Памятка для выпускников педагогических специальностей "Рекомендации по трудоустройству"

В памятке описана технология поиска работы. Подробно перечислены качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности учителя. Можно пройти диагностику коммуникативного контроля. Даны правила написания резюме и правила прохождения собеседования при устройстве на работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_vypusknika_2011.docx103.07 КБ

Предварительный просмотр:

Владимирское областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области

«Муромский педагогический колледж»

 

Муром 2011

Технология поиска работы.

          Скоро вы получите диплом, но обучение не закончено. Приходит время осознать свою истинную ценность. Новые вакансии появляются каждый день, а вместе с ними открываются и новые возможности, но вопрос не в том, что нужно делать, чтобы много зарабатывать, но ещё и  в том, как жить в гармонии с тем, что ты делаешь. Если ваша работа будет приносить радость и удовлетворение, то все остальные сферы жизни тоже наполняться ими. Какие бы тенденции не преобладали на рынке труда, главное занять активную позицию. Всё в ваших руках, и где вы окажитесь завтра, будет зависеть от принятых вами решений сегодня.

               Поиск работы – это тоже работа. Начинаем с самоанализа. Главное – самооценка. От неё зависит очень многое. Высокая – человеку живётся легко и спокойно, он уважает себя и других, открыт и доброжелателен. Его достижения превосходят его запросы, он знает себе цену и никому не завидует. Если достижения скромные, а запросы непомерные, человек начинает страдать от того, что не удаётся достичь невозможного, завидовать другим. Ему очень сложно найти подходящую работу.

Американские психологи вывели формулу успеха:

Самооценка =  успех : уровень притязаний

Правильный выбор места работы позволит полностью реализовать свой потенциал, даст необходимый доход, общественное признание и стабильность.

Запомните несколько правил поиска работы.

  1. Никто вам ничего не должен, за получение работы нужно бороться.
  2. Чем больше времени вы потратите на определение своих возможностей, тем выше шансы на успех.
  3. Не принимайте решений, исходя из того, что доступно. Стремитесь к той работе, которую больше всего хотите.
  4. Чем больше людей знает, какую работу вы ищите, тем лучше.
  5. Работодатели  стремится нанимать победителей. Преподнесите себя как подарок. Будьте оптимистичны.
  6. Вы можете получить много отказов. Очередной отказ не должен выбивать вас из колеи. Отрицательный результат – тоже результат.
  7. Верьте в свои силы! Вы обязательно добьётесь успеха в поиске работы!

Типичные причины отказа в работе:

слабый голос; неопрятный внешний вид; отсутствие интереса и энтузиазма; отсутствие плана карьеры; плохие отзывы с предыдущего места работы, учёбы; выраженное нежелание учиться; недостаток знаний по специальности; нерешительность; подчёркивание личных знакомств; невоспитанность; неумение ценить время.

Начало поиска работы.

Начало поиска работы связано с определением приоритетов среди условий трудоустройства, на достижение которых, как на конкретные задачи и будут ориентированы ваши действия.

Группы показателей для формулировки приоритетов.

  1. Вознаграждение (заработная плата, социальный пакет, премирование, вычеты и штрафы, оплата сверхурочного времени).
  2. Характер работы (сложная или однообразная работа, творческая или исполнительская, из чего складывается рабочая нагрузка).
  3. Положение учреждения (деловая репутация, имидж учреждения, уровень текучести кадров).
  4. Отношения с персоналом (приоритеты и философия учреждения, корпоративная культура, отношения с руководством, коллегами, продвижение по службе).
  5. Сервис (местоположение учреждения, режим работы, внеплановая работа, ненормированное рабочее время, командировки).

Активный поиск работы.

Никогда не оставайтесь с проблемой трудоустройства в одиночестве. Займите активную позицию, которая предполагает самостоятельное, творческое, гибкое и настойчивое поведение.

Будьте информированы о своих правах и обязанностях. Вы должны знать основные положения Трудового кодекса РФ, гражданско-правового кодекса, налогового кодекса, пенсионного законодательства.

Основные информационные источники для сбора информации о вакансиях:

  1. Газеты и другие СМИ с объявлениями о вакансиях.
  2. Государственная служба занятости.
  3. Коммерческие фирмы, занимающиеся трудоустройством.
  4. Ваши собственные объявления о поиске работы.
  5. Телефонные звонки работодателям.
  6. Другие люди, друзья, родственники.
  7. Интернет.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения
профессиональной деятельности учителя:

Способности.

  1. преподавательские способности;
  1. ораторские способности;
  2. организаторские способности;
  3. вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);
  4. коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);
  5. хорошее развитие памяти;
  6. высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);
  7. психическая и эмоциональная уравновешенность;
  8. способность к сопереживанию.

Личностные качества интересы и склонности

  1. склонность к работе с детьми;
  2. умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
  3. высокая степень личной ответственности;
  4. самоконтроль и уравновешенность;
  5. терпимость, безоценочное отношение к людям;
  6. интерес и уважение к другому человеку;
  7. стремление к самопознанию, саморазвитию;
  8. оригинальность, находчивость, разносторонность;
  9. тактичность;
  10. целеустремленность;
  11. артистизм;
  12. требовательность к себе и другим;
  13. наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Качества, препятствующие эффективности
профессиональной деятельности:

  1. неорганизованность;
  2. психическая и эмоциональная неуравновешенность;
  3. агрессивность;
  4. ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
  5. эгоистичность;
  6. отсутствие организаторских способностей.

Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер)

Назначение. Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру, люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций.  Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция. Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом с каждым пунктом соответствующую букву.

  1. Мне кажется трудным подражать другим людям.
  2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.
  3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.
  4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.
  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.
  6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
  7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.
  8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.
  9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.
  10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Обработка и интерпретация

По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.

0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей.

7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.

Простой тест на уверенность в себе

  1. Бывало ли так, что вы покупаете вещь только потому, что вам трудно сказать «нет» продавцу?
  2. Если кто-либо громко разговаривает в общественном транспорте, в театре, стесняетесь ли вы попросить быть потише?
  3. Трудно ли вам спросить о чем-то незнакомого человека?
  4. Испытываете ли вы напряжение при необходимости поддерживать разговор в компании малознакомых людей?
  5. Неловко ли вам критиковать друзей, если они очевидно неправы?
  6. Оказываетесь ли вы в замешательстве, не зная, что ответить, когда получаете комплимент?
  7. Часто ли вы чувствуете, что люди используют вас в своих интересах?
  8. Трудно ли вам отказать хорошему знакомому, когда вы понимаете, что эта просьба неразумна?
  9. Считают ли вас родственники или друзья слишком мягким?
  10. Чувствуете ли вы зажатость или трудность самовыражения в интимных отношениях?
  11. Предпочитаете ли вы подавлять свои чувства, или открыто и искренне выражаете их?

Ключ к тесту: если вы ответили «да» более, чем на три вопроса, вам наверняка свойственна недостаточная уверенность в себе.

Один из первых шагов в трудоустройстве – грамотно написанное резюме.

Резюме – это Ваша визитная карточка, ваш портрет, по которому работодатель (или кадровое агентство) определяет пригласить Вас на интервью или нет. И составить его нужно так, чтобы они захотели пригласить Вас! Посмотрите на ваше резюме.  Вы бы пригласили себя на интервью?

             Правила написания резюме.                                                                                

1. Краткость (1-2 страницы).

2. Конкретность.                                                      

  3. Активность (использование энергичных   глаголов).

4. Логичность изложения.                                          

5.  Избирательность.                                                        

6. Аккуратность.                                                          

7. Ориентация на достижения.                                  

     Ошибки при написании резюме.

 1. Слишком длинное.

2. Нет логической связи.

3. Плохо набрано и распечатано.

4. Очень длинные абзацы и предложения.

5. Мало написано (только даты и должности).

6. Не показаны достижения.

7. Много ненужных деталей.

8. Орфографические ошибки, опечатки.

9. Излишества и вычурность шрифта.

  10. Направлено не по адресу.

Заполните стандартную  форму резюме российских регионов

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Семейное положение

Наличие детей (с указанием возраста)

Адрес местожительства,  номер телефона (включая код города)

 Должность, на которую претендуете

Трудовой опыт (в обратном хронологическом порядке)

Образование

Дополнительная информация

Собеседование при приёме на работу.

Собираясь на собеседование, помните: нет универсально «хороших» и «плохих» кандидатов – есть те, кто ПОДХОДИТ для этой организации и этой работы, и те, кто НЕ ПОДХОДИТ.

Цель интервью - определить кандидата, который наиболее всего подходит требованиям к данной должности имиджу учреждения.

Вопросы, которые Вам задают на интервью, направлены на то, чтобы понять знаете ли Вы то, что нужно для этой должности? Умеете ли Вы то, что нужно уметь для этой должности? Имеете ли Вы необходимый опыт? Такой ли Вы человек, каким нужно быть для этой должности?

Структура интервью напоминает структуру коммерческих переговоров:

Первый этап – установление контакта. При этом интервьюеру (рекрутеру) нужно создать благоприятное впечатление об учреждении, дать возможность кандидату расслабиться и вести себя адекватно.

Второй этап – это краткий рассказ об учреждении, о направлениях и специфике учреждения, о вакансии, причине ее появления, основных обязанностях и задачах.

Третий этап – это собственно интервью в традиционном понимании этого слова, т.е. предложение кандидату ряда вопросов, ситуационных задач и т.д.

Четвертый этап – возможность для кандидата задать интересующие его вопросы. Наиболее позитивный вариант, когда кандидат задает умеренное число вопросов (3-5), связанных с содержанием работы, отношениями в коллективе, уровнем принятия решений и ответственности, спецификой учреждения.

Пятый этап – возможность обговорить алгоритм продолжения взаимодействия (будут ли еще встречи, их примерные сроки и цель встреч).

Давайте рассмотрим самый важный этап интервью – этап, на котором Вам задают вопросы.

Но сначала совет: если вы идете на интервью в саму компанию (а не в агентство), лучше заранее узнайте все, что можете об этом учреждении  (в Интернете, у друзей, знакомых, в чатах). Чем занимается? Сколько лет на рынке? Какая репутация? Все это необходимо, потому что рассказ о компании (см. второй этап) может начаться с вопроса Вам: Что Вы знаете о нашем учреждении? И если Вы что-то сможете рассказать – 1-0 в Вашу пользу! Согласитесь, неплохое начало?

Во время интервью используются различные методики вопросов:

  1. Вопросы методики кейсов,
  2. Проективные вопросы,
  3. Вопросы методики структурированного интервью,
  4. Стрессовое интервью (трудные вопросы),
  5. Вопросы по резюме.

Успехов Вам в трудоустройстве!