко увеличивают уровень контроля над ним и возрастание степеней свободы (а не просто «площадей») в логистических узлах.

Вслед за Эдвардом Саидом постколониальные исследователи подчеркивали значение океанов, которые отделяли имперские метрополии от их далеких колоний, и романтику морских странствий, которые создавали и связывали империи. В этих исследованиях заморский колониализм выглядит более предприимчивым, самоуверенным и репрессивным – одним словом, более империалистическим, – чем колониализм континентальный. На деле до изобретения железных дорог и телеграфа сухопутные пространства было труднее преодолевать, чем морские. В сер. XVIII века немецкий ученый Герхард Фридрих Миллер организовал российскую экспедицию в Сибирь. Длина его маршрута, проделанного пешком, верхом и в санях, была почти равна длине экватора, и он преодолел это расстояние за десять лет; по морям капитан Кук огибал земной шар за три года. В мирное время перевозить грузы из Архангельска по морю в Лондон было быстрее и дешевле, чем из Архангельска по суше в Москву. В военное время грузы и войска плыли из Гибралтара в Балаклаву быстрее, чем ехали из Москвы в Крым. К нач. XIX в. доставлять грузы в российские базы на Аляске было в два – четыре раза дешевле плаванием через три океана, чем сухопутным путем через Сибирь, и к тому же безопаснее; именно так, кругосветным плаванием из Петербурга или Одессы, империя доставляла зерно и масло в Русскую Америку. На транспортировку пушнины из Аляски через Сибирь в Китай уходило два года; американские корабли доставляли ее за пять месяцев (Foust 1969). И технически, и психологически Индия была ближе к Лондону, чем многие губернии Российской империи – к Петербургу. Океаны соединяли, а земля разделяла.[10] 

Германское экономическое чудо конца XIX века неизбежно вылилось в расширение жизненного пространства – но не в сторону России, как учили нас пропагандисты, а на Ближний и Средний Восток – ось Берлин-Багдад. Англии и её марионетке России пришлось сдержать Германию Первой мировой, которая одновременно стала первой войной за нефть. Эта железная дорога впервые дала Константинополю и Османской империи жизненно важную современную экономическую связь со всем своим азиатским внутренним пространством. Эта железнодорожная линия, если бы её продлить до Багдада и дальше до Кувейта, стала бы быстрейшим и наиболее дешевым путём между Европой и всем Индийским субконтинентом, всемирной железной дорогой первого порядка.[11]

Интересной идеей представляется тема «Карта + Фильм». Кстати, на материале Античности сделано много популярных и ярких фильмов и сериалов (Античность – одна из любимейших тем современного кинематографа). Вот пример возможной «сцепки» реальной географии и сюжета фильма.

Картина того, как начинались дороги в южноамериканских джунглях, дана в фильме «Фицкарральдо» Вернера Херцога. Фицкарральдо совершает трудный путь (2000 миль по Амазонке и её притокам), достигая театра «Амазонас». Он грезит о создании оперного театра в самом «чреве» перуанской сельвы. Особняком стоит сцена, в которой Фицкарральдо и индейцы перетаскивают корабль весом 328 тонн через горный кряж.[12] 

Мониторинг схожих ресурсов:

«Римские» проекты:

Сопряжение интерактивных пространственных моделей с сюжетами из исторических исследований.

Пример: В недавнем фундаментальном исследовании Майлза как никогда прежде подробно разобрана история Карфагена. К тексту могут быть «прикреплены» вопросы, требующие реального понимания «античной» географии и умения продемонстрировать это понимание. Ниже приведены отдельные фрагменты из текста, внутри скобок – наши вопросы по материалу фрагмента. (Ответы на вопросы даны в виде прямых выдержек из текста монографии Майлза)

Майлз Ричард. Карфаген должен быть разрушен[13]:

Карфаген. Наследник цивилизации финикийских мореплавателей, основавших множество колоний. Богатейший город на западном средиземноморском побережье Африки, обладающий могучим флотом и боеспособной армией. Торговая держава, господствовавшая в регионе задолго до прихода римлян. И все же «Карфаген должен быть разрушен!» Почему не покорен, не завоеван, а именно стерт с лица земли? По каким причинам существование Карфагена сделалось столь невыносимым для его главного конкурента – молодой Римской республики?

Назовите «главный» металл греков. (Серебро пользовалось огромной популярностью на Ближнем Востоке и в Этрурии, но в Греции в VII веке на него практически не было спроса. В главных греческих святилищах использовалась в основном бронза)

Опишите примерный торговый маршрут тирян кон. IX – нач. VIII века (Обычно маршрут судов, идущих из Тира, пролегал по северу Средиземноморья. Они шли сначала в Кипр, потом вдоль южного побережья Малой Азии, к островам Родос, Мальта, Сицилия и Сардиния. На последнем отрезке пути они двигались от Ибицы вдоль побережья Испании, мимо Геркулесовых столбов, бросая якоря в гавани Гадеса. Возвращались корабли менее сложным маршрутом вдоль побережья Северной Африки, Египта и Леванта)

Почему рост поселения, из которого и вырос К. был очень быстр? (Уже само название Quart-Hadasht, «новый город», указывает на то, что Карфаген основывался как колония, а не как обыкновенная торговая фактория)

Почему торговый путь север – юг был особенно важен для К.? (Он связывал город с Сицилией, Сардинией, Италией, материковой Грецией и эгейским регионом)

Почему именно в К. было успешно налажено массовое изготовление декорированных страусиных яиц? (Они экспортировались по всему западному финикийскому миру и нередко использовались в погребальном убранстве. Их популярность объяснялась верой финикийцев в «космическое яйцо», из которого при разделении образовались земля и небеса. Карфагеняне, находясь в Африке, могли гарантировать бесперебойные поставки таких яиц)

Что стало причиной крушения торгового величия Тира? (В 573 году после 13-летней осады Тиру пришлось подписать унизительный мир с вавилонским царем Навуходоносором. Историки традиционно связывают с этой датой кончину независимой тирской торговой империи, ввергнувшей в экономический кризис и финикийские колонии на далеком западе. В действительности оба события стали следствием одного бедствия: коллапса ценности серебра. К нач. VI века Ближний Восток перенасытился этим металлом, что привело к резкому сокращению морского сообщения между Испанией и Левантом. Тир больше не пользовался иммунитетом как основной дилер на рынке драгоценных металлов)

Как сказалось крушение Тира на положении К.? (Для К. исчезновение тирских торговых кораблей в регионе открыло возможности для расширения торговой сети, особенно в сфере поставок товаров и сырьевых материалов из Восточного Средиземноморья, Египта и Леванта)

Какова история отношений К. с Атлантикой? (Согласно греческим и римским авторам, за сто лет до первого похода греков в Атлантику, совершенного Пифеем из Массилии во второй половине IV века, там почти одновременно побывали две карфагенские экспедиции)

Для чего основывались торговых фактории на западном побережье современного Марокко? (Для соления рыбы, изготовления пурпурных красителей и гарума)

Покажите на карте «маршрут» путешествия, совершенного Гераклом после своего десятого подвига: похищения коров у трехголового великана Гериона (Геракл со своими коровами прошел всю Испанию и Галлию, преодолев Пиренеи и Альпы. Зная, что предстоит дальняя дорога, он подготовился к путешествию. Три дня богатырь грузил на коров провиант и снаряжение и лишь потом отправился через горы в Италию и Грецию. Таким образом, к VI веку уже существовала легенда о «Геракловом пути» – маршруте необычайного путешествия, совершенного нашим героем вместе с коровами Гериона. В продолжение столетий она прославляла Геракла не только как великого путешественника, но и как покорителя земель Запада. Возможно, по причине того, что Сицилия была родиной для Стесихора, она и включена им в маршрут Гераклав в поэме «Герионеида», хотя в географическом отношении остров неудобен для путешествия из Италии в Грецию. В повествовании говорится о том, как бык, отбившийся от стада в Южной Италии и преследуемый нашим героем, переплыл Мессинский пролив, попав на Сицилию)

Что, главным образом, везлось в К. в сардинских амфорах? (Хотя в основном Сев. Африка снабжала К. продовольствием, начиная с 30-х гг. V века, возросла роль Сардинии в удовлетворении его потребностей в провианте. Археологами найдено в Карфагене большое количество сардинских амфор в форме «мешков» и «торпед», использовавшихся для перевозки вин, оливкового масла, пшеницы, соленого мяса, рыбы и просто соли: они датируются V-IV веками. Если верить Псевдо-Аристотелю, то карфагеняне даже распорядились уничтожить на Сардинии фруктовые деревья, запретив высаживать новые, поскольку садоводство не вписывалось в их экономические расчеты превратить остров в главного поставщика зерна)

Когда конфликт Рима и К. стал неизбежен? (Некоторые историки, в частности Уильям Харрис, уверены в том, что после поражения Пирра конфликт между Карфагеном и Римом стал неизбежен. Рим завладел всей Великой Грецией, а судьбы греческих городов в Южной Италии давно и тесно переплелись с жизнью их соотечественников на острове Сицилия. В подтверждение своей теории они указывают на такие факторы: захват римлянами Регия (на противоположной от Сицилии стороне Мессинского пролива) в 270 году, основание римлянами двух новых колоний Пестума и Коссы на Тирренском побережье в 273 году и конфискация лесов Бруттия, как источника древесины для постройки кораблей)

Проект ОРБИС. Вопросы, артикулируемые ресурсом. Возможные направления развития исследования. Темы-комплементы («поддерживающие» темы).

Предложим (сугубо в тезисном виде) ещё некоторые возможные тематические расширения данного проекта:

Связь пространства и стоимости. Пространство как издержки на его преодоление.

Объяснение значительной «густоты» римских поселений в окрестностях береговых линий. Отличие Римской империи от чисто «сухопутных» империй (кстати, именно ресурс ОРБИС показывает неоднозначность привычного определения Рима как чисто сухопутной державы).

Проблема «сухопутности» России (на примере России можно показать флуктуации «географических образов» и «географических идеологем» некоторых стран от «сухопутных» к «морским», и обратно). Случай Китая. Случай Генуи. Викинги. Яркие современные примеры расселения, зависящего от тех или иных факторов (наличие берега, месторождения, торговых путей и т.д.). Экономическая география (Пол Кругман и его идеи).

Пространство и математика. «Связность» осваиваемой территории. При помощи ресурса ОРБИС можно изучать карту Римской империи как своеобразную мобильную конструкцию, рассматривая географические пункты как точки с тем или иным числом степеней свободы.

Перспективы развития локуса в зависимости от его вхождения в транспортные кластеры.

Понятия «далёкого» и «близкого» на материале Римской империи. Соотношение далёкого–близкого очень интересно применить к истории России (скажем, в пушкинские времена Париж оказывается к Петербургу (во всяком случае, к петербургскому дворянину) «ближе», чем какие-нибудь псковские деревеньки).

Связь распространения инноваций и «доступности» локуса на материале Римской империи. «Диффузия идей» и дорожная связность. Интересно проследить «маршруты инноваций», а также и то, как транспортные пути «взрыхляют» почву (городские пространства) для культурных «присадок» и технических идей.

Современные технологии и логистические практики как посыл для «обработки» прошлого. Современные технологии меняют восприятие прошлого (происходит экспансия восприятия интерактивной карты (например, лондонского метро) на географические карты прошлого). Ресурс ОРБИС демонстрирует этот интересный и значимый феномен.

Отказ от нарративной модели описания истории. Наблюдается кризис всех «описательных» форм исторических репрезентаций. История начинает мыслиться как интерактивное пространство. Всё большую научную популярность снискивают локальные «истории».

Размывание границ академической и популярной науки. Словосочетание из предыдущего абзаца – «научная популярность» – утверждает быстрое сращение академической науки и популярной; установку на крупную аудиторию; повсеместную практику эдьютеймента.

«Римский мир» как динамическое (пространство). Как «пульсирует» Империя? Как (до каких пределов) расширяется она во времена подъёмов, и как «съёживается» во времена упадка? Одновременно здесь может быть исследован интересный вопрос (тема для возможного будущего проекта) о том, всегда ли расширение территории сопутствует периоду подъёма, а «ссыхание» – периоду упадка?

Интеграция различных форм обработки информации (текст, картограммы, таблицы).

Чем отличается географическое пространство от исторического?

Как связаны философия и чувство времени и география? Инчае говоря, насколько географические сдвиги трансформируют само понимание проблемы времени и интенсивность образа времени (например, в поэзии или живописи)?

Картография события. Ключевые события Римской империи и их территориальная «распределённость».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы

ОРБИС является чрезвычайно ценным ресурсом в образовательной практике целого ряда учебных дисциплин. А также различных форм их интеграции. Этот ресурс прекрасно подходит для интерактивной учебной практики. ОРБИС относится к числу тех современных ресурсов, которые созданы при активном участии ведущих учебных и научно-исследовательских центров мира (к каковым Стэнфорд, несомненно, относится). Это важно, потому что работа с такими ресурсами, помимо очевидной практической пользы, помогает оценить и понять тренды современного передового образования, осуществить собственную «перезагрузку» задач и методов обучения. Существенно, что работа с этим ресурсом легко встраивается в пространство других подобных ресурсов. То есть может расширяться и конкретизироваться, становясь достойным вызовом для продвинутых и мотивированных учеников.

Гипотезу о том, что работа над проектами, подобными проекту ОРБИС, сама по себе стимулирует расширение образовательной практики, приводя к разработке всего содержательного массива, мы считаем подтверждённой (как собственным знакомством с большим набором источников, расширяющих и интенсифицирующих представление о предмете, так и конкретными заданиями, разработанными при участии тьютора). Мы также считаем вполне установленным тот факт, что внедрение в учебные практикумы заданий и примеров, основанных на современных интерактивных ресурсах, имеет не только ценное прикладное, но и общегуманитарное значение.  

Полученные результаты

Составлен вполне удобный гайд по ресурсу ОРБИС.

Осуществлён мониторинг большого числа источников и ресурсов.

Составлен и апробирован на открытом уроке ряд учебных заданий.

Осуществлены тематические «расширения» проекта ОРБИС.

При участии тьютора проекта, учителя экономики М. Ю. Присталова была составлена интересная (применимая в практике других учебных заведений, притом не только средних, но и специальных и высших) «логистическая» анкета. Эта анкета была выложена на сайте.

Задание. Логистика на личном опыте. При выполнении задания можно использовать интеллект-карты, схемы, рисунки, графики и т.д.

Мы то и дело (подчас не задумываясь над этим) совершаем разнообразные «логистические» действия. То есть пытаемся (более-менее обдуманно) спланировать и организовать различные события, участниками которых мы являемся. Какого рода задачи нам приходится решать в таких случаях? Что от нас требуется? Мы должны уметь: скоординировать время (и вообще оценить свои вероятные временны́е затраты); выстроить оптимальные маршруты (определить удобные развязки, места встречи, графики работы, ценовые опции); понять наилучшую очерёдность предполагаемых нами действий; своевременно и точно проинформировать всех потенциальных участников (организуемого события) и так далее.

Расскажите о случаях Вашего личного логистического опыта (при условии, что эта информации не является приватной, а её представление не снижает Вашей безопасности). Были ли у Вас яркие (блистательные или провальные) случаи поиска логистических узлов (пересадочных станций, нужных людей, своевременных информационных сообщений)? Удавалось ли Вам когда-нибудь организовать и успешно осуществить непростую, с точки зрения логистики (большое количество людей, данных, промежуточных стадий), операцию (затею)? Когда конкретно Вы используете те или иные логистические узлы для того, чтобы добраться из одной точки в другую? Есть ли у Вас какая-либо логистическая стратегия (которая вам кажется оптимальной) при посещении магазина (например, «Ленты»)? В чём она состоит? Почему Вы полагаете её оптимальной? Связана эта «оптимальность маршрута» с Вашими личными вкусами и пристрастиями, или она просто «математически» более рациональна. Подумайте над случаями, когда маршрут, оптимальный для одного «пользователя», не является таковым для другого. Например, наиболее удобные маршруты могут различаться для молодых и для пожилых людей. Есть ли у Вас примеры такого рода? Существует ли у Вас любимый (оптимальный) маршрут при посещении музея? Хорошо знакомого Вам? Совершенно незнакомого? Как сильно будут разниться Ваши оптимальные маршруты при посещении магазина (музея, театра) в различных временных режимах (от «Вы очень спешите» до «У Вас очень много (вдосталь, с избытком) времени»)? Будет ли Ваш маршрут в этом случае просто геометрически удлиняться («прирастать»), или изменится вся схема Вашего движения в целом (очерёдность и состав проходимых Вами точек)? Приведите примеры информационной логистической практики. В каких случаях информационного поиска Вы с большим эффектом используете интернет? Как Ваша семья оплачивает коммунальные расходы (электронным образом или «вживую»)? Удалось ли Вам лично помочь кому-либо из Ваших родственников и друзей с оптимизацией их логистических планов и действий? Приведите, пожалуйста, примеры. В каких ещё случаях важна логистическая составляющая? Присутствует ли она, например, в написании контрольной работы? В «порядке поглощения» ужина? В чтении газеты или книги? В подготовке к пикнику или дальней поездке?

Работа над проектом стимулировала разговор о логистических практиках (связях пространства и времени, сравнительной ценности этих «трудновзвешиваемых» параметрах) в целом. Собран (в самостоятельной работе учеников) солидный актив разного рода примеров. При этом часть примеров была прокомментирована учителем экономики и тьютором проекта М. Ю. Присталовым.

Вот один из таких примеров:

Наргиза Сидикова (ученица 8 «А» класса):

Решила привести пример применения логистики в процессе доведения железобетонных конструкций с заводов на строительные объекты. Пословица «дорога ложка к обеду» в логистике означает, что груз, доставленный вовремя, может цениться выше, чем прибывший раньше или позже. Логистическая организация доставки железобетона снимает задачу выгрузки и хранения конструкций на строительной площадке, уменьшая потребность в запасах, а значит и в размерах площадки. Дом может возводиться среди деревьев, а не в месте, перегруженном несвоевременными строительными конструкциями. Снижается потребность в людях, технике, финансах. Экономические и экологические преимущества очевидны.[14] 

Комментарий М. Ю. Присталова:

Интересный пример. По этому поводу иногда вспоминают случай, когда одна российская фирма была оштрафована, задержав поставку необходимых материалов японской компании. В следующий раз она «исправилась», поставив материалы даже с опережением срока. После чего была вновь оштрафована... Потому что японская фирма должна была нести издержки (на которые не рассчитывала) по складированию этих материалов. Именно в Японии появилась система «Точно в срок» (Точно вовремя, Just In Time) – известная логистическая концепция. Основная идея концепции в следующем: если производственное расписание задано, можно так организовать движение материальных потоков, что все материалы и компоненты будут поступать в нужном количестве, в нужное место и точно к назначенному сроку для производства, сборки или реализации готовой продукции. При этом страховые запасы, замораживающие денежные средства фирмы, не нужны. Является также одним из принципов бережливого производства.[15]

Дальнейшее возможное развитие работы

ОРБИС. Сравнение цен преодоления тех или иных маршрутов во времена Римской империи и сегодня, на современных картах. Задача: выявить ценовые изменения внутри кластера; понять причины логистических сдвигов.

«Привязка» мемуаров и писем к местам на карте.

Источники


[9] The Diplomat Magazine: With this year’s withdrawal of U.S. and NATO troops from Afghanistan, the future of regional security in Central Asia remains uncertain. To fill the void of a departing military presence, the Obama administration developed the New Silk Road initiative as its exit strategy. The initiative is designed to maintain regional security by linking Central and South Asian countries through trade.

[15] См. Точно в срок – Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/Точно_в_срок); Точно-в-срок (Just-in-time) – Управление производством (www.up-pro.ru/encyclopedia/just-in-time.html).