Содержание белков, жиров, углеводов в пищевых продуктах

Урок-лабораторная работа

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belki_zhiry_uglevody_v_pishchevyh_produktah.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             

Лабораторная работа (10 класс)

 «Химический состав клетки. Содержание белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах»

Содержание урока.

I.Введение.

«Химия вокруг нас» – это утверждение мы часто встречаем в повседневной жизни, но надо помнить, что химия не только вокруг нас, но и внутри нас. Все живое построено из химических элементов. В состав живых клеток входят 24 химических элемента периодической системы Д.И.Менделеева, которые составляют органические и неорганические вещества клетки.

Для того, чтобы каждая клеточка нашего организма была в тонусе, человеку необходимо питаться. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Наша пища состоит из очень большого числа различных химических веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ. Среди них имеются соединения, которые определяют её энергетическую и биологическую ценность, участвуют в формировании структуры, вкуса, цвета и аромата пищевых продуктов. Сегодня мы рассмотрим только основные группы органических веществ, которые имеют жизненно важное значение: белки, жиры, углеводы. Эти сведения позволят нам в какой-то мере представить те сложные превращения, которые происходят в организме при получении пищи. Это поможет более правильно оценить качество потребляемых продуктов, осмысленнее подходить к своему питанию.

II. Сообщить учащимся о плане проведения лабораторной работы. Сообщить критерии оценки учащихся. Раздать материалы с заданиями. Провести инструктаж по навигации электронной составляющей урока.

III. Мультимедийная часть урока. Учащиеся самостоятельно выполняют задания за компьютером.

Просмотрите электронные уроки (обязательно просматривайте видеофрагменты). Заполните предложенную таблицу.

IV. Обсуждение итогов заполнения таблицы. Сообщение учащимся основных положений рационального питания.

Питание человека зависит от возраста, характера труда, пола, аппетита, вкуса, обычаев семьи.

 Полноценное, разумное употребление пищи – все это основа рационального питания.

Принципы рационального питания

  1. Правильный режим питания – принимать пищу в одни и те же часы.
  2. Умеренность в употреблении пищи – не переедать, но и не есть слишком мало.
  3. Разнообразное питание – чередование пищи растительного и животного происхождения.

Культура питания

  1. Пища должна быть вкусно приготовлена и красиво оформлена.
  2. Помните о правилах поведения за столом.
  3. Еда – это топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен каждый человек!!!

     V. Инструктаж по технике безопасности. Переход к практической части урока. Учащиеся самостоятельно выполняют практические работы по обнаружению белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.

    VI. Подведение итогов проделанной работы. Выводы.

               

Лабораторная работа

 «Химический состав клетки. Содержание белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах»

«Химия вокруг нас» – это утверждение мы часто встречаем в повседневной жизни, но надо помнить, что химия не только вокруг нас, но и внутри нас. Все живое построено из химических элементов. В состав живых клеток входят 24 химических элемента периодической системы Д.И.Менделеева, которые составляют органические и неорганические вещества клетки.

Элементы клетки

Макроэлементы

• О, С, Н, N входят в состав органических веществ клетки. Вместе с водой организма они составляют около 90%.
• Р входит в состав ДНК, АТФ, ферментов, костной ткани и эмали зубов, содержание его в организме 1%.
• Катион Ca
2+ входит в состав оболочки клеток растений, костей и зубов у животных, также он участвует в процессе свертываемости крови. В организме бывает до 2,5% ионов кальция по массе.

Микроэлементы

• S входит в состав белков, витаминов и ферментов, ее содержится 0,01–1%.
• Катионы K
+ и Na+ участвуют в проведении нервного импульса, поддерживают осмотическое давление в клетке, стимулируют синтез гормонов, их содержание по 0,25%.
• Катион Mg
2+ (0,1%) входит в состав молекулы хлорофилла. Он содержится в костях и зубах, активизирует синтез ДНК и энергетический обмен.
• Катион железа входит в состав гемоглобина, миоглобина, хрусталика и роговицы глаза, активизирует деятельность ферментов (0,07%).
• Анион Cl
 (0,2%) является компонентом желудочного сока, а анион I (0,1%) – обязательным компонентом гормона тироксина (щитовидная железа).

Для того, чтобы каждая клеточка нашего организма была в тонусе, человеку необходимо питаться. Все, кроме кислорода, человек получает для своей жизнедеятельности из пищи. Наша пища состоит из очень большого числа различных химических веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ.

Электронные уроки

Задание: Просмотрите указанные электронные уроки (обязательно просматривайте видеофрагменты). Заполните предложенную таблицу. На выполнение задания Вам предоставляется 10 минут. После окончания работы учитель проверит заполненную таблицу.

Ход работы:  1) просмотрите урок №1 стр.2 – 5; заполните первую и вторую строки таблицы.

                          2) просмотрите урок №2 стр.2 – 4; выполните интерактивное упражнение на стр.4; заполните третью строчку графы «Жиры».

                          3) просмотрите урок №3, на стр.1 в содержании выберите урок «Классификация и важность белков»; заполните третью строчку графы «Белки».

Жиры

Белки

Углеводы

Источники веществ

Функции веществ

Классификация (примеры)

веществ

Структура молекул веществ

Запомни!!!

Питание человека зависит от возраста, характера труда, пола, аппетита, вкуса, обычаев семьи.

 Полноценное, разумное употребление пищи – все это основа рационального питания.

Принципы рационального питания

  1. Правильный режим питания – принимать пищу в одни и те же часы.
  2. Умеренность в употреблении пищи – не переедать, но и не есть слишком мало.
  3. Разнообразное питание – чередование пищи растительного и животного происхождения.

Культура питания

  1. Пища должна быть вкусно приготовлена и красиво оформлена.
  2. Помните о правилах поведения за столом.
  3. Еда – это топливо, на котором работает организм, и знать об этом топливе, уметь грамотно его использовать должен каждый человек!!!

 Техника безопасности.

1. При работе с агрессивными веществами будьте крайне аккуратны.

2. Не разбрызгивайте и не разливайте реактивы.

3. Работу выполняйте только над подносом.

4. Не направляйте пробирку на себя или на соседа.

5. Проявляйте осторожность при работе со спиртовкой.

6. Свое рабочее место оставляйте в чистоте.

Лабораторная работа №1.

«Определение восстанавливающего углевода в пищевых продуктах»

Цель работы: Определить наличие восстанавливающего углевода в образцах пищевых продуктов.

Ход работы:  

1) В пробирки № 1 – 5 налейте 2 мл раствора сульфата меди (II) CuSO4 (А).

2) Прилейте в каждую пробирку № 1 – 5 по 2 мл 10% раствора гидроксида натрия NaOH (Б).

 3) Теперь прилейте в каждую пробирку № 1 – 5 соответствующие растворы:

                             В пробирку №1 – 2 мл раствора глюкозы;

                             В пробирку №2 – 2 мл раствора меда;

                             В пробирку №3 – 2 мл раствора сахара;

                             В пробирку №4 – 2 мл раствора крахмала;

                             В пробирку №5 – 2 мл сока моркови.

4) Закройте каждую пробирку пробкой, аккуратно встряхните пробирки. Что вы наблюдаете?

5) Поочередно нагрейте пробирки в пламени спиртовки. Что вы теперь наблюдаете?

6) Полученные данные занесите в таблицу.

                       


Пробирки

Что делал?

Что наблюдал?

Выводы

1

2

3

4

5

Лабораторная работа №2.

«Определение крахмала в пищевых продуктах»

Цель работы: Определить наличие крахмала в образцах пищевых продуктов.

Ход работы:  

  1. В чашечке Петри находятся образцы пищевых продуктов: картофель, белый хлеб, рис, лист салата.
  2. На поверхность каждого объекта капните 2-3 капли спиртовой настойки йода.
  3. Что вы наблюдаете? Полученные данные занесите в таблицу.

Объект

Что делал?

Что наблюдал?

Выводы

Картофель

Белый хлеб

Рис

Лист салата

Лабораторная работа №3.

«Определение белка в курином яйце»

Цель работы: Определить наличие белка в курином яйце.

Ход работы:  

  1. В пробирку №6 поместите 5 капель неразбавленного (концентрированного) яичного белка.
  2. Прилейте 5 капель раствора гидроксида натрия (Б).
  3. Прилейте 1 каплю раствора сульфата меди (II) (А).
  4. Закройте пробирку пробкой, аккуратно встряхните. Что вы наблюдаете?
  5. Оформите таблицу.

Объект

Что делал?

Что наблюдал?

Выводы

Яичный белок

Лабораторная работа №4.

«Определение жиров в пищевых продуктах»

Цель работы: Определить наличие жира в образцах пищевых продуктов.

Ход работы:  

  1. В ступке образец пищевого продукта (семена подсолнечника, грецкие орехи).
  2. Осторожно измельчите образцы в ступке.
  3. Поместите измельченный образец на лист бумаги, сверху накройте фильтровальной бумагой, прижмите на некоторое время, потом взгляните на фильтровальную бумагу. Что вы наблюдаете?
  4. Оформите таблицу.

Объект

Что делал?

Что наблюдал?

Выводы