Главные вкладки


    Организация воспитательного пространства вуза

    Кузнецова Галина Владимировна

    Статья может быть полезна начинающему организатору внеучебной ( воспитательной) работы в вузе.Дано краткое описание структуры воспитательной работы вуза,цели, задачи и направления воспитательной работы в вузе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    organizaciya_vospitatelnogo_prostranstva_vuza.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

            -  -

    Кузнецова Г.В. «Организация воспитательного пространства вуза»

    Цели и задачи воспитательной работы со студентами

    1. Реализация единой с учебным процессом задачи по воспитанию высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности, способной к высококачественной профессиональной деятельности.
    2. Дальнейшее развитие социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений студентов.
    3. Формирование у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение и приумножение традиций вуза.
    4. Формирование у студентов навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций.
    5. Поддержка профессионального роста будущих специалистов.
    6. Создание необходимых условий для самореализации личности студентов в различных сферах (творческая деятельность, вторичная занятость, спортивная деятельность и т.д.).

    Направления воспитательной работы в вузе

    Направления воспитательной работы со студентами реализуются в ходе всего процесса обучения и воспитания в вузе, в результате участия студентов в творческих коллективах, в ходе выполнения соответствующих разделов образовательно-профессиональных программ, планов внеаудиторной работы со студентами.

    Основные направления воспитательной работы:

    1. Социальное развитие личности, которое предполагает творческий характер самореализации студента, является ведущим направлением работы
    2. Профессиональное воспитание, включающее в себя формирование общих и специальных способностей, умений и навыков, необходимых в ходе выполнения будущей профессиональной деятельности выпускников  вуза. Оно также подразумевает формирование основ социальной квалификации специалиста, заключающихся в умении контактировать с коллективом, готовности брать ответственность за принятые решения на себя, способности к самооценке и самокритичности.
    3. Формирование активной жизненной и гражданской позиции студентов; сохранение, укрепление и развитие традиций вуза.
    4. Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма, табакокурения и ВИЧ-инфекции среди студентов.
    5. Организация психологической и консультационной помощи студентам.
    6. Пропаганда здорового образа жизни.
    7. Работа по обеспечению вторичной занятости студентов.
    8. Информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации

    Основные направления воспитательной  работы постоянно конкретизируются и уточняются.

    Организация воспитательной работы в вузе.

    Воспитательная  работа  в вузе  реализуется на вузовском  уровне , на уровне  филиалов , факультетов, г академических групп и иных структурных подразделений  вуза.

    Координация воспитательной работы в  вузе осуществляется проректором по воспитательной  работе или иным должностным лицом, назначенным ректором вуза.

    Воспитательной работа в вузе осуществляется: по следующим направлениям деятельности:

    1. Учебно-административному (проведение конкурсов, составление рейтингов, организация курсов, семинаров, предоставление студентам информации по возможностям дополнительного образования и т.д.).
    2. Научному (организация конференций, круглых столов и научных семинаров, систематизация информации по возможностям научных публикаций и участия в научных проектах и т.п.).
    3. Социально-бытовому ( организация выдачи льготных проездных билетов, мониторинг состояния учебных аудиторий и т.п.).
    4. Спортивному  (проведение соревнований, организация спортивных секций, предоставление студентам информации о вневузовских чемпионатах и возможностях для занятий спортом).
    5. Культурно-массовому (предоставление информации и организация посещений музеев, театров, выставок, дискотек, эскурсий и т.п.) .
    6. Вторичная занятость (организация стажировок, практик и трудоустройства студентов, встреч с работодателями и выпускниками).
    7. Освещение достижений студенчества в  вузовских и других СМИ .

    Воспитательной работа со студентами проводится на основе перспективного  плана  воспитательной работы вуза.

    Организацию воспитательной работы осуществляет руководитель отдела внеучебной работы.

    1. Основные функции руководителя отдела внеучебной работы:
    1. формирование  у студентов гражданской позиции, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей в условиях современной жизни, сохранение  традиций вуза,
    2. организация работы по пропаганде и внедрению физической культуры и здорового образа жизни,
    3. информационное обеспечение студентов и сотрудников вуза через информационные стенды, институтскую прессу и другие средства информации,
    4. организация работы кураторов академических групп, в том числе проведение рабочих совещаний и семинаров, направленных на совершенствование воспитательного процесса,
    5. привлечение студентов к научно-исследовательской работе,
    6. разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию системы воспитательной работы, ее финансового и кадрового обеспечения, подготовка методической нормативной документации по организации воспитательной работы в вузе,
    7. организация работы, связанной с художественно-творческой деятельностью, проведение смотров-конкурсов в вузе,
    8. внедрение в практику воспитательной работы научных достижений, результатов социологических исследований,
    9. организация и осуществление работы по первичной профилактике наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов,
    10. проведение анализа и контроля воспитательной работы, проводимой в вузе, распространение передового опыта работы других вузов,
    11. организация участия студентов в мероприятиях вузовского уровня, а также организация участия студентов института в мероприятиях, проводимых городскими (республиканскими и т.п.) структурами по работе со студенческой молодежью,
    12. содействие работе студенческого самоуправления, других общественных организаций, клубов и объединений,
    13. подготовка предложений по поощрению студентов за активное участие в общественной жизни вуза,
    14. осуществление взаимосвязи соответствующих структур вуза с профессорско-преподавательским составом  вуза по организации воспитательной работы.

    Для организации воспитательной работы с академической группой назначается куратор академической группы, деятельность которого осуществляется на основании утвержденного ученым советом вуза положения о кураторе учебной группы.

    Работа куратора учебной группы включает в себя следующие направления:

    1. воспитание у студентов интереса  к избранной профессии, развитие у них необходимых профессиональных качеств, профессиональной этики, формирование понимания общественной значимости будущей профессии и ответственности за уровень профессиональных знаний
    2. привитие студентам общечеловеческих качеств, норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, уважительного отношения к традициям и культуре других народов), воспитание культуры общения и интеллигентности
    3. воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни
    4. приобщение студентов к системе культурных ценностей, формирование высокой нравственности и духовности, национальной и религиозной терпимости
    5. выявление и развитие творческого потенциала каждого студента
    6. формирование у студентов самосознания, внутренней свободы, способности к объективной самооценке и саморегуляции в поведении, развитие чувства собственного достоинства, самоуважения

    Для стимулирования работы преподавателей, сотрудников и студентов  вуза по организации воспитательной работы необходимо разработать мотивационные механизмы:

    Моральное стимулирование:

    1. награждение грамотами, свидетельствами победителей и участников мероприятий:
    2. объявление благодарности от имени ректора вуза преподавателям, сотрудникам и студентам за активное участие в организации воспитательной работы в вузе.

    Материальное стимулирование

    1. выплата премий в зависимости от качественных и количественных показателей воспитательной работы
    2. единовременные выплаты студентам, являющимся победителями или активными участниками  воспитательной мероприятий .

    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты

    Многофакторная диагностика личности студента вуза

    Статья об организации диагностической работы со студентами вузов...

    Распоряжение и управление имущественным комплексом вуза

    Имущественный комплекс – один из главных активов для увеличения финансового результата деятельности вуза. Именно поэтому...

    Общежитие ВУЗа: как успешно пройти проверку?

    Контроль над деятельностью общежитий ВУЗов усиливается. Государственные надзорные органы регулярно проводят плановые и в...

    Кафедра вуза: как повысить эффективность работы?

     Что является фундаментом развития инновационных процессов в образовательных учреждениях? Научная школа кафедры – м...

    Как внедрить современные технологии в кадровый менеджмент вуза?

     Кадровая политика – это один из ключевых объектов управления в высшем учебном заведении. От того, насколько сотруд...

    Информатизация ВУЗа: основные направления, опыт их практической реализации

    24-28 июня в Санкт-Петербурге состоится практический семинар  «Информатизация ВУЗа: основные направления, опыт их п...

    "Профессионализм педагога вуза как условие развития личности студента"

    Одним из центральных фигур в вузе является преподаватель, именно ему принадлежит главенствующая роль в подготовке студен...

    Тренинг как метод социально - психической адаптации студентов 1 курсов ВУЗа

    Тезисы выступления на конференции в ННГУ, секция 4"Социально-психологическая и медико-социальная адаптация и реабилитаци...