Работа с одарёнными детьми.

Яшина Наталья Петрововна

 

Учитель экономики Яшина Н.П.

Высшая квалификационная категория

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №27

Иванова Р.Г.

Первая квалификационная категория

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №27

 

 

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями.

 Современному обществу требуются люди, обладающие нестандартным мышлением, умеющие творчески подходить к решению различного рода задач, способные созидать новое в различных сферах деятельности. Возникает необходимость в мерах активизации работы с одаренными детьми, увеличения уровня заинтересованности родителей и педагогов в выявлении и развитии данной категории учащихся. Для одаренных детей должны быть созданы условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их способности.

Прежде, чем говорить о работе с такими детьми, надо четко представить, что мы понимаем под словами «одаренный ребенок». Одаренность имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках, об уровне умственного развития, характеризующем каждого человека, и т.д. Однако «одаренность» в наиболее употребительном ее значении имеет в виду высокий уровень развития способностей любых - общих и специальных. В данном случае важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей отличается от среднего. При этом надо понимать, что одарен, необычайно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Такой ребенок - другой по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает реальные возможности понять его творческие и интеллектуальные потенции.

Еще один важный момент. Тот, кто работает с одаренными детьми, должен помнить, что одаренные школьники характеризуются нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает вовремя угадать этот дар, трудно заметить нестандартного ребенка, оценить, примириться с не шаблонностью его восприятия, его деятельности. Еще прибавим, что у творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, из-за чего у него нередки трудности в общении. Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с такими детьми, одаренный ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним - праздничной и полной непрерывного удовлетворения. Это далеко не всегда так. И нужно иметь соответственную психологическую подготовку для работы с такими детьми.

Знания особенностей одарённых детей, запросов государства и задач школы по выполнению этих запросов помогает учителю определить содержание, выбрать формы и методы работы с такими обучающимися.

Основные цели в работе с одаренными школьниками:

  1. выявление и поддержке наиболее способных учеников на второй и третьей ступени школы;
  2.  обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания по предмету экономики;

В соответствии с поставленными целями осуществляются  следующие задачи:

  1. реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами;
  2. проводятся  конкурсы, викторины, турниры, олимпиады с целью выявления юных дарований;
  3. разрабатываются  программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин;
  4. проводится специальная подготовка команд для участия в городских предметных олимпиадах; .

Существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

 Принципы моей педагогической деятельности в работе

с одаренными детьми: 

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  Направления, формы и методы работы с одаренными детьми

В связи с тем, что потребности и возможности одаренных школьников весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных .

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

- создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей;

- систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. 

Вся работа условно включает четыре этапа:

Организационный этап

Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др.

 Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

-дети с высоким уровнем творческих способностей

 - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

Накопила методический материал для самообразования по данному вопросу.

Этап предварительного поиска

Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке. В моём варианте эта информация собирается из  основных источников – это психолог, родители, педагоги  и сами дети.

Провожу, совместно с психологом, несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.

С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "Карта одаренности", "Интеллектуальный портрет" и др.

К концу первой четверти каждого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов  школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – тест  Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности.  Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.

Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом ученике.

Этап оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои потребности. Начиная со второй четверти, проводятся классные олимпиады, затем – школьные.

В рамках школьного компонента реализую программу факультативного курса «Азбука потребителя». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.

 Посещая факультативы, кружки учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций.

          Ребята делают свои первые шаги в области экономики. Так ученица 10 класса, первый раз выступила со своей  работой «Необходимость изучения прав потребителя в школе» в конце 1 четверти, работа была отправлена на областной конкурс. Во второй четверти она участвовала в научно практической конференции с работой «Организационные формы предприятия», доработав ее выступала на  всероссийских Каплановских чтениях в секции «экономика».

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы: творческие мастерские, предметные недели, олимпиады (разных уровней), факультативы, конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные), НПК, родительские недели, работа по индивидуальным планам.

Этап заключительного отбора

Составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом совете. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.

           Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

 Работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, согласно составленному плану.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель экономики Яшина Н.П.

Высшая квалификационная категория

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №27

Иванова Р.Г.

Первая квалификационная категория

МБОУ Средняя общеобразовательная школа №27

Глобальные изменения во всех сферах жизни общества обострили потребность в одарённых, творческих людях, способных отвечать на вызовы нового времени, поставив перед системой образования проблему организации эффективного обучения детей с повышенными интеллектуальными способностями.

 Современному обществу требуются люди, обладающие нестандартным мышлением, умеющие творчески подходить к решению различного рода задач, способные созидать новое в различных сферах деятельности. Возникает необходимость в мерах активизации работы с одаренными детьми, увеличения уровня заинтересованности родителей и педагогов в выявлении и развитии данной категории учащихся. Для одаренных детей должны быть созданы условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их способности.

Прежде, чем говорить о работе с такими детьми, надо четко представить, что мы понимаем под словами «одаренный ребенок». Одаренность имеет несколько различных значений: как представление о наследственных предпосылках, об уровне умственного развития, характеризующем каждого человека, и т.д. Однако «одаренность» в наиболее употребительном ее значении имеет в виду высокий уровень развития способностей любых - общих и специальных. В данном случае важен именно тот факт, что у некоторых детей уровень способностей отличается от среднего. При этом надо понимать, что одарен, необычайно развит не сам по себе ум человека, одарена его личность. Такой ребенок - другой по характеру, и по восприятию мира. Он по-другому строит отношения с окружающими, по-другому трудится. Лишь понимание личностной непохожести одаренного ребенка дает реальные возможности понять его творческие и интеллектуальные потенции.

Еще один важный момент. Тот, кто работает с одаренными детьми, должен помнить, что одаренные школьники характеризуются нестандартным видением, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает вовремя угадать этот дар, трудно заметить нестандартного ребенка, оценить, примириться с не шаблонностью его восприятия, его деятельности. Еще прибавим, что у творчески одаренного ребенка, как правило, менее уживчивый характер, из-за чего у него нередки трудности в общении. Не будет преувеличением сказать, что, общаясь с одаренными детьми, учитель должен в некоторых случаях преодолевать свою собственную природу, свою направленность на передачу опыта и знаний. Тем, кто никогда не работал с такими детьми, одаренный ребенок представляется чудом, которое нельзя не заметить, а сама работа с ним - праздничной и полной непрерывного удовлетворения. Это далеко не всегда так. И нужно иметь соответственную психологическую подготовку для работы с такими детьми.

Знания особенностей одарённых детей, запросов государства и задач школы по выполнению этих запросов помогает учителю определить содержание, выбрать формы и методы работы с такими обучающимися.

Основные цели в работе с одаренными школьниками: 

  1. выявление и поддержке наиболее способных учеников на второй и третьей ступени школы;
  2.  обеспечение школьникам возможности приобретать углубленные знания по предмету экономики;

В соответствии с поставленными целями осуществляются  следующие задачи:

  1. реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей школьников, а также созданные в соответствии с их запросами и интересами;
  2. проводятся  конкурсы, викторины, турниры, олимпиады с целью выявления юных дарований;
  3. разрабатываются  программы и методические материалы, используемые в преподавании школьных дисциплин;
  4. проводится специальная подготовка команд для участия в городских предметных олимпиадах; .

Существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

 Принципы моей педагогической деятельности в работе

с одаренными детьми: 

· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

  Направления, формы и методы работы с одаренными детьми 

В связи с тем, что потребности и возможности одаренных школьников весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных .

В качестве основных направлений работы с одаренными детьми выделяю:

- создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей;

- систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности. 

Вся работа условно включает четыре этапа:

Организационный этап

Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;

Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорда и др.

 Одарённых детей условно делю на 4 группы (по Б.М. Теплову):

- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

-дети с высоким уровнем творческих способностей

 - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т. д.). Эту категорию чаще называют талантливыми; дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).

Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

Накопила методический материал для самообразования по данному вопросу.

Этап предварительного поиска

Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы собрать предварительную информацию о ребенке. В моём варианте эта информация собирается из  основных источников – это психолог, родители, педагоги  и сами дети.

Провожу, совместно с психологом, несколько родительских собраний, предоставляя родителям информацию по исследованию одарённых и способных детей.

С этой целью для родителей на первых порах используются методики: "Карта одаренности", "Интеллектуальный портрет" и др.

К концу первой четверти каждого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов  школьников. В комплект для исследования входят методики, ставшие уже традиционными для определения уровня интеллектуального развития. Это, прежде всего, тесты Д. Векслера, Дж. Равена и др., для оценки творческого мышления – тест  Е.П. Торранса, методики Дж. Гилфорда, а также методики выявления уровня психо-социального развития, направленности (доминирующей мотивации) личности.  Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу.

Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом ученике.

Этап оценочно-коррекционный

Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, где каждый ученик может реализовать свои потребности. Начиная со второй четверти, проводятся классные олимпиады, затем – школьные.

В рамках школьного компонента реализую программу факультативного курса «Азбука потребителя». Это комплекс упражнений, заданий и тренингов, направленный не только на развитие познавательных процессов, но и на личностное развитие, захватывающее ценностные, эмоциональные, моральные, мотивационные аспекты.

 Посещая факультативы, кружки учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

Предоставляю возможность совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу.

Дети принимают активное участие в школьных и муниципальных научно-практических конференциях. В данном виде работы заинтересованы родители, учителя юных дарований. Они активно включаются в подготовку и проведение конференций.

          Ребята делают свои первые шаги в области экономики. Так ученица 10 класса, первый раз выступила со своей  работой «Необходимость изучения прав потребителя в школе» в конце 1 четверти, работа была отправлена на областной конкурс. Во второй четверти она участвовала в научно практической конференции с работой «Организационные формы предприятия», доработав ее выступала на  всероссийских Каплановских чтениях в секции «экономика».

Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке рефератов в Интернете.

Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы: творческие мастерские, предметные недели, олимпиады (разных уровней), факультативы, конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные), НПК, родительские недели, работа по индивидуальным планам.

Этап заключительного отбора

Составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них.

Отчёт по работе с одарёнными детьми заслушивается на педагогическом совете. Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях.

           Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.

 Работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми, согласно составленному плану.