Специфика использования празднично-игровых технологий в организации внеучебной работы со студентами вуза.
В работе игра и праздник рассмотрены как содержание деятельности и средство для развития личности на примере празднично-игровых форм, используемых в организации внеучебной деятельности в вузе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova_g.v.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфика использования празднично-игровых технологий
в организации внеучебной работы со студентами вуза
Кузнецова Г.В.
Игра и праздник, несомненно, являются неотъемлемой частью современной культуры человечества, а для динамично развивающегося российского общества психолого-педагогические проблемы праздника и игры имеют особую значимость как весьма важный аспект сферы образования и культуры общества.
Праздник и игра, являясь, с одной стороны, вполне самостоятельными формами активной работы с детьми и молодежью, с другой стороны, предстают взаимодополняющими элементами педагогического взаимодействия в сфере развития и воспитания личности, что позволяет освоить общечеловеческое и национальное культурное наследие с учетом индивидуально-психологического потенциала взрослеющего человека. Главным субъектом праздника и игры, их организации и саморазвития является творческий коллектив, который объединяет самих играющих и организаторов применения разнообразных образовательно-игровых технологий. Особая педагогическая ценность праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия субъектов воспитательного процесса.
Было бы неверным говорить о том, что проблемы активного внедрения празднично-игровых технологий в современном образовании стоят в центре обсуждения научной общественности, но, как показывают материалы ряда научно- практических конференций, происходит качественное изменение в состоянии и ориентирах развития игровых явлений, игровых форм и празднично- игровых технологий. Эти изменения в состоянии и тенденциях развития игровых технологий стали существенно заметны в 2000-х годах. В научно-теоретическом аспекте игра и праздник все чаще становятся темой серьезных междисциплинарных исследований т.к. современная празднично-игровая культура детей и молодежи - это огромный спектр проблем, и научных, и практических. Знакомство с научно- исследовательскими материалами ученых, публикациями педагогов, психологов, деятелей культуры, позволяет прийти к выводу о том, что проблемы развития современной празднично-игровой культуры были и остаются весьма актуальны.
Цель данной работы рассмотреть праздник и игру, как содержание деятельности и средство для развития личности на примере празднично-игровых форм, используемых в организации внеучебной деятельности в вузе. Задачей работы является рассмотрение вопроса специфика применения празднично-игровых технологий в организации внеучебной деятельности вуза .
Сразу стоит отметить, что внеучебная воспитательная работа не должна строиться только по принципе развлекательности, однако желательно, чтобы ей сопутствовала красочность и эмоциональность, что в значительной степени усиливает воспитательный эффект от проводимых в вузе мероприятий. И здесь крайне актуален вопрос о восприятии праздника не только как формы досуга, но и как культурно-образовательного явления, активно способствующего развитию личности и ее воспитанию.
Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Праздничная деятельность его участника очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.
Праздник является своего рода самовыражением человеческих чувств, которые он выражает ярко и красочно в различного рода представлениях. А игра становится одной из главных составляющих таких представлений. Праздник - это идеальный мир, который на время становится реальностью. Все, что человек может компенсировать, восполнить как недостаток реальной жизни, выплескивается в стихии праздника. С одной стороны, в любом празднике наряду с безусловным существует нечто условное, выражающееся в ритуале, построении праздника, но, с другой стороны, праздник способен создавать для человека ситуацию во многом безусловную, предоставляя ему возможность полностью осуществить себя в стихии импровизации. В этом смысле праздник отличается от искусства тем, что в искусстве человек - прежде всего зритель, а в празднике - участник. Праздничная игровая стихия уже не просто сообщается человеку разными особенностями художественного текста, но самим им творится и разыгрывается.
Сущность празднично – игровой деятельности невозможно представить вне социальной деятельности, и поскольку, являясь коллективной формой коммуникации, она несомненно имеет и воспитательный эффект, то целесообразность ее использования в организации работы с детьми и молодежью доказывать нет необходимости. Праздник как объективное событие основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности), а коммуникативный характер праздника способен превратить его в мощный социо-культурный фактор и сильное средство педагогического воздействия. Эмпатийное единство участников праздника помогает созданию модели общественного поведения личности, свободному ориентированию в жизненных ситуациях, развитию творческих способностей. Наряду с этим участие в праздничном действии в существенной степени формирует у личности инициативность, уверенность в себе, настойчивость и искренность. Учитывая все вышесказанное о празднике как о мощном воспитательном ресурсе, он с разной степенью активности использовался и используется во всех образовательных учреждениях.
В учреждениях высшего профессионального образования праздничные мероприятия также занимают достойное место в организации воспитательной работы со студентами с первых до выпускных курсов. Вузовские праздничные мероприятия организуются и проводятся сотрудниками структуры, отвечающей за внеучебную воспитательную работу при активном участии органов студенческого самоуправления, творческих и спортивных объединений и всего контингента вуза. Вузовским праздникам присущи черты, характеризующие праздник вообще:
- Ритуальность и игровой компонент действа;
- Преобразование повседневной действительности;
- Развитие нравственного сознания и эстетических чувств;
- Коммуникативный характер и эмпатийное единство участников мероприятия;
- Наличие воспитательного эффекта;
Вузовский праздник можно определить как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения личности студентов. Цель его в познании юными гражданам окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения. Педагогически целесообразно организованный праздник неизменно достигает поставленных задач и целостно влияет на нравственное развитие студенческой молодежи.
Проанализировав перспективные планы план работы и годовые отчеты структур, организующих воспитательную работу в нескольких вузах России, как государственных, так и негосударственных, мы сделали следующие выводы:
- Все вузы при организации воспитательной внеучебной деятельности планируют и проводят праздничные мероприятия;
- Праздничные мероприятия, проводимые в вузах делятся на традиционные, календарные, тематические, спортивные и корпоративные:
- традиционные вузовские праздники: «Посвящение в студенты», «Татьян день» или «День студента», «Вручение диплома»;
- тематические праздничные мероприятия: творческие конкурсы и фестивали различной направленности и праздники, связанные с жизнью и творчеством великих людей (поэтов и писателей, художников и композиторов, ученых и т.д.);
- календарные праздники: Новый год, 8 марта, 23 февраля;
- спортивные праздники: День здоровья, турниры и соревнования внуртривузовские и внешние;
- корпоративные праздники: День рождения вуза, профессиональный праздник отрасли.
- Уровень культуры личности тесно связан с празднично-игровой составляющей, и именно игра нам помогает развиваться и совершенствоваться. Шиллер утверждал: «Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Игра нередко выполняет функции тренировки способностей, необходимых для реализации в серьезном деле, упражнения в самообладании. Важен и такой аспект потребности в игре, как компенсация того, что человек не обнаруживает в реальной жизни. Большинству игр присущи такие черты как:
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, характер этой деятельности (наличие «поля творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.; (по выражению С.А. Шмакова «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.
В педагогическом процессе образовательных учреждений, и высших образовательных учреждений в том числе, игра выступает как педагогическое явление: как фактор социализации, как средство воспитания и коррекции, как форма организации деятельности, как метод обучения, как способ изменения положения индивида в группе сверстников. Игровые технологии по целевым установкам относятся к группе личностно-ориентированных, они отличаются гуманистической и психотерапевтической направленностью, имеют целью развитие субъектных характеристик личности. Спектр конкретных игровых технологий, применяемых в высшей профессиональной школе, достаточно широк и включает дидактические, деловые, имитационные, ролевые и другие. Каждая модификация игры имеет свое целевое назначение, особенности организации, проведения и коррекции. При реализации игровых технологий, на наш взгляд, наиболее значимы следующие принципы: субъектность игрока; учет особенностей аудитории; наглядность; эмоциональность; сочетание индивидуального и группового характера игры; состязательность; проблемность. Рассмотрим каждый из перечисленных принципов:
- субъектность - этот принцип связан с активным проявлением интеллектуальных, эмоционально-волевых характеристик личности. Предполагает стимулирование инициативности, самостоятельности, автономности, креативности всех участников игры;
- учет особенностей студенческой аудитории - связан с необходимостью проведения соответствующих диагностических процедур, предполагает понятность, ясность для игроков целей, правил, содержания, игры;
- принцип наглядности - применение различного игрового материала, символики, атрибутики, оформление игрового пространства;
принцип эмоциональности - усиливает познавательную и социальную мотивацию в процессе подготовки, организации, проведения, а также рефлексивного анализа игры;
- принцип сочетания индивидуального и группового характера игры отражает ориентацию игры на развитие личностных профессионально значимых характеристик и качеств каждого студента, с одной стороны, и совместный характер игровой деятельности, с другой;
- принцип состязательности связан с результативностью игровой деятельности. Соревновательность, стремление достичь высокого игрового результата мобилизуют интеллектуальные и психические возможности студентов, стимулируют их мыслительную деятельность;
- принцип проблемности связан с тем, игровая ситуация расширяет пространство решения проблемы, обостряет противоречия, стимулирует поисковую деятельность студентов, обогащает их субъективный опыт разрешения проблемных ситуаций.
В высшей профессиональной школе игра является важнейшим средством постижения, освоения студентами будущей профессиональной реальности, насыщения ее новыми смыслами и ценностями, адекватным представлениям личности о стандартах и нормативах избранной профессии. В этом случае игра становится продуктивным средством становления (и самовоспитания) будущего специалиста. Применение игровых технологий создает благоприятные предпосылки для адресной коррекции профессионально необходимых личностных качеств. Реализация игровых технологий в высшей школе помогает решать следующие задачи:
- формирование познавательных и социальных профессионально-значимых мотивов, передача целостного представления о сущности профессиональной деятельности;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к профессиональной деятельности вообще, к игровым технологиям, в частности. Создание условий для личностно-смыслового определения студентов в образовательных технологиях;
- обучение групповой мыслительной и практической работе, формирование компетенций социального взаимодействия, навыков согласования и совместного принятия решений;
- воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным и профессиональным ценностям.
Воспитывающая роль игры обусловлена еще и возможностью формирования в игровой ситуации разнообразных качеств личности: доброжелательности, толерантности, гуманистической направленности, ответственности и других. Функции игры взаимосвязаны, составляют единство, что является главным условием эффективного влияния на развитие личности играющего. Особое место в системе игровых технологий, используемых в высших учебных заведениях принадлежит деловой игре, предложенной впервые в нашей стране в 1932 году (М.М. Бирштейн). В структуре деловой игры выделяют два вида целей - игровые и педагогические; педагогические цели, в свою очередь, подразделяются на дидактические (цели усвоения учебного материала) и воспитательные (цели социального развития личности).Технология деловых игр представляется достаточно сложной и предполагает серьезную и многоэтапную подготовку преподавателя, включающую: выбор объекта игры, моделей, сюжетной линии; предварительную проработку игрового процесса, адаптацию к особенностям студенческой группы; выбор и описание ролей; разработку приемов стимулирования студентов; подготовку необходимых блоков документации и других материалов. Деловые игры, сочетая социальный и предметный контекст, моделируют профессиональную деятельность, воспроизводят системы многоплановых отношений в профессиональном сообществе. Участвуя в игре, студенты могут выполнять различные профессиональные роли и взаимодействовать друг с другом в зависимости от ролевых характеристик. Особенно важно, что участие в игре помогает осмыслить этические нормы профессии, получить опыт практического согласования целей на основе декларируемых ценностей.
Удачным примером использования игровых технологий в организации внеучебной деятельности в вузе можно назвать деловую экономическую игру « Путь к успеху», которая традиционно проводится в Институте МИРБИС уже с 2004 года. Игра гармонично встроена в традиционное мероприятие «День первокурсника». Учебной задачей ее является введение в специальность (экономические специальности). Экономическая деловая игра « Путь к успеху» проводится вначале учебного года и является коммуникативным мостом для знакомства и сплочения всего первого курса друг с другом и старшекурсниками института. Игра включает в себя решение сложных экономических задач, целый ряд заданий и испытаний. Первокурсники вместе со студентами-кураторами участвующие в игровом действии в итоге образуют сплоченные группы. Ребята, как правило, активно вовлекаются в игровую деятельность и заряжаются отличным настроением. Подобные деловые игры используются во многих вузах для организации мероприятий, посвященных «Дню первокурсника» и являются также важнейшим моментом адаптации первокурсников к студенческой среде.
Очень активно используются игры в организации работы кураторов с академическими группами студентов. В период адаптации первокурсников психологи рекомендуют проводить игры на знакомство, коммуникативные игры, игры на командообразование. Приведем краткий перечень игр, рекомендованных для использования в работе кураторов академических групп в адаптационный период :
- Игры на знакомство: «Снежный ком», «Вася-Вася», « Я никогда не ….»,«Вопросы на бумажках», «Имена – качества», «Знакомство по парам»;
- Игры на сплочение : «Путаница», «Собака», « Поиск общего»;
- Игры на разрядку, выработку групповой стратегии решения проблемы : «Белые медведи», «Зоопарк», «Дракон», «Времена года», «Салки- обнималки», «Стул сгорел», «Кочки»;
- Игры направленные на межличностное взаимодействие, опыт ведения и ведомости. Обратная связь: «Зеркало» ;
- Игры направленные на умение сказать «нет», умение убеждать, умение распознать обман и внимание к невербальным проявлениями: «Семеро козлят и волк».
Те кураторы, которые, успешно применяют игровые практики в своей работе, в результате получают сплоченный, работоспособный и творческий студенческий коллектив.
В заключении отметим, что передовая педагогическая общественность понимает праздник и игру как важные составляющие современного мира детства и юношества, а проблемы развития современной празднично-игровой культуры были и остаются весьма актуальны.В работе мы рассмотрели праздник и игру, как содержание деятельности и средство для развития личности на примере празднично-игровых форм, используемых в организации внеучебной деятельности в вузе. А также осветили вопрос специфики применения празднично-игровых технологий в организации внеучебной деятельности вуза. Наши выводы о том, что игра и праздник, несомненно, являются неотъемлемой частью студенческой жизни, подтверждает сама жизнь.
Подытоживая сказанное, обращаемся к высказыванию доктора педагогических наук Ирине Фришман, «…. через творческое участие в празднично – игровой деятельности личность становится автором своего миропонимания, ценностно-нравственной направленности, эмоционально-волевых проявлений, социально-гражданского поведения, преобразовательной деятельности, фиксирующей собой опыт созидательной жизни..."
Список использованной литература
- Адакин, Е.Е. Теория и методика развития творческого потенциала студентов вуза : Автореф. дис. д-ра пед. наук./ Е.Е. Адакин - Кемерово, 2006 .
- Бабанский Ю.А. – Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. М. “Просвещение”, 1982.
- Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1966. - №6.
- Гаврилова, Е.Д. Дидактические игры как средство развития креативного мышления учащихся : Дис. кан. пед.наук / Е.Д. Гаврилова- СПб, 2002.
- Григорьев В.М. Народные игры и праздники в России. Изд. 2-е. - М., 1994.
- Денисова В.Г. Система дидактической игры как средство формирования познавательных интересов учащихся :Дис. кан. пед.наук / В.Г. Денисова- Волгоград, 1997.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
- Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. / В.Я. Платов. - М., Профиздат, 1991.
- Пономарев, В.Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: дисс. д-ра пед.наук / В.Д. Пономарев. – СпбГУКИ, 2005.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. /Гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. -Т. 1..
- Самоукина, Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании / Н.В. Самоукина // М.: Народное образование, 1996.
- Спиваковский, А.С. Игра - это серьезно / А.С. Спиваковский. - М., 1992.
- Сухомлинский, В.А. Избранные произведения: В 3 т. - М.: Педагогика, 1981.
- Шорина С. Играя в успех, будь готовым к успеху/ С. Шорина // Народное образование. - 2003. - №3..
- Эльконин Д.Б. Психологические игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- -