Методические рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине ХИМИЯ для специальности 260807 Технология продукции общественного питания

Пряхина Юлиана Сергеевна

В данном пособии предатавлены задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов 2 и 3 курса, изучающих дисциплину ХИМИЯ, пособие будет полезно студентам, пропустившим занятия по той или иной теме или желающим углубить свои знания по данной дисциплине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

(«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ФИЛИАЛ МГГЭИ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для  самостоятельной внеаудиторной работы студентов

_________       _____________________________________________________________

( наименование)

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

по специальности СПО

_________       _____________________________________________________________

(код и наименование)

_____________________ подготовки

Челябинск 201

Рассмотрено и одобрено на заседании ПЦК

 

Общепрофессиональных  дисциплин

        

Протокол № __ от «    _» ________20_14_г

Председатель ПЦК ________________________

 Сенкевич Ю. А.

        

Пояснительная записка

Цель создания данных методических рекомендаций обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов  по дисциплине Химия.

Задача создания данного пособия создание условий для приобретения навыков

самоорганизации, самоконтроля, самоуправления.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

     максимальной учебной нагрузки обучающихся 232  часов, в том числе:

     обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 144 часов; из них

     практических занятий  и лабораторных работ 82 часа;  самостоятельной работы  

     обучающихся 88 часов.

При изучении дисциплины «Химия»   предполагается  выполнение обучающимися следующих видов самостоятельной работы: составление таблиц, решение задач, подготовка сообщений, составление схем, составление конспекта.

При выполнении самостоятельной работы студенту необходимо:

1.освоить вопросы, выносимые на самостоятельную работу и предложенные преподавателем в соответствии с программой по Химии

2.планировать самостоятельную работу самостоятельную работу

3.студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой по учебной дисциплине Химия

4.выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с ранее установленными  сроками отчетности

В  результате  освоения  учебной  дисциплины «Химия»  студент  должен

уметь:

   -   применять основные законы химии для решения  задач в области профессиональной деятельности;

  -   использовать свойства органических веществ, дисперсных и коллоидных систем для оптимизации  технологического процесса;

  -  описывать уравнениями химических реакций, процессы, лежащие в основе производства  продовольственных продуктов;

  -  проводить расчеты по химическим формулам и  уравнениям реакции;

  -  использовать лабораторную посуду и  оборудование;

  -  выбирать метод и ход химического анализа, подбирать реактивы и аппаратуру;

  -  проводить качественные реакции на  неорганические вещества и ионы, отдельные классы  органических соединений;

   -  выполнять количественные расчеты состава вещества по результатам измерений;

   -  соблюдать правила техники безопасности при работе в химической лаборатории;

В  результате  освоения  учебной  дисциплины «Химия»  студент  должен

знать:

    -  основные понятия и законы химии;

    - теоретические основы органической, физической, коллоидной химии;

    -  понятие химической кинетики и катализа;

    -  классификацию химических реакций;

    -  обратимые и необратимые химические реакции, химическое равновесие, смещение химического равновесия под действием различных факторов;

    -  окислительно-восстановительные реакции, реакции ионного обмена;

    -  гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах, понятие о сильных и слабых электролитах;

    - тепловой эффект химических реакций, термохимические уравнения;

    -  характеристики различных классов органических веществ, входящих в состав сырья и готовой пищевой  продукции;

    -  основы аналитической химии;

    -  основные методы классического количественного и физико-химического анализа;

    -  назначение и правила использования лабораторного оборудования и аппаратуры;

    -  методы и технику выполнения химических  анализов;

    -  приемы безопасной работы в химической  лаборатории;

  -  закономерности  протекания химических реакций различной классификации;

  -  свойства растворов и коллоидных систем высокомолекулярных соединений;

  -  особенности дисперсных и коллоидных систем пищевых  продуктов;

  -  свойства растворов и поверхностных явлений;

 

Дисциплина  «Химия»   способствует формированию   у обучающихся следующих общих и профессиональных компетенций:

 ОК 1. Осознавать  социальную значимость  своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией  к выполнению профессиональной деятельности

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, - заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1.  Организовывать подготовку мяса  и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 1.2. Организовывать подготовку рыбы  и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

 ПК 1.3. Организовывать подготовку  птицы  и приготовление полуфабрикатов для сложной кулинарной продукции.

ПК 2.1.  Организовать и проводить приготовление канапе, легких и сложных холодных закусок.

ПК 2.2. Организовать и проводить приготовление  сложных холодных блюд из рыбы, мяса и сельскохозяйственной птицы.

ПК 2.3. Организовать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 3.1.  Организовать и проводить приготовление сложных супов.

ПК 3.2.  Организовать и проводить приготовление сложных горячих соусов.

ПК 3.1.  Организовать и проводить приготовление сложных холодных соусов.

ПК 4.1.  Организовать и проводить  приготовление сдобных хлебобулочных изделий и праздничного хлеба

ПК 4.2.  Организовать и проводить  приготовление  сложных мучных кондитерских изделий и праздничных тортов.

ПК 4.3.  Организовать и проводить  приготовление  мелкоштучных кондитерских изделий.

ПК 4.4.  Организовать и проводить  приготовление  сложных отделочных полуфабрикатов, использовать из в оформлении.

 ПК 5.1. Организовать и проводить  приготовление  сложных холодных десертов.

ПК 5.2. Организовать и проводить  приготовление  сложных горячих десертов.

Объем самостоятельной работы и распределение нагрузки по семестрам

Вид учебной работы

Количество часов всего

Количество часов по семестрам

3 сем

4 сем

5 сем

6 сем

Самостоятельная работа студентов

88

10

18

20

40

Итоговая аттестация по дисциплине    дифференцированный зачет

2

1

1

Контроль  и  оценка  результатов.

Оценка 5 за самостоятельную работу выставляется при своевременном, аккуратном и правильном выполнении работы. В работе должен быть вывод, в котором раскрывается суть работы и приобретенные умения.

Оценка 4 за самостоятельную работу выполняется если, работа выполнена правильно, но несвоевременно или неаккуратно, а так же если в работе отсутствует вывод.

Оценка 3 за  самостоятельную работу ставится при ошибках в расчетах, не полном или не грамотном выполнении работы. Учитывается так же своевременность сдачи.

Оценка 2 за самостоятельную работу ставится, если правильно выполнена половина работы или работа не сдана.

Информационное обеспечение обучения

Интернет ресурсы

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Основные источники:

  1. Физическая и коллоидная химия: учебник для студентов  учреждений среднего профессионального образования/ В.В. Белик, К.И. Киенская – 5-е изд стер. – М.: Издательский центр «Академия» , 2010 – 288 с.
  2. Аналитическая химия: учебник для средних профессиональных учебных заведений / О.Е. Соенко. - Ростов – на –Дону: Феникс, 2009 – 309 с.
  3. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений/  Л.С. Гузей, Р.П. Суровцев, Г.Г.Лысова – 4-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 140 с.: ил.
  4. Химия 11 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений \ О.С. Габриелян, Г.Г. лысова – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2009. – 368 с.: ил.

   Дополнительные источники:

1. 1 сентября Химия приложение к газете «1 сентября» учрежденный Министерством образования науки РФ

2 .   Лабораторные опыты и практические работы по химии / учебное пособие М.: Аквариум – 2008, 256с.

3.  Окислительно – восстановительные реакции: Пособие для учащихся – 2-е изд – М.: Просвещение 2009 – 144 с

4.  Химические реакции: Пособие для учащихся –М.: Просвещение, 2008 – 176 с.

5. Химия в школе: научно-теоретический и методический журнал

учрежден Министерством образования и науки РФ.

6. Готовимся экзамен по химии – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2009. -368 с.: ил.

7. Химия для школьников старших классов и поступающих а вузы \ Н.Е. Кузьменко, В.В. Ерёмин, В.А. Попков – М.: ООО «издательский дом ОНИКС», 2008. – 544 с.:- ил

8. Аналитическая химия. Сборник вопросов, упражнений и задач – пособие для вузов. В.П.Васильев, Л.А. Кочергина, Т.Д. Орлова- 3-е изд. Стериотип. –М.:Дрофа, 2009 – 318с.

9.  Аналитическая химия в 2 –х книгах. Титриметрический и гравиметрический методы анализы, Физико-химические методы анализа – учебник для вузов,2-е изд, М.: - Дрофа, 2007


 Содержание и объем самостоятельных работ учебной дисциплины «Химия»

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа студентов

Объем  часов

Уровень освоения

Раздел I.  Физическая  химия

1.1.  Агрегатное состояние вещества и их характеристики.

 

Самостоятельная работа №1:  составление таблицы «Агрегатные состояния вещества»

2

2

  1. Основные законы термохимии

Первый закон термодинамики. Энтальпия. Закон Гесса – основной закон термодинамики. Второй закон термодинамики. Энтропия. Тепловой эффект реакции. Теплота сгорания и образования веществ. 

. Самостоятельная работа№2  Решение задач по термодинамики.

4

2

1.3. Поверхностно - активные вещества, вязкость жидкостей.

Структура жидкости, энергия поверхностного слоя жидкости. Поверхностное натяжение, смачивание. Внутреннее трение, вязкость. Равновесие в системах, содержащих ПАВ.  Строение молекул ПАВ.

  Самостоятельная работа№3:  сообщение о применении ПАВ в жизни

4

2

1.4. Химическая кинетика, химическое равновесие.

Скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость реакции. Катализ, виды катализа.  Катализаторы, ингибиторы. Ферменты, значение ферментов в технологии производства продовольственных продуктов.  

4

 2

Самостоятельная работа №4: сообщение на тему «Значение ферментов в технологии производства продуктов»

1.5. Свойства растворов.

Основные понятия фазового равновесия. Классификация систем по числу фаз и компонентов. Общая характеристика и классификация растворов. Значение  растворов в технологических процессах продовольственных продуктов.

Самостоятельная работа№5:  решение задач по теме

4

2

1.6. Поверхностные явления, адсорбция.

Поверхностные явления в гетерогенных системах. Адсорбция,  её виды и причины. Поверхностная активность ПАВ. Использование адсорбции в хроматографическом методе анализа.  

Самостоятельная работа №6:  сообщение  на тему «Явление адсорбции в технологическом процессе приготовление продуктов»

4

2

Раздел II.  Коллоидная химия.

2.1. Дисперсные системы, классификация и характеристика.

Особенности коллоидных систем, межфазная поверхность. Классификация коллоидных систем и их значение.  Воздействие коллоидных систем на окружающую среду.  

 Самостоятельная работа №7:  составление таблицы  «Классификация коллоидных систем»

4

2

2.2. Коллоидные растворы, золи.

Структурированные коллоидные системы. Гели, гелеобразование,  пептизация. Процессы коагуляции в природе и в производстве продовольственных продуктов.

 Самостоятельная работа №8:    сообщение  на тему «Процессы коагуляции в природе и в производстве продовольственных продуктов»

2

2

2.3. Молекулярно – кинетические свойства дисперсных систем.

Общая характеристика грубодисперсных систем, их классификация, методы получения.  Устойчивость  грубодисперсных систем, их использование в производстве продовольственных продуктов. Воздействие грубодисперсных систем на окружающую среду.  

.  

 Самостоятельная работа №9:   составление таблицы «Воздействие грубодисперсных систем на окружающую среду.»

4

2

2.4. Важнейшие органические вещества. Растворы полимеров.

Общая характеристика высокомолекулярных соединений. Особенности строения молекул. Особенности агрегатного состояния полимеров, связанные с изменением температуры.

Самостоятельная работа №10:    составление таблицы «Свойства полимеров»

4

2

Раздел III.  Аналитическая химия.

  Основные понятия.

3.1. Теория электролитической диссоциации.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Теория сильных и слабых электролитов.  

 Самостоятельная работа №11:    решение задач по теме электролитическая диссоциация

4

2

3.2. Методы анализа вещества и условия их проведения.

Химические, физические и физико-химические методы  анализа в производстве  продовольственных продуктов. Особенности качественного и количественного анализа.  Чувствительность, точность и быстрота анализа.  

 Самостоятельная работа №12:   составление схемы «Химические, физические и физико-химические методы  анализа в производстве  продовольственных продуктов»

4

2

Раздел IV. Качественный  анализ.

4.1. Классификация катионов и анионов.

Классификация методов анализа, особенности  и условия их проведения. Классификация ионов по группам.  Аналитические реакции заданных катионов и анионов. Методы и способы качественного анализа веществ.

 

 Самостоятельная работа №13:   составление таблицы «Качественные реакции катионов и анионов»

4

2

4.2. Частные реакции катионов различных групп.

Аналитическая классификация ионов. Техника выполнения качественного химического полумикроанализа.  

Самостоятельная работа №14:    решение заданий по определению качественных реакций катионов

6

2

4.3.  Частные реакции анионов  различных  групп.

Характерные реакции  ионов различных групп. Дробный метод анализа, подготовка вещества к анализу.  

Самостоятельная работа №15:   решение заданий по определению качественных реакций анионов

5

2

Раздел V.  Количественный анализ.  

5.1.  Классификация методов количественного анализа.

Задачи и методы количественного анализа.  Аналитический сигнал. Метрологические характеристики методов анализа.  

 Самостоятельная работа №16:  составление конспекта «Метрологические характеристики методов анализа»

4

2

5.2. Гравиметрический (весовой) метод анализа.

Сущность гравиметрического анализа.  Операции гравиметрического анализа: отбор средней пробы, взятие навески, её растворение, осаждение, фильтрование промывание, высушивание, прокаливание и взвешивание.

 Самостоятельная работа №17:   составление сообщения по теме «Применение гравиметрического анализа, его значения для технологии продукции общественного питания»

6

2

5.3. Метод нейтрализации.

Классификация методов нейтрализации. Сущность анализа условия выполнения и требование к реакциям. Рабочие растворы и способы их приготовления.  

  Самостоятельная работа №18:  решение задач на расчет массовой доли вещества в растворе.

5

2

5.4. . Теория индикаторов

Кислотно – основные индикаторы. Характер изменения среды и концентрации ионов водорода в процессе титрования.  Правило выбора индикатора.  Понятие общей и активной кислотности. Применение кислотно- основного титрования  в технохимическом контроле производства продовольственных продуктов.

 Самостоятельная работа №19:   сообщение на тему «Применение кислотно- основного титрования  в технохимическом контроле производства продовольственных продуктов.»

4

2

5.5.  Методы окисления – восстановления.

Сущность методов окисления – восстановления. Понятие окислительно – восстановительный потенциал. Фактор эквивалентности.

Самостоятельная работа №20:   решение задач на расчет титра

4

2

5.6. Метод осаждения и комлексообразования.

Понятие комплексометрия.  Применение метода  для определения содержания ионов кальция и магния в пищевых продуктах. Механизм действия металл – индикатор.

  Самостоятельная работа №21   составление конспекта  Применение метода  для определения содержания ионов кальция и магния в пищевых продуктах.

4

2

Раздел VI. Физико – химические методы анализа.

6.1. Физико-химические методы анализа.

Сущность метода и его преимущество в автоматизации и интенсификации производства. Классификация физико-химических методов анализа.

Самостоятельная работа №22:    составление схемы классификация физико-химических методов

2

2

Всего

88

 

Самостоятельная работа №1

Тема: Агрегатное состояние вещества

Цель: Закрепить знания о агрегатных состояниях вещества, их особенностях и характеристиках с точки зрения МКТ

Задание 1: изучите материал лекции по данной теме. При отсутствии конспекта лекции, рекомендуется изучить материал учебника Физическая и коллоидная химия: учебник для студентов  учреждений среднего профессионального образования/ В.В. Белик, К.И. Киенская – 5-е изд стер. – М.: Издательский центр «Академия» , 2010 – 288 с.

Газообразное состояние вещества стр 9-18

Жидкое состояние вещества стр 20-22

Кристаллическое и аморфное твердое состояние стр 20-27.

Задание 2: Используя ранее полученные знания, заполните таблицу «Агрегатное состояние вещества»

Агрегатное состояние

Определение

Структура и физические свойства

Характеристики

Основные формулы и законы, применимые к веществу в данном агрегатном состоянии

Газ

Жидкость

Твердое вещество

Самостоятельная работа№2

Тема: Решение задач по термодинамике.

Цель: закрепить практические умения решения задач по термодинамике

Задание 1. Применив полученные на лекциях знания , ответьте на вопросы:

- раскройте  значение понятий эндотермическая реакция, экзотермическая реакция, тепловой эффект реакции, энтальпия.

- сформулируйте  основной  закон термохимии.

-  напишите основные формулы,  характеризующие  газовые законы.  

Задание  2.  Решите задачу:

Газ находится в баллоне  при температуре 230 К и  под давлением  1,6 * 106 Па. При какой температуре  давление газа станет равным 2,0 * 106 Па.  Объем баллона считать постоянным.

Задание 3.   Решите задачу:

Газ  занимает объём 4 м3 при температуре  646 К. Каким будет объем газа при температуре 700 К ?

Самостоятельная работа№3:  

Тема: Применении ПАВ в жизни

Цель: Закрепить знания по теме ПАВ, закрепить умения поиска и анализа информации, а так же работы с различными компьютерными программами.

Задание1:Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2:Сделайте сообщение по одной из предложенных тем, по сообщению приготовьте презентацию, используя программу Power Point

  • Применение ПАВ в быту
  • Анионные ПАВ
  • Катионные ПАВ
  • Строение молекул ПАВ, свойства ПАВ
  • Чем обусловлен механизм действия ПАВ

Самостоятельная работа №4

Тема: Ферменты-как биокатализаторы 

Цель: Закрепить знания по теме Ферменты-как биокатализаторы, закрепить умения поиска и анализа информации, а так же работы с различными компьютерными программами.

Задание1:Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2: Сделайте сообщение по теме «Значение ферментов в технологии производства продуктов питания», по сообщению подготовьте презентацию используя программу PowerPoint .

Самостоятельная работа№5:  решение задач по теме

Тема: Растворы

Цель: актуализация изученного материала по теме Растворы, закрепление навыка решения задач по теме.

Задание1:Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться учебником Физическая и коллоидная химия: учебник для студентов  учреждений среднего профессионального образования/ В.В. Белик, К.И. Киенская – 5-е изд стер. – М.: Издательский центр «Академия» , 2010 – 288 с. Изучить главу 5 Растворы, стр 109-115.

Так же можно воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2:  решите следующие задачи по теме Растворы

Задача 1: Определите массовую долю нитрата натрия в растворе, полученном при растворен соли массой 40 грамм в воде объемом 500 мл.

Задача 2: Сколько граммов гидроксида натрия содержится в растворе объемом 300 мл с массовой долей щелочи  20%, плотность раствора считать равной 1,09г/см3

Задача 3: Сколько граммов гидроксида натрия содержится в растворе массой 400 грамм с массовой долей сульфата натрия 15%.

Самостоятельная работа №6:

Тема: Явление адсорбции в технологическом процессе приготовление продуктов

Цель: Изучение явления адсорбции в технологическом процессе приготовления пищи, отработка навыков поиска, анализа информации.

Задание 1: Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться учебником Физическая и коллоидная химия: учебник для студентов  учреждений среднего профессионального образования/ В.В. Белик, К.И. Киенская – 5-е изд стер. – М.: Издательский центр «Академия» , 2010 – 288 с. Изучить главу 8: Введение в физикохимию поверхностных явлений, стр 219-227.

Так же можно воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2 : Сделайте сообщение по теме «Явление адсорбции в технологическом процессе приготовления продуктов», по сообщению подготовьте  презентацию, используя программу PowerPoint

Самостоятельная работа №7:  

Тема: составление таблицы  «Классификация коллоидных систем»

Цель: актуализировать знания студента по теме коллоидные растворы, закрепить умения поиска и анализа учебной информации.

Задание1: используя  учебник   В.В. Белик, К.И. Киенская Физическая и коллоидная химия стр 214-219, изучить тему  

Коллоидная система иначе дисперсная система (англ. colloidal dispersion; colloid) — система, в которой дискретные частицы, капли или пузырьки дисперсной фазы, имеющие размер хотя бы в одном из измерений от 1 до 1000 нм, распределены в другой фазе, обычно непрерывной, отличающейся от первой по составу или агрегатному состоянию и именуемой дисперсионной средой.Коллоидные системы являются разновидностью дисперсных систем, в которых размер частиц дисперсной фазы не превышает 1 мкм. В свободнодисперсных коллоидных системах частицы дисперсной фазы в газе или жидкости свободно и независимо одна от другой участвуют в интенсивном броуновском движении, равномерно заполняя весь объем дисперсионной среды; к таким системам относятся, например, золи и аэрозоли. В процессе броуновского движения и при перемешивании коллоидные частицы сталкиваются. Если при этом не происходит укрупнения частиц вследствие их слипания (коагуляции) или слияния (коалесценции), то коллоидные системы называются агрегативно устойчивыми. Существуют также структурированные (связнодисперсные) системы, для которых характерно наличие неупорядоченной пространственной сетки, образованной частицами дисперсной фазы. Механические свойства таких систем, к которым относятся прежде всего гели, определяются не только свойствами дисперсионной среды, но и свойствами и числом контактов между частицами дисперсной фазы.Коллоидные системы образуются при конденсации вещества в гомогенной среде (пересыщенном растворе, паре, переохлажденной жидкости), если возникающие в ней зародыши новой дисперсной фазы, т. Е. мельчайшие капли или кристаллики, не получают возможности расти до размеров, превышающих 10–5–10–4 см.Конденсация часто сопровождает химические реакции, в результате которых образуются труднорастворимые соединения. Другой путь получения коллоидных систем —диспергирование, самопроизвольное (в случае лиофильных систем) и принудительное (в случае лиофобных систем). Существование жидких агрегативно устойчивых лиофобных коллоидных систем всегда обусловлено наличием в дисперсионной среде поверхностно-активных веществ — стабилизаторов. Эти вещества создают на поверхности частиц адсорбционно-сольватный защитный слой, препятствующий их сближению и коагуляции под влиянием близкодействующих сил молекулярного притяжения. Препятствием к сближению частиц могут быть расклинивающее давление жидкой дисперсионной среды, сольватно связанной в адсорбционном слое молекулами или ионами стабилизатора; электростатическое отталкивание одноименно заряженных ионов, адсорбированных на поверхности частиц; повышенная структурная вязкость поверхностного защитного слоя — так называемый структурно-механический барьер.

Задание 2:составить таблицу «Классификация коллоидных систем»

 

Дисперсная фаза

Дисперсионная среда

Тип коллоидной системы

Примеры

Жидкая

Газ

Твердая

Газ

Газообразная

Жидкость

Жидкая

Жидкость

Твердая

Жидкость

Газообразная

Твердое тело

Жидкая

Твердое тело

Твердая

Твердое тело

Самостоятельная работа №8:    

Тема «Процессы коагуляции в природе и в производстве продовольственных продуктов»

Цель: Закрепить знания по теме Коллоидные растворы, закрепить умения поиска и анализа информации, а так же работы с различными компьютерными программами.

Задание 1: Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2: подготовьте сообщение  на тему «Процессы коагуляции в природе и в производстве продовольственных продуктов» по сообщению подготовьте  презентацию, используя программу PowerPoint

Самостоятельная работа №9:   

Тема:  «Воздействие грубодисперсных систем на окружающую среду.»

Цель: Закрепить знания по теме, преобразовать материал в удобную для усвоения графическую форму

Задание 1: Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2:  составьте таблицу «Воздействие грубодисперсных систем на окружающую среду», возможно так же приготовить презентацию по данной теме.

Самостоятельная работа №10:    

Тема:  «Свойства полимеров»

Цель: Закрепить знания по теме, преобразовать материал в удобную для усвоения графическую форму

Задание1:  Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2:  Составьте  таблицу «Свойства полимеров»

Самостоятельная работа №11

Тема:   решение задач по теме электролитическая диссоциация

Цель: Закрепить знания по теме Электролитическая диссоциация, закрепить умения  использовать уравнения реакций для иллюстрации химических процессов и явлений.

Задание1:  Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание2:  Напишите уравнения полной электролитической диссоциации 11 неорганических кислот и их солей, при подготовке задания используйте следующую таблицу

Кислота

Формула

Соль (название и пример)

Азотистая

HNO2

Нитрит; нитрит калия KNO2

Азотная

HNO3

Нитрат; нитрат натрия NaNO3

Бромисто-водородная

HBr

Бромид; бромид натрия NaBr

Дихромовая

H2Cr2O7

Дихромат; дихромат калия K2Cr2O7

Иодистоводородная

HJ

Иодид; иодид калия (KJ)

Марганцовая (VII) (перманганатная)

HMnO4

Манганат (VII) (перманганат); калия манганат (VII) (перманганат калия) KMnO4

Метафосфорная

(HPO3)n

Метафосфат; метафосфат калия (KPO3)n

Метакремниевая

(H2SiO3)n

Метасиликат; метасиликат натрия (Na2SiO3)n

Ортокремниевая

H4SiO4

Силикат; силикат натрия Na4SiO4

Серная

H2SO4

Сульфат; сульфат меди CuSO4

Сернистая

H2SO3

Сульфит; сульфит кальция CaSO3

Сероводородная

H2S

Сульфид; сульфид натрия Na2S

Соляная

HCl

Хлорид; хлорид кальция CaCl2

Тиоциановая

HSCN

Тиоцианат (старое название роданид); тиоцианат аммония NH4SCN

Угольная

H2CO3

Карбонат; карбонат кальция CaCO3

Фосфорная

H3PO4

Фосфат; фосфат кальция Ca3(PO4)2

Фтористо-водородная

HF

Фторид; фторид калия KF

Хромовая

H2CrO4

Хромат; хромат калия K2CrO4

Хлорноватая

HClO3

Хлорат; хлорат калия KClO3

Хлорноватистая

HClO

Гипохлорит; гипохлорит натрия  NaClO

Самостоятельная работа №12

Тема:   составление схемы «Химические, физические и физико-химические методы  анализа в производстве  продовольственных продуктов»

.Цель: Закрепить умения работы с конспектом, а так же  составления конспекта по предлагаемому текстовому материалу.

Задание1:  Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2 Сделайте конспект предлагаемого текста, на его основании составьте схему «Химические, физические и физико-химические методы  анализа в производстве  продовольственных продуктов»

  В зависимости от применяемых средств измерений методы подразделяются на измерительные, регистрационные, расчетные, социологические, экспертные и органолептические.

Измерительные   методы   базируются   на  информации,  получаемой с использованием средств измерений и контроля. С помощью измерительных методов определяют такие показатели, как масса, размер, оптическая плотность, состав, структура и др.

Измерительные методы могут быть подразделены на физические, химические и биологические.

Физические методы применяют для определения физических  свойств продукции - плотности, коэффициента рефракции, вязкости, липкости и др. К таким методам относятся микроскопия, поляриметрия, колориметрия,    рефрактометрия,    спектроскопия,    реология, люминесцентный анализ и другие.

Химические методы применяют для определения состава и  количества входящих в продукцию веществ. Они подразделяются на количественные и качественные - это методы аналитической, органической, физической и биологической химии.

Биологические методы используют для определения пищевой и биологической  ценности  продукции.  Их  подразделяют  на физиологические   и   микробиологические.   Физиологические применяют для установления степени усвоения и переваривания питательных веществ, безвредности, биологической ценности. Микробиологические методы применяют для определения степени обсемененности продукции различными микроорганизмами.

Регистрационные методы - это методы определения показателей качества продукции, осуществляемые на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов и затрат. Эти методы основываются на информации, получаемой путем регистрации и подсчета определенных событий, например, подсчета числа дефектных изделий в партии и т.д.

Расчетные методы отражают использование теоретических и эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров. Эти методы применяют в основном при проектировании продукции, когда последняя еще не может быть объектом экспериментального исследования. Этим же методом могут быть установлены зависимости между отдельными показателями качества продукции.

Социологические методы основаны на сборе и анализе мнений фактических и возможных потребителей продукции; осуществляется устным способом, с помощью опроса или распространения анкет-вопросников, путем проведения конференций, совещаний, выставок, дегустаций и т.п. Этот метод применяют для определения коэффициентов весомости.

Экспертные  методы - это методы, осуществляемые на основе решения, принимаемого экспертами. Такие методы широко используют  для оценки уровня качества (в баллах) при установлении номенклатуры показателей, учитываемых на различных стадиях управления, при определении обобщенных показателей на основе совокупности единичных и комплексных показателей качества, а также при аттестации качества продукции. Экспертные методы оценки качества продукции применяются при невозможности или нецелесообразности по конкретным условиям оценки использовать расчетные или измерительные методы. Их используют самостоятельно или в сочетании с другими методами при оценке нормативно-технической документации на продукцию и качество продукции, при выборе наилучших решений, реализуемых в управлении качеством продукции, а также для: классификации оцениваемой продукции и потребителей; определения номенклатуры и коэффициентов весомости показателей качества; выбора базовых образцов и определения значений базовых показателей; измерения и оценки показателей с помощью органов чувств; оценки единичных показателей, значения которых определены расчетным или измерительным методом; определения комплексных показателей качества и в других случаях.                        

Для оценки качества продукции с помощью экспертных методов создают экспертные комиссии (технические, дегустационные и др.). Экспертная комиссия состоит из двух групп: рабочей и экспертной. При формировании экспертной группы учитывают психофизиологические возможности эксперта и состояние его здоровья. Эксперт должен быть компетентным, деловитым и объективным.

Рабочая группа осуществляет подготовку и проведение экспертной оценки качества продукции и анализ ее результатов.

Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми. При проведении экспертной оценки качества продукции представляют в виде иерархической структуры.

Обобщенные показатели относят к самому высокому уровню, а групповые комплексные - к нижерасположенным. На нижнем уровне структурной схемы находятся единичные показатели. Число уровней иерархии определяется сложностью продукции, количеством показателей, целью и требуемой точностью.

Органолептические методы -  методы, осуществляемые на основе анализа восприятий органов чувств. Значения показателей качества находятся путем анализа полученных ощущений на основе имеющегося опыта. Толкование термина «органолептический» происходит от греческого слова «organon» (орудие, инструмент, орган) плюс «lepticos» (склонный брать или принимать) и означает «выявленный с помощью органов чувств».

Органолептические свойства - это свойства объектов, оцениваемые органами чувств человека (вкус, запах, консистенция, окраска, внешний вид и т.п.). Органолептический анализ пищевых и вкусовых продуктов проводится посредством дегустаций, т.е. исследований, осуществляемых с помощью органов чувств специалиста - дегустатора без применения измерительных приборов.

флевор (вкусность) - комплексное впечатление вкуса, запаха и осязания при распределении в полости рта, определяемое как качественно, так и количественно

Для оценки некоторых продуктов применяют специфические признаки, не показанные в приведенной классификации.

Контроль качества продуктов питания, как правило, основан на сочетании органолептических и инструментальных (или других несенсорных) методов. Например, микробиологические показатели наряду с органолептическими применяют для оценки свежести пищи.

В зависимости от поставленной задачи применяют различные методы, которые можно разделить на три группы:

-методы приемлемости и предпочтения (предпочтительности, желательности, удовлетворительности);

-методы различительные (сравнения, различения, дифференциации);

-методы описательные.

Методы приемлемости и предпочтения используют, когда необходимо знать мнение потребителей о качестве продуктов, поэтому к дегустациям обычно привлекают большое число потребителей.

Различительные методы применяют, когда требуется выяснить, существует ли разница между оцениваемыми образцами. Некоторые методы из этой группы позволяют также количественно оценить имеющуюся разницу. Различительные методы широко используют также при проверке сенсорных способностей дегустаторов.

С помощью описательных методов можно суммировать параметры, определяющие свойства продукта, рассматривать интенсивность этих свойств, а в некоторых случаях и порядок проведения отдельных составляющих свойств продукта, т.е. построить профили свойств (например, профили вкуса, запаха, консистенции продукта).

Методы потребительской оценки ставят своей целью проверку реакции потребителей в связи с изменением рецептуры и технологических режимов. Одновременно с новым продуктом необходимо оценивать существующий продукт, приготовленный традиционным способом. Поскольку потребители очень разные, рекомендуются соблюдать следующие  условия:

- к оценке привлекать широкий круг потребителей предпочтительно того региона, где продукт будет реализовываться. При этом следует ориентироваться на мнение такой категории лиц, для которой продукт предназначен. Например, к оценке качества изделий детского назначения привлекать детей соответствующего возраста и их родителей;                          

- результаты потребительской оценки будут более достоверными,  если к дегустациям продуктов одной товарной группы привлекать постоянный коллектив оценщиков, предварительно прошедших ознакомление с правилами проведения дегустаций и применяемыми методами.

Аналитические методы органолептического анализа основаны на количественной оценке показателей качества и позволяют установить корреляцию между отдельными признаками. К аналитическим относят методы парного сравнения, треугольный, дуо-трио, ранговый, балловый и др.

Дегустационная комиссия должна состоять из 5-9 человек, обладающих специальными знаниями, навыками и проверенной чувствительностью.

Среди аналитических методов можно выделить группы качественных и количественных различительных тестов.

Методы качественных различий позволяют ответить на вопрос, есть ли разница между оцениваемыми образцами по одному из показателей качества (вкусу, запаху, консистенции, внешнему виду) или общему впечатлению о качестве, но не отвечают на вопрос, какова разница между образцами. К этой группе относятся методы сравнения: парного, треугольного, два из трех (дуо-трио), два из пяти. Они основаны на сравнении двух подобных образцов со слабо выраженными различиями. Образцы могут быть представлены в виде пары (парный метод), в виде проб из трех образцов (два из которых идентичны) или в виде проб из пяти образцов (один образец повторяется в пробе два раза, другой - три раза). Пробы должны быть закодированы. Методы применяют в тех случаях, когда следует убедиться, имеются ли различия между двумя образцами продукта. Эти тесты применяют также при отборе дегустаторов.

К качественным различительным тестам относятся методы индекса разбавления и метод scoring. Эти методы позволяют количественно оценить интенсивность определенного свойства или уровень качества продукта в целом.

Метод индекса разбавлений предназначен для определения интенсивности запаха, вкуса, окраски продукта по величине предельного разбавления. Метод состоит в том, что жидкий продукт подвергают ряду возрастающих разбавлений до получения концентрации, при которой отдельные показатели не улавливаются органолептически. Показатель (индекс) вкуса, запаха, окраски выражается числом разбавлений или процентным содержанием исходного вещества в растворе.

Метод scoring ( с англ. отсчет очков) основан на использовании шкал графических и словесных. Дегустатору предлагают два образца продукта, для которого оцениваемая характеристика имеет минимальное и максимальное значение, и один образец, для которого интенсивность характеристики не известна. При сравнении третьего образца с двумя первыми оценивается относительное значение характеристики и отмечается на шкале перпендикулярным штрихом с учетом расстояния от обоих концов.

Метод scoring (баллов) позволяет количественно оценивать качественные признаки продуктов и открывает большие возможности для изучения корреляции между органолептическими свойствами продуктов и объективными параметрами, измеряемыми инструментальными методами.

Следует отметить, однако, что наиболее объективную информацию можно получить, только используя измерительные методы. По сравнению с органолептическим анализом они более длительные и сложные, но лишены субъективности эксперта.

Самостоятельная работа №13

Тема:    Качественные реакции катионов и анионов

Цель: Закрепить знания о качественных реакциях на катионы и анионы и о алгоритме обнаружения химического вещества методом качественных реакций.

  Задание1:  Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2: Используя ниже предложенные таблицы, составьте таблицу «Качественные реакции катионов и анионов» для наиболее часто встречающихся в ваших лабораторных работах веществ.

Соединение

Реактив

Наблюдаемая реакция

Алканы

Пламя

Обычно определяют путем исключения.
Низшие алканы горят голубоватым пламенем

Алкены С=С

1)   Бромная вода
2)   р-р КМп0
4
3)   Горение

Обесцвечивание раствора. 
Обесцвечивание раствора, выпадение бурого осадка Мn0
2Горят-слегка желтоватым пламенем (частицы углерода).

Бензол

Горение

Обычно определяют путем исключения.
Горит коптящим пламенем.

Фенол

1)   Бромная
вода
2)   р-р Na
2СО3
3)   FeCI
3

Обесцвечивание, выпадение белого осадка трибромфенола

Выделение углекислого газа. 

Фиолетовое окрашивание.

Спирты

1)    Na 
2)    Горение
3)    Черная горячая
прокаленная Сu-проволока

Выделение водорода.
Горят светлым голубоватым пламенем.
Восстановление красной окраски у прокаленной горячей медной проволоки.

Многоатомные спирты

Сu(ОН)2 + NaOH

Синее окрашивание — образование глицератов и др.

Амины

1)   Лакмус
2)   HHal

В водном растворе — синее окрашивание.
Образуют соли с галогеноводородами — после выпаривания твердый осадок.

Анилин

1)   Бромная
вода
2)   HHal

Обесцвечивание бромной воды, выпадение осадка триброманилина. 
После упаривания твердый осадок — соль гидрогалогенида анилина.

Альдегиды

1)   Ag20
2)   Сu(ОН)
2

Реакция серебряного зеркала Выпадение красного осадка Cu20

Карбоновые кислоты

Лакмус

Красное окрашивание
Муравьиная — реакция серебряного зеркала
Олеиновая — обесцвечивание бромной воды

Крахмал

Раствор l2 в KI или спиртовой раствор иода

Синее окрашивание

Белки

конц. HNO3

Желтое окрашивание, при добавлении щелочного раствора — оранжевое

Катион

Воздействие или реактив

Наблюдаемая реакция

  Li+

Пламя

Карминово-красное окрашивание

  Na+

Пламя

Желтое окрашивание

К+

Пламя

Фиолетовое окрашивание

Са2+

Пламя

Кирпично-красное окрашивание

Sr2+

Пламя

Карминово-красное окрашивание

Ва2+

Пламя 
S0
42-

Желто-зеленое окрашивание
Выпадение белого осадка, не растворимого в кислотах: Ва
2+ + S042-c BaS04c

Сu2+

Вода

Гидратированные ионы Сu2+ имеют голубую окраску

РЬ2+

S2-

Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2- cPbS c

Аg+

Cl-

Выпадение белого осадка; не растворимого в HNO3, но растворимого в конц.
NH
3 • Н20:
Аg+ +Cl
-cAgCl c

Fe2+

гексациано-феррат (III) калия (красная кровяная соль) ,K3[Fe(CN)6]

Выпадение синего осадка:
К
++ Fe2+ + [Fe(CN)6]3-c KFe[Fe(CN)6]4

Fe3+

1)  гексацианоферрат (II) калия (желтая
кровяная соль)
K
4[Fe(CN)6]  
2)   роданид-ион
SCN
-

Выпадение синего осадка:
К+ + Fe
3+ + [Fe(CN)6]4- c KFe[Fe(CN)6]c
Появление ярко-красного окрашивания за счет образования комплексных ионов Fe(SCN)
2+, Fe(SCN)+2

Al3+

щелочь (амфотерные свойства гидроксида)

Выпадение осадка гидроксида алюминия при приливании первых порций щелочи и его растворение при дальнейшем приливании

NH4+

щелочь, нагрев

Запах аммиака: NH4+ + ОН-c NH3 c+ Н20

Н+
(кислая среда)

Индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый

красное окрашивание 
красное окрашивание

Анион


Реактив


Наблюдаемая реакция

S042-

Ва2+

Выпадение белого осадка, нерастворимого в кислотах:
Ва
2+ + S042-c BaS04c

N03-

1) добавить конц. H2SO4 и Си, нагреть "2) смесь
H
2S04 +FeSO4

Образование голубого раствора, содержащего ионы Сu2+, выделение газа бурого цвета (NO2)
Возникновение окраски сульфата нитрозо-железа (II) [Fe(H
20)5NO]2+. Окраска от фиолетовой до коричневой (реакция «бурого кольца»)

РО43-

ионы Ag+

Выпадение светло-желтого осадка в нейтральной среде: ЗАg+ + Р043-c Аg3Р04c

СrO42-

ионы Ва2+

Выпадоние желтого осадка, не растворимого в уксусной кислоте, но растворимого в HCI: Ва2+ + СrO42-c BaCr04c

S2-  ,

ионы РЬ2+

Выпадение черного осадка: Pb2+ + S2-c PbSc

СО32-

ионы Са2+

выпадение белого осадка, растворимого в
кислотах: Са
2+ + С032- = СаСОзc

CO2

известковая вода Са(ОН)2

Са(ОН)2 + С02 c СаСО3c + Н20, СаСО3 + С02 + Н2cСа(НС03)2 Выпадение белого осадка и его растворение при пропускании С02

SO32-

ионы Н+

Появление характерного запаха S02: 2Н+ + SO32-c Н20 + S02f

F-

ионы Са2+

Выпадение-белого осадка: Са2+ + 2F" c CaF2

Cl-

ионы Аg+

Выпадение белого осадка, не растворимого в HN03, но растворимого в конц. NH3 • Н20: Аg+ +CI-c AgClc 
AgCI + 2(NH
3• Н20) c [Ag(NH3)2]+ + CI- + 2Н2О

Br-

ионы Аg+

Выпадение светло-желтого осадка, не растворимого в HN03: Ag+ + Br- = AgBrc осадок темнеет на свету

I-

ионы Аg+

Выпадение желтого осадка, не растворимого в HNO3 и NH3 конц.: Аg+ + I- c АgIc осадок темнеет на свету

ОН- (щелочная среда)

индикаторы: лакмус
фенолфталеин

синее окрашивание малиновое окрашивание

Самостоятельная работа №14

Тема:    решение заданий по определению качественных реакций катионов

Цель: Закрепить знания о качественных реакциях на катионы и анионы и о алгоритме обнаружения химического вещества методом качественных реакций.

Задание1:  Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2 Используя таблицы из Самостоятельной работы №13 проведите определение следующих веществ нитрат лития, нитрат меди, этиловый спирт, уксусный альдегид, яичный белок. В отчете подробно опишите все этапы анализа.

Самостоятельная работа №15

Тема:   решение заданий по определению качественных реакций анионов

Цель: Закрепить знания о качественных реакциях на катионы и анионы и о алгоритме обнаружения химического вещества методом качественных реакций.

Задание1:  Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2 Используя таблицы из Самостоятельной работы №13 проведите определение следующих веществ сульфат натрия, сульфат калия, фторид натрия, сульфид железа, карбонат калия. В отчете подробно опишите все этапы анализа.

Самостоятельная работа №16

Тема:   «Метрологические характеристики методов анализа»

 Цель: Закрепить умения работы с конспектом, а так же  составления конспекта по предлагаемому текстовому материалу.

Задание1:  Изучите информацию по предложенной Вам теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2: составьте конспект «Метрологические характеристики методов анализа»

 Самостоятельная работа №17

Тема:   составление сообщения по теме «Применение гравиметрического анализа, его значения для технологии продукции общественного питания»

Цель: Закрепить умения работы с конспектом, а так же  составления конспекта по предлагаемому текстовому материалу.

Задание1:  Изучите лекцию по предложенной Вам теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2: составьте конспект «Применение гравиметрического анализа, его значения для технологии продукции общественного питания»

  Самостоятельная работа №18

Тема:  решение задач на расчет массовой доли вещества в растворе.

Цель: Закрепить умения решать расчетные задачи на определение массовой доли вещества в растворе

Задание1:  Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2: решите задачи по теме

  1. Вычислите массовую долю растворённого вещества, если в 88г воды растворили 12г соли.

  1. Рассчитайте массы соли и воды, необходимые для приготовления 400г раствора с массовой долей соли 0,05.

  1. Как изменится процентная концентрация раствора, если к 10%-раствору соли массой 100г добавить 20г воды.

  1. Как изменится процентная концентрация раствора, если к 10%-раствору соли массой 100г добавить 20г соли.

5.Вычислите  молярную концентрацию раствора поваренной соли, если в 500 мл этого раствора содержится 0,5 моль хлорида натрия.

6. Вычислите молярную массу вещества, если известно, что в 24л раствора с молярной концентрацией 6 моль/л было растворено 2880 г вещества.

Самостоятельная работа №19

Тема:  Применение кислотно- основного титрования  в технохимическом контроле производства продовольственных продуктов.»

Цель: Закрепить умения работы с конспектом, а так же  составления конспекта по предлагаемому текстовому материалу.

Задание1:  Изучите лекцию по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

1.Alhimikov.net  

 2.Chimikal.ru  

 3.NANOBET.RU

 4.SCI-LIB    

5.WebElements

6.XuMuK.ru    

7.Univer.ru

Задание 2:Подготовьте сообщение на тему «Применение кислотно- основного титрования  в технохимическом контроле производства продовольственных продуктов.»

Самостоятельная работа №20

Тема:   решение задач на расчет титра

Цель: Закрепить умения решать расчетные задачи на расчет титра вещества в растворе

Задание1:  Изучите теоретический материал по данной теме, при отсутствии лекции следует воспользоваться одним из интернет ресурсов

Задание №2 . Изучить алгоритм решении задач на расчет титра

При серийных анализах используют титр по определяемому веществу – который показывает массу определяемого вещества, соответствующую 1 см3 раствора реактива (рабочего) или реагирующую с 1 см3 рабочего раствора:

                                              

Так, ТНCl / NaOH = 0,003839  г/см3 показывает, что 1 см3 раствора хлороводорода с указанным титром может нейтрализовать 0,003839 г гидроксида натрия.

Титр и титр по определяемому веществу, как способ выражения состава, не рекомендуют использовать в настоящее время по правилам международной системы единиц измерения физических величин (СИ), однако в практике химического анализа они пока еще находят применение.

В тех случаях, когда известны масса или объем как растворенного вещества, так и раствора (смеси), для выражения состава используют д о л и . Доля количества или молярная доля N(A) представляет собой отношение количества (А) растворенного вещества А (или компонента А смеси) к суммарному количеству  Vi всех веществ, составляющих раствор или смесь. Для двухкомпонентной смеси:

                                              

Массовая доля , ) есть отношение массы m(A) растворенного вещества (компонента смеси) к суммарной массе mi  всех веществ составляющих раствор (смесь):

                                                           

Для раствора:

                     

Объемная доля (А) является отношением объема V(А) вещества до его растворения (до образования смеси) к сумме объемов Vi всех веществ, образующих раствор (смесь). Для двухкомпонентной смеси:

                                              

Согласно определениям долей численные их значения находятся в пределах от 0 до 1. Для удобства использования они могут быть умножены на 102, 103, 106, 109. Таким образом, численные значения долей выражают соответственно в виде сотых (процентов, %), тысячных (промиллей, %), миллионных (млн-1) или миллиардных (млрд-1) частей единицы. Например:

           

Моляльность – отношение количества (А) растворенного вещества к массе растворителя m(B):

                                         

Моляльность можно обозначать буквой m, но ее следует ставить перед формулой растворенного вещества. Например, обозначение 2m NaCl следует читать – двухмолярный раствор хлорида натрия.

Используя рассмотренные формулы расчета состава растворов, можно проследить взаимосвязь их друг с другом:

           

 Вычисления количественного состава растворов

Пример. Для реакций осаждения используют раствор, в 50 см3 которого содержится 2,8400 г серной кислоты. Рассчитайте титр, титр по хлориду бария, массовую долю, молярную концентрацию эквивалента и моляльность раствора, если плотность его равна 1,035 г/см3.

Решение.

   Титр раствора рассчитываем по формуле (7):

  1. Расчет массовой доли проводим, используя формулу (14)

  1. Титр раствора по хлориду бария, это масса его, реагирующая той массой серной кислоты, которая содержится в 1 см3 раствора. Согласно закону эквивалентов:

 или    

Следовательно,

 для BaCl2 и H2SO4, так как соль содержит двухзарядный ион Ва2+, а кислота в данной реакции – двухосновная,

  1. Молярную концентрацию рассчитываем по формуле (2):

М(H2SO4) = 98,08 г/моль

(1000 – коэффициент перевода см3 в дм3)

  1. Молярную концентрацию эквивалента рассчитываем по формулам (16) или (4):