Культура Месопотамии

Моисеенко Ирина Михайловна

Реферат содержит краткую информацию о культуре Месопотамии, которая включает в себя шумеро-аккадскую культуру, старовавилонскую, ассирийскую и культуру нового Вавилона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_drevney_mesopotamii.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

«Культура Древней Месопотамии»

Содержание

Введение

1.Шумеро-аккадская культура

2.Культура Старовавилонского царства

3.Культура Ассирии

4.Культура нового Вавилона

Заключение

Список литературы

Введение

Изучение культуры древних народов является неотъемлемой частью культуры в наши времена. Очень большое значение имеет культурный опыт, накопленный тысячелетиями многими народами. Культура Месопотамии отличалась насыщенной культурной жизнью: письменность, научные изыскания, искусство, литература, архитектура - все это оставило нам множество памятников своей гениальности и отличительной неповторимости. Множество идей, открытий, записей, сделанных народами Месопотамии, используются в наши дни и они без сомнения представляют большую важность для ученых многих областей. Также изучение культурологии имеет большое социальное значение, а именно, создание культурного человека, занимающегося своим культурным совершенствованием и совершенствованием культуры своего государства.

Месопотамию принято называть также Двуречьем в силу ее географического расположения. Поскольку к Месопотамии относятся земли, расположенные между двумя реками: Тигром и Евфратом. На территории древней Месопотамии в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера  и Аккада, Вавилона, Ассирии.

1.Шумеро-Аккадская культура.

Одним из наиболее значимых достижений культуры Древней Месопотамии считается изобретение письменности. Это достижение относится к IV тысячелетию до новой эры. Это значит, что именно шумерская письменность является самой древней.

Многие культурные ценности и достижения шумеров были наследованы народом города Аккада. Вследствие чего влияние этого города на культуру Месопотамии в целом стало огромным. Поэтому целесообразнее под культурой Двуречья понимать Шумерско-Аккадскую культуру.

Шумерская письменность развивалась в несколько этапов. Сначала все было очень примитивно. Мысли фиксировались немыслимыми современному человеку способами, например завязыванием узелков на веревках или высечения рубцов на стволах деревьев. Затем появилось рисуночное письмо, когда предметы и понятия тщательно и подробно изображались с помощью рисунков. Стали появляться идеограммы, которые передавали суть изображаемого слова. Такое письмо получило название идеографическо-ребусного. Для этого письма был характерен клинообразный вид написанного. Вот почему шумерскую письменность очень часто называют клинописью.

Впоследствии картинная письменность уступила место другому виду письменности, когда с помощью символов передавались не конкретные предметы или действия, а звуки. Сначала появились знаки для обозначения слогов, затем стали появляться алфавитные знаки. И к середине первого тысячелетия до новой эры клинопись полностью становится алфавитным письмом.

Раннешумерские божества IV-III тыс. до н. э. выступали, прежде всего, как податели жизненных благ и изобилия - именно за это их почитали простые смертные, строили им храмы и приносили жертвы. Большую часть раннешумерских божеств образовывали местные божки, власть которых не выходила за пределы очень небольшой территории. Вторую группу богов составляли покровители крупных городов - они были более могущественны, чем местные боги, но почитались только в своих городах. Наконец, были боги, которых знали и которым поклонялись во всех шумерских городах.

Самыми могущественными из всех богов были Ан, Энлиль и Энки. Ан (в аккадской транскрипции Ану) считался богом неба и отцом других богов, Энлиль - бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба, его главный храм находился в городе Ниппур. Энки (аккад. Эа), защитник города Эреду, был признан как бог океана и пресных подземных вод.

Богини шумеро-аккадского пантеона обычно выступали как жены могущественных богов или как божества, олицетворяющие смерть и подземный мир. Наиболее известными были богиня-мать - Нинхурсаг и Мама - «повитуха богов», а также богиня-врачевательница Гула - первоначально признавалась богиней смерти.

На протяжении III тыс. до н. э. отношение к богам постепенно менялось: им приписывались новые качества. Так, Ан стал более четко олицетворять идею власти. Энлиль олицетворял идею силы.

Укрепление государственности в Двуречье отразилось и на религиозных представлениях древних жителей Месопотамии в целом. Божества, которые раньше олицетворяли только космические и природные силы, стали восприниматься, прежде всего, как большие «небесные начальники» и уже потом - как природная стихия и «податели благ». В пантеоне богов появились бог-секретарь, бог-носитель трона владыки, боги-привратники.

Важные божества были соотнесены с различными планетами и созвездиями: Уту - с Солнцем, Нергал - с Марсом, Инанна - с Венерой. Поэтому всех горожан интересовало положение светил на небосклоне, их взаимное расположение и особенно место «своей» звезды: это сулило неизбежные перемены в жизни города-государства и его населения, будь то благоденствие или несчастье. Так постепенно формировался культ небесных светил, начали развиваться астрономическая мысль и астрология.

Сохранилось много памятников древней шумеро-аккадской литературы, записанных на глиняных табличках, и почти все из них ученым удалось прочесть. Приоритет в расшифровке надписей принадлежит западноевропейским ученым, а наиболее значительные открытия были сделаны в XIX в.

К настоящему времени установлено, что большинство текстов - это гимны богам, молитвы, религиозные мифы и легенды, в частности, о возникновении мира, человеческой цивилизации и земледелия. Кроме того, в храмах издавна велись списки царских династий. Древнейшими считаются списки, написанные на шумерском языке жрецами города Ур.

Важнейшим памятником шумерской литературы был цикл сказаний о Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который, как следует из династических списков, правил в XXVIII в. до н. э. В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун. Подробно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия и его дружба с диким человеком Энкиду. Предания о Гильгамеше оказали очень сильное воздействие на мировую литературу и культуру и на культуру соседних народов, которые приняли и адаптировали легенды к своей национальной жизни.

Исключительно сильное воздействие на мировую литературу имели также предания о всемирном потопе.

2. Культура старовавилонского царства.

Наследницей Шумеро-Аккадской цивилизации была Вавилония. Центром ее был город Вавилон(Бабили означает «Ворота бога»), цари которого во II тыс. до н. э. смогли объединить под своим главенством все области Шумера и Аккада. Расцвет Старовавилонского царства пришелся на время правления шестого царя I Вавилонской династии -Хаммурапи. При нем Вавилон из небольшого города превратился в крупнейший экономический, политический и культурный центр Передней Азии.

При Хаммурапи появился знаменитый Свод законов, записанный клинописью на двухметровом каменном столбе. В этих законах отразились хозяйственная жизнь, быт и нравы жителей Старовавилонского царства. Из этих законов мы знаем, что свободный полноправный гражданин назывался «авилум» - человек. В эту группу населения входили земельные собственники, жрецы, крестьяне-общинники, ремесленники, к которым наряду с традиционными ремесленными специальностями, такими, как строители, кузнецы, ткачи, кожевенники, пр., также относились врачи, ветеринары, цирюльники. Свободные с ограниченными правами назывались «склоняющиеся ниц», однако они владели имуществом и рабами и их права как собственников строго защищались. Низший слой вавилонского общества составляли рабы. Средняя семья имела от двух до пяти рабов, богатые семьи владели многими десятками рабов. Характерно, что раб также мог иметь имущество, жениться на свободных женщинах и дети от таких смешанных браков считались свободными. Право на наследование родительского имущества имели все дети обоего пола, но преимущество отдавалось сыновьям. Развод, а также вторичное замужество вдовы были затруднены.

Важным новшеством в религиозной жизни Месопотамии II тыс. до н. э. стало постепенное выдвижение среди всех шумеро-вавилонских богов городского бога Вавилона - Мардука. Вавилонские боги, как и боги шумерские, были многочисленны. Они изображались как покровители царя, что свидетельствует об оформлении идеологии обожествления сильной царской власти. В то же время богов очеловечивали: как и люди, они стремились к успеху, желали выгод, устраивали свои дела, действовали по обстоятельствам. Они были неравнодушны к богатству, владели материальными благами, могли обзаводиться семьями и потомством. Внимание к звездам и планетам способствовало быстрому развитию астрономии и математики. Так, была создана шестидесятеричная система, которая и по сей день существует в исчислении времени - минутах, секундах. Вавилонские астрономы впервые в истории человечества высчитали законы обращения Солнца, Луны и повторяемость затмений, и в целом они значительно опередили в астрономических наблюдениях египтян. Научные познания в области математики и астрономии часто опережали практические потребности жителей Вавилонии.

Все научные знания и исследования ученых были связаны с магией и гаданием: как научное знание, так и магические формулы и заклинания были привилегией мудрецов, звездочетов и жрецов.

В целом архитектурных памятников вавилонского искусства дошло до нас значительно меньше, чем, например, египетского. Это вполне объяснимо: в отличие от Египта территория Двуречья была бедна камнем, и основным строительным материалом был кирпич, просто высушенный на солнце. Такой кирпич был очень недолговечным - кирпичные постройки почти не сохранились. Кроме того, непрочный и тяжелый материал существенно ограничивал возможности строителей, диктуя сам стиль зданий Месопотамии, которые отличались тяжеловесностью, простыми прямоугольными формами, массивными стенами. Наряду с этим важнейшими элементами архитектуры здесь были купола, арки, сводчатые потолки. Ритм горизонтальных и вертикальных сечений определял в Вавилонии архитектурную композицию храма. Это обстоятельство позволило искусствоведам высказать точку зрения, что именно вавилонские зодчие явились создателями тех архитектурных форм, которые впоследствии легли в основу строительного искусства Древнего Рима, а затем и Средневековой Европы. Итак, многие ученые считают, что прообразы европейской архитектуры следует искать в долине Тигра и Евфрата.

Для вавилонского изобразительного искусства типичным было изображение зверей - чаще всего льва или быка. Замечательны также мраморные статуэтки из Тель-Асмара, изображающие группу мужских фигур. Каждая фигурка поставлена так, что зритель всегда встречал ее взгляд. Характерной особенностью этих статуэток была более тонкая по сравнению со статуэтками из Египта проработка, большая реалистичность и живость изображения, несколько меньшая условность.

3.Культура Ассирии.

Культуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы, которые подчинили себе Вавилонское царство в VIII в. до н. э. В развалинах дворца в Ниневии ассирийского царя Ашшурбанипала (VII в. до н. э.) ученые обнаружили громадную для того времени библиотеку, которая насчитывала множество (десятки тысяч) клинописных текстов. Предполагается, что эта библиотека хранила все важнейшие произведения вавилонской, а также древнешумерской литературы. Царь Ашшурбанипал - образованный и начитанный человек - вошел в историю как страстный собиратель древних письменных памятников: по его словам, записанным и оставленным для потомков, для него было большой радостью разбирать красивые и непонятные тексты, написанные на языке древних шумеров.

Более 2 тыс. лет отделяло царя Ашшурбанипала от древнейшей культуры Двуречья, но понимая ценность старых глиняных табличек, он их собирал и сохранял. Образованность была присуща далеко не всем правителям Ассирии. Более обычной и постоянной чертой ассирийских владык было стремление к могуществу, господству над соседними народами, желание утвердить и продемонстрировать всем свою власть.

Ассирийское искусство I тыс. до н. э. исполнено пафосом силы, оно прославляло мощь и победу завоевателей. Характерны изображения грандиозных и высокомерных крылатых быков с надменными человеческими лицами и сверкающими глазами. Каждый бык имел пять копыт. Таковы, например, изображения из дворца Саргона II (VII в. до н. э.). Но и другие знаменитые рельефы из ассирийских дворцов - это всегда прославление царя - могущественного, грозного и беспощадного. Такими были ассирийские владыки в жизни. Такой была и ассирийская действительность. Не случайно, поэтому особенность ассирийского искусства - беспримерные для мирового искусства изображения царской жестокости: сцены сажания на кол, вырывания у пленных языка, сдирания с провинившихся кожи в присутствии царя. Все это было фактами обыденной жизни ассирийской державы, и эти сцены переданы без чувства жалости и колебаний.

Жестокость нравов ассирийского общества была связана, по-видимому, с его невысокой религиозностью: в городах Ассирии преобладали не культовые сооружения, а дворцы и светские постройки, так же как в рельефах и росписях ассирийских дворцов - не культовые, а светские сюжеты. Характерными были многочисленные и великолепно исполненные изображения животных, в основном льва, верблюда, коня.

4. Культура нового Вавилона.

Новый Вавилон был огромным и шумным восточным городом. Важнейшей достопримечательностью оставалась знаменитая Вавилонская башня - одно из семи чудес света. Озелененные террасы Вавилонской башни известны как седьмое чудо света - «висячие сады Семирамиды». О Вавилоне сложено много легенд, и ученым предстоит еще много сделать, чтобы отличить в них правду от вымысла.

В VI в. до н. э. на Вавилон начали наступление персы: город пал и в него торжественно вступил персидский царь Кир II (?-530 до н. э.). Персы относились с уважением к религиозным праздникам и ритуалам вавилонян, приносили жертвы их богам. Кир формально сохранил Вавилонское царство в составе Персидской державы как особую политическую единицу и ничего не изменил в социальной структуре страны. С этого времени Вавилония стала легкодоступной для желающих поселиться в ней. Активное переселение людей привело к ускорению процессов этнических смешений и взаимопроникновению культур.

Заключение

Культура Месопотамии, - один из древнейших очагов человеческой цивилизации, который с полной уверенностью можно назвать высококультурной цивилизацией, достойной внимания современников.

Из жизни и деятельности народов Месопотамии можно сделать множество выводов и открытий, которые помогут в поиске своих идеалов и жизненных целей. Вклад, который они внесли в мировую культуру, никогда не будет забыт, и на протяжении долгих лет будет способствовать развитию культуры человечества.

Список литературы

  1. Древние цивилизации /под ред. С.С. Аверинцева. М., 1999.
  2. Культурология. Учебное пособие. - М.: Юнити, 2008
  3. Д.А. Силичев Культурология: Учебное пособие для вузов М., 2006