Курс лекций по этнодемографии

Кудашова Людмила Юрьевна

В курс лекций по этнодемографии включены план лекций, презентация и полная разработка лекции: Этнодемография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_lekciy_po_etnodemografii.rar121.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Этнодемография»

Данный курс лекций является специальным, разработан для студентов исторического факультета специальности «История» направление «Этнография». Курс рассчитан на 18 часов аудиторного чтения и 18 часов семинарских занятий. В своем курсе лекций я выделила следующие разделы:

        1. Раздел I Теория этнодемографии (5 часов).

        2. Раздел II Источники этнодемографии (4 часа).

        3. Раздел III Демографическая и семейная политика Европы, Азии и России в XX веке. (4 часа).

В данном разделе я выделила тему «Этническая и национальная политика стран Европы, России и США», т.к. считаю достаточно актуальной заявленную тему на сегодняшний момент.

Тема лекции. Этническая и национальная политика стран Европы, России и США в XX веке. (2 часа)

  1. Понятие этнической и национальной политики, ее виды.
  2. Репрессивная и дискриминационная национальная политика: политика геноцида, депортации народов, этнические чистки (основные понятия).

Рекомендуемая литература:

Политическая энциклопедия. – М.: Мысль, 2000. – 780 с.

Наймарк Н. Пламя ненависти: этнические чистки в Европе XX века. – М-СПб., 2005.

Некрич А.М. Наказанные народы. – М.: Политиздат, 1975. – 475 с.

Полян П.М. Не по своей воле…: История и география принудительных миграций в СССР. – М, 2001. – 313 с.

Рогозин Д. Война и мир в терминах и определениях. М., 2004. – 428 с.

4. Раздел IV Виды миграционных процессов в современном мире. (3 часа).

5. Раздел V Развитие этнодемографии в России (2 часа).

План семинарского занятия

Тема 1. «Насильственная демография» (2 часа)

  1. Политика геноцида (на примере фашистской Германии).
  2. Депортации народов (на примере политики Советского Союза во время Второй Мировой Войны).
  3. Этнические чистки (когда возник данный термин, в связи с какими событиями и основные примеры этнических чисток конца XX века).

Методические рекомендации:

        При подготовке к семинарскому занятию студент должен освоить основные термины и понятия «насильственной демографии» (геноцид, депортация, этнические чистки) XX века. Понять причины появления насильственной политики и определить основные их очаги. И в итоге сделать вывод какую политику должны проводить государства, чтобы избежать проявления дискриминации других национальностей и этнических групп на своей территории. Студентам следует обратить внимание на книгу Наймарк Н. Пламя ненависти: этнические чистки в Европе XX века. Где автор достаточно хорошо описывает политику геноцида, депортации и этнических чисток и приводит основные примеры из истории XX века.

Рекомендуемая литература:

Политическая энциклопедия. – М.: Мысль, 2000. – 780 с.

        Наймарк Н. пламя ненависти: этнические чистки в Европе XX века. – М-СПб., 2005.

Некрич А.М. Наказанные народы. – М.: Политиздат, 1975. – 475 с.

        Полян П.М. Не по своей воле…: История и география принудительных миграций в СССР. – М, 2001. – 313 с.

Рогозин Д. война и мир в терминах и определениях. М., 2004. – 428 с.

Раздел III. Тема 7. Этническая и национальная политика стран Европы, России и США в XX веке. (2 часа)

  1. Понятие этнической и национальной политики, ее виды.
  2. Репрессивная и дискриминационная национальная политика: политика геноцида, депортации народов, этнические чистки (основные понятия и примеры).

Нельзя сказать, что национальный вопрос стоит остро в современном мире, дискриминация и угнетение одной расы другой ярко прослеживается с начала существование человека на земле. Поэтому этот вопрос  весьма актуален. Истории известны страшные цифры от потери миллионов людей в ходе фашистского геноцида, депортации, этнических чисток и другой национальной дискриминацией. К сожалению попытки различных государств остановить данные процессы дали незначительные результаты и поэтому очень важно каждому человеку осознавать насколько серьезны последствия массового уничтожения целых народностей.

Тысячелетиями в отношениях между народами правящие элиты провозглашали краткий и жесткий принцип: “разделяй и властвуй”. Этим правилом умело пользовались правители Древнего Рима, колониальных держав (Англии, Франции, Испании, Португалии и др.) и империй (Австро-Венгерской, Турецкой и др.). По сути дела к этой пресловутой формуле сводились цели, принципы и механизмы политики, применяемой в отношениях между народами. Однако лучшие умы человечества всегда мечтали об обществе подлинной национальной гармонии, в который народы “распри позабыв в великую семью объединяться” (А.С. Пушкин). Но только в ХХ веке, причем лишь в отдельных государствах, эта мечта стала воплощаться в жизнь. Приоритет здесь принадлежит СССР, Швейцарии, Бельгии, Российской Федерации и некоторым другим странам, в которых была достигнута экономическая стабильность и в основном решен национальный вопрос.

Как показывает мировой опыт (позитивный и негативный) решение национального вопроса и достижение межнационального мира и согласия возможно лишь на основе проведения последовательно демократической национальной политики.

Этнополитика – целенаправленная деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах и правовых актах государства.

Национальная политика – система мер, осуществляемых государством, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов, на решение противоречий в сфере национальных отношений.

Виды этнической политики

1. Геноцид – государственная политика, направленная на полное физическое уничтожение расы, этнической группы. Например: действия нацистов в отношении всех, кого они считали «недочеловеками» (евреи и все славянские народы).

2. Дискриминация - любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной и культурной или любых других областях общественной жизни. Дискриминация признается существующей при наличии двух элементов: проведения различий по этнической принадлежности или этнического происхождения, цвета кожи — и ограничения в любой форме вследствие проведения этих различий возможности того или тех, в отношении кого эти различия проводятся, пользоваться на равных началах основными правами и свободами.

3. Ассимиляция слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Во многих странах в условиях национального и религиозного гнёта имела место насильственной Ассимиляция: так было в Австрийской империи, позже - в Австро-Венгрии, в царской России. Аналогичные процессы продолжаются и теперь в некоторых капиталистических странах (Испания, Греция). В ряде стран, где есть национальные меньшинства, происходит естественная А. В СССР и других социалистических странах, в условиях полного равноправия всех народов, некоторые малые народы, преодолев вековую экономическую и культурную обособленность, сливаются с более крупными этническими общностями.

4. Интеграционизм – напр. Франция. Любой гражданин автоматически является французом, теряя при этом свою этничность .

5. Поликультурализм - признание государством n -го числа этнических образований на своей территории. Но когда у этнических групп разный статус, это может привести к этническим конфликтам.

Национальная политика осуществляется на следующих уровнях: общегосударственный, региональный, местный.

Национальная политика различается по цели, содержанию, направленности, формам и методам осуществления, результатам.

Цели: национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций, национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнической «чистоты», защита национального от влияния инонационального

Содержание: гуманистическое, интернационалистическое, антигуманное, националистическое, великодержавно-шовинистическое.

Направленность: демократическая, миротворческая, созидательная, прогрессивная, тоталитарная, разрушительная, реакционная.

Формы и методы осуществления: насилие, толерантность, уважительное отношение, господство, подавление, репрессии, насильственные, грубые, унизительные, «разделяй и властвуй».

Результаты: Согласие, единение, сотрудничество, дружба, напряженность, конфронтационность, конфликтность.

В многонациональной России стратегической, программной целью является: укрепление единства и сплоченности всех народов на основе национального возрождения и межнационального сотрудничества,  упрочение федеративных отношений и связей, формирование государственно-политической и межнациональной общности – россияне.

Актуальные задачи национальной политики ближайшего периода:

урегулирование межнациональных конфликтов,

снижение напряженности в межнациональных отношениях (там, где она есть), защита русского и русскоязычного населения в ближнем зарубежье,

решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев и др.

При разработке национальной политики необходимо учитывать определенные принципы и установки. Важнейшими из них являются следующие:

Национальная политика должна разрабатываться исходя из особенностей страны, уровня ее социально-экономического развития.

Политика по отношению к национальностям должна быть сопряжена с экономической, социальной, культурно-образовательной, демографической и другими видами государственной политики, в комплексе с которыми и может быть реализована национальная политика.

Научность национальной политики, что предполагает строгий учет закономерностей и тенденций развития наций и национальных отношений, научно-экспертную проработку вопросов, связанных с регулированием межнациональных отношений, опора на подлинно научный анализ происходящих процессов, на квалифицированные прогнозы, оценки имеющихся альтернатив политического курса. Там, где вопросы национальной политики рассматриваются не на основе научного подхода, а субъективистски, неизбежно допускаются ошибки и перегибы.

Следует учитывать:

  1. природно-климатические условия,
  2. социально-исторические особенности формирования этноса, его государственности,
  3. демографические и миграционные процессы,
  4. этнический состав населения, соотношение титульных и нетитульных национальностей,
  5. конфессиональную характеристику,
  6. особенности национальной психологии, уровень этнического самосознания, национальные традиции, обычаи, взаимоотношения этноса с другими социально-этническими общностями и т.д.

В настоящее время правовая база национальной политики разработана достаточно неплохо, но вот применение ее в действительности и воплощение в реальность остается всего лишь по большей степени чернилами на бумаге. Практика показывает, что зачастую даже такая международная организация как ООН не способна предупредить, а тем более избежать агрессии одного государства по отношению к другому.

Сложно приходиться тем государствам, в которых пестрый национальный состав, ведь необходимо учесть все сферы жизни, чтобы создать благоприятную атмосферу проживания других народов на своей территории, но, тем не менее, необходимо стремиться к согласию и быть толерантными.

2. Репрессивная и дискриминационная национальная политика: политика геноцида, депортации народов, этнические чистки (основные понятия и примеры).

        К сожалению мировой истории известны смерть миллионов ни в чем не повинных людей, которые стали жертвами дискриминационной политики. В данном вопросе я хочу кратко рассказать о геноциде, депортации и этнических чистках и назвать основные события проводимых политик в XX веке. Подробнее данные вопросы будут разбираться на семинарском занятии.

Политика геноцида:

Геноцид - (греч. genos — род, племя; лат. caedo — убиваю), действия, направленные на уничтожение (полностью или частично) целых групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам. Современным международным правом геноцид рассматривается как международное преступление (Конвенция ООН 1948 г.). Само собой разумеется, что при практике двойных стандартов, которая всемерно употребляется новоявленными демократами в Российской Федерации, слово «геноцид» стало иметь два взаимоисключающих понимания.

Геноцид армян в Турции в 1915-16 гг.

Геноцид Армян 1915-16, массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении, Киликии и других провинций Османской империи, осуществленные правящими кругами Турции в период первой мировой войны ( 1914-1918). Политика геноцида в отношении армян была обусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеология Панисламизма и Пантюркизма, которую с середины XIX в. исповедовали правящие круги Османской империи. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью в отношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала к отуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкое правительство Османской империи строило далеко идущие планы создания "Большого Турана". Имелось в виду присоединить к империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, имевшим русскую ориентацию и противостоявшим захватническим планам пантюркистов.

Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турции намеревались достичь нескольких целей: ликвидация Армянского Вопроса, что положило бы конец вмешательству европейских держав; турки избавлялись от экономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армянского народа; устранения армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, к достижению  великого идеала туранизма. Исполнительный комитет трех получил широкие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали спецотряды «Тешкилати-и махсусе», состоявшие преимущественно из освобожденных из тюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны были принять участие в массовом уничтожении армян.

С мая-июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населения Западной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия, Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей. Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились в караваны, которые направлялись вглубь империи, в Месопотамию и Сирию, где создавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местах своего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергались нападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи. Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая часть депортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были в безопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились из лагерей и вырезались тысячами в пустыне. Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлись причиной гибели сотен тысяч людей.

Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб духовной и  материальной культуре армянского народа. В 1915-16 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей, хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических и архитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностей культуры армянского народа продолжается по настоящее время.

Пережитая армянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни и общественного поведения армянского народа, прочно осела в его исторической памяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшее непосредственной его жертвой, так и последующие поколения.

После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшее преступление против человечества. В основу правовых документов о геноциде легли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом в Нюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. В дальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными из которых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него  ( 1948)  и Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968.

Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения. Антисемитизм стал официальной политикой фашистского государства, хотя евреи составляли менее 1% населения, нацисты обвинили их в том, что они якобы стали хозяевами Германии. Для достижения своих целей гитлеровцам необходимо было лишить евреев возможности участвовать в жизни общества. Этот процесс начался в апреле 1933 г. Таким образом еще до начала непосредственных военных действий фашистской Германией и начала Второй Мировой Войны началось истребление еврейского населения как нации.

Депортация

Депортация - (лат. deportatio) - принудительная высылка лица из государства. Д. нередко применяется в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно въехавших в то или иное государство.

Советская депортационная политика началась с выселения белых казаков и крупных землевладельцев в 1918-1925 годах. Первыми жертвами советских депортаций стали казаки Терской области.

В середине 1930-х в Ленинграде сначала были арестованы многие эстонцы, латыши, литовцы, поляки, финны и немцы. С весны 1935, на основании секретного указания народного комиссара внутренних дел Г. Г. Ягоды от 25 марта 1935, из приграничных районов на северо-западе были принудительно выселены местные жители, основная часть из которых были финны-ингерманландцы.

15 тысяч семей лиц польской и немецкой национальностей (около 65 тыс. человек) были выселены с Украины, территорий, прилегающих к польской границе, в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области. В сентябре 1937 года на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428—326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края».

28 августа 1941 г. указом Президиума Верховного Совета СССР была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья. 367 000 немцев было депортировано на восток (на сборы отводилось два дня): в республику Коми, на Урал, в Казахстан, Сибирь и на Алтай. Частично немцы были отозваны из действующей армии. В 1942 началась мобилизация советских немцев в возрасте от 17 лет в рабочие колонны. Мобилизованные немцы строили заводы, работали на лесозаготовках и в рудниках.

В 1943—1944 гг. были проведены массовые депортации калмыков, ингушей, чеченцев, карачаевцев, балкарцев, крымских татар, ногайцев, турок-месхетинцев, понтийских греков, болгар, крымских цыган, курдов — в основном по обвинению в коллаборационизме, распространённому на весь народ. Были ликвидированы (если они существовали) автономии этих народов.

В 1948—1953 гг. более 100 тыс. азербайджанцев было депортировано из Армянской ССР в Азербайджанскую ССР.

Впервые тотальная депортация с последующим применением репрессивных мер, направленных на ущемление гражданских прав по признаку этнической принадлежности, была признана преступлением в декларации Верховного Совета СССР, принятой 14 ноября 1989 года. Позднее, в апреле 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон "О реабилитации репрессированных народов", признавший противоправность политики, практиковавшейся на государственном уровне по отношению к этим народам, и наметивший пути восстановления нарушенных прав.

Этнические чистки

Этническая чистка (этнические чистки) — политика, направленная на насильственное изгнание с определённой территории лиц иной этнической принадлежности, при этом «этнические чистки» могут принимать самые различные формы, от массового переселения этнических групп и принуждения к эмиграции до депортации и геноцида.

В общем плане этнические чистки означают любой вид вытеснения «нежелательных» групп населения с данной территории по причинам, связанным с религиозной или национальной дискриминацией, по политическим, стратегическим или идеологическим соображениям — или комбинации вышеуказанных причин.

 Термин «этническая чистка» вошёл в международный лексикон в качестве кальки с сербско-хорватского выражения «etničko čišćenje». В 1990-е годы средства массовой информации бывшей Югославии регулярно использовали это выражение по отношению к политике, проводившейся в ходе гражданской войны в этой стране. Примерно в 1992 году его позаимствовали международные СМИ. Возможно, что этот термин появился ещё до распада Югославии в военной доктрине бывшей Югославской Народной Армии, где говорилось об «очистке территории» (čišćenje terena) от врага для обеспечения полного контроля над захваченным районом. Истоки этой доктрины неясны — возможно, это было наследие партизанской войны на территории Югославии в ходе Второй мировой войны.

XX век стал свидетелем многочисленных этнических чисток, особенно в Европе и на Ближнем Востоке. Часть из них предусматривалась межгосударственными договорами, обычно заключавшимися в результате войн.

Обмен населением между Грецией и Турецкой Республикой по Лозаннскому договору 1923, завершившему Первую мировую войну на востоке и вооружённые столкновения между Грецией и Турецкой Республикой, имевшие место уже после войны.

Геноцид армян, понтийских греков и ассирийцев, осуществлённые младотурками в 1914 − 1922.

Высылка польского населения из Белоруссии и Украины в Казахстан в 1932 − 1936.

Депортация польского, финского, румынского, украинского населения с территорий, присоединённых к СССР в 1939 − 1940(отмечены случаи массового расстрела поляков).

Массовая депортация этнических немцев Поволжья в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан и корейцев с Дальнего Востока в Среднюю Азию.

Депортация 110 тыс. этнических японцев c Тихоокеанского побережья США в концентрационные лагеря после начала войны Соединённых Штатов с Японией (1942).

Депортация турок-месхетинцев, исламизированных амшенских армян (хемшилов) и понтийских греков из Грузии в Среднюю Азию.

Высылка евреев из Австрии после аншлюса Австрии Германией, депортация поляков и евреев с польских территорий, присоединённых к Германии.

Уничтожение германскими нацистами на захваченных территориях в Европе евреев (Холокост) и цыган.

Массовая депортация чеченцев, ингушей, балкарцев, калмыков, крымских татар, карачаевцев, осуществлённая в 1943 − 1944 по указанию Сталина под предлогом имевшихся фактов сотрудничества этих народов с немецко-фашистскими оккупантами.

Этнические чистки среди польского населения Волыни, осуществлявшиеся западноукраинскими националистами во время Второй мировой войны и аналогичные действия Армии Крайовой (АК).

Уничтожение коренного немецкого населения в послевоенной Чехословакии.

Массовая депортация украинского населения из Холмщины (Польша) на территорию СССР, осуществлённая польской армией в 1947 году (см.также операция «Висла»).

Депортация 800 000 поляков из Варшавы в концентрационные лагеря после поражения Варшавского восстания 1944 (в результате которой погибло 200 000 человек).

Широкомасштабные этнические чистки, сопровождавшие гражданские войны в Югославии в период с 1991 по 1999. Особенно пострадало население восточной Хорватии и Сербской Краины (1991—1995), практически всей Боснии (1992—1995) и сербской провинции Косово с преобладанием албанского населения (1999). В результате этнических чисток десятки тысяч сербов, хорватов, боснийских мусульман и албанцев были изгнаны из родных мест. При этом отмечались факты массовых расправ, убийств и изнасилований в отношении мирного населения. Уже в 2004, после ввода в провинцию Косово войск НАТО, произошёл очередной всплеск насилия в отношении немногочисленных сербов, оставшихся на родной земле. 17 марта 2004 года косовские албанцы организовали погромы, в которых погибли 19 человек, 954 получили ранения, несколько тысяч сербов были изгнаны с мест своего проживания. В погромах было сожжено и подорвано 800 сербских домов, 35 православных храмов и монастырей.

Если говорить конкретно о национальной политики в нашей стране, то я не вижу каких-либо программ и предложений со стороны государства, направленных на улучшение жизни других национальностей на территории нашей страны.

Национальный вопрос всегда остро  стоял не только в такой многонациональной стране как Россия, но и во многих других странах мира. Национализм имеет очень глубокие корни, еще с древности и решение вопросов, связанных с дискриминацией одной нацией другой очень сложный, который требует немало затрат и времени и финансов и внимания со стороны государства. Но в первую очередь каждый человек лично должен осознать всю глубину проблемы национализма и для себя решить, как относиться к людям с другой национальностью, которые окружают нас практически каждый день, особенно в крупных городах, где эта проблема и стоит наиболее остро.

Только лишь за XX век политика «насильственной дискриминации» унесла жизни миллионов людей, и, к сожалению люди, не останавливаются в своих желаниях уничтожить тех, кто не похож на них по цвету кожи или другим каким-то признакам. Следует отметить, что во время политика «насильственной дискриминации» погибало и много памятников культуры, литературы, искусства и многое другое, что было создано нацией или этнической общностью за время ее существования.

Как показывает практика, «насильственная дискриминация» всегда приводила только лишь к насилию, тысячам смертей и огромному горю, ведь при таких политиках как геноцид, депортация, этнические чистки и другое, погибали целые народы, так и не поняв, за что.