Оценивание процесса и результата обучения. Коррекция процесса обучения

Мамонтова (Буданова) Светлана Николаевна

Обзорная статья по дисциплине "Андрогогика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_protsessa_i_rezultata_obucheniya.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание процесса и результата обучения.

Коррекция процесса обучения

Обучать взрослых, которые являются сформировавшимися личностями, стремятся к самостоятельности, самореализации и самоуправлению, не так просто. Согласно принципам андрагогики, ученик в андрагогике играет ведующую роль, преподаватель является лишь наставником, отходя на второй план. 

Обучение взрослых должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука —андрагогика (от гр. anerandros — взрослый мужчина, зрелый муж + ago — веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая теоретические и практические проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Андрагогика исходит именно из такого представления о взрослом обучающемся: взрослые обучающиеся, уже только потому, что они взрослые люди, относятся к своему обучению более ответственно, серьезно и заинтересованно.

Здесь возникает главный вопрос - как же организовать процесс обучения взрослого человека, чтобы добиться наибольшей его эффективности? Исходя из основных характеристик взрослого обучающегося) и условий и факторов его обучения, ясно, что этот процесс должен быть организован особым образом, отличным от организации обучения невзрослых обучаемых.

Основываясь на основных положениях и принципах педагогики этапы процесса обучения в андрагогике (С.И.Змеев «Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых») выглядят в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1.

 

Этапы обучения в соответствии с андрагогической моделью.

 

 

Задачи этапа.

1. Определение реальной проблемы, для решения которой необходимо обучение

 

Выбор ведущей образовательной потребности, которые можно сгруппировать по семи основным блокам: общее образование, профессиональные навыки, здоровье, семейная жизнь, общественная жизнь, досуг, развитие личности

2. Диагностика обучающегося

 

 

Определение образовательных потребностей обучающегося исходя из объема и характера жизненного опыта, физиологических и психологических особенностей, когнитивного и учебного стиля

3. Планирование процесса обучения

 

Цели, задачи, содержание обучения. Оптимальное структурирование содержания. Формы и методы обучения.

Критерии, формы, методы и процедуры оценивания достижений.

Заключение учебного контракта

4. Создание условий реализации процесса обучения

 

Комфортные физические условия, оптимальная психологическая атмосфера, необходимые учебно-методические материалы

5. Реализация процесса обучения

 

 

Предпочтение созданию проблемных ситуаций, использованию эвристических, исследовательских, проектных методов обучения, и других методов, обеспечивающих высокую включенность

обучаемых в процесс обучения и возможность использования их опыта

6. Оценивание процесса и результатов обучения. Коррекция процесса обучения.

 

 

Выявление у обучающихся реального уровня овладения учебным материалом, определение не усвоенных разделов учебного материала. Определение дальнейших обучающих потребностей обучаемых. Оценка качества программы и эффективности всего процесса обучения.

Внесение корректив в организацию процесса обучения

Оценивание процесса и результатов обучения. В отличие от педагогической модели технология обучения взрослых предусматривает активное участие обучающихся в процессе оценивания результатов и самого процесса обучения. При помощи запланированных критериев, форм, методов и процедур оценивания обучающиеся совместно с обучающим выявляют свой реальный уровень овладения учебным материалом, определяют неусвоенные части (разделы) материала, представляющие собой образовательные потребности обучающихся, которые им необходимо удовлетворить для достижения поставленных целей обучения. Затем определяются дальнейшие образовательные потребности обучающихся (реальные или потенциальные) и стратегии их дальнейшего обучения для достижения поставленных и постановки новых целей обучения, а также для развития потребности в постоянном самосовершенствовании. На основе сравнения достигнутых результатов в обучении и реальных изменений в состоянии той жизненно важной проблемы, которую обучающийся стремился решить при помощи обучения, оцениваются содержание, источники, средства, формы, методы обучения, качество программ обучения, эффективность процесса обучения и деятельности обучающего и самого обучающегося. Проводится отслеживание и диагностика изменений личностных качеств и мотивационно-ценностных установок обучающихся. При реализации данного этапа действия и обучающегося, и обучающего представляют собой использование различных критериев, форм, методов, процедур оценивания достижений в обучении и самого процесса обучения, а также действий активных участников данного процесса. Функции субъектов процесса обучения здесь практически совпадают с их функциями на этапе реализации процесса обучения.

Коррекция процесса обучения. Этот этап практически неизбежен при обучении взрослых. И в отличие от обучения невзрослых, в его реализации участвуют не только обучающие, но и обучающиеся. Операции сводятся к внесению изменений в содержание, источники, средства, формы, методы обучения и оценивания его результатов, а при необходимости и в цели обучения, в сами образовательные потребности в зависимости от результатов оценивания процесса обучения и достижений обучающихся в обучении. Обучающиеся на данном этапе вырабатывают рекомендации по коррекции процесса обучения, участвуют по мере возможности в процессе внесения изменений в программы обучения и выступают в роли активных участников совместной с обучающим учебной деятельности. Обучающие вносят необходимые изменения в те компоненты процесса обучения, которые оказались недостаточно эффективными, выполняя при этом роли экспертов по технологии обучения взрослых, организаторов совместной с обучающимися деятельности обучения, а также источников знаний, умений, навыков и качеств. Рассмотренная выше технология обучения предоставляет широкие возможности для успешной учебной деятельности и развития личности как обучающихся, так и обучающих. В отношении обучающихся это возможности их вовлечения в активную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения; организации реальной совместной деятельности как обучающегося с обучающим, так и самих обучающихся между собой; развития самостоятельного, творческого и ответственного подхода обучающихся к своему обучению; повышения у них мотивации обучения и стимулирования стремления к постоянному самосовершенствованию. Обучающие при использовании технологии обучения взрослых могут более эффективно организовать процесс обучения; достигать более ощутимых результатов в изучении и развитии личности обучающихся; постоянно развивать свои собственные профессиональные и человеческие качества. Все это способствует лучшей организации и, соответственно, повышению эффективности обучения. Применение технологии обучения взрослых имеет также и положительные социально-нравственные аспекты. Вовлеченность обучающихся в реальную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, главенство их самостоятельной деятельности, учет их конкретных жизненных обстоятельств, проблем и целей, определенная свобода выбора ими всех параметров обучения, совместная с обучающим и другими обучающимися деятельность по своему обучению способствуют: самоутверждению обучающегося как самостоятельной, самоуправляемой, самореализующейся личности; развитию его творческих начал; его социализации, развитию навыков коллективной работы, умения сочетать личную ответственность и общественные интересы; расширению образовательных, духовных потребностей; укреплению гуманистических ценностных ориентаций. Обучающий, в процессе совместной с обучающимися деятельности по организации и реализации обучения эффективно реализуя свои умения, знания навыки и качества, достигая более весомых результатов в своей профессиональной деятельности, способствуя развитию обучающихся, приобретает более значительный социальный статус, самоутверждает себя как личность и как профессионал, постоянно совершенствует свои профессиональные навыки и знания, развивает в себе лучшие человеческие качества, получает стимул для постоянного развития своих познавательных, общественных, профессиональных интересов.

Оценка программ взрослого обучения очень важна. Хотя многие могут считать оценку окончательной стадией программы обучения, фактически часто это начало новой улучшенной программы для будущей учебной работы.

Оценка может быть определена многими способами, но конечным результатом любой хорошей оценки является использование результатов оценки для улучшения будущих учебных программ.

Что можно оценивать? Компоненты курса, работу преподавателя, ожидания студента, оборудование и другие аспекты всего учебного процесса. Результаты хорошей оценки могут использоваться для улучшения преподавания, для улучшения планирования, для отчёта начальству и администрации, для решения о финансировании, для информации общественности о программе, для утверждения расширения программ, для продолжения или прекращения программ, для определения того, работает ли новый метод или техника и для улучшения вашего собственного мастерства.

Беседы о технологии обучения взрослых. Что такое технология обучения? Новые знания. - М., 1998. - № 1;

Беседы о технологии обучения взрослых. Кого мы обучаем? Новые знания. - М., 1998. - № 2;

Беседы о технологии обучения взрослых. Как спланировать процесс обучения взрослых? Новые знания. - М., 1998. - № 3;

Беседы о технологии обучения взрослых. Какие условия необходимы для обучения взрослых? Новые знания. - М., 1999. - № 1.