«Путешествие в удивительный мир насекомых» (конспект занятия по познавательному развитию-природный мир) в старшей группе

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида»

 

 

Тема: «Путешествие в удивительный мир насекомых» (Конспект НООД по экологии, интеграция образовательных областей «познание», «здоровье», «художественное творчество»).

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: Скобова Н.Д.,

           воспитатель МДОУ « Детский сад №55

комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

Саранск, 2013

Цели: познакомить с представителями класса насекомых, их особенностями; развивать внимание, память, интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

 Материалы и оборудование: предметные картинки по теме.

Предварительная работа:

1. Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Насекомые».

2. Беседа о насекомых: строение, питание, размножение, образ жизни, польза, роль насекомых в природе.

3. Чтение художественной литературы, сказок о насекомых.

4. Заучивание наизусть стихотворений.

6. Проведение физкультминуток «Пчела», «Бабочка».

7. Беседа «Насекомые и народные приметы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ход НООД.

Воспитатель:

 - Я рада вас всех видеть. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем «Доброе утро». Сегодня, ребята, у нас с вами не обычное путешествие, путешествие на луг в удивительный мир насекомых.

- Ну а теперь, вставайте в круг, за ручки взялись, на носочки поднялись, полетели….

 Звучит музыкальная композиция.

 -Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето. Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц.

Воспитатель:

 -Но вот мы с вами прилетели на луг. Но на лугу я никого не вижу, чтобы появились обитатели луга надо вам отгадать загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

 Веером узорным машет.

 (Бабочка)

 Кто над нами вверх ногами

 Ходит — не страшится,

 Упасть не боится,

 Целый день летает,

 Всем надоедает?

(Муха)

Домовитая хозяйка

 Полетает над лужайкой,

 Похлопочет над цветком –

 Он поделиться медком.

 (Пчела)

 На лугу живёт скрипач,

 Носит фрак и ходит вскачь.

 (Кузнечик)

 Жу-жу-жу-жу,

 На ветке я сижу,

 Буква «Ж»

 Все твержу:

 Зная твердо букву эту,

 Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Нос-то долог,

 Голос-то звонок,

 Пищит тоненько,

 Кусается больненько.

 (Комар)

 Воспитатель:

 Вот отгадали мы загадки. Про кого были загадки?

 - А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые).

-В какое время года мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью).

 -Для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц).

 Ребята посмотрите на картинки – это все насекомые. Все они такие разные, но чем то и похожи. Давайте вспомним, что мы знаем о насекомых.

-Друзья мои, кто мне расскажет о внешнем виде и строении бабочки, божьи коровки, муравья, паука, кузнечика?

Ответы детей

 Бабочка.

 Чем бабочка пьет нектар? (Хоботком) Сколько ног у бабочки? (Три пары) Вы когда-нибудь ловили бабочек? Кто их брал за крылышки? Что у вас оставалось на пальцах? Крылья бабочек покрыты чешуйками и когда вы берете их за крылышки, то чешуйки облетают, остается прозрачная основа крыла. Такая бабочка погибает. А как появляются бабочки? (Сначала бабочка откладывает яйца, из яиц появляются гусеницы, из гусениц – куколки, а из куколок – бабочки.)

 Божья коровка.

 Какого она цвета? Сколько у нее точек? Когда ее подержишь в руках, что остается потом на ладони? (Желтая жидкость) Желтая жидкость очень горькая на вкус, ее очень не любят птицы. Из чего состоит тело божьей коровки (туловище, лапки, крылышки, голова). Чем питается божья коровка (Тлей). Приносит ли она пользу для человека?

 Муравей.

 У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: Голова, грудка, брюшко. Общаются муравьи при помощи усиков. Чем питаются муравьи? (Тлей, гусеницами) Как называется жилище муравья? (Муравейник. При чем муравейник – это верхний этаж, а остальная часть уходит глубоко под землю).

 Паук.

 В отличие от других насекомых, у паука 8 ног. У паука в брюшке есть маленькие бугорки – паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая в воздухе в виде паутины. Как вы думаете для чего пауку паутина? Чем питается паук? Приносит ли он пользу человеку?

 Кузнечик.

 Какого он цвета? Какие у него усики? Какие звуки он издает? Где у него уши? (уши у кузнечика находятся на передних лапках). Кузнечик трет одно крыло о другое, по его песне можно узнать о погоде. Если он поет поздно вечером, будет ясное, солнечное утро.

Воспитатель:

 - Ребята, а каких насекомых, вы еще знаете? (оса, стрекоза, улитка).

 Воспитатель предлагает детям самим описать одно из перечисленных насекомых. Назвать какую пользу или вред они приносят человеку.

- А теперь чуть-чуть отдохнем.

 Физкультминутка.

 Засиделись насекомые на полянке, расправили свои крылья и полетели. Летит пчела жужжит: ж-ж-ж. Летит комарик, звенит: з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.

 Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Воспитатель:

 -Вот наш луг и наполнился насекомыми. Но, чтобы услышать звуки насекомых нам надо выполнить задания.

 Игра «Четвертый лишний».

- На картинки посмотри,

 Предмет лишний назови

 И свой выбор объясни.

Игра «Кто как передвигается? »

 Дети составляют предложения с союзом «а».

 Муравей ползает, а бабочка летает. Гусеница ползает, а кузнечик прыгает. Бабочка летает, а улитка, ползает. Оса летает, а червяк ползает. Кузнечик прыгает, а комар летает.

-А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами.

 «Игра в слова».

 - Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят:

Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

 Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам».

Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Воспитатель:

 -Ребята, а почему не надо трогать, обижать насекомых?

 

 Дети:

 Они живые.

 Воспитатель:

 -Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат.

-Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?

Ответы детей.

 -Как нужно вести себя в лесу, на поляне?

 -Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Показать детям природоохранительные знаки.

-Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь!

 -Молодцы! На этом наше путешествие с вами заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

 - Вставайте в круг, за ручки взялись, на носочки поднялись, полетели…. (музыка).

 Вот мы и вернулись в детский сад.

Итог НООД.

 Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали? Каких насекомых мы с вами встретили?

Каких вы знаете полезных насекомых? Каких вы знаете вредных насекомых? Может ли природа существовать без насекомых?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_v_starshey_gr.no6prirodnyy_mir.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «Детский сад № 55 комбинированного вида»

Тема: «Путешествие в удивительный мир насекомых» (Конспект НООД по экологии, интеграция образовательных областей «познание», «здоровье», «художественное творчество»).

Подготовила и провела: Скобова Н.Д.,

         воспитатель МДОУ « Детский сад №55

комбинированного вида»

Саранск, 2013

Цели: познакомить с представителями класса насекомых, их особенностями; развивать внимание, память, интерес к животному миру; воспитывать бережное отношение к природе.

 Материалы и оборудование: предметные картинки по теме.

Предварительная работа:

1. Рассматривание сюжетных и предметных картинок по теме «Насекомые».

2. Беседа о насекомых: строение, питание, размножение, образ жизни, польза, роль насекомых в природе.

3. Чтение художественной литературы, сказок о насекомых.

4. Заучивание наизусть стихотворений.

6. Проведение физкультминуток «Пчела», «Бабочка».

7. Беседа «Насекомые и народные приметы».

 Ход НООД.

Воспитатель:

 - Я рада вас всех видеть. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем «Доброе утро». Сегодня, ребята, у нас с вами не обычное путешествие, путешествие на луг в удивительный мир насекомых.

- Ну а теперь, вставайте в круг, за ручки взялись, на носочки поднялись, полетели….

 Звучит музыкальная композиция.

 -Давайте на минутку закроем глаза и представим себе лето. Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц.

Воспитатель:

 -Но вот мы с вами прилетели на луг. Но на лугу я никого не вижу, чтобы появились обитатели луга надо вам отгадать загадки:

Над цветком порхает, пляшет,

 Веером узорным машет.

 (Бабочка) 

 Кто над нами вверх ногами

 Ходит — не страшится,

 Упасть не боится,

 Целый день летает,

 Всем надоедает?

(Муха) 

Домовитая хозяйка

 Полетает над лужайкой,

 Похлопочет над цветком –

 Он поделиться медком.

 (Пчела)

 На лугу живёт скрипач,

 Носит фрак и ходит вскачь.

 (Кузнечик) 

 Жу-жу-жу-жу,

 На ветке я сижу,

 Буква «Ж»

 Все твержу:

 Зная твердо букву эту,

 Я жужжу весной и летом.

(Жук)

Нос-то долог,

 Голос-то звонок,

 Пищит тоненько,

 Кусается больненько.

 (Комар) 

 Воспитатель:

 Вот отгадали мы загадки. Про кого были загадки?

 - А как можно их всех назвать одним словом? (насекомые).

-В какое время года мы можем их увидеть в природе? (Весной, летом, осенью).

 -Для чего нужны насекомые? (Они опыляют растения и являются кормом для птиц).

 Ребята посмотрите на картинки – это все насекомые. Все они такие разные, но чем то и похожи. Давайте вспомним, что мы знаем о насекомых.

-Друзья мои, кто мне расскажет о внешнем виде и строении бабочки, божьи коровки, муравья, паука, кузнечика?

Ответы детей

 Бабочка.

 Чем бабочка пьет нектар? (Хоботком) Сколько ног у бабочки? (Три пары) Вы когда-нибудь ловили бабочек? Кто их брал за крылышки? Что у вас оставалось на пальцах? Крылья бабочек покрыты чешуйками и когда вы берете их за крылышки, то чешуйки облетают, остается прозрачная основа крыла. Такая бабочка погибает. А как появляются бабочки? (Сначала бабочка откладывает яйца, из яиц появляются гусеницы, из гусениц – куколки, а из куколок – бабочки.)

 Божья коровка.

 Какого она цвета? Сколько у нее точек? Когда ее подержишь в руках, что остается потом на ладони? (Желтая жидкость) Желтая жидкость очень горькая на вкус, ее очень не любят птицы. Из чего состоит тело божьей коровки (туловище, лапки, крылышки, голова). Чем питается божья коровка (Тлей). Приносит ли она пользу для человека?

 Муравей.

 У муравья 6 ног и пара коротких усиков. Насечки на теле делят его на несколько частей: Голова, грудка, брюшко. Общаются муравьи при помощи усиков. Чем питаются муравьи? (Тлей, гусеницами) Как называется жилище муравья? (Муравейник. При чем муравейник – это верхний этаж, а остальная часть уходит глубоко под землю).

 Паук.

 В отличие от других насекомых, у паука 8 ног. У паука в брюшке есть маленькие бугорки – паутинные бородавки, каждая с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, застывающая в воздухе в виде паутины. Как вы думаете для чего пауку паутина? Чем питается паук? Приносит ли он пользу человеку?

 Кузнечик.

 Какого он цвета? Какие у него усики? Какие звуки он издает? Где у него уши? (уши у кузнечика находятся на передних лапках). Кузнечик трет одно крыло о другое, по его песне можно узнать о погоде. Если он поет поздно вечером, будет ясное, солнечное утро.

Воспитатель:

 - Ребята, а каких насекомых, вы еще знаете? (оса, стрекоза, улитка).

 Воспитатель предлагает детям самим описать одно из перечисленных насекомых. Назвать какую пользу или вред они приносят человеку.

- А теперь чуть-чуть отдохнем.

 Физкультминутка.

 Засиделись насекомые на полянке, расправили свои крылья и полетели. Летит пчела жужжит: ж-ж-ж. Летит комарик, звенит: з-з-з-з. Кузнечики запрыгали.

 Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все. Молодцы.

Воспитатель:

 -Вот наш луг и наполнился насекомыми. Но, чтобы услышать звуки насекомых нам надо выполнить задания.

 Игра «Четвертый лишний».

- На картинки посмотри,

 Предмет лишний назови

 И свой выбор объясни.

Игра «Кто как передвигается? »

 Дети составляют предложения с союзом «а».

 Муравей ползает, а бабочка летает. Гусеница ползает, а кузнечик прыгает. Бабочка летает, а улитка, ползает. Оса летает, а червяк ползает. Кузнечик прыгает, а комар летает.

-А сейчас вы должны быть очень внимательными. Я хочу поиграть ещё в одну игру с вами.

 «Игра в слова».

 - Я прочитаю вам слова, а вы подумайте, какие из них подходят:

Муравью: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый. Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

 Кузнечику: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам».

Бабочке: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Воспитатель:

 -Ребята, а почему не надо трогать, обижать насекомых?

 Дети:

 Они живые.

 Воспитатель:

 -Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют, слушать, как они жужжат.

-Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые?

Ответы детей.

 -Как нужно вести себя в лесу, на поляне?

 -Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры. Показать детям природоохранительные знаки.

-Ребята! Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь!

 -Молодцы! На этом наше путешествие с вами заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад.

 - Вставайте в круг, за ручки взялись, на носочки поднялись, полетели…. (музыка).

 Вот мы и вернулись в детский сад.

Итог НООД.

 Ребята, куда мы сегодня с вами путешествовали? Каких насекомых мы с вами встретили?

Каких вы знаете полезных насекомых? Каких вы знаете вредных насекомых? Может ли природа существовать без насекомых?