МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР

Рыбак Евгения Владимировна

 

Впервые о коммуникативных играх я узнала на семинаре Вячеслава Александровича Жилина, который проводился в 1990 году в Северодвинске. Это был какой-то удивительный праздник ИГРЫ. Однако, после семинара, когда я начала использовать полученные знания в   работе с детьми, выяснилось, что организация и проведение  коммуникативных игр требует очень серьёзной подготовки, знания правил и принципов огранизации, иначе простое "копирование, повторы", отсутствие механизмов развития игры приводят к тому, что она становится не интересной и не выполняет своих развивающих функций. Тогда и возникла идея описания методики игры. Это оказалось актуально, т.к. методических рекомендаций по организации таких игр в литературе не было. Первые (далеко не совершенные) результаты работы были опублованы в изданиях:

Рыбак Е. В. Игротека. Речевые ритмические и коммуникативные игры для дошкольников. Методические рекомендации /Арх.обл. институт переподготовки и повышения квалификации работников образования – Архангельск: Правда Севера, 1996. – 30 с.

Рыбак Е. В. Вместе. Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия. – Архангельск, АО ИППК РО, 1997. – 48 с.

Рыбак Е. В. Игротека. Оздоровительные игры и упражнения для детей и взрослых. Методические рекомендации. Вып.2. /Арх. обл. институт переподготовки и повышения квалификации работников образования – Архангельск: Правда Севера, 1997. – 29 с.

В то время не было возмжности выложить материалы на сайт. Потом не было времени (защита диссертации, работа в университете, своение новых видов профессиональной деятельности). И только сейчас, когда произшло "возвращение к истокам" через организацию работы с молодыми семьями (и, соответственно, с детьми!) появилась возможность вернуться к этому уникальному опыту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybak_e._metodika_organizacii_kommunikativnoy_igry.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР

 ОПУБЛИКОВАНО: Рыбак Е.В. ВМЕСТЕ. Программа коммуникативного, творческого социально-личностного развития детей дошкольного возраста и их родителей / под. ред. Е.В. Рыбак. Изд. 2 (дополненное и доработанное) - Архангельск, изд-во «Народная реклама», 2012 . – 50 с. (С.19-28)

Каждая коммуникативная игра – это маленькое «живое» произведение, которое создаётся здесь и сейчас. Но это и не театр – т.к. здесь нет зрителей – все актёры, как в жизни. В любой группе появляются какие-то неожиданные повороты, открытия. В ходе наших исследований было выявлено своеобразие процессов игровой коммуникации, которые характеризуются,  с одной стороны,  высокой  эмоциональной окрашенностью процесса межличностного взаимодействия,  а, с другой стороны,  стимулирует  развитие уровня  духовной коммуникации в детско-родительской группе.  

 Алгоритм проведения коммуникативной игры

Алгоритм проведения коммуникативной и речевой ритмической игры прост и сложен одновременно, так как в нём «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков и самого руководителя группы, владения им способами художественно – творческой   деятельности, готовности к сотрудничеству, и особенностей коммуникции участников группы. Алгоритм вариативен. Наличие в каждой игре всех элементов не обязательно.

«Текст». Руководитель, предварительно объяснив правила игры, которые изложены выше, сам выразительно произносит отдельное слово или текст, играющие повторяют за ним. Огромное значение имеет эмоциональное отношение к Слову самого говорящего. Чувственный опыт дошкольника не очень богат, поэтому взрослый сознательно раскрывает перед ним веер эмоциональных  состояний  человека, прибегая  к  словесному  языку чувств.  В играх слова и фразы можно произнести: радостно, празднично, бодро, бойко, живо, игриво; энергично, решительно, смело, гордо, уверенно, с достоинством; таинственно, странно, причудливо, загадочно, замысловато; порывисто, пылко, пламенно, с жаром, кипуче, бурно, запальчиво; величественно, победно, пламенно, пышно, шумно, восторженно; тяжело, мощно, неуклюже, угловато, напряженно, неловко; спокойно, мирно, просто, светло, добродушно и т.д.

Текст можно произнести высоко и низко, с восходящими и нисходящими интонациями; громко и тихо, усиливая и ослабляя силу звука; чередуя высокое и низкое, тихое и громкое звучание. Можно произносить в быстром и медленном темпе; с паузами; плавно, отрывисто и т.д. и т.п. Тем, кто знаком с обозначениями «ньюансов» при записи музыкальных произведений, можно использовать весь спектр этих средств выразительности. Не случайно Карл Орфф считал человеческий голос первоосновой музыки.

«Звуковые жесты». Текст сопровождается различными звуковыми жестами – хлопками, шлепками, щелчками пальцев и т.п., которые быстро и произвольно меняются, что позволяет придать игре высокую динамичность. Группа оживляется. «Свои» движения и жесты, по очереди придумывает каждый участник (не повторяясь), тогда как остальные должны успеть повторить за ним. Позднее вместо звуковых жестов, если возникнет такая потребность, могут быть использованы различные шумовые инструменты.

«Действующие лица». Ведущий предлагает всем вместе произнести слово или текст от имени разных персонажей. Например: слово «молоко» мы произносили высоко и тоненько,  как поет маленькая птичка;  тяжело и громоздко, как огромный басит Великан; медленно и плавно, как молочная река несет свои величавые белые волны  или  «кипуче»,  как  кастрюля с кипящим  молоком. Пыталось «говорить» даже металлическое ведро, в которое налили парного молока… Важно, что различные «герои» могут находиться в разных эмоциональных состояниях, что у них очень разные характеры. От этого звучание слова очень сильно меняется, а его множественное повторение не покажется скучным и однообразным.  Такой «повтор без повторения» помогает всем довольно быстро усвоить даже сложный текст и в дальнейшем обыгрывать его с лёгкостью.

«Пространство». Необходимо задействовать реальное и воображаемое пространство, сопряжённое с содержанием текста. Например, можно представить, что мы плаваем и ныряем в  молочной реке с кисельными берегами. А вот молоко удивительным образом превратилось в белоснежную шляпу на нашей голове. Можно покататься на облаке, которое появилось, когда у  мамы выкипело всё – всё молоко… Наша практика показала, что как только мы пытались «шагнуть» за пределы бытового звучания Слова,  мы слышали и видели бесконечное, потрясающее воображение Пространство слова,  его удивительную способность к трансформации, его  неисчерпаемое богатство!   Мы открывали для себя потаенную дверь в это  Пространство  и  устремлялись  туда,  с радостью и вдохновением.

Например, в игре «Космонавты» детям предлагали надеть воображаемые  скафандры, а взрослый, дотрагиваясь до детей,  приговаривал:  «Какие прочные, тёплые, мягкие, как красиво сидят на вас,  элегантные,  добротные…» Затем детей просили описать подробнее,  как выглядит «его скафандр»,  из какого материал сделан.  

В коммуникативной игре «Пяточки» детям нужно сначала поздороваться пятками: ласково, сердито, чуть касаясь друг друга, любезно кланяясь друг другу, с сильным нажимом…Затем и пальцы  рук, могут «приветствовать» друг  друга по-разному. Руководитель группы демонстрирует, как соединяются различные пальцы на двух руках,  например:  мизинец  и  большой,  указательный и безымянный и т.п.,  дети сначала повторяют на своих руках,  а затем выполняют упражнение в парах,  ориентируясь на правую или левую руку ведущего.  

Задание усложняется ускорением смены пальцев, различными сигналами, после которых контакт  необходимо прекратить. Например: на слово ведущего:  «Новая  пара»,   играющие должны быстро найти другого партнера и соединить пальцы правой  и левой рук так,  как показывает педагог.  Когда игра усвоена,  нужно придумать свой, оригинальный способ «поприветствовать»  друг друга, придумывать свои варианты. По – началу кажется, что все варианты уже проиграны. Но, когда в процессе живого общения «открывается второе дыхание», можно увидеть, что значит: «нет предела человеческой, (особенно детской) фантазии»! Особое оживление  в группе возникало при появлении непредсказуемых детьми способов соединения пальцев (при изменении позиций рук).  Постепенно качество исполнения и быстрота реакции детей  на  выполнение  задания  возрастало.  Дети  начинали  легко справляться с довольно сложными «композициями»,  при этом особый интерес у них возникал при составлении своих вариантов.

 «Диалоги». Очень важным «шагом» в развитии коммуникативной игры является переход к диалогам. Как правило, группа делится на подгруппы. Вариантов может быть бесконечное множество. Например, считалка «Где ты, сон?» («Где ты, Сон? – Дома. Кто с тобой? – Дрёма. Рядом кто? Угомон. Кто не спит, выйди вон!»), в результате  «диалогового» осмысления может превратиться в увлекательную историю.      

В дремучем лесу, на высоком дереве сидел старый Филин и горевал. Много-много дней назад он потерял свой Сон и теперь никак не мог уснуть. Филин ужасно устал. Он вздыхал и спрашивал:  - «Где ты, Сон ? Где ты, Сон ?». И вдруг слышит старый Филин,  как темный куст зашевелился и тягучим, убаюкивающим голосом отвечает ему Сон :- «Дома, дома…». Филин снова спросил, а Сон ответил.  Филин чуть громче спросил, а Сон очень тихо пробормотал: - «Дома, дома…». Летела мимо Сорока – Стрекотуха, удивилась, что Сон разговаривает, и тоже спросила …(каждый раз текст повторяется). Участники группы включаются в игру.  Они сначала все вместе говорят от имени Филина, Сороки, Сна. Дальше диалог может проходить между взрослыми и детьми, между группой и одним ребенком, двумя и тремя детьми поочередно и т.п.

 «Ритмические диалоги». Это особая форма групповой коммуникации. В данном случае, хорошо усвоенный текст, проговаривается «про себя». Руководитель начинает хлопками (или, как – то иначе) ритмизировать текст. Например, он «озвучивает» первую строчку, а остальные участники группы должны продолжить в том же ритме вторую строчку.  Третью строчку снова – руководитель, а последнюю – один из членов группы, подгруппа или вся группа. Можно поменять ритмический рисунок и «в режиме диалога» продолжить игру.  

 Нужно предложить детям и взрослым как можно больше различных средств языковой выразительности и  учить  их  использовать  эти средства   по своему усмотрению. В каждом конкретном случае взрослые в сотворчестве с детьми могут найти все новые и новые способы художественного осмысления живого слова.

Например, проговаривая загадку про воду («Я и туча, и туман, и ручей, и океан, я летаю и бегу, и стеклянной быть могу») участники группы, перевоплощаясь в тучу, туман…пытаются передать жестами, мимикой,  телодвижениями разные состояния воды.   Взрослые, поначалу сдержанные в своих проявлениях, со временем начинают проявлять «чудеса» пластичности  «языка и тела». Слово оживает в широких взмахах рук, каких – то таинственных «туманных» выражениях лиц… Самое интересное, что дети и родители объединяются каким – то удивительным образом и начинают понимать друг друга каким – то особым, только им понятным способом.

Рассматривая гендерные аспекты таких игр, следует отметить, что традиционно мужчины (и мальчики, и папы) более сдержаны в своих проявлениях. Однако то удовольствие, которое читается на их лицах в момент, когда все члены семьи «самовыражаются», говорит само за себя… Думается, что такой бесценный опыт общения позволяет членам семьи не только лучше понимать, но и точнее чувствовать друг друга. Вместе с тем, если найти такое содержание игры, где мальчики могут проявить свои «маскулинные» свойства, то это открывает для руководителя и членов группы новые возможности для самовыражения.  

Например, скороговорка «Шел Егор через двор, нёс топор чинить забор»   м.б.  разыграна следующим образом.  Детям объясняют, что Егор внимательный, заботливый, трудолюбивый, узнал, что у бабушки Федоры забор покосился-повалился, решил отремонтировать.  Дети идут по кругу, каждый несёт воображаемый топор, (кто  на весу, кто  на  плечах…) и произносят слова:  «Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Дети изображают, как шел Егор (тяжелой поступью, большими шагами, торопился).  Как Егор нёс топор (топорик легонький, острый, тяжеленный…).  Спозаранку Егор поднялся, топор  вместо  гимнастической  палки взял,  идет,  по дороге зарядку делает.                                        

Виды коммуникативных игр.

Приветствия  

     Игры-приветствия привлекательными для   играющих. Например, в игре «На вокзале»  могут принять участие две группы детей (а позднее детей и взрослых):  «провожающие» и «уезжающие» или «встречающие» и «прибывающие». Заранее участники групп выбирают пару или нескольких партнеров,  договариваются, кто какую роль будет выполнять (бабушки, мамы,  друга,  зарубежных гостей,  сказочных  героев…). При «встрече» всем необходимо «проявлять» свои чувства по-разному: маму – обнять,  друга – похлопать по плечу, а с «иностранцами» – поздороваться очень корректно.

«Здравствуйте». Дети улыбаются,  смотрят друг другу в глаза: здороваются пальчиками, ладошками, локтями, носами...

«Ой, здравствуйте!». Гуляют свободно по залу,  по сигналу ведущего или с окончанием музыки останавливаются и здороваются разными способами с теми, кто находится рядом.

 «Иностранцы». Придумывают свои собственные приветствия "иностранные", "инопланетные".

 «Хоровод». По кругу идут друг за другом, напевая слова: Мы заводим, мы заводим, / Мы заводим хоровод... (р.н.п."Ах, вы, сени")

     Затем поворачиваются  друг  к  другу  и  поют: "Здравствуй!", выбирая, как поздороваться: мизинчиками, большим пальцем, тыльной стороной ладони... Ведущий поет: "Здра-а-авствуй", затягивая ударный слог или пропевая его быстро. Дети должны прореагировать на их окончание звучания.

Игра «Встречные поезда» проводится в  двух концентрических кругах.  Участники «паровозиком» движутся в противоположных направлениях под музыку.  По окончании музыки  «выглядывают  в  окошко» («окно» образуется соединением рук), приветстуют пассажиров   встречного   поезда  (здесь  уместно вспомнить упражнение «Пальцы здороваются по-разному»).   Можно помахать шляпой,  послать «воздушный поцелуй», или сообщить какую-то важную новость.  Затем  участники игры  должны придумать свои варианты приветствий.  Чтобы в парах  «встречались»  разные дети,  нужно использовать музыку с различными по длине фразами. Интересно проходит игра, когда вагоны  «соединены» каким-нибудь необычным способом,  например: легким касанием указательных пальцев, руками, согнутыми в локтях и т.п..  

"Поезд"(вариант). Под сюжетную музыку, н-р: "Голубой вагон" В. Шаинского, два "состава" двигаются по двум направлениям. Сделав круг,  дети останавливаются в центре зала. Здесь станция с любым подходящим названием: "Приветная", "Поклонная", "Сними шляпу"... Дети из встречных поездов протягивают друг другу руки,  приподнимают воображаемые головные уборы, кланяются, машут руками...

«Встреча». Парами дети встают по кругу,  образуя два концентрических круга. Под любую русскую народную музыку идут хороводным шагом в противоположных направлениях.  На окончании  муз. фразы  здороваются  (вариант приветствия выбирают сами) с тем,  кто остановился напротив. Для того, чтобы пары менялись,  можно предложить  игровой  вариант:  внимательно слушать  музыку,  она  может внезапно остановиться и нужно прореагировать.    

 «Волшебная поляна». На волшебной поляне,  где все растения, животные, предметы живые и говорящие,  дети превращаются в  плакучую  иву,  журчащий  ручей скрипучий пень,стройную березу, шелковую траву...Ведущий ходит по поляне и здоровается с детьми.  Дети отвечают, стараясь передать игровой образ. В дальнейшем, роль ведущего могут выполнять дети.

"Музыкальные приветы".  Дети пропевают свои приветствия по одному, пропевают и дополняют их звуковыми жестами, пропевают и ритмично подыгрывают на шумовых инструментах.

«Настроение». Дети здороваются в различных настроениях...

"Кто поздоровался?" Один из детей стоит в центре круга с закрытыми глазами. Кто-то из детей говорит или поет: "Здравствуй, Ваня!". Водящий подходит к тому, кто по его мнению, с ним поздоровался и пожимает ему руку.

"Дети и взрослые". Одни дети превращаются во взрослых, другие - остаются детьми. Нужно показать как "не нужно здороваться" и детям, и взрослым.

"На дорожке приветствий".  Дети идут друг за другом и "цепочкой" называют,  не повторяясь,  слова приветствий, если слов «не осталось», тогда повторяют названное, но произносят его или с новой интонацией, или в другом настроении, или с каким-то жестом...

"Придумай приветствие " для любимой игрушки, для мамы, когда она придет в садик,  для бабушки, для маленького-маленького ребенка...

(Аналогично проводятся коммуникативные игры «В гости»)

  Игры с именами.

Потенциальные возможности  для развития коммуникативных навыков  несут в себе коммуникативные и речевые  игры с именами. Играющим  предлагается по очереди проговорить с разными интонациями или пропеть свое имя – большое или  маленькое. Имя  можно пропеть, проговорить, прохлопать, сопровождать различными звуковыми жестами.

Многолетняя практика показывает, какое восхищение и удивление всегда вызывает эта незамысловатая игра.. А ведь здесь кроется какая – то тайна. Вспомним народные заклички. Обращение к Природе «по имени» через её проявления – Ветер, Дождь, Солнце…(«Радуга – дуга, не давай дождя, давай Солнышка – колоколнышка!»), всегда наполняло особым энергетическим смыслом человеческое существование. Мы не одни, мы являемся частью Матери Природы, мы общаемся с ней, в каждом нашем имени тоже есть её сила и смысл.  Постепенно участники игры накапливают способы проговаривания и пропевания своего имени и, помня о том, что нужно создать свой вариант, отличный от других, начинают исполнять  собственные «маленькие арии» с огромным желанием. Здесь, впрочем, как и в других заданиях, удовлетворяется и потребность в самовыражении.

 Если учесть, какое огромное значение исторически придается имени человека, то не трудно представить, как такая «поимённая» работа отражается на характере детско-родительских отношений. Осознание «ценности» своего имени (фамилии) – одна из задач аксикреативной педагогики . Надо видеть, как блестят глаза у участников игры, когда они, выполняя, казалось бы, простые задания, создавали свои собственные «маленькие произведения»!  Именно в этот момент каждый становится Творцом!

        

  Ритмические игры. Игры со Словом.

Разновидностью коммуникативной игры  является речевая ритмическая игра, которая проводится по тем же правилам, что и коммуникативная игра, но имеет  свои  особенности.  Преимущественно это игра со Словом. Очень важно научить   человека произносить  (пропевать, ритмизировать ) одно и то же Слово с всевозможными интонациями, оттенками, осмысляя его заново, находя в нём тончайшие оттенки.

Вся система отношений в семье, семейной коммуникации строится на Его Величестве Слове! Словом можно ранить и даже убить, Словом можно возвеличить и возвысить…В игре Слово можно произнести удивленно и восхищенно, с вопросом и с угрозой,  затаенно и жизнеутверждающе!  Говорить можно высоким или низким голосом, тихо или громко, медленно или быстро.      Кроме того, Слово произносится от имени какого-либо героя, который находится в определенном настроении или состоянии. Руководитель постепенно расширяет спектр  выразительных средств, как бы «раскручивает по спирали».  Сначала он сам демонстрирует, как может звучать слово,  затем предлагает  участникам детско-родительской группы  произносить его, в  различных вариациях,  «не повторяясь».  

К примеру, обыгрывая считалку «Заяц Егорка»   руководитель предлагает всем сначала позвать кого-то на помощь зайке, который, «свалился в озёрко».  Играющие «хором» проговаривая текст считалки:   сначала медленно (так зовёт на помощь огромный медведь или лось), затем могут позвать ежи, совы, мышки… Постепенно текст проговаривается всё быстрее, выразительнее, тише (зовут на помощь бабочки, божьи коровки…). Текс сопровождается жестами.  

 Потом каждый  по цепочке придумывает свой способ «призыва о помощи». Одновременно решается несколько задач:  участники группового взаимодействия должны прислушиваться друг к другу,  согласовывать свои действия и варианты ответов с товарищами, сдерживать себя в ожидании возможности высказаться,  и,  вместе с тем,  находить  оригинальные способы для самовыражения.

 

Правила и принципы организации коммуникативных игр.

Технология коммуникативных игр,  проста и сложна одновременно, так как в ней нет «готового» рецепта. Содержание игры всегда зависит от уровня развития коммуникативных навыков  у самого руководителя группы, владения им способами художественно – творческой   деятельности, готовности к сотрудничеству.  

 Невозможно просто «прочитать»  правила и провести коммуникативную  игру: синкретическая «многомерная» информация передаётся как соционормативный опыт – «из уст – в уста». (Автор  программы обучался на семинарах В.А. Жилина –  одного из   учеников К. Орфа) . Вместе с тем, для реализации Программы, мы попытались сделать это.

Правило 1. Круг. Принцип – «Глаза в глаза»: все стоят лицом друг к другу, где все члены группы видят друг друга.  

Правило 2. Разминка. Принцип – «Постепенное вхождение». Обязательно необходимо создать  условия «вхождения» в ситуацию общения. Эти задания должны быть простыми, доступными, интересными. Здесь уместна шутка, интрига, неожиданное предложение. Например, поздороваться носочками ног, мизинцами, носами…

Правило 3. Цепочка. Принцип – «Все-общение». Важным является условие, что в игре обязательно участвуют все дети и взрослые,  выполняя задания по  «цепочке» или по «выбору», друг за другом. Правило  обговаривается заранее. Это «объективный закон игры», к которому постепенно привыкают все. Этот закон «освобождает» руководителя группы от необходимости выбирать, кто будет выполнять задание, позволяет изначально «скромным» выразить себя, а излишне активным – помогает сдерживать свои «порывы».

Правило 4. Вариации. Принцип – «Креативность». Многократно и постоянно варьируются  различные средства выразительности (интонационные, мимические, ритмические и т.п.).  Обязательно учитываются ситуации,  события,  которые происходят с детьми и взрослыми в течение дня,  в момент проведения игр.    

Правило 5. Не повторяй! Принцип – «Преодоление».  Условие игры заключается в требовании: «не повторять за другими!».  Дети и взрослые должны находить свои варианты ответов, стремясь «преодолеть образец», стараясь не подражать  руководителю и товарищам. Повтор  запрещен!  В данном случае каждому ребенку и взрослому предоставляется возможность сделать самостоятельный  выбор, что  может  помочь в любой ситуации социального выбора.

Правило 6. Фольклор. Принцип «Преемственность».  Важнейшей особенностью  коммуникативной  игры является то, что она строится, как правило, на малых формах русского фольклора – величайшей традиционной ценности! (Материалом служат загадки, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т.д.).    

Правило 7. Создавай ритм. Принцип – «Ритмичность».  В речевой  ритмической  игре основой объединения группы является ритмическая пульсация. «Закон ритма правит всем!»  Ритм – это, с одной стороны, форма организации игры, а с другой – безграничные возможности для  творческой самореализации каждого её участника. Одних только ритмических приветствий можно придумать столько, что не хватит никакого времени их выслушать, а если ритмический рисунок придумывать, сочетая хлопки, шлепки, притопы и т.п., то каждый может создать целый «ритмический проект»!  

 

ПРИЁМЫ РАБОТЫ        

 

  «ОБОГащение».

В коммуникативных,  интонационных,  речевых, ритмических играх, в этюдах - детям предлагаются задания,  в которых  они  должны  проявить свое  собственное  личное. отношение к окружающим,  используя различные комбинации средств эмоциональной выразительности.  

     Предварительно детям дается некоторый "багаж" способов игры:

     а) - темп - (медленно, с ускорением, умеренно)... ритм (различные ритмические рисунки)

     б) -  с разнообразными рисунками ("показателями") в динамике (тихо, громко); качестве (шепотом,"в нос"); высоте звука; ("скрипучим", таинственным, высоким  голосом, низким)

     в) - с варьированием  интонаций  (нисходящие, восходящие, восклицательные, вопросительные)

     г) -  с  использованием  всевозможных  "звуковых  жестов"  (хлопки, щелчки, притопы...их сочетания, ритмизация,,,)

     д) - с погружением в разные эмоциональные настроения в  сочетании с вышеизложенными приемами

     е) - с делением детей на подгруппы (А, Б,В) и "солистов"(С-1,С-2, С3) и "конструирование"  различных сочетаний их взаимодействия ( С1-А-С2-Б-С3-В); (С1-С2-А-С3-Б3...и т.д.)

"Дирижер".

     Ведущий (взрослый или ребенок) произносит текст,  сопровождая его различными  звуковыми  жестами,  одновременно  общаясь с детьми глазами, кивком головы,  он "приглашает" к участию в игре ту или иную  подгруппу.

     Дирижер придумывает различные сочетания задания в речевых  ритмических  играх.  Этот  же  прием  используется  в играх типа "Зеркало", "Эхо", "Повторялка"...

 

"Создание художественного образа".

   

 а) детям  предлагают  превратиться  в  различных  героев, персонажей, которые обладая  определенными  чертами  характера  (злой   Бармалей, добрая бабушка) могут находиться в различных настроениях, эмоциональных состояниях (Злой Бармалей - радуется, добрая бабушка -  сердится).

 б) прием "оживления". Дети превращаются в предметы ,которые могут обладать свойствами живой природы (Веселый Колпачок,  Озорная  Клякса, грустный  Звоночек) или наделять явления природы человеческими качествами (тетушка Радуга, Волшебница Лями, поющий Пень)

 в) "групповые проекты".  Героев наделенных всевозможными Добродетелями" или "пороками" помещают в ситуации,  выход из  которых  должны найти "реальные" дети, маленькие "творцы", "созидатели".

 Приемы фантазирования (их можно найти на сайтах ТРИЗ)

"мозаика", волшебные свойства, смещение признаков, "несовместимые" сочетания, "путаница" во времени и пространстве (наряду с реальными  событиями происходят сказочные, исторические и т.п.), "незабывальщины", тайны, секреты, загадочные явления и т.п.

     Прием "извлечения".

     В каждом конкретном тексте, в сочетании слов, их значении находят возможности для варьирования выразительных средств.

     Например: текст - "Дождик лей, лей, лей!/ На меня и на людей"

- произносит лягушка, выбившаяся из сил, которая давно ждет дождя.

- дождик очень мелкий, мелкий - так произносится и закличка

-дождь капает сверху вниз, в тексте нисходящие интонации, с сопровождением соответствующих жестов

- дождь усиливается, затихает....произносится со свободной ритмизацией с усилением и "затиханием" темпа,  динамики, звучания, ритмической пульсации...

- дети обращаются к дождю,  к природе, но каждый просит "по - своему".  Кто раскрывает ладони,  кто складывает на груди руки,  устремляя взгляд в небо, кто прыгает по лужам. Главное - все радуются.

Приемы, направленные на преодоление негативных стереотипов поведения.

     Если в  поведении детей  проявляются негативные моменты, мешающие выполнению творческих заданий.

     а) взрослый реагирует на  неадекватное  поведение  ребенка,  дает возможность эмоционального реагирования и затем ставит ребенка в ситуацию выбора более подходящих способов поведения.

      б) педагог предлагает различные ситуации и привлекает всех  детей к нахождению новых способов творческих действий.

(ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!)