Обеспечение позитивных межличностных отношений в студенческом коллективе

Доклад был написан на основе педагогической литературы и личного опыта работы со студентами техникума. Содержит теоретическую часть и рекомендуемые тесты для определения медличностных отношений в студенческой группе или классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_otnosheniya.docx49.49 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Чеховский механико-технологический техникум»

Доклад

на тему

«Обеспечение позитивных межличностных отношений в студенческом коллективе»

Подготовила

классный руководитель 31М группы Бойко Н.Н.

2011 год

Любая группа людей имеет свою социально-психологическую структуру. С точки зрения социометрии структура выглядит так: звезды, предпочитаемые, не предпочитаемые. В повседневной речи педагогов и научной литературе для описания отношений в группах учащихся часто используются такие понятия как «лидер», «предпочитаемый», «аутсайдер». Лидеры могут быть как положительные (принимающие правила транслируемые педагогами), так и отрицательные (конфликтующие с преподавателями).

Проблемы, возникающие в сфере межличностных отношений студентов, зачастую обусловлены такими обстоятельствами как:

  1. - возраст (типичные проблемы во взаимоотношениях юношей и девушек в возрасте 14-17 лет);
  2. - притеснение одними подростками других;
  3. - успешность и не успешность подростков;
  4. - в подростковом возрасте на фоне юношеских любви и дружбы возникают межличностные проблемы.

Известным фактом является наличие  микрогрупп и столкновений между ними. Это обстоятельство чрезвычайно важно учитывать классному руководителю.

Не редки проблемы, возникающие между студентами и преподавателями, и они обусловлены тем, что каждый преподаватель имеет свой стиль, симпатии, антипатии.

В этом объективном многообразии проблем возникает вопрос – что же может сделать классный руководитель, как он может повлиять на подобные ситуации? Он должен определенным образом смягчать возможные трения в данной сфере.

Прежде всего, задавать позитивный тон взаимоотношений. Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому классному руководителю просто необходимо следить за тем как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в подростковые коллективы нередко сами педагоги, плохо отдавая себе отчет в своих проявлениях.

Для изучения межличностных отношений не редко применяется такая общеизвестная методика как социометрия. Но есть более простые и не менее точные средства. Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, тогда можно просто спросить. Высказав свою озабоченность отношениями, которые складываются в группе, можно задать простой вопрос. Вообще индивидуальные разговоры играют значительную роль в работе по обеспечению нормальных отношений между ребятами. Индивидуальные разговоры могут быть убеждающего характера или это могут быть и прямые требования (не делать чего-либо).

Важно опираться на лидеров. Однако, для того, чтобы лидеры могли реализовать свои претензии на лидерство и при этом быть успешными, требуется специальная работа с ними: консультации, инструктажи, просьбы, которые помогли бы выполнить возложенные на него обязанности с блеском. С другой стороны, весьма важно поддерживать высокий социальный статус лидеров, публично демонстрируя уважительное к ним отношение. Не делая секрета из того, что с ними классный руководитель советуется. Здесь важно уберечься от заискивания и чрезмерного преувеличения заслуг.

Необходимо защищать выпадающих (уатсайдеров, изгоев и т.д.). В любой человеческой группе есть люди, которые здесь оказались не принятыми. Причин этому так много, что даже перечислить их трудно.

В деятельности по разрешению проблем в сфере межличностных отношений, возможна форма шутливо называемая «партсобрание» - это форма доверительного общения взрослого и детей. Особенностью партсобрания является то, что здесь «разнос» не подойдет, здесь скорее: «Народ, знаете, что меня смущает…» или «Девчонки, я хочу поговорить о таком щекотливом деле…», «Парни, есть разговор, надеюсь, я могу быть достаточно откровенным…», далее высказываются соображения, касающиеся межличностных отношений. Обязательным условием эффективности «партсобрания» является обсуждение вопроса, монолог здесь будет бесполезным. Более того, если настоящего доверия между воспитателем и подростками не возникло, то к данной форме прибегать бессмысленно.

Не надо влюблять воспитанников в себя. Встречаются такие педагоги, которые стремятся влюбить в себя своих ребят. Воспитателю, наверное, как и родителю не обязательно подчеркивать свое превосходство.   Можно предложить несколько иной подход – совершенно искренне говорить о том, что получается, а что нет. Говорить о своих ошибках, просчетах, недостатках, спокойно, буднично, «без фанатизма».

Выяснять причины детских слез. Детские слезы, жалобы и просьбы вещь обыденная. Однако каждый случай достоин того, чтобы классный руководитель начал разбираться в том, что происходит. Не всегда просто понять, что явилось причиной переживаний ребенка и, тем не менее, совершенно необходимо сделать несколько вещей. Начинать лучше с того, чтобы успокоить плачущего. Через некоторое время уже можно начинать разговаривать. Вопросы следует задавать не напрямую, так это может спровоцировать вновь слезы. Можно спросить о состоянии здоровья, предложить выпить чаю и каким-то другим способом успокоить и переключить ребенка. Следующим шагом может быть вопрос о том, хочет ли ребенок поговорить о том, что происходит, или разговор нужно отложить. Ни в коем случае не стоит настаивать на разговоре. Более того, в случае, если наш подопечный категорически не хочет разговаривать на тему его огорчений, предлагаю сказать несколько фраз:

- Сережа (Маша, Петя, Саша , Наташа, и т.п.) я вижу, что ты расстроен, я хочу помочь тебе. Тебе нужна помощь? Ты можешь сейчас спокойно разговаривать? Ты готов принять помощь от меня?

Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность. Совместная деятельность определенным образом заставляет ребят сотрудничать, искать точки соприкосновения. Однако, есть и обратная сторона, не успешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из ребят, стать причиной обидного прозвища и т.п. поэтому при продумывании каждого дела, педагогу просто необходимо увидеть на фоне этого мероприятия всех ребят из группы, попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые могут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе. Хорошо организованная деятельность это такая, где каждому есть место, которое позволяет проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.

Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям. Серьезной проблемой, подрывающей межличностные отношения в группе, могут стать социальные, культурные, национальные отличия. Действительно, если в одном коллективе оказываются представители разных национальностей, отношения между которыми во взрослом мире весьма неоднозначные. Самое главное для воспитателя занять позицию ответственности за то, что сейчас он, желая или не желая того, формирует будущее – те отношения, которые будут связывать или разъединять представителей разных национальностей.

Становление и развитие межличностных отношений подростков - одна из актуальнейших тем в современной психологии.

Объектом моего исследования являлись – межличностные отношения в коллективе подростков.

Цель – установить факторы, влияющие на становление коммуникабельных качеств личности подростков, а также рассмотрение форм организации общения в подростковой среде.

Межличностные отношения среди подростков – одна из главных тенденций переходного возраста. Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными.

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу, общественность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и в пространственной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Однако кроме спокойного умиротворенного уединения существует мучительное и напряженное одиночество – тоска, субъективное состояние душевной и духовной изоляции, непонятности, чувство неудовлетворенной потребности в общении, человеческой близости.

Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Напряженная потребность в общении и аффиляции превращается у многих ребят в непобедимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей , а если своей нет – какой угодно компании. Особенно сильна такая потребность у юношей.

Юношеские группы удовлетворяют в первую очередь потребность в свободном, нерегламентированном взрослыми общении. Свободное общение – не просто способ проведения досуга, но средство самовыражения, установления новых человеческих контактов, из которых постепенно выкристаллизовывается что-то интимное, исключительно свое.

Взаимоотношения с другими людьми и важны и актуальны для человека любого возраста. Однако особо значимой предоставляется их роль для старшеклассников и студентов, с которыми работаем мы – юношей и девушек 15 – 18 лет, которые как раз в этом возрасте осваивают во взаимодействии со сверстниками сложный мир человеческих связей.

Чтобы исследовать психологический климат, царящий в группе, чтобы найти правильный подход к коррекции того или иного типа межличностного поведения, создающую конфликтную ситуацию, можно проводить диагностику межличностных отношений с помощью различных психологических тестов.

Вот несколько подходящих для такого исследования тестов.

Потенциал лидера

Американский миллионер Хантингтон Хартфорд считает: «Очень богатыми людьми становятся не те, кто умеет ладить с шефом и всегда все делает как надо. Такие люди могут стать высокооплачиваемыми сотрудниками, не более того». Ему вторит один из богатейших людей мира Поль Гетти: «Вы никогда не получите много, работая на кого-то. Добиться настоящего успеха в деле — значит возглавить его». Ну а вы? Способны ли вы стать инициатором перспективных начинаний и повести за собой увлеченных последователей?

1. Если некое авторитетное лицо публично высказывает мнение, которое я считаю неверным, я постараюсь, чтобы присутствующие выслушали и мою точку зрения.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

2. В детстве меня частенько называли непослушным ребенком.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

3. Убежден, что окружающий мир может быть улучшен.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

4. Не люблю, когда друзья и родные пытаются меня опекать, досаждают советами.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

5. В ситуациях, требующих серьезного решения, я не склонен к долгим колебаниям.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

6. По-моему, большинство общественно-политических проблем возникает из-за недостаточной твердости ответственных руководителей.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

7. Я не смущаюсь, если мне приходится кого-то упрекать.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

8. Если с каким-то делом невозможно справиться одному, то для его выполнения мне нужны помощники, а не советчики.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

9. В спорах всегда стараюсь оставить за собой последнее слово.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

10. Считаю, что никакой прогресс немыслим без стремления людей к превосходству над другими.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

11. Часто мне приходится брать на себя ответственность, потому что другие недостаточно решительны.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

12. Не верю в абсолютное равноправие в супружеских отношениях, в своей семье предпочитаю быть главой.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

13. Когда в гостях никто не решается взять с блюда последний кусок торта, я спокойно могу это сделать.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

14. Люблю быть в центре внимания.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

15. В своей карьере готов смириться с ролью подчиненного только как с временной.
да;
не знаю, не уверен;
нет.

Итоги:

За каждый ответ «да» — 10 баллов, «не знаю, не уверен» — 5 баллов, «нет» — 0 баллов.

Более 100 баллов:
Вам не занимать инициативы и уверенности в себе. Похоже, сама природа уготовила вам роль вожака, снабдив для этого необходимыми качествами — смелостью, целеустремленностью, твердой волей. Однако у этих достоинств бывает и оборотная сторона — завышенная самооценка, бесцеремонность, неумение считаться с чужими интересами. Вы сумеете добиться немалых успехов, если будете помнить: люди охотно идут за лидерами, но недолюбливают диктаторов.

От 50 до 100 баллов:
Вы обладаете исключительно ценным качеством — умением принимать роль ведущего или ведомого в зависимости от обстоятельств. Уважение к авторитету не мешает вам иметь собственную точку зрения. Для вас найдется место в любом коллективе. Остается только выбрать такое место, которое бы вас устраивало.

Менее 50 баллов:
По своей натуре вы более склонны принимать роль исполнителя и подчиненного. Вас тяготит личная ответственность, и вы скорее предпочтете следовать директивам. А может быть, вы способны на большее? Чтобы добиться успеха, почаще вспоминайте мудрый афоризм: «Два сорта людей никогда ничего не добьются: те, кто не умеет выполнять указания, и те, кто умеет только выполнять указания».

Мнение окружающих о Вас

Здесь всего 10 простых вопросов, поэтому берите ручку и бумагу и записывайте ответы.

1. Когда вы лучше всего себя чувствуете?
a) утром
b) днем и рано вечером
c) поздно вечером

2. Вы обычно ходите:
a) довольно быстро, большими шагами
b) довольно быстро, мелкими шажками
c) не так быстро, с гордо поднятой головой, глядя прямо в глаза всему миру
d) не так быстро, с опущенной головой
e) очень медленно

3. При разговоре с людьми вы: 
a) держите руки скрещенными
b) складываете руки в замок
c) держите одну или обе руки на бедрах
d) дотрагиваетесь до человека, с которым разговариваете, или толкаете его
e) трогаете свое ухо, держитесь за подбородок или приглаживаете волосы

4. Когда вы расслаблены, вы сидите:
a) согнув колени и аккуратно поставив ноги рядышком
b) закинув ногу на ногу
c) вытянув ноги
d) поджав одну ногу под себя

5. Если что-то вас действительно позабавило, вы реагируете:
a) громким хохотом
b) смехом, но не громким
c) тихим смехом (хи-хи)
d) застенчивой улыбкой

6. Когда вы идете на вечеринку или какое-нибудь общественное сборище, вы: 
a) заходите с внешними и шумовыми эффектами, так что все вас замечают
b) заходите тихо, оглядывая помещение на предмет нахождения кого-нибудь знакомого
c) заходите ОЧЕНЬ-ПРЕОЧЕНЬ тихо, стараясь остаться незамеченным

7. Высидите, работаете, очень сильно сосредоточившись, и вас прерывают в этом случае вы: 
a) рады перерыву
b) очень сильно раздражаетесь
c) испытываете смешанное чувство, нечто среднее между тем, чтобы настучать по башке тому, кто вас прервал, или обнять его и пойти выпить чаю

8. Какой из следующих цветов вам больше нравится?
a) Красный или оранжевый
b) черный
c) желтый или голубой
d) зеленый
e) синий или фиолетовый
f) белый
g) коричневый или серый

9. Ночью, в постели, перед тем как заснуть, вы лежите:
a) на спине
b) на животе
c) на боку, слегка свернувшись
d) положив руку под голову
e) укрывшись с головой

10. Вам часто снится, что вы: 
a) падаете
b) деретесь или боретесь
c) ищете что-то или кого-то
d) летаете или плаваете
e) вам обычно ничего не снится

БАЛЛЫ:

1. (a)2 (b)4 (с)6
2. (a)6 (b)4 (с)7 (d)2 (e)1
3. (a)4 (b)2 (с)5 (d)7 (e)6
4. (a)4 (b)6 (с)2 (d)1
5. (a)6 (b)4 (с)3 (d)5 (e)2
6. (a)6 (b)4 (с)2
7. (a)6 (b)2 (с)4
8. (a)6 (b)7 (с)5 (d)4 (e)3 (f)2 (g)1
9. (a)7 (b)6 (с)4 (d)2 (e)1
10. (a)4 (b)2 (с)3 (d)5 (e)6 (f)1

Итоги:

Свыше 70 баллов:
Таких людей практически не бывает. Вы обоснованно самовлюбленны и амбициозны.

Свыше 60 баллов:
Люди рассматривают как «нечто», с чем нужно обращаться очень осторожно. Вас считают тщеславным и самовлюбленным. Вам нравится доминировать над всеми. Люди могут восхищаться вами и хотеть быть похожими на вас, но при этом они не всегда доверяют вам и стараются не вступать с вами в слишком близкие отношения.

От 51 до 60 баллов:
Люди считают вас интересной, крайне непостоянной и довольно импульсивной личностью; естественным лидером, который быстро принимает решения, хоть и не всегда правильные. Вас считают смелым и авантюристичным человеком, который в жизни должен
все попробовать, который использует все возможности, предлагаемые жизнью, и обожает приключения. Людям нравится общаться с вами благодаря атмосфере праздника, которая
вас окружает.

От 41 до 50 баллов:
Вы как свежий прохладный ветерок с моря.
Люди считают вас полным жизни, очаровательным, забавным, практичным.

Ваша самооценка

1. Когда вам доводится услышать лестные отзывы о себе, вы:
испытываете недовольство — то, что люди говорят в качестве комплимента, простая констатация факта, а вам хочется большего — 0;
приятно, конечно, но все равно вряд ли ктонибудь сумеет оценить вас по достоинству — 10;
радуетесь — вам приятно их слышать — 20;
смущаетесь — вы не уверены, что они действительно вами заслужены — 30;
мрачнеете — люди просто устали говорить вам правду — 40.

2. Что вы думаете о собственной внешности:
гордитесь — 0;
она вам помогает производить на людей приятное впечатление — 10;
она вам нравится — 20;
если бы у вас были деньги на пластическую операцию, вы бы ее немедленно изменили — 30;
это просто ужас какой-то — все люди как люди, а я... — 40

3. Довольны ли вы своим социальным положением:
более чем — 0;
нет — 10;
в принципе да, но могло бы быть и лучше — 20;
нет, конечно, но куда же деваться? — 30
вам кажется, что на любом месте проблемы вас не оставят — 40.

4. Можете ли вы назвать себя общительным человеком:
если есть настроение, вы очень общительны — 0;
сложно сказать. Вы легко можете разговорить кого угодно и построить беседу так, чтобы она была интересна всем. Но вот желание так поступить испытываете не каждый день. Трудно встретить человека, стоящего того, чтобы метать перед ним бисер — 10;
конечно — 20;
наверное, нет — вы очень любите общение, но вам трудно раскрепоститься — 30;
вряд ли, да и кто захочет вас слушать — 40.

5. Вы любите представлять себе ситуации, в которых ваше поведение очень сильно отличается от реального:
довольно редко, в исключительных случаях. В целом вы довольны своей манерой поведения и не собираетесь ее менять — 0;
нет, чаще вы представляете ситуации, в которых иначе складываются обстоятельства — 10;
на ваш взгляд, в жизни каждого человека бывают ситуации, в которых выбор поведения неоднозначен, вот и приходится думать. А иногда и помечтать хочется — 20;
да, очень — 30;
а что еще мне остается? — 40

6. Часто ли вы совершаете поступки, о которых потом жалеете:
редко — 0;
всегда были сторонником поговорки «снявши голову, по волосам не плачут». Раз сделали именно так, значит, сделали. Все равно уже ничего не изменишь — 10;
не очень часто, но такое иногда случается — 20;
да — 30;
вы редко совершаете поступки, о которых потом не жалеете — 40.

7. Остроумные люди для вас:
сущее наказание — их шутки могут разрушить любую святыню — 0;
братья по разуму — 10;
приятная компания — 20;
постоянный источник неуверенности в себе — вы теряетесь на их фоне — 30;
загадка природы — 40.

8. Самые значительные достижения в вашей жизни, которыми вы по праву гордитесь, на самом деле обусловлены:
вашим умением вовремя понять суть происходящего и обратить все в свою пользу — 0;
вашими способностями — 10;
вашей трудоспособностью, умом и удачей — 20;
счастливым стечением обстоятельств — 30;
затрудняюсь ответить — 40.

9. Если вам очень хочется доставить радость близкому человеку, вы:
сделаете ему очень дорогой подарок — 0;
воспоете его достоинства и ваши теплые чувства в стихотворной форме — 10;
скажите ему, как он много для вас значит, и постараетесь исполнить его заветное желание — 20;
отдадите ему самую лучшую из своих вещей — 30;
выясните у него, чего ему в данный момент хочется, и исполните его желание — 40.

10. Стремление всегда быть лучше всех, на ваш взгляд:
свойственно только выскочкам, метящим на чужое место — 0;
естественное человеческое чувство — 10;
помогает многого добиться в жизни — 20;
это очень нескромно — 30;
всегда было для вас загадкой. На свете столько необыкновенных людей, и как только может мысль в голову прийти о том, чтобы тягаться с ними? — 40

Итоги:

От 0 до 50 баллов:
У вас явно завышенная самооценка. Людям очень тяжело с вами общаться — вы отгорожены от всего остального мира стеной непробиваемого самодовольства. Ваше кредо — «Я всегда прав». После того как вы изложили свою точку зрения, любое несогласие рассматривается вами как объявление войны. Слово «самокритика» вам ни о чем не говорит. Вы уже достигли большинства поставленных вами целей и дальше идти не собираетесь. К тому же за свою жизнь вы научились мастерски манипулировать людьми. Безусловно, результат теста вызовет у вас полное несогласие и вы долго будете надоедать вашим знакомым лекциями о полной несостоятельности популярной психологии. Что ж, не беремся с вами спорить, вам, как всегда, виднее. Жизнь — это развитие и движение вперед, а вы предпочитаете стоять на месте.

От 60 до 150 баллов:
В принципе у вас высокая самооценка, и во многом она имеет вполне реальные основания. Однако что-то в себе вы переоцениваете, а что-то, наоборот, несправедливо занижаете. Почему-то вам не удалось реализовать свои способности, раскрыть свой творческий потенциал. Отсюда постоянное состояние недовольства окружающим миром и отношением людей к вам. Ваша разочарованность в жизни объясняется довольно просто — к окружающим вы предъявляете гораздо более высокие требования, чем к себе, да и вообще, больше берете, чем даете. Попробуйте перестать требовать от людей постоянного восхищения вашей неординарностью и проявите интерес к ним для того, чтобы ваша жизнь стала более приятной.

От 160 до 250 баллов:
Вы достаточно объективны в оценке своих способностей и возможностей и при этом любите себя. Такая самооценка — самый оптимальный вариант. Вы живете в полном согласии с собой и не страдаете от неуверенности в себе. Наверное, именно в этом, в первую очередь, заключается секрет вашей способности найти выход из самых тупиковых ситуаций, с чем бы они ни были связаны — от взаимоотношений с другими людьми до личных проблем. Поскольку вы не впадаете в крайности и не склонны к самолюбованию и самодовольству, то люди общаются с вами с удовольствием, радуясь встрече с вами.

От 260 до 350 баллов:
Результаты свидетельствуют о заниженной самооценке. Вы явно несправедливы к себе. Кто вам внушил, что вы ничего не стоите? Зачем же так слепо верить кому ни попадя? Да, вы не самая сильная личность на этом свете, но кто вам сказал, что в людях важны только железная хватка и умение настоять на своем любой ценой? Существуют же еще и доброта, и милосердие. Ваша скромность — достоинство, а не недостаток. Но все же постарайтесь избавиться от большей ее части, не позволяйте недостойным вас людям садиться вам на шею и ехать. Не стесняйтесь выражать свое несогласие и не бойтесь понапрасну.

Свыше 360 баллов:
Это уже клинический случай, без помощи специалиста не обойтись. Таких никчемных и никому не нужных людей, каким вы представляете себя, просто не бывает на свете. Пока не научитесь любить и ценить себя, вам будет очень тяжело в жизни. Окружающие относятся к вам точно так, как вы сами, и их очень трудно в чем-то упрекнуть. Действительно, кто, кроме вас, может быть лучшим специалистом по собственной душе. И коль скоро вы себе так противны, вполне понятно отношение к вам остальных.

Методика «Лидер»

Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру. Из двух предложенных вариантов ответа на каждый вопрос необходимо выбрать и отметить только один.

1. Часто ли вы бываете в центре внимания окружающих?
а) да б) нет

2. Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?
а) да б) нет

3. Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?
а) да б) нет

4. Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?
а) да б) нет

5. Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?
а) да б) нет

6. Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?
а) да б) нет

7. Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?
а) да б) нет

8. Испытываете ли вы настоятельную необходимость в со?ветчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?
а) да б) нет

9. Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
а) да б) нет

10. Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?
а) да б) нет
11. Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
а) да б) нет

12. Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?
а) да б) нет

13. Считаете ли вы себя мечтателем?
а) да б) нет

14. Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас, выражают несогласие с вами?
а) да б) нет

15. Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией рабочих, спортивных и других команд и коллективов?
а) да б) нет

16. Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого; б) возьмете на себя ответственность, и сами доведете дело до конца.

17. Какое из этих двух мнений вам ближе:
а) настоящий руководитель должен уметь сам делать то дело, которым он руководит, и лично участвовать в нем; б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам.

18. С кем вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми, б) с независимыми и самостоятельными людьми.

19. Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?
а) да б) нет

20. Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?
а) да б) нет

21. Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
а) да б) нет

22. Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер, и нужно принимать решение. Как вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас; 
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.

23. Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?
а) да б) нет

24. Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
а) да б) нет

25. Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?
а) да б) нет

26. Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек;
б) тот, у кого самый сильный характер.

27. Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
а) да б) нет

28. Уважаете ли вы дисциплину?
а) да б) нет

29. Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?
а) тот, который все решает сам;
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.

30. Какой из следующих стилей руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?
а) коллегиальный, б) авторитарный.

31. Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?
а) да б) нет

32. Какой из следующих двух «портретов» больше напоминает вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет;
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, за?думчивый.

33. Как вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете ваше мнение единственно правильным, но остальные с ним не согласны?
а) промолчу,
б) буду отстаивать свое мнение.

34. Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?
а) да б) нет

35. Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?
а) да б) нет

36. Что бы вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека;
б) работать самостоятельно, без руководителя.

37. Как вы относитесь к утверждению: «Для того чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен, б) не согласен.

38. Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а, не исходя из собственной потребности?
а) да б) нет

39. Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?
а) да б) нет

40. Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) у меня опускаются руки; б) у меня появляется сильное желание их преодолеть.

41. Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?
а) да б) нет

42. Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
а) да б) нет

43. Как вы поступите, если вам предложат произвести реорганизацию вашего учреждения?
а) введу нужные изменения немедленно; б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.

44. Сумеете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
а) да б) нет

45. Согласны ли вы с утверждением: «Для того чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?
а) да б) нет

46. Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
а) да б) нет

47. Кем вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым; б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.

48. Какую музыку вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную, б) тихую и лирическую.

49. Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
а) да б) нет

50. Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?
а) да б) нет

Оценка результатов и выводы
В соответствии со следующим ключом определяется сумма баллов, полученных испытуемым.

Ключ: 1а, 2а, 36,4а, 5а, 6б,7а, 86,96,10а, 11а, 12а, 136,146,15а, 166,17а, 186,196,20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 256,26а, 276,28а, 296,306, 31а, 32а, 336,34а, 356,366,37а, 386,39а, 406,41а, 42а, 43а, 44а, 456, 46а,476,48а, 496,506.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает 1 балл, в другом случае — 0 баллов.

Если сумма баллов оказалась до 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась равной от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

И, наконец, если сумма баллов больше, чем 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Уровень эмпатийных тенденций

Предлагаемая ниже методика успешно используется казанским психологом И. М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, если бы они были нашими собственными.                Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая у человека эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вживания в мир партнера по общению, и прежде всего при обучении и воспитании.                        Инструкция: «Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывать ответам следующие числа: если вы ответили "не знаю" – 0, "нет, никогда" – 1, "иногда" – 2, "часто" – 3, "почти всегда" – 4, и ответу "да, всегда" – 5. Отвечать нужно на все пункты».

Тест опросника

1.  Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2.  Взрослых детей раздражает забота родителей.

3.  Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудачах других людей.

4.  Среди всех музыкальных передач предпочитаю передачи о современной музыке.

5.   Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6.  Больному человеку можно помочь даже словом.

7.   Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8.  Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9.  Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10.  Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11.  Я равнодушен к критике в мой адрес.

12.   Мне  больше  нравится  рассматривать  портреты,  чем картины с пейзажами.

13.  Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14.  Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15.   Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16.  Родители относятся к своим детям справедливо.

17.  Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18.  Я не обращаю внимание на плохое настроение моих родителей.

19.  Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20.  Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21.  Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22.  В детстве я приводил домой кошек и собак.

23.  Все люди необоснованно озлобленны.

24.  Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25.   В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26.   При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27.  Человеку станет легче, если внимательно слушать его жалобы.

28.  Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29.  Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30.  Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своих хозяев.

31.   Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32.  Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33.  Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34.  Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.

35.   Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36.   Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Подсчет результатов

Прежде чем подсчитать полученные результаты, проверьте степень откровенности, с которой вы отвечали. Не ответили ли вы «не знаю» на некоторые из утверждений под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также не пометили ли пункты 11, 13, 15, 27, ответами «да, всегда»? Если это так, то вы не пожелали быть откровенными перед собой, а в некоторых случаях стремились выглядеть в лучшем свете. Результатам тестирования можно доверять, если по всем перечисленным утверждениям вы дали не более трех неискренних ответов, при четырех же следует сомневаться в их достоверности, а при пяти – можете считать, что работу выполнили напрасно. Теперь просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29 и 32. Соотнесите результат со шкалой развитости эмпатийных тенденций.

Классификатор теста

Если вы набрали от 82 до 90 баллов – это очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развито сопереживание. В общении, как барометр, тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно от того, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас эмоциональное состояние. Плохо чувствуете себя в присутствии «тяжелых» людей. Взрослые и дети охотно доверяют вам свои тайны и идут за советом. Нередко испытываете комплекс вины, опасаясь причинить людям хлопоты; не только словом, но даже взглядом боитесь задеть их. В то же время сами очень ранимы. Можете страдать при виде покалеченного животного или не находить себе места от случайного холодного приветствия вашего шефа. Ваша впечатлительность порой долго не дает заснуть. Будучи в расстроенных чувствах, нуждаетесь в эмоциональной поддержке со стороны. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Побеспокойтесь о психическом здоровье.

От 63 до 81 балла – высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Вам нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты с окружающими и находите общий язык. Должно быть, и дети тянутся к вам. Окружающие ценят вашу душевность. Вы стараетесь не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяете своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитаете работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.

От 37 до 62 баллов – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей. Окружающие не могут назвать вас «толстокожим», но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других более склонны по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараетесь понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряете терпение. Предпочитаете деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следите за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняетесь прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что их поступки оказываются для вас неожиданными. У вас нет раскованности чувств, и это мешает вашему полноценному восприятию людей.

12–36 баллов – низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в большой компании. Эмоциональыне проявления в поступках окружающих подчас кажутся Вам непонятными и лишенными смысла. Отдаете предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Вы – сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а из тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же. Бывает, когда чувствуете свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют вас вниманием. Но это поправимо, если вы раскроете панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение близких и принимать их проблемы как свои.

11 баллов и менее – очень низкий уровень. Эмпатийные тенденции личности не развиты. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. В межличностных отношениях нередко оказываетесь в неловком положении. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. Любите острые ощущения, спортивные состязания предпочитаете искусству. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Вы можете быть очень продуктивны в индивидуальной работе, во взаимодействии же с другими не всегда выглядите в лучшем свете. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Необходима гимнастика чувств.

        К сожалению, со своей нынешней группой я провела лишь некоторые тесты. Это не дает возможность проанализировать развитие и изменение взаимоотношений в группе по мере развития и взросления молодых людей. Но совершенно точно могу сказать, что микроклимат в группе улучшился, так называемых «отверженных» нет, отношения между ребятами нормальные, дружеские, доброжелательные.

        Со своей следующей группой я планирую проводить работу по исследованию межличностных отношений в группе в течение всего периода обучения (4 года), а также динамику этих отношений.

Список использованной литературы:

1. Адлер А. Педагогика и теория индивидуальной психологии. – М., 2000.

2. Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. – Ростов н /Д: «Феникс», 2000.

3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М., 2009.

4. Берн Э. Лидер и группа: О структуре и динамике организаций и групп: Пер. с англ. – Екатеринбург, 2000.

5. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М.: Педагогика, 2003.

6. Вопросы психологии обучения и воспитания./ Под ред. Г.С. Костюка и П.Ф. Чаматы. – Киев, 2001.

7. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. – Минск, 2006.

8. Мудрик А.В. Современный старшеклассник / Хрестоматия по возрастной психологии. – М., 2008.

9. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 2003.

10. Немов Р.С. Личность в группе. // Психология. 1 кн., – М., 2002.

11. Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии (И.М.Юсупов). Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114-118

12. Ресурсы Internet. Опросники межличностных отношений.