«ЗНАЧЕНИЕ И ЦЕНА ПОБЕДЫ СОВЕТСКОГО НАРОДА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.»

Есин Алексей Евгеньевич

ОБОБЩАЮЩИЙ    УРОК

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_vov.doc270 КБ
Microsoft Office document icon velikaya_pobeda_prez.doc2.02 МБ

Предварительный просмотр:

                                          Тот, кто попытается перечеркнуть прошлое,

                                            Обречен пережить его вновь.

                                                                                         Дж. САНТАЯНА

Заголовок окошко для взгляда вперед,

Посмотри и подумай, что тебя ждет,

Заголовок – это не просто слова эти слова всему голова.

   

ОБОБЩАЮЩИ УРОК - Тема урока: 

                        «значение и цена победы  СОВЕТСКОГО НАРОДА  

                        В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ  1941-1945 гг.»

Цель урока:

  • на основе объективного осмысления старшеклассниками исторического значения Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, вклада СССР в разгром фашизма во Второй мировой войне создать условия для  развития мировоззренческих убеждений учащихся;
  • расширения их социального опыта;
  • определения личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.

Методическая задача:

  • развитие способностей учащихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей;
  • формирование умений выделять главное в исторических суждениях;
  • анализировать проблемные ситуации;

Воспитательная задача:

  • воспитание в молодом поколении  чувства патриотизма, гражданственности, толерантности, уважительного отношения к историческому прошлому своей страны;

                                            План урока.

Введение ( мозговой штурм – синквейн  ( Война – Победа - Мир ) )

  1.  Причины  и значение  Великой Победы.
  2.  Периодизация Великой Отечественной войны

   ( Основные сражения  и их историческое значение –  работа с картой )

  1.   Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны

    ( работа с документом)

  1. Все для фронта, все для победы..
  2.   Подвигу жить в веках.  

       Долг памяти перед победителями фашизма

Основные понятия:  «Барбароссы», «блицкриг», «Ост», «рельсовая война», «концерт» и др.

Важнейшие даты:

  • ПЕРВЫЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ     (оборонительный )

          22 ИЮНЯ 1941 Г. –   18 НОЯБРЯ 1942 Г.

  • ВТОРОЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ  (борьба за инициативу- наступательный)

             19 НОЯБРЯ 1942 Г. – ДЕКАБРЬ 1943 Г.

  • ТРЕТИЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ (наступательно – освободительный)

                 ДЕКАБРЬ 1943 Г. –   9 МАЯ 1945 Г.

Выдающиеся личности:

ПОЛКОВОДЦЫ-УЧЕНЫЕ– КОНСТРУКТОРЫ–ОФИЦЕРЫ-СОЛДАТЫ-ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА-

  • Г.К. Жуков, С.К. Тимошенко, К.А. Мерецков, А.М. Василевский, К.К. Рокоссовский, А.И. Еременко, И.С. Конев, И.Х. Баграмян, П.А. Ротмистров, Р.Я. Малиновский, Л.А.Говоров, И.Д. Черняховский.
  • Гастелло Н.Ф., Покрышкин А.И., Талалихин В., Маресьев А.П., Зоя Космодемьянская, Клочков, Маринеско А.И., Матросов А.М., Смирнов Ю.В., Карбышев Д.М., Пуркаев М.А., Горюнов С.К.
  • Лескин А.Ф.

В девятый день минующего мая,

Когда легла на землю тишина,

Промчалась весть от края и до края!

Мир победил! Окончена война!

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова,

В тоске и славе этих лет

                                                                                                                             А.Твардовский

         (под звук метронома звучит речь диктора …. зажигаются восковые свечи.)

 

Эрудиты,  эрудиты!

Все пути для вас открыты,

Все дороги вам видны

Знатоками старины.

Введение ( мозговой штурм – синквейн  ( Война – Победа - Мир ) )

                                        Индивидуально-групповая работа.

                                                     Составление    синквейнов.  

1.   Война                                                2. Победа                                   3.  Мир

кровопролитная, несправедливая                          великая, долгожданная                                необходимый, вечный

калечит, убивает, уничтожает         возвеличивает, чествует, вознаграждает               созидает, творит, радует

Величайшая трагедия человечества.         Радость со слезами на глазах.                      Мир высшее благо на земле, о котором  мечтают люд                                                                                                                          

                                                      ( Одна на всех  мы за ценой не постоим.).                             (Пусть война отступит перед миром).

          смерть                                               счастье (радость)                                    жизнь  (счастье)    

   

  1. Причины  и значение  Великой Победы.

                              Ученики называют такие  

                              Источники Победы:

  • Массовый героизм и самоотверженность людей;
  • Единство фронта и тыла;

превосходство советской экономики в обеспечении фронта, героическая работа тыла;

  • Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев;
  • Героическая борьба партизанских соединений  и подполья ;
  • Создание антигитлеровской коалиции,  открытие второго фронта.

                                    Итоги войны:

  • была создана мощная военная промышленность в СССР;
  • выдвинулись замечательные полководцы советской военной школы
  • (Жуков, Василевский, Рокоссовский, Конев и другие),
  • СССР по итогам войны закрепил за собой земли, приобретенные, в 1939-1940 гг. и получил новые территории:

- Калининградскую и Закарпатскую области на Западе,

- вернул отошедшие по Портсмутскому миру (1905г.) территории: Курильские острова и Южный Сахалин на Востоке;

  • были заложены основы послевоенного мирного порядка, приняты решения по созданию Организации Объединенных Наций (ООН);
  • Советским Союзом был завоеван большой международный: авторитет, заложена основа для создания социалистического блока государств в Европе и Азии;
  • открылись возможности демократического развития, распались колониальные империи в Азии и Африке;
  • на Нюрнбергском процессе (1945- 46 гг.) были осуждены руководители III рейха и фашистская идеология;
  • произошло укрепление сталинского тоталитарного режима.

Великая победа, главным источником которой были стойкость и героизм народов СССР, изменила социально-психологическую атмосферу в обществе, сознание людей. Патриотизм, готовность отдать жизнь за Родину были осознанным выбором. Формировались такие качества личности, как инициативность и ответственность, готовность принимать самостоятельные решения. Фронтовики мечтали о послевоенной жизни, в которой не будет места репрессиям и несправедливости — об этом ярко говорят строки письма из действующей армии: «Знаешь, родная, я часто думаю о том, как будут жить люди после войны, мне кажется, что за это время все так научились ценить жизнь — даже в самых простых ее проявлениях, что каждая минута ее будет радостна и каждое движение благостно» (из письма В.Л.Занадворова жене, 19 октября 1942 г.).

           Хоть немножко вы устали, но силу знаний показали.

                     Наступило время для физкультминутки.

  1. Периодизация Великой Отечественной войны

   ( Основные сражения  и их историческое значение – работа с картой)

Периодизация Великой Отечественной войны

  • ПЕРВЫЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ   (оборонительный )

          22 ИЮНЯ 1941 Г. –   18 НОЯБРЯ 1942 Г.

  • срыв молниеносной войны  фашистской Германии
  • стратегическая оборона Советских ВС
  • разгром немцев под Москвой

Итоги и значение битвы за Москву:

- победа Красной Армии развеяла миф о непобедимости германской армии;

- битва за Москву означала провал «блицкрига» (молниеносной войны);

- германская армия потеряла 38 дивизий, значительное количество убитых и раненых;

- это был первый крупный успех Красной Армии;

-  советские войска отстояли столицу;

- победа подняла дух Красной Армии и советского народа;

- германский генштаб просчитался в оценке военного потенциала СССР;

- немецкое командование лишилось плана ведения войны.

  • ВТОРОЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ  (борьба за инициативу- наступательный)

             19 НОЯБРЯ 1942 Г. – ДЕКАБРЬ 1943 Г.

  • коренной перелом в ходе войны
  • Сталинградская битва

Значение Сталинградской битвы:

-воодушевила советских людей на фронте и в тылу;

- укрепила престиж военного командования;

- послужила началом коренного перелома в войне;

- позволила перейти в наступление на всех фронтах;

  • прорыв блокады Ленинграда
  • Курская битва

Значение Курской битвы:

- победа открыла очередной этап на пути к разгрому немецких войск;

- произошел коренной перелом в войне, - стратегическая инициатива  окончательно переходит к советской стороне;

- немецкие войска понесли огромные потери в людях и технике, погиб цвет немецко-фашистских войск;

- победа на Курской дуге позволила советскому командованию осуществить последующие наступательные  операции.

  • ТРЕТИЙ ПЕРИОД  ВОЙНЫ (наступательно – освободительный)

                 ДЕКАБРЬ 1943 Г. –   9 МАЯ 1945 Г.

  • изгнание фашистского блока с территории СССР
  • освобождение Европы от фашизма
  • полный разгром фашистской Германии

  1.   Выдающиеся полководцы Великой Отечественной войны

    ( работа с документом – идентифицировать сведения и факты и определить о ком идет речь) –

 данные о  полководцах  опускаются )

…..из неопубликованных воспоминаний Главного маршала авиации А.. Е. Голованова: «Начну с Ивана Степановича Конева

 ...Совершенствуя и совершенствуя свой полководческий талант, он добился того, что овладел управлением вверенных ему войск в такой степени, что стал проводить по плану Ставки Верховного Главнокомандования смелые, решительные, успешные операции на окружение крупных сил врага, их пленение или уничтожение. Примером тому служат Корсунь - Шевченковская операция, где было окружено и разгромлено больше десятка дивизий противника... Характер у маршала Конева был прямой, дипломатией заниматься, прямо надо сказать, он не умел. Комиссар еще со времен Гражданской войны, он привык общаться с солдатскими массами. В войсках его звали солдатским маршалом. Он мог вносить и вносил Верховному (И. Сталину.— Авт.) немало различных предложений и отстаивал свою точку зрения по ним... Осенью 1942 г. в моем присутствии, в разговоре с Верховным, он поставил вопрос о ликвидации института военных комиссаров в Красной Армии, мотивируя это тем, что этот институт сейчас не нужен...

...Хотел бы я здесь сказать и о Георгии Константиновиче Жукове. Я бы сказал, что он является характерным представителем русского народа. Дело заключается в том, что Г. К. Жуков стал полководцем и не просто полководцем, а выдающимся полководцем, не имея, по сути дела, ни соответствующего военного образования, ни общего. Все, что имелось в его, если можно так выразиться, активе — это два класса городского училища. Никаких академий он не кончал и никакого законченного образования не имел. Все, что он имел, — это голову на своих плечах...

На посту заместителя Верховного Главнокомандующего его способности в военном деле получили дальнейшее развитие...

Что касается отношений Верховного с Георгием Константиновичем, то эти отношения я бы назвал сложными. Имел Верховный претензии и по стилю работы Г. К. Жукова, которые, не стесняясь, ему и высказывал. Однако И. В. Сталин никогда не отождествлял личных отношений с деловыми...

Считаю полезным высказать свое мнение и о Маршале Советского Союза Александре Михайловиче Василевском. Если И. С. Конев и Г. К. Жуков имеют что-то общее между собой и есть что-то общее в их характерах, то А. М. Василевский не походит ни на одного из них. Стиль работы Александра Михайловича является примером для стиля работника штаба крупного масштаба... Скромность Василевского была его характерной чертой. Он никогда и нигде не подчеркивал своего высокого положения, а также и отношения Верховного лично к нему.

...И, наконец, из целой плеяды военачальников я хочу остановиться на личности Константина Константиновича Рокоссовского. Пожалуй, это наиболее колоритная фигура из всех командующих фронтами, с которыми мне довелось сталкиваться во время Великой Отечественной войны... Годы заключения не сломили, а закалили его. Рокоссовский являлся полководцем, к которому с большим уважением, с большой теплотой относился И. В. Сталин, он по-мужски, т. е. ничем не проявляя это на людях, любил его за светлый ум, за широту мышления, за его культуру, за его скромность и, наконец, за его мужество, за его личную храбрость, за его решительность и в то же самое время за его отношения с людьми, со своими подчиненными. Я не слышал, чтобы Верховный называл кого-либо по имени и отчеству, кроме Б. М. Шапошникова, однако после Сталинградской битвы Рокоссовский был вторым человеком, которого И. В. Сталин стал называть по имени- и отчеству, а битва на Курской дуге закрепила отношение Верховного к нему» (Слово, 1994, № 9-10, с. 48-50).

Вот такие необыкновенные люди руководили войсками, освободившими от германской оккупации не только свое Отечество, но и добрую половину Европы, водрузившими знамя Победы над рейхстагом в Берлине.

  1. Все для фронта, все для победы.

Партизанское движение и подполье в годы Великой Отечественной войны.

В тылу, как в бою.  Оружие Победы.

 Германское руководство помимо плана захвата СССР « Барбаросса» разработало план "ОСТ", план покорения народов Восточной Европы. Основные положения плана:

  • ликвидация СССР как единого государства;
  • полное уничтожение некоторых народов СССР и резкое сокращение численности остальных;
  • "онемечивание" эстонцев и латышей;

заселение освободившихся земель немцами.
Организаторы отрядов:

- партийные и государственные работники, оставленные для организации борьбы в тылу врага;

- командиры и бойцы Красной Армии, попавшие в окружение.
Первоочередная задача сформированных отрядов: наладить связь с "Большой Землей".

Цель: получать снаряжение и боеприпасы.

Несмотря на трудности, партизанское движение стало силой, с которой пришлось считаться оккупантам, начиная с 1942 г. Партизаны установили контроль над рядом территорий:

  • Белоруссии;
  • Северной Украины;
  • Брянской области;
  • Смоленской области;
  • Орловской области.

30 мая 1942 г. создается Центральный штаб партизанского движения (возглавлял первый секретарь ЦК ВКП(б) Белоруссии Пономаренко).

В августе—сентябре 1942 г. в Москве проводится заседание командиров партизанских соединений:

  • Федоров;
  • Машеров;
  • Медведев;
  • Ковпак и другие.

На заседании рассматривались формы борьбы с оккупантами.

            Формы борьбы с оккупантами:

  • диверсии на коммуникациях;
  • разгром вражеских штабов;
  • организация побегов военнопленных;
  • разрушение линий связи,  дорог, мостов;
  • рейды по тылам противника.
    Подпольные организации:
  • выпускали листовки и газеты;
  • распространяли сведения о положении на фронте;
  • уничтожали продовольствие;
  • организовывали диверсии на местах работы (заводы, порты, мастерские);
  • освобождали собранных для угона в Германию граждан;
  • овладевали секретной информацией.

            Борьба с фашистскими захватчиками была опасной не только для участника борьбы,

                                                          но и для его близких.

                                        Основные партизанские соединения:

  1. Партизанское соединение под командованием Ковпака. С небольшой группы партизанский отряд вырос до партизанского соединения в несколько тысяч человек. Совершил рейд по тылам противника от Путивля до Карпат.
  2. Партизанский отряд под командованием Медведева. Сумел организовать разведывательную и диверсионную работу в Ровенской области и городе Ровно. В отряде находился разведчик Николай Кузнецов, который уничтожал главарей немецких оккупантов на территории Украины.
  3. Федоров - первый секретарь Черниговского обкома партии — создал мощное партизанское соединение, которое активно участвовало в массовых партизанских операциях под названием "Рельсовая война", "Концерт" и многих других.

"Рельсовая война"

Операция советских партизан в августе-сентябре 1943 г. по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной советской территории.

"Концерт"

Операция советских партизан в сентябре-ноябре 1943 г. по выводу из строя железнодорожных коммуникаций противника на оккупированной советской территории.

Борьба на оккупированных территориях была всенародной, несмотря на массовые казни мирных жителей. Мирные жители прятали евреев, коммунистов, раненых бойцов и командиров Красной Армии, помогали партизанам и подпольщикам.

Партизанская война наводила ужас на фашистских захватчиков. Героями Великой Отечественной войны стали комсомольцы из подпольной молодежной организации "Молодая гвардия " в Краснодоне:

  • Олег Кошевой;
  • Сергей Тюленин;
  • Ульяна Громова;
  • Любовь Шевцова;
  • Иван Земнухов.

Германское командование вынуждено было направить на борьбу с партизанами 22 дивизии.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

Победы Красной Армии в 1942—1943 гг. были обусловлены титаническими усилиями по перестройке экономики на военный лад.

Быстрое продвижение фашистских войск на восток, захват ими территорий, на которых производилась значительная часть промышленной и сельскохозяйственной продукции, поставили экономику СССР в тяжелейшие условия. Но это сблизило людей, которые понимали, что в борьбе решается судьба всего Отечества.

В 1941 г. производство упало до 52% от уровня 1940 г., так как большинство промышленных предприятий находилось в пути следования к новым местам дислокации (проходил первый, а затем второй этап эвакуации предприятий).

Эвакуация осуществлялась Советом по эвакуации (возглавлял Шверник).

Эвакуировано 1500 предприятий и 11 тысяч человек.

Усилилась централизация управления экономикой.

           Основные мероприятия ГКО:

  • введение обязательных сверхурочных;
  • введение 11 -часового рабочего дня и 6-дневной рабочей недели;
  • отмена отпусков и выходных дней;
  • прикрепление рабочих к предприятиям;
  • усиление централизованного планирования производства;
  • ужесточение санкций за нарушение трудовой дисциплины;
  • увеличение в колхозах минимума трудодней (в 1,5 раза);
  • установление минимума трудодней и для подростков 12 лет.

Несмотря на суровый и самоотверженный труд, быстро восполнить потери было невозможно.

С февраля 1942 г. с целью замены ушедших на фронт специалистов около 2 млн. взрослых и юношей прошли ускоренный курс ФЗУ (профессионального обучения). Произошло обновление рабочего класса. Доля женщин в народном хозяйстве стала преобладающей (например, число женщин-трактористов составляло 40%).

Полученное в 1942 г. зерно позволило обеспечить армию и население продовольствием.

Люди шли на любые жертвы:

  • во многом отказывали себе;
  • жили в землянках, бараках;
  • снизилось личное потребление;
  • деньги обесценились;
  • развивался "черный рынок": спекуляция и натуральный обмен;
  • для чиновников существовали спецраспределители.

Тем не менее, в конце 1942 г. СССР значительно опередил Германию в выпуске боевой техники и ликвидировал превосходство Германии в количественном производстве основных видов вооружения и их качестве:

  • была сконструирована 152-мм гаубица;
  • начался массовый выпуск "Катюш";
  • появились новые истребители Як-9, Як-3 (конструкторское бюро А. Яковлева);
  • стал серийным выпуск пикирующего бомбардировщика Пе-2 и штурмовика Ил-2;

 в 1942 г. советские заводы выпустили 25 тысяч самолетов (Германия - 15 тысяч);

  • на вооружении Красной Армии появился танк Т-34 (конструкторское бюро М. Кошкина);
  • ужас на немецких танкистов наводил тяжелый танк ИС ("Иосиф Сталин");

 (танков было выпущено за годы войны 102 800 (Германия - 43 400);

  • был налажен массовый выпуск пистолета-пулемета Дегтярева и автомата Калашникова;
  • в 1944 г. выпуск военной продукции достиг высшей точки.

        В условиях отступления Красной армии в первые месяцы войны остро стал вопрос о поставках

в СССР продовольствия, сырья странами антигитлеровской коалиции.

1 октября 1941 г. было подписано трехстороннее соглашение о поставках по ленд-лизу (система передачи взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия). Поставки начались в 1942 г. и осуществлялись как по морю, так и через территорию Ирана.

Проблема поставок вызывала споры у историков, тем не менее, поставки по ленд-лизу продовольственных товаров сыграли положительную роль - позволили Советской экономике перейти  на военные рельсы.

                                             Наука в годы войны

23 июня 1941 г. президиум Академии Наук СССР призвал всех ученых мобилизовать свои силы на борьбу с Германией:

  • научные учреждения были переведены вглубь страны (Урал, Сибирь, Средняя Азия);
  • были открыты новые месторождения руд, цветных металлов, нефти, газа;
  • академик Бардин разработал технологию изготовления высококачественных сортов стали;
  • ученые Александров и Курчатов создали новые методы размагничивания кораблей;
  • исследования в области аэродинамики Келдыша и Чаплыгина способствовали производству новых самолетов;
  • ученые медики разработали технологию получения сухой плазмы, изготовили приборы, способные извлекать металлические осколки;
  • но в годы войны многие ученые томились в ГУЛАГе.

В. 0. ДЕГТЯРЕВ (1879-1949)

Выдающийся конструктор стрелкового оружия, генерал-майор инженерно-артиллерийской службы. Создал пулеметы: ручной, пехотный, танковый и авиационный, пулемет-пистолет, противотанковое ружье, принятые на вооружение. Герой Социалистического Труда, награжден тремя орденами Ленина.

Г. С. ШПАГИН (1897-1952)

Конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1945). В 1937-1938 гг. модернизировал пулемет ДК, получивший название ДШК, в 1940 г. создал пистолет-пулемет ППШ, обладавший высокими боевыми качествами. В 1943 г. разработал сигнальный пистолет ОПШ.

Ж. Я. КОТИН (1908-1979)

Коструктор танков. Герой Социалистического Труда (1941). Под его руководством созданы первые отечественные тяжелые танки КВ. В годы войны как главный конструктор танкового завода в Челябинске и зам. наркома танковой промышленности возглавлял работы по созданию тяжелых танков ИС.

Н. П. ДУХОВ (1904-1964)

Конструктор тяжелых танков. Трижды Герой Социалистического Труда. Прошел путь от рядового инженера до зам. главного конструктора Кировского з-да в Ленинграде. Им были разработаны проекты новых тяжелых танков серии КВ. В Челябинске вместе с Ж. Я. Котиным налаживает поточно-конвейерное производство танков KB, возглавляет разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, осуществляет модификацию средних танков Т-34, работает над танками ИС.

М. И. КОШКИН (1898-1940)

Конструктор танков. С 1937 г. главный конструктор танкового конструкторского бюро в Харькове. Возглавлял работы по совершенствованию легкого колесно-гусеничного танка БТ и созданию танка Т-34, который считается лучшим танком Второй мировой войны.

И. Т. КАЛАШНИКОВ Ср. 1919)

Конструктор автоматического стрелкового оружия. В Красной Армии с 1938 г. В начале войны был командиром танка. В сентябре 1941 г. тяжело ранен в бою под Брянском. С 1942 г. занимался конструированием оружия; в 1946 г. создал знаменитый ныне автомат, принятый под названием «7,62-мм автомат Калашникова». В дальнейшем разработал другие варианты автомата. Дважды Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, генерал-майор.

С. Р. ЛАВОЧКИН (1900-1960)

Авиаконструктор, генерал-майор (1944), дважды Герой Социалистического Труда. С 1939 г. главный конструктор. Под его руководством созданы истребители ЛаГГ-3, успешно показавшие себя в годы войны. Автор самолета, впервые в стране достигшего скорости звука.

С. В. ИЛЬЮШИН (1894-1977)

Авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда. Под его руководством созданы бомбардировщик и торпедоносец Ил-4, бронированный одноместный штурмовик Ил-2. В годы войны этот самолет модифицировали, он стал двухместным — с пулеметным стрелком — и широко использовался на Сталинградском фронте. В 1943 г. создал двухместный штурмовик Ил-10.

А. С. ЯКОВЛЕВ (1906-1909)

Авиаконструктор, генерал-полковник, дважды Герой Социалистического Труда. В 1940-1946 гг. зам. наркома авиапромышленности, одновременно работал в конструкторском бюро. Создал самолеты Як-7 (1941), Як-9 (1942), самый легкий истребитель Второй мировой войны Як-3 (1943). После войны под его руководством созданы первые советские реактивные самолеты, самолет вертикального взлета и посадки и др.

В. Г. ГРАБИН (1900-1980]

Конструктор артиллерийского вооружения. Генерал полковник технических войск (1945), Герой Социалистического Труда (1940). Под руководством Грабина были созданы орудия, которые широко применялись на фронте, в частности, знаменитая 76-мм пушка образца 1942 г. (ЗИС-3).

Ф. В. ТОКАРЕВ (1871-1968)

Конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда (1940). В 1924 г. создал первый отечественный пистолет-пулемет (с 1930 г. на вооружении), самозарядную винтовку образца 1938 г., самозарядную винтовку СВТ-40, пистолет ТТ.

Б. Г. ШПИТАЛЬНЫЙ (1902-1972)

Конструктор, Герой Социалистического Труда (1940). В 1930 г. при участии И. А. Комарицкого создал 7,62-миллиметровый

авиационный пулемет ШКАС, в 1936 г. совместно с  С. В. Владимировым —20 миллиметровую пушку ШВАК, которая

устанавливалась на истребителях, бомбардировщиках, штурмовиках.

              И  у мертвых безгласных

Есть отрада одна

     Мы за Родину пали,

                                                           Но она спасена.

  1. Подвигу жить в веках.

МАРИНЕСКО Александр Иванович (1913-63), советский моряк-подводник, капитан 3-го ранга, Герой Советского Союза (1990, посмертно). В Великую Отечественную войну, командуя подводной лодкой «С-13» (1943-45), потопил в районе Данцигской бухты 30 января 1945 немецкий суперлайнер «Вильгельм Густлов» (имевший на борту св. 5 тыс. солдат и офицеров, в т. ч. ок. 1300 подводников) и 10 февраля — вспомогательный крейсер «Генерал Штойбен» (св. 3 тыс. солдат и офицеров). После войны работал в Ленинградском пароходстве, затем на заводе.

МАТРОСОВ Александр Матвеевич (1924-43), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за  д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. ( ДЗОТ – деревоземляная огневая точка.  ДОТ – долговременная огневая точка).

КАРБЫШЕВ Дмитрий Михайлович (1880-1945), советский военачальник, военный инженер, генерал-лейтенант инженерных войск (1940), профессор, доктор военных наук, Герой Советского Союза (1946, посмертно). Участник Первой мировой и Гражданской войн. С 1926 на преподавательской работе, профессор ряда военных академий. Труды по военно-инженерному искусству и военной истории. В начале Великой Отечественной войны, раненный, попал в плен. Вел антифашистскую агитацию в лагерях, замучен гитлеровцами в лагере Маутхаузен.

ПОКРЫШКИН Александр Иванович (1913-85), советский летчик, маршал авиации (1972), трижды Герой Советского Союза (1943 — дважды, 1944). В Великую Отечественную войну в истребительной авиации, командир эскадрильи, полка, дивизии; 156 воздушных боев, сбил 59 самолетов. В 1968-71 заместитель главнокомандующего войсками ПВО. В 1972-81 председатель ЦК ДОСААФ СССР.

МАРЕСЬЕВ Алексей Петрович [ 7 (20) мая 1916, Камышин — 18 мая 2001, Москва], российский летчик, общественный деятель, Герой Советского Союза (1943), полковник (1978), кандидат исторических наук (1956). В Великую Отечественную войну в истребительном авиаполку сбил 4 самолета. В марте 1942 был подбит и 18 суток тяжело раненный добирался до своих войск. После ампутации ног освоил протезы и добился возвращения в полк, сбил еще 7 самолетов. После войны с 1956 возглавлял Комитет ветеранов войны. Подвиг Маресьева описан в книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», по которой в 1948 был снят одноименный фильм.

ГАСТЕЛЛО Николай Францевич (1908-41), летчик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан (1940). В начале Великой Отечественной войны, 26 июня, геройски погиб, направив свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника.

СМИРНОВ Юрий Васильевич (1925-44), советский военнослужащий, гвардии младший сержант, Герой Советского Союза (1944, посмертно). Тяжело раненный, захвачен фашистами в плен. После пыток распят на стене блиндажа.

КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ Зоя Анатольевна («Таня») (1923-41), партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1942, посмертно). Член ВЛКСМ с 1938. Ученица 201-й средней школы Москвы; добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Казнена фашистами в д. Петрищево (Московская обл.).

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ», подпольная комсомольская организация в Великую Отечественную войну в г. Краснодон (1942, ок. 100 человек). Руководили: И. В. Туркенич, О. В. Кошевой, У. М. Громова, И. А. Земнухов, С. Г. Тюленин, Л. Г. Шевцова. Большинство участников казнены фашистами.

                                 Мордовия в годы Великой Отечественной войны

        Весом вклад Мордовии в разгром врага. Ее уроженцы воевали на всех фронтах. Были среди них и полководцы, и рядовые, летчики и моряки, танкисты и разведчики, саперы и военные врачи. Уроженцы Мордовии приближали день Победы вместе со страной.

Ушло на фронт

Погибло

Герои Советского

Союза

Кавалеры ордена   СЛАВЫ

3х степеней

Советский Союз

27 млн.

  11 633

 1 794

Мордовия

  241 000

131 000

       104

      25

 МО  Рузаевка

    14 403

    6 995

           5

        1

        Около 100 тыс. бойцов и командиров за доблесть в боях были награждены орденами и медалями. 25 уроженцев нашей республики стали кавалерами ордена Славы трех степеней.

 Среди рузаевцев такой награды был  удостоен Силантьев Александр Павлович.

107 присвоено звание Героя Советского Союза.

Из числа героев Советского Союза представители разных родов войск:

 артиллеристов — 54, летчиков — 20, разведчиков — 9, танкистов — 11.

Из них пятеро уроженцев города Рузаевки и рузаевского района:

1.      Рубцов Анатолий Петрович – летчик

2.      Сурков Федор Павлович – танкист

3.      Винокуров Александр Архипович – партизан

4.      Корнилаев Анатолий Николаевич – артиллерист

5.      Вандышев Сергей Иванович – летчик

         Вклад рузаевцев в достижение Победы над фашистскими ордами высоко оценен государством. Через Рузаевское отделение Куйбышевской железной дороги за годы войны провезено около 100 тыс. тяжелых составов, более 2,5 млн. т груза. Впервые в республике машинисту Рузаевского паровозного депо Антону Федоровичу Лескину  за самоотверженную работу и высокие производственные показатели было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

                                                                           ГЕРОЙ ТРУДА

Антон Федорович ЛЕСКИН родился в 1899 г. в Рузаевке. В 14 лет он поступил в Рузаевское паровозное депо учеником слесаря. В 20 лет стал работать на паровозе помощником машиниста. В годы Великой Отечественной войны железнодорожникам приходилось работать сутками. Случалось, что Антон Федорович со своим помощником Бубновым и кочегаром Холодовым не сходил с паровоза по нескольку дней. Не раз, рискуя жизнью, он устранял неисправности топки, не охлаждая паровоза, чтобы подать его под состав в назначенное время. Однажды А. Ф. Лескин трое суток подряд не спускался с паровоза. Вернувшись из поездки, немного отдохнул и через 6 ч вновь подал паровоз к эшелону с боевой техникой и повел его к линии фронта, а оттуда вернулся с ранеными и жителями оккупированных территорий. Работал он тогда на паровозе «СО», названном так в честь Серго Орджоникидзе. По нормам для паровозов этой серии техническая скорость была предусмотрена в 26,5 км/ч, а Лескин сумел довести ее до 33 км/ч. До этого таких высоких показателей не достигал ни один паровозный машинист железнодорожного узла.

За исключительные заслуги перед государством указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. А. Ф. Лескину было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Более 70 уроженцев Мордовии стали участниками Парада Победы, в их числе 7 Героев Советского Союза и три кавалера ордена Славы трех степеней. Полководцы-уроженцы Мордовии генерал армии М.А. Пуркаев (1894—1953 гг.), Герой Советского Союза генерал-полковник авиации С.К. Горюнов (1899—1967 гг.), генерал-полковник И.В. Болдин (1892—1965 гг.) прославили Мордовию своим полководческим талантом.

  Генерал армии М. А. Пуркаев Командующий Калининским фронтом с 26.8.42 по 25.4.43; Дальневосточным фронтом с 25.4.43 по 4.8.45; 2-м Дальневосточным фронтом с 5.8.45 по 1.10.45

Мордовская АССР стала базой формирования 326-й стрелковой дивизии. Штаб находился в Саранске Примерно на 70 % она состояла из жителей республики, поэтому неофициально называлась Мордовской. Дивизия получила боевое крещение 6—7 декабря 1941 г. в контрнаступлении Красной Армии под Москвой. Свой фронтовой путь она начала под г. Сапожок (Рязанская область) и закончила на Эльбе. За образцовое выполнение боевых задач дивизия 15 раз упоминалась в приказах Верховного Главнокомандования. Более 11 тыс. ее воинов были награждены орденами и медалями Советского Союза.

  1.  Долг памяти перед победителями фашизма.

                 

                                                                   

Прошла война, прошла страда 

Но боль взывает к людям

Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

    Для нашей Родины всегда будет святым день 9 МАЯ, и всегда мысленно будут возвращаться к маю 1945 г. В те весенние теплые дни был закончен великий путь, отмеченный  многими испытаниями.

И наш человеческий долг поздравляя друг друга с праздником ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ, всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто пал на войне.

Народ-победитель

– Какие уроки можно вынести из этой войны?

– Что мы можем сделать для тех, кто сражался, погиб в годы Великой Отечественной войны?

 Политики должны быть предельно ответственны за свои решения, а сами решения — адекватны интересам страны и народа. Ошибки и просчеты, допущенные накануне Великой Отечественной войны и в ходе нее, дорого обошлись советскому народу. Их исправление стоило больших жертв и потребовало огромных усилий. Следовательно, правящие и оппозиционные партии, их лидеры, руководители государств и их правительства обязаны критически оценивать свою деятельность.

- Особое место занимает урок, который является одновременно и утверждающим, и обязывающим, и напоминающим: это сила патриотизма, готовность к защите Родины. Как в годы Великой Отечественной, так и теперь, патриотизм — огромная сила в укреплении единства общества, формировании общенациональной идеи, решении экономических, социально-политических, правовых и других насущных проблем. Все мы вышли из прошлого, в котором отцы и деды, матери и бабушки, старшие братья и сестры защищали Родину, строили и укрепляли страну.

Без единства народа, без веры в его собственные силы невозможно осуществить преобразования нашего общего щита — армии и флота, которые позволят надежно защитить Родину. Знание истории минувшей войны способствует формированию жизненной позиции. Новые поколения должны знать о том, как и почему возникла жестокая и кровавая схватка нашего народа с нацизмом, каковы были ее ход и основные события, чем закончилась война и что дала Победа нашему народу, как мы воспользовались ее результатами.

Великая Отечественная война сформировала облик целой эпохи. И вполне закономерно, что не сужается круг острых вопросов ее истории, требующих правдивых и исчерпывающих ответов. При всем переплетении света и теней послевоенных десятилетий неизменным остается главное — бессмертие подвига народа-победителя.

СОЛДАТЫ МИРА

Г. Рублев

Это было в мае на рассвете,

Нарастал у стен рейхстага бой...

Девочку немецкую заметил

Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,

Детский рот перекосил испуг,

А куски свистящего металла

Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как, прощаясь летом,

Он свою дочурку целовал.

Может быть, отец девчонки этой

Дочь его родную расстрелял...

Но сейчас в Берлине, под обстрелом,

Полз боец и, телом заслоня,

Девочку в коротком платье белом

Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,

Подарили радость и весну

Рядовые Армии Советской,

Люди, победившие войну!      

И в Берлине в праздничную дату

Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,

Памятник советскому солдату

С девочкой спасенной на руках.

Он стоит, как символ нашей славы,

Как маяк, светящийся во мгле.

Это он, солдат моей державы,

Охраняет мир на всей земле.

В конце нашего урока я хотел бы процитировать слова, участника Великой  Отечественной войны, маршала

Г.К. Жукова :

«Бывший фронтовик не станет вам жаловаться —  не та закваска характера. Будьте сами предупредительны.

 Не оскорбляя гордости, относитесь к ним чутко и уважительно. Это очень малая плата за все, что они сделали для вас».

                                                       Сменяя друг,  друга идут поколенья

                                                       Но память о прошлом не знает забвенья

                                                       И скорбные строки взывают с гранита

                           НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИ ЧТО НЕ ЗАБЫТО!

Материал к уроку.

1.  НАЙДИТЕ В ТЕКСТЕ ВСЕ ОШИБКИ

                                             «Война  ..»   

            …  Вторая мировая война была самой масштабной и разрушительной   в истории  человечества.

   Вторая мировая война продолжалась 4 (6) лет, в нее было втянуто 61 государство с населением 1700 млн. человек, военные действия шли на территории 40 государств, в армию было мобилизовано 110 млн. человек, потери убитыми составили около 60 млн. человек.

               Решающий вклад в победу над нацистской Германией и милитаристской Японией, наряду с Англией, внесли страны антигитлеровской коалиции  С Ш А  и Италия. Британские  Вооруженные силы отстояли свободу и независимость  всего мира в решающих битвах Второй мировой войны: Московской, Сталинградской, битвы на Курской дуге, битвы за Берлин, за Лондон и Вашингтон…

        По своим масштабам англо-германский фронт в течение всей Второй мировой войны являлся главным. Именно здесь вермахт потерял более 73% личного состава, до 75% танков и артиллерийских орудий, более 75% авиации. На британо-германском фронте на различных этапах войны с обеих сторон находилось 8-12,8 млн. человек, 84-163 тыс. орудий и минометов, 5,7-20 тыс. танков и САУ, 6,5-18,8 тыс. самолетов. Наибольшие потери в войне понесли следующие страны: Германия   ( Китай) — 35 млн. погибших, США (СССР) — около 27 млн. человек, Польша — около 5,6 млн., Югославия — 1,8 млн. человек.

В ходе  4 летней вооруженной борьбы (1418 дней и ночей )  здесь были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока: 607 дивизий вермахта и его союзников.

Значительную роль в достижении Победы сыграло военное искусство военачальников — Г.К. Жуко.. К.К. Роко….,  И.С. Коне.., A.M. Василе…, И.Д. Черня..,  и др.

Важнейшим итогом войны был прежде всего разгром держав, которые встали на путь откровенной агрессии, пренебрегли нормами международного права, попытались вернуть человечество к временам варварства и диктата грубой силы.

  1. ВЫСКАЗЫВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ  ОБЩЕСТВЕННЫХ
    И  ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ
    О  ВЕЛИКОМ ПОДВИГЕ  СОВЕТСКОГО  СОЮЗА

ФРАНКЛИН РУЗВЕЛЬТ,   1943   г.

Красной Армии и народу Советского Союза принадлежит вечная честь и слава. Они вписали бессмертные страницы в историю борьбы против тирании и гнета. Их пример и самопожертвование вдохновляют все силы, объединенные в совместной борьбе за победу. 

Наука и жизнь,  1975, № 5, с.  31. 

УИНСТОН   ЧЕРЧИЛЛЬ

Ни одно правительство в истории человечества не было бы в состоянии выжить после таких тяжелых и жестоких ран, которые Гитлер нанес России. Но... Россия не только выжила и оправилась от этих страшных ран, но и нанесла немецкой военной машине смертельный урон. Этого не могла бы сделать ни одна другая сила в мире. 

За рубежом,  1970.  №  19,  с.   7. 

ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ

Французы знают, что сделала для них Советская Россия, и знают, что именно Советская Россия сыграла главную роль в их освобождении. 

Великий подвиг советского народа.   М.,  1975,  с.   142.

 


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com