Урок по истории России (с применением интерактивного метода – ролевой игры)

Муравьева Анна Валерьевна

Общественные движения в первой половине 19 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rolevaya_igra.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по истории России (с применением интерактивного метода – ролевой игры)

Тема: Общественные движения в первой половине 19 века.

Это занятие разработано по курсу истории России для 1 курса СПО. Оно является частью тематического блока Россия в первой половине 19 века. Занятие является интерактивным, при его проведении рекомендуется использовать работу в группах, опережающее задание «несуществующие диалоги».

После занятия студенты смогут:

         

     - повторить такие понятия, как «цивилизация», «западники», «славянофилы»,

       «патриот»

- тренировать навыки работы  в группах, умение делать выводы, критически   слушать.

- определить свою гражданскую позицию по вопросу о месте России.

Ход занятия:

  1. Мотивация.

  Прочитать строки, написанные Ф.И. Тютчевым:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить…

Беседа с группой по вопросам:

  1. Какова позиция автора по вопросу о пути развития России?
  2. Можно ли поэта назвать патриотом?
  3. Был ли вопрос о пути развития России действительно актуальным в начале 19в.

  1. Целеполагание.

Объявить цели занятия:

а) познакомиться с различными точками зрения о месте Российской цивилизации

    и проанализировать эти данные

б) сделать вывод о пути развития России, ответить на вопрос: «С кем нам по пути»

  1. Представление информации.

Информация по теме предоставляется в виде:

а) мини – лекции преподавателя по теме «Мыслители 19 века о пути развития России»

   Исследователи подразделяют цивилизации на два типа: восточные и западные. К какому из них относится Россия? А может быть ее своеобразие столь велико, что она вообще не вписывается в схему «Восток – Запад»?

Попытки найти ответы на эти вопросы уже в начале 19 века породили в российском обществе острые вопросы. В результате споров оформилось два основных направления общественной мысли: славянофильство и западничество. Из курса истории, вам известно, что к славянофилам относились И.В. Кириевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков и другие. Они отстаивали идею самобытности России, ее принципиальное отличие от стран Западной Европы. Любые попытки направить ее развитие в русло западных ценностей расценивались как навязывание российскому обществу чуждых ценностей. Западниками являлись К,Д,Кавелин, Б.Н.Чичерин, Т.Н.Грановский и другие. Они, напротив, считали, что Россия, хоть и впитала, в ходе истории многие черты азиатских форм жизни, тем не менее, является европейской страной и будущее ее – в развитии по западному пути.

Были и иные точки зрения по этому вопросу. Например, русский философ В. Соловьев, считал, что три силы, три культуры олицетворяют историю: мусульманский Восток, западная цивилизация и славянский мир.

Н.А.Бердяев, также писал о промежуточном положении России между Востоком и Западом, но он считал, что Россия стала «ареной столкновения и противоборства восточных и западных элементов». Это противоборство Бердяев видел в культурном расколе общества. Традиционная культура больше свойственна низшим классам, а европейская культура высшим классам.

П.Я.Чаадаев в «Философских письмах» подвергает резкой критике прошлое России, ее изоляцию от остального мира, но также в последующих письмах пишет о высоком предназначении России.

б) дать студентам предварительное задание – подготовить сценку  

    «Несуществующие диалоги»

 Сценка «Несуществующие диалоги». В данном случае допускается не полное соответствие цитат, но без изменения смысла.

В «комнате» несколько человек, они слушают новое стихотворение  К.С.Аксакова.

К.С,Аксаков (славянофил), стихотворение «Петру1» читает.

Могучий муж! Желал ты блага,

Ты мысль великую питал,

В тебе и сила и отвага

И дух высокий обитал;

Но истребляя зло в отчизне,

Ты всю отчизну оскорбил;

Гоня пороки русской жизни,

Ты жизнь безжалостно давил…

Вся Русь, вся жизнь ее доселе

Тобою презрена была,

И, на твоем Великом деле,

Печать проклятия легла.

Грановский (западник): - Позвольте с Вами, милостивый государь не согласиться. Я – историк, много изучал, да и путешествовал не мало, и не могу принять вашу оценку деятельности Петра. Куда мы без Европы? А, именно Петр, туда «окошко – то» и «прорубил».

Хомяков (славянофил): - А головушек русских, вместе с этим «окном» сколько слетело? Нет уж, нечего нам в хвосте Запада обретаться, объедками, да подачками их, питаться. У нас свой путь, особенный, Петр начал его ломать, а нам доламывать не след.

Кавелин (западник): - Не о старине седой, нужно думать, не жалеть, а по пути прогресса, господа, следовать. А прогресс и Запад – это одно и тоже сейчас. Как нам без Запада!

Бердяев: - Да, историческая судьба русского народа была несчастной и страдальческой (не только при Петре), и развивался он катастрофическим темпом, через прерывность и изменение типа цивилизации.

Чаадаев: - А я, господа, вообще считаю, что мы не входим составной частью в человечество, мы принадлежим к тем, кто существует лишь для того, чтобы быть предостережением и уроком всему миру. Но, в будущим у России, предназначение Высокое…

После этих слов из комнаты все уходят…

На основе предоставленной информации студенты должны сделать вывод о том, какие пути развития Российской цивилизации, обсуждались писателями, философами, историками в 19 веке?

4.Интерактивное упражнение.

Ролевая игра «Ваше мнение». Для того чтобы выполнить задание, необходимо поделить группу на две части: которые будут искать влияние «Востока» и «Запада»

  1. Прочитайте приведенные ниже примеры из истории, когда Россия, по своей воле или нет, оказывалась под влиянием «Запада» или «Востока», дополните сами этот список.

  1. призвание варягов
  2. принятие христианства
  3. монголо-татарское иго
  4. реформы Ивана Грозного
  5. опричнина
  6. преобразования Петра 1

  2. Познакомьтесь со стихами В.Я. Брюсова:

Не надо несбыточных грез,

Не надо красивых утопий,

Мы снова решаем вопрос,

Кто мы в этой старой Европе?

Как вы считаете, нужно ли нам сейчас думать об интеграции с европейскими странами или нам следует ее избегать?

После выполнения заданий в группах, студентам предоставляется возможность поделиться результатами работы.

5.Рефлексия.

Предлагаются вопросы, на которые студентам предлагается ответить письменно:

  1. Задумывались ли вы раньше по поводу темы этого занятия?
  2. Какая часть урока была для вас наиболее интересна? Почему?
  3. оцените данное занятие по шкале полезности от «1» до «5».

В качестве домашнего задания целесообразно предложить следующие темы для написания эссе:

       1.Зависит ли дальнейшая судьба России от того, какой путь развития мы выберем?

       2.Какова Ваша гражданская позиция по вопросу о пути Российской цивилизации?

      3. Важно ли для человека, который считает себя гражданином и патриотом, задумываться о судьбе Родины? Почему?