Специфика использования празднично-игровых технологий в организации внеучебной работы со студентами вуза.

Кузнецова Галина Владимировна

В работе игра и  праздник рассмотрены как содержание деятельности и средство для развития личности на примере празднично-игровых форм, используемых в организации  внеучебной деятельности  в вузе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuznetsova_g.v.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика использования празднично-игровых технологий

в организации  внеучебной работы со студентами вуза

Кузнецова Г.В.

Игра и  праздник, несомненно,  являются неотъемлемой частью современной культуры человечества, а для  динамично развивающегося российского общества психолого-педагогические проблемы праздника и игры имеют особую значимость как весьма важный аспект сферы образования и культуры общества.

Праздник и игра, являясь, с одной стороны, вполне самостоятельными формами активной работы с детьми и молодежью, с другой стороны, предстают взаимодополняющими элементами педагогического взаимодействия в сфере развития и воспитания личности, что позволяет освоить общечеловеческое и национальное культурное наследие с учетом индивидуально-психологического потенциала взрослеющего человека. Главным субъектом праздника и игры, их организации и саморазвития является творческий коллектив, который объединяет самих играющих и организаторов применения разнообразных образовательно-игровых технологий. Особая педагогическая ценность праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия субъектов воспитательного процесса.

Было бы неверным говорить  о том, что проблемы активного внедрения  празднично-игровых технологий в современном образовании стоят в центре  обсуждения научной общественности, но, как показывают материалы ряда научно- практических конференций, происходит качественное изменение в состоянии и ориентирах развития игровых явлений, игровых форм и  празднично- игровых технологий. Эти изменения в состоянии и тенденциях развития игровых технологий стали существенно заметны в 2000-х годах. В научно-теоретическом аспекте игра и праздник все чаще  становятся   темой серьезных  междисциплинарных исследований т.к. современная празднично-игровая культура детей и молодежи - это огромный спектр проблем, и научных, и практических. Знакомство с научно- исследовательскими материалами ученых, публикациями педагогов, психологов, деятелей культуры, позволяет прийти к выводу о том, что проблемы развития современной празднично-игровой культуры были и остаются  весьма актуальны.

           Цель  данной работы рассмотреть праздник и игру, как содержание деятельности и средство для развития личности на примере празднично-игровых форм, используемых в организации  внеучебной деятельности  в вузе. Задачей  работы является  рассмотрение вопроса специфика применения  празднично-игровых технологий  в организации внеучебной деятельности вуза .

Сразу стоит отметить, что внеучебная воспитательная работа не должна строиться только по принципе развлекательности, однако желательно, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность, что в значительной степени усиливает воспитательный эффект  от проводимых  в вузе мероприятий. И здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, активно  способствующего развитию личности и  ее воспитанию.   

Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Праздничная деятельность  его участника очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.

Праздник является своего рода самовыражением человеческих чувств, которые он выражает ярко и красочно в различного рода представлениях. А игра становится одной из главных составляющих таких представлений. Праздник  - это идеальный мир, который  на время становится реальностью. Все, что  человек может компенсировать, восполнить как недостаток реальной жизни, выплескивается в стихии праздника. С одной стороны, в любом празднике наряду с безусловным существует нечто условное, выражающееся в ритуале, построении праздника, но, с другой стороны, праздник способен создавать для человека ситуацию во многом безусловную, предоставляя ему возможность полностью осуществить себя в стихии импровизации. В этом смысле праздник отличается от искусства тем, что в искусстве человек - прежде всего зритель, а в празднике - участник. Праздничная игровая стихия уже не просто сообщается человеку разными особенностями художественного текста, но самим им творится и разыгрывается.

Сущность празднично – игровой деятельности невозможно представить вне социальной деятельности,  и поскольку, являясь коллективной формой коммуникации, она несомненно   имеет и воспитательный эффект, то  целесообразность ее использования в организации  работы с детьми и молодежью  доказывать нет необходимости. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности), а коммуникативный характер праздника способен превратить его в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Эмпатийное единство участников праздника помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей. Наряду с этим участие в праздничном действии в существенной степени формирует у личности инициативность, уверенность в себе, настойчивость и  искренность. Учитывая все вышесказанное о  празднике как о мощном воспитательном ресурсе, он с разной степенью активности использовался и  используется во всех образовательных учреждениях.

 В учреждениях высшего профессионального образования   праздничные мероприятия  также занимают достойное место в организации  воспитательной работы со студентами с первых до выпускных курсов. Вузовские праздничные мероприятия организуются и проводятся сотрудниками структуры, отвечающей за внеучебную воспитательную работу  при активном участии органов  студенческого самоуправления, творческих и спортивных объединений и всего контингента вуза. Вузовским праздникам присущи черты, характеризующие праздник вообще:

  1. Ритуальность и игровой компонент действа;
  2. Преобразование повседневной действительности;
  3. Развитие нравственного сознания и эстетических чувств;
  4. Коммуникативный характер и эмпатийное единство участников  мероприятия;
  5. Наличие воспитательного эффекта;

Вузовский праздник можно определить как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения  личности студентов. Цель его  в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения. Педагогически целесообразно организованный праздник неизменно  достигает поставленных задач и целостно влияет на нравственное развитие  студенческой молодежи.

Проанализировав  перспективные  планы план работы  и годовые  отчеты структур, организующих воспитательную работу в  нескольких вузах России, как государственных, так и негосударственных, мы сделали следующие выводы:

  1. Все вузы при организации воспитательной внеучебной деятельности  планируют и проводят  праздничные мероприятия;
  2. Праздничные мероприятия, проводимые в вузах  делятся на  традиционные, календарные, тематические, спортивные и  корпоративные:
  • традиционные вузовские праздники: «Посвящение в студенты», «Татьян день» или «День студента», «Вручение диплома»;
  • тематические  праздничные мероприятия: творческие конкурсы и  фестивали различной направленности и  праздники, связанные с жизнью и творчеством великих  людей (поэтов и писателей, художников и композиторов, ученых  и т.д.);
  • календарные праздники: Новый год, 8 марта, 23 февраля;
  • спортивные праздники: День здоровья, турниры и соревнования внуртривузовские и внешние;
  • корпоративные праздники: День рождения вуза, профессиональный праздник отрасли.
  1. Уровень культуры личности  тесно связан с празднично-игровой составляющей, и именно игра нам помогает развиваться и  совершенствоваться. Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Игра нередко выполняет функции тренировки способностей, необходимых для реализации в серьезном деле, упражнения в самообладании. Важен и такой аспект потребности в игре, как компенсация того, что человек не обнаруживает в реальной жизни. Большинству игр присущи такие черты как:
  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, характер этой деятельности (наличие «поля творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.; (по выражению С.А. Шмакова «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В педагогическом процессе образовательных учреждений, и  высших образовательных учреждений в том числе, игра выступает как педагогическое явление: как фактор социализации, как средство воспитания и коррекции, как форма организации деятельности, как метод обучения, как способ изменения положения индивида в группе сверстников. Игровые технологии по целевым установкам относятся к группе личностно-ориентированных, они отличаются гуманистической и психотерапевтической направленностью, имеют целью развитие субъектных характеристик личности. Спектр конкретных игровых технологий, применяемых в высшей профессиональной школе, достаточно широк и включает дидактические, деловые, имитационные, ролевые и другие. Каждая модификация игры имеет свое целевое назначение, особенности организации, проведения и коррекции.             При реализации игровых технологий, на наш взгляд, наиболее значимы следующие принципы: субъектность игрока; учет особенностей аудитории; наглядность; эмоциональность; сочетание индивидуального и группового характера игры; состязательность; проблемность. Рассмотрим каждый из перечисленных принципов:

  • субъектность - этот принцип связан с активным проявлением интеллектуальных, эмоционально-волевых характеристик личности. Предполагает стимулирование инициативности, самостоятельности, автономности, креативности всех участников игры;
  • учет особенностей студенческой аудитории - связан с необходимостью проведения соответствующих диагностических процедур, предполагает понятность, ясность для игроков целей, правил, содержания, игры;
  • принцип наглядности - применение различного игрового материала, символики, атрибутики, оформление игрового пространства;

принцип эмоциональности - усиливает познавательную и социальную мотивацию в процессе подготовки, организации, проведения, а также рефлексивного анализа игры;

  • принцип сочетания индивидуального и группового характера игры отражает ориентацию игры на развитие личностных профессионально значимых характеристик и качеств каждого студента, с одной стороны, и совместный характер игровой деятельности, с другой;
  • принцип состязательности связан с результативностью игровой деятельности. Соревновательность, стремление достичь высокого игрового результата мобилизуют интеллектуальные и психические возможности студентов, стимулируют их мыслительную деятельность;
  • принцип проблемности связан с тем, игровая ситуация расширяет пространство решения проблемы, обостряет противоречия, стимулирует поисковую деятельность студентов, обогащает их субъективный опыт разрешения проблемных ситуаций.

В высшей профессиональной школе игра является важнейшим средством постижения, освоения студентами будущей профессиональной реальности, насыщения ее новыми смыслами и ценностями, адекватным представлениям личности о стандартах и нормативах избранной профессии. В этом случае игра становится продуктивным средством становления (и самовоспитания) будущего специалиста. Применение игровых технологий создает благоприятные предпосылки для адресной коррекции профессионально необходимых личностных качеств. Реализация игровых технологий в высшей школе  помогает решать следующие задачи:

  • формирование познавательных и социальных профессионально-значимых мотивов, передача целостного представления о сущности профессиональной деятельности;
  • развитие эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности вообще, к игровым технологиям, в частности. Создание условий для личностно-смыслового определения студентов в образовательных технологиях;
  • обучение групповой мыслительной и практической работе, формирование компетенций социального взаимодействия, навыков согласования и совместного принятия решений;
  • воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным и профессиональным ценностям.

              Воспитывающая  роль игры обусловлена еще и  возможностью формирования в игровой ситуации разнообразных качеств личности: доброжелательности, толерантности, гуманистической направленности, ответственности и других. Функции игры взаимосвязаны, составляют единство, что является главным условием эффективного влияния на развитие личности играющего. Особое место в системе игровых технологий, используемых в высших учебных заведениях принадлежит деловой игре, предложенной впервые в нашей стране в 1932 году (М.М. Бирштейн). В структуре деловой игры выделяют два вида целей - игровые и педагогические; педагогические цели, в свою очередь, подразделяются на дидактические (цели усвоения учебного материала) и воспитательные (цели социального развития личности).Технология деловых игр представляется достаточно сложной и предполагает серьезную и многоэтапную подготовку преподавателя, включающую: выбор объекта игры, моделей, сюжетной линии; предварительную проработку игрового процесса, адаптацию к особенностям студенческой группы; выбор и описание ролей; разработку приемов стимулирования студентов; подготовку необходимых блоков документации и других материалов. Деловые игры, сочетая социальный и предметный контекст, моделируют профессиональную деятельность, воспроизводят системы многоплановых отношений в профессиональном сообществе. Участвуя в игре, студенты могут выполнять различные профессиональные роли и взаимодействовать друг с другом в зависимости от ролевых характеристик. Особенно важно, что участие в игре помогает осмыслить этические нормы профессии, получить опыт практического согласования целей на основе декларируемых ценностей.                                                                                                                                                          

               Удачным примером использования игровых технологий в организации внеучебной деятельности в вузе можно назвать  деловую экономическую игру « Путь к успеху», которая традиционно проводится в Институте МИРБИС уже с 2004 года. Игра  гармонично встроена в  традиционное мероприятие «День  первокурсника». Учебной задачей  ее является введение в специальность (экономические специальности). Экономическая деловая игра « Путь к успеху» проводится  вначале учебного года и является коммуникативным мостом для знакомства и сплочения  всего первого курса друг с другом и старшекурсниками института. Игра включает в себя  решение сложных экономических задач, целый ряд заданий и испытаний. Первокурсники вместе со студентами-кураторами участвующие в игровом действии в  итоге  образуют сплоченные группы. Ребята, как правило, активно вовлекаются в  игровую  деятельность и заряжаются отличным настроением. Подобные деловые игры используются во многих вузах для организации  мероприятий, посвященных «Дню первокурсника» и являются также важнейшим моментом   адаптации первокурсников к студенческой среде.

Очень активно используются  игры  в организации работы кураторов с академическими группами студентов. В период адаптации первокурсников психологи рекомендуют проводить игры на знакомство, коммуникативные игры, игры на командообразование. Приведем краткий перечень игр, рекомендованных для использования в работе кураторов академических групп в адаптационный период  :  

  1. Игры на знакомство: «Снежный ком», «Вася-Вася», « Я никогда не ….»,«Вопросы на бумажках», «Имена – качества», «Знакомство по парам»;
  2. Игры на сплочение : «Путаница», «Собака», « Поиск общего»;
  3. Игры на разрядку, выработку групповой стратегии решения проблемы : «Белые медведи», «Зоопарк», «Дракон», «Времена года», «Салки- обнималки», «Стул сгорел», «Кочки»;
  4. Игры направленные на  межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь: «Зеркало» ;
  5. Игры направленные на  умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениями: «Семеро козлят и волк».

Те кураторы, которые, успешно применяют игровые практики в своей работе, в результате  получают сплоченный, работоспособный и творческий студенческий коллектив.

            В заключении отметим, что передовая  педагогическая общественность понимает праздник  и  игру как  важные составляющие современного мира  детства и юношества, а проблемы развития современной празднично-игровой культуры были и остаются  весьма актуальны.В работе мы рассмотрели  праздник и игру, как содержание деятельности и средство для развития личности на примере празднично-игровых форм, используемых в организации  внеучебной деятельности  в вузе. А также  осветили вопрос  специфики применения  празднично-игровых технологий  в организации внеучебной деятельности вуза.  Наши выводы  о том, что игра и  праздник, несомненно,  являются неотъемлемой частью студенческой жизни, подтверждает сама жизнь.

   Подытоживая сказанное, обращаемся к высказыванию доктора педагогических наук Ирине Фришман, «…. через творческое участие в празднично – игровой деятельности  личность становится автором своего миропонимания, ценностно-нравственной направленности, эмоционально-волевых проявлений, социально-гражданского поведения, преобразовательной деятельности, фиксирующей собой опыт созидательной жизни..."

Список  использованной литература

  1. Адакин, Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза : Автореф. дис. д-ра пед. наук./ Е.Е. Адакин - Кемерово, 2006 .
  2. Бабанский Ю.А. – Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. М. “Просвещение”, 1982.
  3. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1966. - №6.
  4. Гаврилова, Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся : Дис. кан. пед.наук / Е.Д. Гаврилова- СПб, 2002.
  5. Григорьев В.М. Народные игры и праздники в России. Изд. 2-е. - М., 1994.
  6. Денисова В.Г. Система дидактической игры как средство формирования познавательных интересов учащихся :Дис. кан. пед.наук / В.Г. Денисова- Волгоград, 1997.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
  8. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. / В.Я. Платов. - М., Профиздат, 1991.
  9. Пономарев, В.Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: дисс.  д-ра пед.наук / В.Д. Пономарев. – СпбГУКИ, 2005.
  10. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т. 1..
  11. Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н.В. Самоукина // М.: Народное образование, 1996.
  12. Спиваковский, А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковский. - М., 1992.
  13. Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 3 т. - М.: Педагогика, 1981.
  14. Шорина С. Играя в успех, будь готовым к успеху/ С. Шорина // Народное образование. - 2003. - №3..
  15. Эльконин Д.Б. Психологические игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

-  -