"Формирование образа жизни, достойной Человека "

Михайлова Галина Сергеевна

Доклад на семинаре по предмету "Педагогика" "Концепция Н.Е. Щурковой "Формирование образа жизни, достойной Человека""

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.89 КБ
Файл formirovanie_obraza_zhizni_dostoynoy_cheloveka2.pptx837.58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование образа жизни, достойной Человека – воспитательная концепция, разработанная  доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики Московского института открытого образования Надеждой Егоровной Щурковой, результат не только теоретических изысканий,  но и богатейшей педагогической практики автора.

Под воспитанием  Н.Е. понимает - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. И целью такого воспитания является - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Ядром идеи является триединство разумного, духовного  и творческого.

Так Личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека, рассматривается как триединое Homo Sapiens, Homo moralis и  Homo Creatus. А жизнь достойная Человека как жизнь-стремление к Истине, Добру и Красоте.

Концепция базируется на трех принципах:

  1. принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать предметную повседневную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;
  2. принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни;
  3. принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности, истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

Для практической реализации концепции воспитания  и в помощь педагогам Н.Е. разработала программу воспитания школьника. Где отразились: содержание воспитательного процесса  и его основные составляющие; задачи-доминанты педагога в работе с учащимися в соответствии с их возрастом; основные функции педагога; критерии  оценки результативности воспитательного процесса и основные показатели этих критериев.

Структура воспитательного процесса – восходящая спираль, витки которой соответствуют ступеням школьной жизни: начальное звено, младшее среднее звено, среднее звено и старшее звено школы.

Индивидуальное восхождение ребенка  к культуре на каждом из витков обеспечивается взаимосвязанными процессами, (укладывающимися в  схему «знаю – умею – люблю»):

1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

2) усвоений как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование образа жизни, достойной Человека С еминар 15.11.2013 Педагогическая концепция Надежды Егоровны Щурковой

Слайд 2

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования. Выпускница филологического факультета МГПИ им. Ленина. Профессиональный рост - от учителя сельской школы до профессора МГПИ им. Ленина. Последние 3 десятилетия – период становления, углубления и развития концепции Надежд а Егоровна Щуркова

Слайд 3

Воспитание - это целе­направленное, организованное профессионалом-педагогом вос­хождение ребенка к культуре современного общества, как раз­витие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Цель воспитания - это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. Понимание воспитания и его целей в концепции

Слайд 4

Л ичность , способная строить свою жизнь, достойную Человека. Homo creatus Homo sapiens Homo moralis триединство - разумного , духовного и творческого в Личности

Слайд 5

Жизнь , достойная Человека. Красота Истина Добро триединство - разумного , духовного и творческого в жизни Человека

Слайд 6

Базовые принципы концепции 1. принцип ориентации на социально-ценностные отношения; 2. принцип субъектности ; 3. принцип принятия ребенка как данности.

Слайд 7

Воспитательный процесс Д иалогическое воспитание Философическое воспитание Этическое воспитание

Слайд 8

Задачи-доминанты педагога в работе с учащимися в соответствии с их возрастом в рамках концепции: - формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества; - формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни; - формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле; - формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни; - формирование образа жизни, достойной Человека; - формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

Слайд 9

Взаимосвязанные процессы, обеспечивающие индивидуальное восхождение ребенка к культуре Освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире Присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры Усвоений как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе Знаю  Умею  Люблю

Слайд 10

Формирование отношения к природе как к дому человечества 1 класс Нормы культурной жизни - истина, добро, красота 2 - 4 класс Формирование представление о человеке как субъекте жизни 5 - 6 класс Ценностное отношение к социальному устройству жизни 7 – 8 класс Образ жизни достойной человека 9 - 1 0 класс Формирование жизненной позиции 1 1 класс Этапы формирования образа жизни, достойной Человека

Слайд 11

1) обустройство жизни ребенка в школе; 2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом; 3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни. Основные функции педагога

Слайд 12

Главный критерий оценки результативности воспитательного процесса - воспитанность учащихся, ее изменения из года в год Показатели результативности: - внешний облик ребенка; - физическое и психическое развитие детей ; - поведение детей; - качественность разнообразной деятельности; - способности и самочувствие детей; - ценностные предпочтения детей; - отношение ребенка к своему Я.

Слайд 13

Отражение концепции в публикациях

Слайд 14

«Человек улучшает себя на протяжении всей жизни . Жить – это постоянно совершенствовать себя .»

Слайд 15

Спасибо за внимание. Успехов в работе и творчестве

Слайд 16

Источники информации: http://murzim.ru/nauka/pedagogika/obwaja-pedagogika/26741-formirovanie-obraza-zhizni-dostoynoy-cheloveka.html http://gendocs.ru/v29215/ вопросы_и_ответы http:// kekmir.ru/members/person_14154.html http ://rudocs.exdat.com/docs/index-454229.html