Особенности современного образовательного процесса

Статья о внедрении ФГОС ООО, создании технологических карт к урокам, особенностях современных образовательных технологий. Статья подготовлена в рамках курсов повышения квалификации  по теме "Внедрение ФГОС ООО" , проводимых на базе ЦРО. Постаралась рассказать кратко  о главном- современном уроке. В большом потоке информации современного мира иногда сложно сразу выделить главное ......эта статья проба выделить единственное вожное для моей работы из многого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_sovremennogo_uroka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности современного образовательного процесса.

(статья подготовлена учителем биологии Мерзляковой Н.Г., в рамках обучения  на базе ЦРО  г.о. Самара, по курсу «Внедрение ФГОС ООО»)

« Если мы будем учить сегодня так,

 как мы учили вчера,

 мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась  социальная ситуация развития детей нынешнего века:

 -резко возросла информированность детей;

- современные дети относительно мало читают;

-  плохо сформированы элементы поведения;

- недостаточно сформированы  мотивация и разноуровневые  типы мышления;

- ограниченность общения со сверстниками.

В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы. А это значит, что у современного ученика должны быть  сформированы универсальные учебные  действия (УУД), обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает  системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является применение  активных  форм познания (наблюдение, опыты, учебный диалог)  и создание условий для развития рефлексии.

    В современной системе образования педагоги и школа перестают быть источником информации, наша задача научить учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, личность, открытая к диалогу, готовая  делиться своим опытом и принимать опыт других людей.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. От педагога требуется владение классической структурой урока на фоне активных методов применения собственных творческих наработок (включая построение урока, подбор учебного материала и технологии его подачи, методы рефлексии), владения СОТ (некоторые образовательные технологии представлены в таблице №2). Не надо бояться этого нового! Вспомните слова В.А Сухомлинского: «Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». На мой взгляд, провести, в соответствии с современными требованиями, урок не сложно, более трудоемким является  подготовить технологическую карту урока (таблица №1). Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, педагог способен сформировать у школьников умения и навыки выделять цели, самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, создавать продукт своей деятельности (проект, презентации, сайты), т.е. педагог формирует у ребёнка  умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

 Каждый педагог, моделируя  свой урок,  придерживается определённого плана работы:

  1. Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в  учебной программе.
  2. Отобрать материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  3. Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  4. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  5. Продумать оптимальный темп урока (рассчитать время на каждый его этап)
  6. Продумать форму подведения итогов урока.
  7. Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

На первый взгляд ничего нового нет. Однако при реализации ФГОС ООО педагогу, проводящему  урок рекомендуется:

  1. Использовать игровые формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
  2. Вести учет  обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
  3. Планирование воспитательной функции урока.
  4. Помогать  детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
  5. Опираться  на межпредметные связи с целью их использования для формирования у школьников целостного представления о системе знаний.
  6. Практическая направленность учебного процесса.
  7. Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  8. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
  9. Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
  10. Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства.

С внедрением ФГОС ООО меняется не только структура и методы урока, меняется методическое сопровождение урока. Педагогам рекомендовано составлять технологические карты урока. Раньше мы с Вами писали план- конспект урока или методическую разработку урока, составляли ОС (опорные схемы)  или ОК (опорные конспекты) урока. Так что же такое технологическая карта?

Технологическая карта — это новый (я встречала  рекомендации по созданию технологических карт в работах В.Ф.Шаталова!) вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Структура технологической карты:

  1. название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
  2. планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
  3. межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
  4. этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
  5. контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  1. реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  2. системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  3. проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  4. на практике реализовать межпредметные связи;
  5. выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Разработки технологических карт и статьи о создании технологической карты урока можно посмотреть здесь:

  1. http://nsportal.ru/
  2. http://www.menobr.ru/materials/370/5411/
  3. http://www.google.ru/

И конечно же не забудьте  ознакомиться с нормативно -правовой базой по внедрению ФГОС ООО .

Таблица №1 Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают  ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Таблица №2                Некоторые СОТ и виды деятельности педагога

Задачи

СОТ

Виды деятельности

Ожидаемые результаты    использования СОТ

Создать условия для всестороннего развития личности обучающихся, раскрытия и реализации их нравственного, духовного и интеллектуального потенциала.

Технология портфолио

Ознакомление учащихся с проектным методом, оказание помощи в постановке целей, прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников, выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей, консультирование на всех этапах работы над проектом

1. Повышение качества знаний учащихся.

2. Овладение учащимися ключевыми компетентностями.

3. Сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся.

Метод проектного обучения

Постановка проблемы,знакомство учащихся с технологией портфолио и возможностью ее использования в организации учебного процесса, вооружение учащихся технологическими приемами, методиками и средствами для запуска собственного портфолио, совместное конструирование деятельности, отслеживание наполняемости портфолио, консультирование учащихся

Информационно-коммуникационныетехнологии

Применение учебных электронных изданий по предмету, ресурсов сети Интернет, разработка презентаций к урокам, лекций- презентаций, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля, осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК, оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций проектов, использование активных ссылок на уроках

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Здоровьесберегающие технологии

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам (инклюзивное обучение), организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся, осуществление диагностической, организационно- координационной, профилактической деятельности,  физкультминутки, проведение профилактической просветительской работы (лекции, беседы, декадники, акции «Брось сигарету!», « Умей сказать Нет!»)

1. Сформированность потребности в здоровом образе жизни.

2. Интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

3. Снижение дезадаптации воздействию негативных факторов внешней среды