Новации и инновации

Неустроева Ольга Викторовна

Новации и Инновации в педагогической науке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Новации и Инновации 797 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новации и инновации в педагогической науке и практике Выполнила Ольга Викторовна Неустроева

Слайд 2

Основополагающие понятия - новация (новшество) ; - нововведение; - инновация

Слайд 3

Новации Новации – это новшества по поводу одного из компонентов образовательной системы : - содержание образования; - содержание обучения (включая и инструментальное обеспечение оценивания образованности обучающихся);

Слайд 4

- профессиональная компетентность педагогического персонала; - материально-техническое оснащение; - финансово-экономическое обеспечение; - система управления (обмен информацией в рамках, прежде всего, методической работы)

Слайд 5

Образовательное нововведение Образовательное нововведение – процесс введения новых средств, направленных на изменение образовательной системы (процесс введения нового)

Слайд 6

Инновация Первое значение: инновация - «целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом» В.А. Мижериков, П.И. Пидкасистый

Слайд 7

Второе значение: инновация - «процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.). Третье значение: инновация – «поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление»

Слайд 8

Типы инноваций Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса. Инновации этого рода не всегда связаны с полнотой научного обоснования, чаще они происходят на эмпирической основе, под воздействием ситуативных требований. К инновациям этого типа можно отнести деятельность учителей-новаторов, воспитателей, родителей и т.д.

Слайд 9

Второй тип - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной и (или) управленческой деятельности

Слайд 10

5 смыслов инновации Изменение психологического климата в организации общеобразовательного и дополнительного образования, которое обусловлено новыми целями и ценностями образования Внедрение и распространение разработанных педагогических систем

Слайд 11

Разработка новых технологий проектирования, управления и обучения в образовательных организациях, занимающихся инновационной деятельностью, вынужденных постоянно преодолевать возникающие противоречия

Слайд 12

Втягивание инновационными образовательными организациями в свою орбиту новых финансовых, информационных, социокультурных структур и механизмов Педагогическая деятельность приобретает характер устойчивой творческой деятельности и оказывает положительное влияние на все компоненты образовательного (воспитательного) процесса

Слайд 13

Инновации в обучении Это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, интеграционные межпредметные программы, методы оценивания образовательного результата: - разработка образовательной программы; - внедрение современных педагогических технологий;

Слайд 14

Гуманизация оценночной деятельности: - работа с одаренными детьми и испытывающие трудности в обучении; -внедрение инновационных технологий; - формирование ключевых компетенций; - оснащение учебным и компьютерным оборудованием

Слайд 15

Различие понятий новации и инновации (по В.И. Слободчикову) Критерии Новация Инновация Масштаб целей и задач Частный Системный Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий Научный контекст Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Характер действий (качество) Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Слайд 16

Критерии Новация Инновация Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный Тип действий Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике Реализация Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Результат, продукт Изменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы Новизна Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности Последствия Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Слайд 17

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ (01.09.2013г.) Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования 1. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования осуществляется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений

Слайд 18

социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования 3.Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования

Слайд 19

и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями

Слайд 20

Инновационная деятельность Инновационную деятельность (в системе образования) как «деятельность по созданию, освоению и использованию педагогических новаций (новшеств) в практике обучения и воспитания обучающихся». Ключевые слова в этом определении являются слова: создание, освоение, использование. Инновация не может длиться вечно: если она привела к чему-то позитивному, то она становится традицией

Слайд 21

Педагогическая инновация Педагогическая инновация представляет собой результат педагогической инновационной деятельности, обеспечивающий получение нового образовательного эффекта, включая его экономические, управленческие, социальные, экологические, здоровьесберегающие и иные аспекты. Именно инновации являются механизмом их трансформации и транс- ляции педагогических исследований в практику

Слайд 22

Важнейшие составляющие педагогической инновации ( П.Г.Щедровицкий ) -наличие соответствующего исследовательского компонента; -наличие соответствующего проектного компонента; -наличие соответствующего управленческого компонента

Слайд 23

Критерии инновационной школы -авангардные, пилотные школы, школы-лаборатории, т.е. школы с устойчивой и системной инновационной деятельностью; -экспериментальные и опытно-экспериментальные школы, в той или иной степени сконструировавшие или воспринявшие и отрабатывающие новые модели ( проекты, системы) образовательной деятельности либо ведущие опытную деятельность в одном или нескольких направлениях;

Слайд 24

- поисковые школы с выраженным инновационным потенциалом, стремлением к обновлению, поиском путей «обретения собственного лица»

Слайд 25

Некоторые наиболее известные в мире «Новые школы» 20 столетия «Школа делания» (Д. Дьюи, США) стремилась приблизить обучение к жизни и опыту детей, стимулируя их естественное развитие. То есть организовать обучение посредством делания. В процессе обучения учитывались основные импульсы естественного роста ребенка: социальный (стремление общаться), конструктив­ный (стремление к движению в игре), исследовательский (тяга к узнаванию и по­ниманию

Слайд 26

экспрессивный (стремление к самовыражению). Для общения детей различного возраста отводилась внеклассная деятельность

Слайд 27

Из данного направления выросли « Лабораторная школа» (Д. Дьюи); «Игровая школа» (К. Пратт), основывающаяся на принципе использования игры и метода драматизации в процессе обучения;

Слайд 28

«Детская школа» (М. Наумберг), руководствовавшаяся девизом «только живя мы учимся» и отдававшая предпочтение индивидуальным занятиям; «Органическая школа» (М. Джонсон), ориентировавшаяся на занятия в групп

Слайд 29

Авторские школы Школа «Универс» Школа «Диалога культур» Школа «Развивающего обучения Давыдова» Центр – класс «Казарновского» Опыт пещеры о. Петра

Слайд 30

Школа Щитинина «Текос» Школа – интернат Владивосток под руководством Н.Н. Дубинина (перевоспитание малолетних нарушителей) Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан). Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде. Агрошкола А.А. Католикова Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард

Слайд 31

Инновационные педагогические программы, технологии, методики. Гуманно –личностная технология Ш.А. Амонашвилли. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета формирующего человека. Технология витагенного образования . А.С. Белкин Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) . Проблемное обучение

Слайд 32

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов) Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик) Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов) Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова) Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков.

Слайд 33

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович) . Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев) Методика Шаталова. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)

Слайд 34

Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов) Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская). Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан). Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Слайд 35

Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский) Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде Технология обучения детей с признаками одаренности Технология продуктивного образования (Productive Learning) Технология вероятностного образования (А.М. Лобок) Обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание

Слайд 36

Case-study . Это метод обучения, когда студенты и преподаватели (instructors) участвуют в непосредственных дискуссиях по проблемам или случаям (cases). Основное их назначение – получение нового продукта, не имевшегося в опыте ни игроков, ни ведущих игру. Дистанционное обучение .Технология обучения, базирующаяся на использовании информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств. Контекстное обучение . Мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей

Слайд 37

Некоторые педагоги - новаторы Иванов Игорь Петрович основоположник «Педагогики сотрудничества», автор методики КТД (коллективно – творческое дело), инициатор социально-педагогического движения «коммунаров». Газман Олег Семенович вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». Ильин Евгений Николаевич. Автор оригинальной концепции преподавания изящной словесности

Слайд 38

Лысенкова Софья Николаевна. Решила неразрешимую задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий Щетинин Михаил Петрович. Основатель экспериментального лицея в пос. Текос, автор уникальной системы обучения «методом погружения». Амонашвилли Шалва Александрович. Авторская система Ш.А. Амонашвили «Школа жизни» взята за основу учебного процесса во многих школах России и зарубежья

Слайд 39

Национальная образовательная инициатива «Наша новая Школа» Россия Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства

Слайд 40

Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации

Слайд 41

Характеристика школы 21 века Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Слайд 42

Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы

Слайд 43

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями,с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой и тд. Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом

Слайд 44

Основные направления развития 1. Переход на новые образовательные стандарты. 2.Развитие системы поддержки талантливых детей. 3. Совершенствование учительского корпуса. 4.Изменение школьной инфраструктуры. 5.Сохранение и укрепление здоровья школьника. 6.Расширение самостоятельности школ

Слайд 45

Роль инновации в современном образовательном процессе весьма велика, даже со всей уверенностью можно сказать, что определяющая. Данному явлению способствует большое количество различных факторов и с уверенностью можно констатировать, что развитие всего будущего напрямую зависит от оперативности внедрения инновационных методов и технологизации непосредственно в образовательный процесс

Слайд 46

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!