Окислительно-восстановительные реакции в 9 классе

Свотина Алина Юрьевна

В 9 классе в начале курса данную тему следует повторить, так как дети, как правило в 8 классе плохо понимают материал. При изучение химии элементов им будет необходим навык в составлении овр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovr.docx117.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема Окислительно-восстановительные реакции

1.Орг. момент

2.Проверка домашнего задания

-У доски ученик выполняет цепочку превращений

-Устно опрос по свойствам классов неорганических соединений.

3. Повторение темы «Окислительно-восстановительные реакции»

Ход урока:

Рассмотрим реакцию магния с кислородом. Запишем уравнение этой реакции и расставим значения степеней окисления атомов элементов:

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/5344/1e72bdf559449a648fdab86ce9be3528.png

Как видно, атомы магния и кислорода в составе исходных веществ и продуктов реакции имеют различные значения степеней окисления. Запишем схемы процессов окисления и восстановления, происходящих с атомами магния и кислорода.

До реакции атомы магния имели степень окисления, равную нулю, после реакции - +2. Таким образом, атом магния потерял 2 электрона:

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/5345/b851df651e6cc49539c22adf7c16c0f0.png

Магний отдает электроны и сам при этом окисляется, значит, он является восстановителем.

До реакции степень окисления кислорода была равна нулю, а после реакции стала -2. Таким образом, атом кислорода присоединил к себе 2 электрона:

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/5346/b3679386ea9e2b6e927607f9dc56cd8b.png

Кислород принимает электроны и сам при этом восстанавливается, значит, он является окислителем.

Запишем общую схему окисления и восстановления:

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/5347/0e1e8732b508e2d7302ccf7065fa7719.jpg

Число отданных электронов равно числу принятых. Электронный баланс соблюдается.

В окислительно-восстановительных реакциях происходят процессы окисления и восстановления, а значит, меняются степени окисления химических элементов. Это отличительный признак окислительно-восстановительных реакций.

Окислительно-восстановительными называют реакции, в которых химические элементы изменяют свою степень окисления.

Окислитель в ходе реакции принимает электроны, понижая свою степень окисления, он восстанавливается.

Восстановитель в ходе реакции отдает электроны, повышая свою степень окисления, он окисляется.

Процесс приема веществами электронов называется восстановлением. Окислитель в ходе процесса восстанавливается.

Восстановитель – это вещество, молекулы или ионы которого отдают  электроны. У восстановителя степень окисления повышается.

Процесс отдачи электронов называется окислением. Восстановитель в ходе процесса окисляется.

Пример №1. Получение хлора в лаборатории

В лаборатории хлор получают из перманганата калия и концентрированной соляной кислоты. В колбу Вюрца помещают кристаллы перманганата калия. Закрывают колбу пробкой с капельной воронкой. В воронку наливается соляная кислота. Соляная кислота приливается из капельной воронки. Сразу же начинается энергичное выделение хлора. Через газоотводную трубку хлор постепенно заполняет цилиндр, вытесняя из него воздух. Рис. 1.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/16479/d20ee52da628affe644cd679daffb67c.jpg

Рис. 1

На  примере этой реакции рассмотрим, как составлять электронный баланс.                        

1. Запишем схему этой реакции:

KMnO4 +  HCI = KCI + MnCI2 + CI2 + H2O

2. Расставим степени окисления всех элементов  в веществах, участвующих в реакции:

K+Mn+7O-24 +  H+CI- = K+CI- + Mn+2CI-2 + CI02 + H+2O-2

Степени окисления поменяли марганец и хлор.

3. Составляем схему, отражающую процесс перехода электронов:

Mn+7+5е= Mn+2 окислитель, процесс восстановление

2 CI- -2е- = CI0  восстановитель, процесс окисление

4. Уравняем число отданных и принятых электронов. Для этого находим наименьшее общее кратное  для чисел 5 и 2. Это 10. В результате деления наименьшего общего кратного на число отданных и принятых электронов, находим коэффициенты перед окислителем и восстановителем.

Mn+7+5е= Mn+2  2

2 CI- -2е- = CI02     5

5. Переносим коэффициенты в исходную схему и преобразуем уравнение реакции.

2KMnO4 + ? HCI = ?KCI + 2MnCI2 + 5CI2 +? H2O

Однако перед формулой соляной кислоты не поставлен коэффициент, так как не все хлоридные ионы участвовали в окислительно-восстановительном процессе. Метод электронного баланса позволяет уравнивать только ионы, участвующие в окислительно-восстановительном процессе. Поэтому нужно уравнять количество ионов, не участвующих в окислительно-восстановительной реакции. А именно катионов калия, водорода и хлоридных анионов. В результате получается следующее уравнение:

2KMnO4 + 16 HCI = 2KCI + 2MnCI2 + 5CI2 + 8H2O

Пример №2. Взаимодействие меди с концентрированной азотной кислотой. Рис. 2.

В стакан с 10 мл кислоты поместили «медную» монету. Быстро началось выделение бурого газа (особенно эффектно выглядели бурые пузырьки в еще бесцветной жидкости). Все пространство над жидкостью стало бурым, из стакана валили бурые пары. Раствор окрасился в зеленый цвет. Реакция постоянно ускорялась. Примерно через полминуты раствор стал синим, а через две минуты реакция начала замедляться. Монета полностью не растворилась, но сильно потеряла в толщине (ее можно было изогнуть пальцами). Зеленая окраска раствора в начальной стадии реакции обусловлена продуктами восстановления азотной кислоты.

http://d3mlntcv38ck9k.cloudfront.net/content/konspekt_image/16480/998cbe6785877ba064f90f6a4ae0a147.jpg

Рис. 2

1. Запишем схему этой реакции:

Cu + HNO3 = Cu (NO3)2 + NO2↑ + H2O

2. Расставим степени окисления всех элементов  в веществах, участвующих в реакции:

Cu0 + H+N+5O-23 = Cu+2(N+5O-23)2 + N+4O-22↑ + H+2O-2

Степени окисления поменяли медь и азот.

3. Составляем схему, отражающую процесс перехода электронов:

N+5= N+4 окислитель, процесс восстановление

Cu0 -2е- = Cu+2  восстановитель, процесс окисление

4. Уравняем число отданных и принятых электронов. Для этого находим наименьшее общее кратное для чисел 1 и 2. Это 2. В результате деления наименьшего общего кратного на число отданных и принятых электронов, находим коэффициенты перед окислителем и восстановителем.

N+5= N+4    2

Cu0 -2е- = Cu+2               1

5. Переносим коэффициенты в исходную схему и преобразуем уравнение реакции.

Cu + ?HNO3 = Cu (NO3)2 + 2NO2↑ + 2H2O

Азотная кислота участвует не только в окислительно-восстановительной реакции, поэтому коэффициент сначала не пишется. В результате, окончательно получается следующее уравнение:

Cu + 4HNO3 = Cu (NO3)2 + 2NO2↑+ 2H2O

Важнейшие окислители и восстановители.

Основные окислители и восстановители приведены в таблице 1.

Восстановители

Окислители

1. Простые вещества – металлы

1. Простые вещества – неметаллы: галогены, кислород, озон

2. Простые вещества – неметаллы (С, Н2, Si)

2. Оксиды металлов в высоких степенях окисления CrO3, Mn2O7, MnO2, PbO2

3. Пероксид водорода Н2О2

3. Пероксид водорода Н2О2

4. Оксиды неметаллов (NO, SO2, CO и др.)

4. Кислородсодержащие кислоты и их соли: азотная, серная, марганцевая и др.

5. Кислородсодержащие кислоты: сернистая, азотистая, фосфористая и их соли

5. Соли кислот хрома: хроматы, дихроматы, кислородные кислоты хлора: хлорноватистая HClO, хлорноватая HClO3, хлорная HClOи их соли.

6. Бескислородные кислоты: сероводородная, хлороводородная и др. и их соли

6. Соли некоторых металлов в высоких степенях окисления: AgNO3, CuSOи др.

7. Соли, в которых металлы находятся не в высших степенях окисления: SnCl2, FeSO4, Cr2(SO4)3,MnSO4 и др.

8. Аммиак NH3

4.Закрепление

Задание 1. Составить уравнения ОВР с помощью метода электронного баланса

Цинк + дихромат калия + серная кислота = сульфат цинка + сульфат хрома(III) + сульфат калия + вода

 https://sites.google.com/site/reakcii/_/rsrc/1303474743762/zadania-k-teme-okislitelno-vosstanovitelnye-reakcii/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B94.bmp

Нитрат аммония = оксид азота(I) + вода.

 Фосфор + азотная кислота = фосфорная кислота + оксид азота(IV) + вода.

 Азотистая кислота = азотная кислота + оксид азота(II) + вода.

5.Домашнее задание

Платина + азотная кислота + соляная кислота = хлорид платины(IV) + оксид азота(II) + вода.

 

Дихромат аммония = азот + оксид хрома(III) + вода.

Гидроксид калия + хлор = хлорид калия + хлорат калия + вода.