ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В СИСТЕМЕ «ПРОМЕТЕЙ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

Комарова Валерия Ивановна

 

Особенности преподавания дисциплины «Химия» состоит в том, что с неё начинается знакомство вчерашнего абитуриента с процессом организации учебного процесса в вузе. Таким образом, в задачи преподавателя входит в числе прочих и грамотное введение студента в образовательное пространство университета. Объяснить систему рейтинга, заложить основы самоконтроля, сформировать навыки самостоятельной работы необходимо в процессе преподавания дисциплин первого семестра. Образовательная система «Прометей» (в дальнейшем «Прометей») предоставляет для этого широкие возможности и студентам, и преподавателям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА В СИСТЕМЕ «ПРОМЕТЕЙ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

Комарова В.И., доцент кафедры  «Химия»,к.б.н.

Древин В.Е., заведующий кафедрой «Химия»,к.х.н.

Андреенко Л.В., ассистент кафедры  «Химия»,

ФГБОУ ВПО Волгоградский Аграрный Университет

, г. Волгоград

Особенности преподавания дисциплины «Химия» состоит в том, что с неё начинается знакомство вчерашнего абитуриента с процессом организации учебного процесса в вузе. Таким образом, в задачи преподавателя входит в числе прочих и грамотное введение студента в образовательное пространство университета. Объяснить систему рейтинга, заложить основы самоконтроля, сформировать навыки самостоятельной работы необходимо в процессе преподавания дисциплин первого семестра. Образовательная система «Прометей» (в дальнейшем «Прометей») предоставляет для этого широкие возможности и студентам, и преподавателям.

В ходе преподавания дисциплины «Химия» студентам 1 курса факультета электрификации сельского хозяйства в 2010/12 учебном году, нами был предложен нижеописанный подход к совместной работе преподавателя и студента с помощью «Прометея». Весь процесс можно разделить на несколько этапов.

Подготовительный этап. Ведущий преподаватель, составляя календарно-тематический план чтения дисциплины, определяет формы, сроки работы студентов в «Прометее», а также способы и сроки контроля за их работой. В техкарте рейтинга должно быть предусмотрено некоторое количество баллов (не более 10) за добросовестную работу с системой «Прометей». Сотрудничая с системным администратором, обслуживающим «Прометей», в качестве тьютора ещё до начала семестра необходимо сформировать собственные группы слушателей, подобрать и  разместить учебно-методические материалы.

Организационный этап. На первой лекции, рассказывая о предметах и задачах дисциплины, лектор знакомит слушателей курса с образовательной системой «Прометей» и даёт первое задание — в течение недели обязательно осуществить вход в неё под своим логином (результат подключения строго контролируется преподавателем.) Опыт нашей работы показал, что 30% студентов первого курса испытывают затруднения различного характера — от технических до мотивационных. На этом этапе необходимо сотрудничать с кураторами групп, именно на них было бы логичнее всего возложить задачу регистрации первокурсников в «Прометее».

Этап текущей работы и  контроля. Задача этого этапа — сформировать устойчивую привычку готовиться к лабораторным занятиям и прорабатывать лекционный курс точно и в срок, используя систему «Прометей».

1. Как только студент попадает на виртуальную страничку «Прометея», включается счетчик его посещения. Программа позволяет отслеживать пути работы студентов, будь то просмотр лекционного курса или общение на форуме или в чате. Система «Прометей» предоставляет широкие возможности как для поддержки чтения лекционного курса, так и для организации лабораторных занятий.

2. В библиотеке системы «Прометей» на сегодняшний день в электронном виде представлены «Лекционный курс химии» (автор Вершинина Г.А.) и пособие «Закономерности химических процессов и прикладная химия» (авторы С.Я. Семененко, Г.А. Вершинина) и другие материалы. Возможно также размещение подобранных мультимедийных материалов, фрагментов обучающих фильмов, видеосъемок опытов и т.д. К этим ресурсам можно отослать слушателей для проработки отдельных тем, заявленных в плане чтения, но по различным причинам не озвученных в аудитории. По материалам каждой лекции необходимо провести в «Прометее» тестирование в режиме «экзамен» спустя день после публичного изложения материала. На это тестирование тьютору нужно выдавать допуск, конкретные сроки действия которого приучают студентов выполнять задания в срок. Полученные на тестированиях баллы учитываются при подведении итогов 1 модуля.

Использование системы «Прометей» дает возможность изучить материал дисциплины в большем объёме, поскольку не все запланированные темы изучаются аудиторно. Так, например, в темах «Строение атома» и «Химическая связь», общедоступную историю открытия основ строения вещества на заре XX века можно вывести за рамки лекции для самостоятельной проработки этой темы через «Прометей». Тем самым, сэкономив 2 академических часа для увеличения доли профессионально-ориентированных материалов в данном курсе, мы получаем, например, время для чтения лекции «Наноматериалы в инженерной практике».

3. За неделю до назначенного лабораторно-практического занятия, студент факультета обязан ознакомиться с материалом предстоящего занятия и выполнить конспект теоретических вопросов. Задания к занятиям разработаны таким образом, чтобы студенты научились работать с информацией, уделяя внимание не только её сбору (что в настоящее время не представляет большого труда), но и ее анализу и осмыслению. Например, в теме «Периодическое изменение свойств атома» мы просили перевести табличные данные пособий в графические в удобном для пользователя формате и проанализировать полученные графики.

Регулярный контроль посещения «Прометея» и выполнения заданий, представленных в нем, помогает первокурснику планировать свою работу, связывая её сроки с календарно-тематическим планом чтения дисциплины. Кроме того, использование системы Прометей преподавателем по удаленному доступу возможно не только в рабочее время из университетской аудитории, но и даёт мощный инструмент для контроля с персонального компьютера в вечерние часы, ведь большинство студентов (около 70%) работают по вечерам. Такой «домашний контроль», не занимающий много времени, позволяет более мобильно управлять процессом постижения курса дисциплины.

4. Работа в данной системе развивает и творческий потенциал студента. Один из проработанных вариантов заданий — съёмка сюжета эксперимента по предложенным темам. Опыты ставились самими студентами, используя только оборудование и материалы кафедры, и фиксировались ими на любительскую камеру. Затем те же студенты монтировали видеоролик. Эти мини-фильмы (в I семестре 2011/2012 студентами подготовлено 8 роликов) с наложенным звуком и смысловыми комментариями помещаются в систему «Прометей». Среди таких работ начинается конкурс и в конце семестра, сюжет, получивший максимальное число проголосовавших, выигрывает, создатели-студенты поощряются определенным количеством баллов.

Заключительный этап. Вопросы к экзамену и типовые задачи, входящие в экзаменационные билеты, были выложены в «Прометее» в начале семестра. К середине второго модуля студенты четко ориентировались в объёме и тематике пройденного материала и выступили с предложением уделить на лекции больше времени вопросам, связанным с профессией. Таким образом, они включились в планирование процесса обучения, определив круг экзаменационных заданий, которые «ушли» на самостоятельную проработку.

Итак, анализ проделанной нами работы показывает, что в процессе обучения возможно не только лекционное и семинарское взаимодействие преподавателя и студента. Система создаёт дополнительные площадки для сотрудничества и расширения творческих работ, позволяет заинтересовать как предметом, так и процессом его постижения, что очень важно для студентов I курса. Кроме того, возможен дополнительный вариант контроля (с одной стороны, мягкого, с другой – резко очерченного) при сокращении проработки второстепенных тем в лекционном курсе и перенос их на самостоятельное обучение.