Открытый урок по теме: Избирательное право и избирательный процесс.

Насретдинова Раиса Ибрагимовна

Тема: Избирательное право и избирательный процесс.

Цели:

- изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной системах;

- способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;

- продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Насретдинова Раиса Ибрагимовна – учитель истории и обществознания

МБОУ «Хакуринохабльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Д.А.Ашхамафа»

Педагогический стаж работы – 27 лет

         Рабочий адрес - 385440,

                                     Республика Адыгея,

                                     Шовгеновский район,

                                     а. Хакуринохабль,

                                     ул. Краснооктябрьская, 102.

Телефон:: (8773) 9-21-63                

Электронная почта (е-mail):                                                       hak.schkola@mail.ru

        Домашний адрес - а.Хакуринохабль, ул.Шагужева, 1

                                        Тел. –(8)928 -471-02-57

Пояснительная записка

        Современный человек практически ежедневно сталкивается с политикой, поэтому крайне важно иметь самостоятельную позицию по вопросам общественно-политической жизни государства. Гражданское общество невозможно сформировать без чувства ответственности граждан за происходящее в своей стране. Именно поэтому уже в школе надо учить политический культуре. Каждый школьник – это будущий избиратель, и от того, какой выбор сделает подрастающее поколение, зависит будущее нашей страны.

          Необходимо, чтобы учащиеся со школьной скамьи знали основные положения избирательного права, его нормы и принципы, определяющие законные основы жизнедеятельности граждан.  

Эффективность представляемого урока заключается в том, что используемые методы и формы работы на уроке способствуют пробуждению  познавательного интереса к предмету (теме), достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе урока.

 К.Д.Ушинский отмечал, что «В памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания … к такой врезавшейся в нас картинке мы легко и прочно привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы быстро».

Учитывая сложность изучаемого материала, его значение, учитель стремится сделать урок, как можно более запоминающимся, выразительным.

Урок-беседа позволяет значительно эффективнее решать задачи формирования у десятиклассников умений обобщать и оценивать основные положения по избирательному праву и избирательному процессу, применять полученные знания, готовить доклады, рефераты, выступать с ними, анализировать факты при сравнении систем.

На таком нестандартном уроке создаются условия для формирования творческих начал личности ученика, атмосферы раскованности, свободы  мышления. Там, где назидание сменяется коллективной работой, когда равнодушие сменяется заинтересованностью, а учитель становится зрителем или равноправным участником действия. Мнения учащихся и учителя становятся  равнозначимыми.  Боязнь учебника со всеми его научными выкладками, боязнь карающего, всезамечающего учителя сменяются доброжелательным соучастием в деятельности  учащихся и учителя.

 В ходе подготовки и на самом уроке складывается новый, демократичный тип отношений, когда учитель передает учащимся не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

 В сложившихся условиях высокая эффективность достигается при реализации деятельного подхода к обучению основам  избирательного права и избирательного процесса, когда изучение материала организуется таким образом, чтобы школьник совершал полный цикл познавательных действий – восприятие материала, его осмысление, повторение, углубление и более прочное усвоение. В целях экономии времени и создания условий для осуществления требований деятельного подхода учитель применяет «блочный метод» обучения, когда на одном уроке изучаются наиболее важные вопросы двух тем, а оставшееся время используется для повторения, закрепления, применения знаний на практике и т.д. Такой прием требует значительных усилий по разработке различных заданий, упражнений, задач, схем, таблиц, обеспечивающих деятельность учащихся по  повторению, углублению, закреплению знаний. Решение этой задачи значительно упрощается при широком использовании технических средств обучения, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, увеличить диапазон средств воздействия на учащихся. Большие возможности представляет компьютер, позволяющий организовывать выполнение различных заданий, тренировку на запоминание, словарную работу, самопроверку, заполнение схем. Следует отметить, что «блочный метод» выгодно отличается от  традиционных форм обучения. Он позволяет учителю поработать с учащимися индивидуально, повторить те вопросы, которые слабо усвоены школьниками. Учитель должен стремиться к тому, чтоб уроки были интересны, многообразны по формам, чтобы ученик сам тянулся к знаниям, сам искал, работал. Чрезвычайно важным является также формирование у школьников навыков и приемов самостоятельной работы, активизация их деятельности на уроке, разыгрывание учебной правовой ситуации. Это дает возможность влиять на правовые ориентации учащихся по избирательному праву и процессу, обеспечивает не только интеллектуальное, но и эмоциональное условие правовых понятий и идей, создает условия для развития правовых чувств. Исходным материалом для построения учебных ситуаций служат конкретные поведенческие ситуации с правовым содержанием. На втором уроке можно использовать две-три ситуации. Учебные ситуации позволяют обнаружить изъяны в усвоении правовых знаний и в какой-то мере скорректировать их.                    

   Каждый ученик получает в начале урока три жетона, которые он должен разместить в колонке со своим именем, выбирая утверждение. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона. В результате видно, у скольких детей формировались все виды компетенций, у скольких только некоторые.

К уроку прилагается презентация по данной теме.

   

Тема: Избирательное право и избирательный процесс.

Цели: 

- изучить различные избирательные системы, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной системах;

- способствовать формированию потребности социально-активного поведения личности;

- продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

- познакомить учащихся с основными понятиями по избирательному праву и избирательному процессу;

- формировать умения и навыки учащихся обобщать и оценивать основные положения по избирательному праву, его нормы и принципы;

- развивать познавательный интерес к правовым основам избирательной деятельности.

         

          Урок проводится по праву в 10 классе.

Урок рассчитан на 2 часа.

Тип урока: урок-беседа с элементами самостоятельной работы учащихся.

Оборудование урока:       Федеральные законы о выборах,

                                              Конституция РФ, информационный стенд,

                                 конспекты, учебник, таблицы, схемы,  

                          компьютер, интерактивная доска.

 

Основные понятия:

- избирательное право;

- социальная ответственность;

- активное и пассивное избирательное право;

- единое  правовое пространство;

- процедуры;

- пропорциональная и мажоритарная системы.

 

План урока:

 1. Избирательное право:

    а) социальная ответственность;

    б) нормы и принципы избирательного права;

    в) правовые основы избирательной деятельности;

    г) единое правовое пространство.

2. Избирательный процесс:

     а) «демократия – это процедура»;

     б) избирательные системы.

Содержание урока:

1. Ознакомление с основными понятиями темы.

2. Работа с компьютером, учебником и тетрадями при составлении схем и таблиц.

3. Проигрывание ситуаций.

4. Закрепление нового материала.

        5. Определение уровня сформированности образовательной  компетенции.

         6. Выставление оценок.

         7. Домашнее задание.

                                         Ты творец своей судьбы,
Строишь сам её ты с детства,
Выбор твой, уже учти,
Есть решающее средство!

      Начиная урок, учитель обращает внимание учащихся на сложность изучаемой темы, ставит задачи перед классом, которые учащиеся должны решить вместе с учителем за эти два урока, при этом подчеркивается важность темы для формирования у будущих избирателей основ правовой культуры, гражданской ответственности. Далее учитель, используя «блочный метод», рассматривает первый вопрос плана, акцентируя внимание учащихся на то, что, только достигнув 18 лет и будучи психически здоровым,  гражданин России обретает права избирателя. Подтверждая свои слова, учитель использует Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» и Конституцию РФ ст.3 и 32.

На интерактивную доску проецируются основные положения избирательного права, которые записываются учащимися в тетрадях.

Права избирателя наступают с 18 лет                                       Ограничения: признание судом

                                                                                     недееспособным и

                                                                                     нахождение   в местах

                                                                                     лишения свободы                                      

Участие в выборах  -

это проявление социальной

ответственности, совести,

политической и правовой

зрелости

        

        

Избирательные права граждан

Активное  право       Пассивное право 

       свободное и                             открытость                    периодичность          проведение

     добровольное                       и гласность выборов         и обязательность          выборов          

      участие в выборах                                                                 выборов           избир. комис.                      

Учащиеся самостоятельно делают выводы по схеме.

 Далее учитель знакомит учащихся с правовыми основами избирательной деятельности, обращая их внимание на стенд-выставку, где расположены Федеральные законы о выборах, Конституция РФ.

Переходя к следующему вопросу, учитель создает проблемную задачу:

Следование каким конституционным принципам обеспечивает установление единого правового пространства в России как в Федеративном государстве?

Учащиеся с помощью учебника (п. 21, С. 135) составляют тезисы по данному вопросу. Один ученик составляет схему на интерактивной доске.

Единое правовое государство:

 

1-ый принцип:                                                                            2-ой принцип:

Конституция РФ и федеральные законы                              Конституция РФ имеет высшую

Имеют верховенство на всей территории.                             юридическую силу, прямое    

                     (ст.4, ч.2)                                                             действие и применяется на всей

                                                                                                  территории РФ.

Правильность ответов проверяет класс.

             II. Переходя ко второму вопросу плана, учитель обращает внимание учащихся на слово процедура.

Процедура – это официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Учитель активизирует деятельность учащихся, ставя перед ними проблемные задачи:

1. Какую роль при демократии играют различные процедурные вопросы? (п.22, С.141-142)

Учащиеся сами делают выводы.

Задания группового коллоквиума Группам раздаются тексты о типах избирательных систем, об избирательном праве - они должны проанализировать, выбрать необходимую информацию, выделить сильные стороны и слабые, рассказать, и ответить на вопросы других групп

Пропорциональная -        Мажоритарная -

………………………                                   …………………

Побеждает та группа, которая дает более полный ответ. Правильные ответы проецируются на экран.

При изучении данного вопроса можно также использовать дифференцированное обучение, и заранее дать сильным учащимся самостоятельно подготовить сообщение по избирательным системам.

Такие задания формируют творческое отношение ученика к предмету.

III. Раскрыв основные положения по избирательному праву и избирательному процессу учителю необходимо проверить процесс усвоения нового материала учащимися через ситуации:

 Ситуация  1: Как вы думаете, почему у нас право избирать  и быть избранными имеют граждане РФ, а иностранцы таким правом не обладают? Можно ли считать это дискриминацией?

 Ситуация 2: В какой статье Конституция РФ гарантируется право граждан  участвовать в управлении делами государства, как непосредственно, так и через своих представителей. Выскажите свое мнение.

 Ситуация 3: На очередных выборах в Государственную Думу из 43 объединений и блоков, участвовавших в выборах по  пропорциональной системе, лишь 4 получили места в Думе. Рационально ли образовывать такое большое количество объединений и блоков в предвыборный период. Аргументируйте свой ответ.

Учитель оценивает ответы учащихся.

IV. Для закрепления материала учитель проводит следующие формы работы:

Викторина (вопросы проецируются на экран):

1. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет права голосовать?

- Двойное гражданство;

- Признание его судом недееспособным;

- Долгое пребывание за границей;

- Нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда;

- Необразованность.

2) С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?

21 год;

18 лет;

25 лет.

3) Что такое пассивное избирательное право?

- Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления?

- Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;

- Право агитировать за того или иного кандидата.

4) С какого возраста вы можете стать депутатом законодательного собрания?

21 год;

18 лет;

25 лет.

5) Что такое активное избирательное право?

- Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

-  Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны;

- Право не участвовать в голосовании

             Учитель  вызывает к интерактивной доске более сильных учащихся, которые доканчивают схему:

           1. Права избирателя -  ………………..

2. Избирательное право подразделяется на:

а) …………………………………………….

б) ……………………………………………

3. Активное право - ……………………….

4. …………………… - право быть избранным в указанные выше органы.

Рефлексия:

Парам учащихся предлагаются высказывания известных людей о выборах. Каждая пара делится своим мнением по данному изречению.

“Способность выбирать есть драгоценнейшее из свойств разума(Т.Уайлдер).
“Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать
(Э. Севрус ).
“Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады” (Э.Севрус).
“Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн).

          Выводы по теме: Выборы являются важнейшим институтом демократического государства, точная и четкая процедура их проведения  - решающее условие развития страны в истинно демократическом направлении.

V.Определение уровня сформированности образовательной компетенции:

Вопросы

Фамилии учащихся класса

 

Я смогу объяснить основы Избирательного права другим ученикам в школе

 

 

Я могу работать в группе для достижения наилучшего результата в работе

 

 

Я смогу убедить родителей в необходимости идти на выборы

 

 

Я знаю и могу поговорить о политических событиях в стране

 

 

Я хорошо понял учебный материал и потому активно работал в группе

 

 

Я знаю, что такое выборы

 

 

VI. Комментирование ответов, выставление оценок.

VII. Домашнее задание. п. 21, 22. Подготовить сообщение на тему: «Система Российского законодательства о выборах в органы власти».

  • Конечный результат урока: знать, что понимается под избирательным правом и избирательной системой;
  • знать, какие существуют формы участия граждан в политической жизни страны:
  • Этот урок способствует развитию у учащихся правовой культуры как будущих избирателей, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в стране.

Источники и литература:

1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».

2. Федеральный закон «О выборах Президента РФ».

3. Федеральный закон «О выборах в  Государственную Думу Федерального собрания РФ?»  

4. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ?»  

5. Федеральный закон «О референдуме РФ».

6. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления В РФ».

7. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах. М., 2007.

8. А.Ф. Никитин. Основы права. М., Дрофа, 2006.

9. А.Ф. Никитин. Правоведение. М., Просвещение, 2004


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: "Избирательное право и избирательный процесс"

Слайд 2

Ты творец Своей судьбы, Строишь сам Её ты с детства, Выбор твой, уже учти Есть решающее средство!

Слайд 3

План урока: 1. Избирательное право: а) социальная ответственность; б) нормы и принципы избирательного права; в) правовые основы избирательной деятельности; г) единое правовое пространство. 2. Избирательный процесс: а) «демократия – это процедура»; б) избирательные системы.

Слайд 4

Права избирателя – с 18 лет ограничения : признание судом недееспособным и нахождение в местах лишения свободы. Участие в выборах - это проявление социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости Социальная ответственность

Слайд 5

Нормы и принципы избирательного права Нормы избирательного права Избирательные права граждан Активное право Пассивное право

Слайд 6

Принципы проведения выборов в РФ Всеобщее избират.право Равное избират. право Прямое избират право Тайное голосование свободное и открытость и периодичность проведение добровольное гласность и обязательность выборов участие в выборов выборов избират.-ми выборах комиссиями

Слайд 7

Единое правовое государство: 1-ый принцип: 2-ой принцип:

Слайд 8

Процедура – это официально установленный порядок действий при обсуждении, ведении какого-либо дела.

Слайд 9

Избирательный процесс - деятельность по подготовке и проведению выборов.

Слайд 10

Стадии избирательного процесса : Составление списков избирателей. Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков. Формирование избирательных комиссий. Выдвижение, регистрация кандидатов. Предвыборная агитация. Голосование. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Слайд 11

Избирательная система - это совокупность общественных отношений, возникающих по поводу выборов. Избирательная система - порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами.

Слайд 12

Избирательные системы Пропорциональная - Мажоритарная - ……………………… …………………

Слайд 14

Викторина 1. Какие два из перечисленных условий говорят о том, что человек не имеет права голосовать? - Двойное гражданство; - Признание его судом недееспособным; - Долгое пребывание за границей; - Нахождение в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда; - Необразованность. 2) С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? 21 год; 18 лет; 25 лет. 3) Что такое пассивное избирательное право? - Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления? - Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны; - Право агитировать за того или иного кандидата. 4) С какого возраста вы можете стать депутатом законодательного собрания? 21 год; 18 лет; 25 лет. 5) Что такое активное избирательное право? - Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; - Право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны; - Право не участвовать в голосовании

Слайд 15

1. Права избирателя - ……………….. 2. Избирательное право подразделяется на: а) ……………………………………………. б) …………………………………………… 3. Активное право - ………………………. 4. …………………… - право быть избранным в указанные выше органы. Проверь себя !

Слайд 16

“ Способность выбирать есть драгоценнейшее из свойств разума (Т.Уайлдер) . “ Часто человека подстерегает неудача не в случае ошибочного выбора, а при отказе от возможности его сделать (Э. Севрус ). “Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады” (Э.Севрус). “Избирательный бюллетень сильнее пули” (А.Линкольн).

Слайд 17

Рефлексия Ты самостоятельная личность, которая может принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В твоей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будешь ли ты голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – ты будешь делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть твоя дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Ты сам отвечаешь за все!