ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Рыбак Евгения Владимировна

 Данная статья была подготовлена для сборника статей к  юбилею кафедры социальной работы (2012)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gmp_integraciya_molodyozhi.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЁЖИ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА: ГМП И СОЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ  

(НА ПРИМЕРЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ)

Рыбак Е.В.

 

По данным комплексных междисциплинарных исследований, проведённых на рубеже веков, состояние и тенденции  развития российской молодёжи свидетельствовали о  изменении качества молодого поколения, углублении разрыва поколений, о вступлении России в стадию демографического кризиса. [4, С. 31 -40]

В этой связи необходимо было принять экстренные меры по изменению этой ситуации. Согласно Стратегии государственной молодежной политики, именно ГМП была объявлена системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России.   Ведущими принципами ГМП стали: выделение приоритетных направлений; учет интересов и потребностей различных групп молодежи; участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики; информационная открытость и др.[2]

С 2006 года Государственная молодежная политика в Российской Федерации  реализуется по следующим приоритетным направлениям:

  1. вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  2. развитие созидательной активности молодежи;
  3. интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

  1. системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе;
  2. выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах;
  3. вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.  [2]

В  обществе риска в трудной жизненной ситуации часто оказывается молодая семья как отдельная группа молодёжи.  Исследования свидетельствуют о социальных угрозах   для молодой семьи   (  Левикова С.И.;    Бокша, Е. А.;   Староверова И.В. и др.)

В технико-экономическом обосновании проекта «Молодая семья» Стратегии государственной молодежной политики в  Российской Федерации  констатируется, что  «по сложности проблем социальной адаптации, которые испытывает молодая семья, она может быть причислена к числу семей «группы риска».   К главным направлениям реализации проекта «Молодая семья» отнесены следующие. Популяризация идей материнства и отцовства, как высших духовно-нравственных ценностей социума; формирование позитивной установки молодежи на брак, семью и ответственное родительство; создание информационной базы данных о потребностях молодой семьи в  юридических, психолого-педагогических, экономических и других консультационных услугах; расширение сети консультативных центров по  оказанию услуг в решении проблем молодой семьи; содействие расширению инфраструктуры района, округа, региона в решении бытовых проблем молодой семьи; развитие и поддержка эффективной модели помощи молодой семье на всех уровнях государственного управления; создание межведомственной экспертно-консультативной группы (комиссии) с целью распространения и проведения государственной политики по отношению к молодой семье во всех социальных сферах».[ 3, C. 5-8]

Концепция государственной политики в отношении молодой семьи (от 18.05.2007 г. № АФ-163/06) определяет систему приоритетных направлений в сфере регулирования отношения государства и семьи,  отражает потребность семьи в информационно-просветительской, социально-психологической поддержке; актуализирует задачи формирования социально-педагогической инфраструктуры воспитания детей и организации семейного отдыха.

Нам представляется, что при решении задач ГМП важнейшим  инструментом интеграции молодёжи в жизнь общества выступает  современная система социального образования.  В целом, проблемы и тенденции развития социального образования в разные годы тщательно исследованы в работах В.И.Жукова; Г.Т.Медведевой; В.А.Никитина; Е. И. Холостовой; Н.В. Ярской-Смирновой и мн. др.  

  Анализируя возможности института социальной работы в аспекте интеграции  групп риска в жизнь общества, и понимая, что материальное обеспечение, социальная защита со стороны государства не может быть единственным и основным способом такой интеграции, мы выделили  как приоритет социальное образование молодой семьи.   

Первое направление социального образования молодой семьи заключается   в профессиональной помощи  в развитии детско-родительских  отношений и семейной коммуникации.

Здесь могут быть успешно реализованы   разработанная нами модель семейной коммуникации. К базовым структурным компонентам данной модели   можно отнести: аффективный компонент (семейная перцепция, психолингвистика, проксемика и т.п.); формальный (коммуникативные нормы и правила, способы и структуры поведения, обусловленные традициями семьи и социума); интерактивный (межличностная, гендерная, социально-ролевая коммуникация) и ценностный компонент (духовно - нравственный). Все компоненты связаны с системой социальных отношений и могут развиваться и трансформироваться в системе социального образования. Под влиянием профессиональных воздействий осуществляется (может осуществляться) переход от аффективной коммуникации, через освоение формального и интерактивного  уровней, на уровень духовной коммуникации.

Второе направление может быть реализовано посредством  «включения» в социальное образование  механизмов преемственности. На микроуровне – это социальная помощь, направленная на сохранение и преумножение традиций в каждой конкретной семье, сохранение семейных ценностей; на мезоуровне – это преемственность в системе воспитания (например, народная педагогика в современном образовании); на макроуровне – преемственность в традициях гражданско-патриотического воспитания в обществе; на метауровне – сохранение и соблюдение социокультурных ценностей общественного бытия – преемственность человеческих поколений (цивилизация).  Специалист по социальной работе с семьёй может оказать реальную поддержку членам семьи в раскрытии потенциала преемственности на каждом из этих уровней.

Третье направление связано с оказанием социальной помощи молодой семье в развитии родительских компетенций -   системы сложных социальных умений и навыков взаимодействия; сценариев поведения в типичных  ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения;  особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением; извлекать максимум возможного из  любых обстоятельств; умение добиваться  осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на  реализацию их собственных желаний.

         Развитие компетенций осуществляется в процессе социального образования не только через обучение основам  социальных знаний (в области психологии, педагогики, права, экономики, оздоровительной медицины и др.), но и посредством целенаправленной  деятельности,   помощи семье в самовоспитании, воспитании и образовании детей, включая развитие социальной активности, организацию позитивного социального опыта. Специально организованное включение семьи в социальную деятельность, например, через   реализацию социальных проектов, программ, проведение конкурсов и спортивно-оздоровительных состязаний для своей семьи и т.п.,  способствует  интеграции семьи в жизнь общества и государства.

        В рамках реализации программ ГМП «Молодёжь Архангельска» автор статьи (совместно со специалистом отдела по делам молодёжи мэрии г. Архангельска Ириной Хураскиной), принимала участие в организации ряда таких мероприятий  и убедилась в их актуальности.

Четвёртое направление - это творчество и сотворчество. Здесь речь может идти о развитии творческого потенциала каждого субъекта социального образования: и ребёнка, и родителя, и специалиста. Творчество обычно трактуется,  и узко  как познавательная деятельность, ведущая к новому или необычному видению проблемы или ситуации, и расширенно, когда в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям.

Существенные возможности (потенциалы) для реализации каждого из перечисленных   направлений имеет и существующая в РФ система дошкольного воспитания.  

Для создания же эффективной  системы социального образования семьи важно  осмыслить историю её становления.  Длительное время  в России в этой сфере доминировали просветительские (педагогические) модели, основанные на общественном взаимодействии родителей, общественности и образовательных учреждений. Психологические (гуманистические) модели помощи семье развивались, в основном в зарубежной психологии и применялись (и ныне применяются) в случаях нарушения семейной коммуникации и личностного развития. В конце ХХ века наряду с педагогической и психологической моделями,  исследователи   предложили социальную (социально-педагогическую) модель,  используемую в случаях, когда семейные трудности, педагогическая запущенность, являются результатом неблагоприятных жизненных ситуаций. Отдельно рассматривается диагностическая модель, основанная на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Медицинская же модель так же традиционна, и предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Предложенная нами аксикреативная модель может существенно дополнить перечисленные выше.

В каждой из описанных моделей роль специалиста по работе с семьёй  может быть  значимой, при условии, что специалисты обладают достаточной компетенцией и способные решать указанные проблемы семьи. Главным условием интеграции молодых семей в жизнь общества может стать комплексное применение всех моделей в системе социальной работы с семьёй.  

  Необходимо отметить, что на сегодняшний день удовлетворение назревшей в обществе потребности оказания социальной помощи молодым семьям, зачастую спонтанно   берут на себя  различные структуры.  Социальным образованием семьи в той или иной степени занимаются как общественные организации и учреждения социальной поддержки и обслуживания семьи, так и образовательные учреждения.  

 В г. Архангельске интеграция молодых семей в жизнь общества осуществляется через развитие системы социально-педагогической помощи и социального образования в нескольких организациях. (Региональная общественная творческая организация педагогов и родителей;   государственное учреждение «Областной центр социального здоровья семьи»; муниципальное учреждение здравоохранения «Родильный дом имени Н.К. Самойловой; медицинский центр «Забота»; центры раннего развития ребёнка -  «Мишутка» и мн. др.) Важную роль в этом процессе играют органы ГМП. Например, Отдел по делам молодёжи мэрии г. Архангельска реализует  Подпрограмму «Молодая семья» в рамках Программ «Молодёжь Архангельска».

И всё же, несмотря на то, что работа в этих учреждениях ведется  интенсивно (семинары, консультации, лекции, тренинги, ролевые игры и культурно-просветительские мероприятия по различным вопросам) – эта  деятельность осуществляется зачастую спонтанно и не охватывает всех молодых людей – потенциальных и настоящих родителей, нуждающихся в помощи и социальном образовании.

 Нам представляется, что система образования (особенно, дошкольного  воспитания) имеет  потенциал для  осуществления базового социального образования молодых семей. Результаты  реализованных под нашим руководством в дошкольных учреждениях  программ и проектов («Вместе»; «Мини-университет для родителей», «Мы – одна семья», «Правовое воспитание родителей», «Какой хороший папа» и др.) показывают, что модели социального образования могут быть востребованными и продуктивными.  

Говоря об интеграции, важно отметить следующее. В связи с тем, что в последнее время в молодых семьях появляются дети с аномалиями в развитии, необходимо так же учесть, что интеграция групп риска в жизнь общества тесно сопряжена и с понятием инклюзивного образования. Инклюзивное (от лат. include - заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. Как правило, такие дети страдают от сегрегации и отчуждения, подвергаются дискриминации в системе общего образования.

В апреле 2000 года в Дакаре, на Всемирном форуме по образованию было заявлено, что именно инклюзивное образование способствует достижению цели обеспечения права на образование для всех людей. Это образование, которое обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся, развития у них способностей, необходимых для партнёрства.

Один из важнейших принципов, на которых строится инклюзивное образование в мире, гласит: ценность человека не зависит от его способностей и достижений. Однако в нашей стране традиционно доминировали ценности знаний, достижений, успеха в обучении и т.п.  Система отечественного образования в контексте инклюзии нуждается в существенном пересмотре (преобразовании) ценностных ориентиров. (Такое преобразование мы и предлагаем определять  категорией аксикреация). 

Прежде чем выстраивать новую систему, специалисты, педагоги, должны переосмыслить отношение к себе, своей практической деятельности, к ценностям образования. Основы включённого образования, на наш взгляд, достаточно ёмко изложены в  «Открытом досье ЮНЕСКО по инклюзивному образованию» (Париж, 2003). [1]  

В документе указано, что инициативы в области инклюзивного образования в прошлом часто касались тех, кто был лишён возможности его получения: групп языковых и этнических меньшинств, детей, проживающий в отдалённых районах, девочек (в некоторых странах), а так же детей с особыми потребностями.  Акцент сделан на основных трудностях развития включающего образования: «неправильно» составленные программы; отсутствие подготовки у педагогов; нехватка надлежащих средств обучения; недоступность образовательной среды.  

Авторы «Досье» предлагает три обоснования инклюзии: образовательное, социальное и экономическое, в каждое из которых может служить серьёзным аргументом в его пользу. Так же достаточно подробно рассмотрены вопросы управления разработкой политики и практики инклюзивного образования; условия профессиональной подготовки для его обеспечения; рассмотрена роль оценки успеваемости в обеспечении качества образования и поддержки системы, её финансирования и другие.

Особое внимание уделено участию семей и местных общин в обеспечении качественного образования для всех. Показано, что семьи и общественность могут играть активную роль в распространении инклюзивного образования и внесении изменений в политику и законодательство. Акцент сделан на успешное развитие партнерских связей с семьями, которое может быть достигнуто, если специалисты и семьи поймут, и выполнят ту роль, которую каждый из них должен играть в рамках такого партнерства и установят отношения доверия между партнерами.

На наш взгляд, важным аксикреативным основанием инклюзивного образования является то, что каждый человек - и руководитель, и педагог, и родитель должен быть достаточно гибким; ему должны быть интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы; он должен уважать индивидуальные различия; уметь слушать и применять рекомендации специалистов; согласен работать  вместе с другими  в одной команде. И здесь необходима так же серьёзная «ломка педагогических стереотипов»: «отличник - двоечник»; «успеваемость - неуспеваемость»…и т.п., переосмысление ценностей.

 Основы инклюзивного образования заключены в: уважении уникальности, индивидуальности и неприкосновенности детей с самого раннего возраста; понимании детей, проникновении в их образ мышления, умении разбираться в мотивах и значении их поступков; выработке конструктивных взаимоотношений; нахождении собственных приемов воспитания с целью дальнейшего развития ребенка как личности.

 Таким образом, мы видим, что объединение государственных и негосударственных ресурсов, сил, потенциалов для интеграции молодёжи, молодых семей в активную социальную жизнь является важным, значимым, хоть и очень сложным делом и миссией  педагогов, психологов, специалистов  в сфере социальной работы, а так же органов, реализующих ГМП.  

 

Список использованной литературы:

 

  1. Открытое досье по инклюзивному образованию. Материалы в помощь администраторами менеджерам. Автор-составитель Филлис Маграб/ под ред. Карен Даст: ЮНЕСКО, PARIS, 2003. – 16 с.
  2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года, N 1760-р http://www2.admhmao.ru/socium/molod/Yprav/1760.htm (дата обращения 01.11.12)
  3. Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Технико-экономическое обоснование проекта «Молодая семья». От 03.08.2007. -  Москва, 2007. – 18 с.
  4. Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования /Колл. Монография / под ред. Е.Г.Слуцкого. – Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 734 С.