ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ШКОЛЬНИКОВ.

Стрыгина Марина Николаенва

  В данной статье автор рассматривает теоретические основы и историю проблемы проектирования технологии психолого-педагогической поддержки школьников в современных условиях, которую характеризует как стратегию и тактику образования двадцать первого века. Проблема рассматривается на основе сложности понимания системной природы проектной деятельности в образовательной среде.Ставится вопрос об умении субъекта образовательного процесса анализировать ныне существующие проектные технологии.  Basses of dosing educational technology support of schoolboys. In this article the author examines theoretical bases and history of the problem of the design of the technology of the psichologo-pedagogical support of schoolboys under the contemporary conditions, which characterize as strategy and tactics of formation twenty first century. Problem is examined on the basis of the complexity of understanding system nature of design activity in the educational medium. Is raised the question about the skill of the subject of educational process to analyze the now existing design technologie.Приоритетными направлениями перспективного этапа развития образования является гуманистическая педагогика, направленная не только на развитие личности, но и  раскрытие её потенциалов, становления самостоятельности. Необходимым этапом педагогического процесса становится личностно ориентированное взаимодействие педагога и ученика. Образование обогащающееся новыми процессуальными умениями, подчинено задаче развития способностей учащихся[3,6].Учебный и воспитательный процессы школы проектируется с опорой на современные инновационные технологии. Их реализация предполагает введение в практику школы альтернативных систем обучения и проектирование инновационных педагогических технологий. Одной из таких значимых технологий на сегодняшний день является технология психолого-педагогической поддержки школьников. Психолого-педагогическая поддержка необходима учащимся, потому что жизнь в обществе требует от человека умения признавать и учитывать потребности и права других.  Формирование толерантного отношения к образу жизни окружающих людей, умения взаимодействовать в социуме — приходить к согласию, соучастию, кооперированию становятся базовыми коммуникативными умениями. Все эти способности не даются человеку от рождения, а развивать их самому нелегко. Деятельность педагога должна быть ориентирована на решение задач, связанных с теми или иными трудностями в жизни учеников, на развитие и становление индивидуальности каждого ребенка, а также разработку способов адаптации личности к жизни в современном обществе[1].Сегодня многие педагоги рассматривают педагогическую поддержку как стратегию и тактику образования двадцать первого века. Идея педагогической поддержки не нова, она просматривалась в работах И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и других известных педагогов, а впоследствии эту тему стали развивать О. С. Газман, Н. Б. Крылова, А.Б. Добрович, В.В. Сериков и др. В современных научных исследованиях тема педагогической поддержки развивается в диссертационных работах И.Н.Акопова, С.М.Брыкина, И.И.Коростелевой, О.С.Мануйловой, П.Л.Тимофеева и др. Авторами исследуются различные аспекты психолого-педагогической поддержки, в основном, трудновоспитуемых детей, делаются попытки спроектировать эту деятельность. Проектный тип культуры начинает доминировать, становится одним из центральных культурных механизмов преобразования действительности.  При этом явственно прослеживается универсальность и синтетический характер этой деятельности. В ней обнаруживается соединение технократического и гуманитарного, научно-исследовательского и прогностического, информационно-образовательного и социально- преобразовательного начал. Провозглашение проектной культуры в качестве основы новой образовательной парадигмы XXI века актуально сегодня. Каждому педагогу, надо уметь пользоваться проектной деятельностью. Актуальностью проектной деятельности является включение в поиск не только административные структуры, но и рядовых исполнителей, связанных с ощущением способности к преобразованию действительности; даёт возможности получить  педагогический результат. Проблему здесь составляет сложность понимания системной природы проектной деятельности в образовательной среде. Теория системного подхода в  науке – достаточно хорошо развитое направление  в работах Архангельского С.И., И.В.Блауберга, Беспалько В.П., Кузьмина В.Н., Садовского, В.П.Симонова, Э.Г.Юдина и др. Однако в педагогических научных исследованиях он не находит должного признания применительно к процессам проектирования образовательных технологий. Поэтому важным для нашего исследования представляется утверждение о том, что эффективность проектирования любой технологии в учебно-воспитательном процессе школы напрямую зависит от системного подхода к организации этого процесса. Данное утверждение доказывает необходимость формулирования исследований в контексте системного подхода к проектированию технологии педагогической поддержки школьников в  процессе обучения. Целью исследования должно являться использование системного подхода к проектированию технологии педагогической поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе, где предмет исследования - системный подход к проектированию технологии педагогической поддержки школьников в учебно-воспитательном процессе. Педагогическая поддержка не противостоит обучению и воспитанию усиливает их эффективность, так как служит основой для развития самовоспитания и мотивированного учения. Педагог в позиции психологической поддержки всегда находится рядом с ребенком, а не впереди его, поэтому очень важно, чтобы сотрудничество с ребенком по поводу возникшей проблемы было  бы профессионально  организовано. Технологии психолого-педагогической поддержки представляют  собой варианты целенаправленных методов деятельности, объединенные единым замыслом и отражающие возможную динамику развития субъектного опыта ребенка.

        .