ВНЕДРЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Мищенков Александр Владимирович

А.В. Мищенков, СурГПУ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_metapredmet.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

А.В. Мищенков, М-2071

СурГПУ

ВНЕДРЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Понятие метапредметности вошло в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Метапредметные образовательные результаты учеников обязывают обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю работу учеников, начиная с начальной школы. Включение метапредметности в ФГОС, является прогрессивным шагом в современном образованиию.

Но, метапредметность образовательных результатов для большинства учителей, методистов, авторов учебников, управленцев образования, оказалась неизвестным требованием. Попытки учителя предметника отыскать метапредметность в известных психологических теориях (Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина), в которых её никогда не существовало, вносит ещё большую неразбериху.

Придание стандартам нормативного статуса сделало актуальным исследования по уточнению роли и места метапредметного подхода в реализации общего среднего образования, т.к. существуют следующие противоречия: стандарт требует реализации данного принципа, но не существует методических обеспечений и не разработы учебники, которые будут ориентированны именно на достижение метапредметных результатов.

Следует отметить, что существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная диадактика [1]. По мнению А.В. Хуторского, метапредметность  - это фундаментальные образовательные объекты [5]. В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения под метапредметностью понимаются умения и универсальные учебные действия (УУД) [4].

Метапредметные или надпредметные результаты образования применимы как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем.  Они отражают сформированность  универсальных учебных действий, которые свидетельствуют об уровне развития личности учащегося. В повседневной учебной деятельности  универсальные учебные действия и связанные с ними навыки учебной работы - это способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение объяснять явления действительности, ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей, решать проблемы.

 Для выполнения этих задач необходимо развивать компетентности педагога (ключевые, базовые, специальные). Надо готовится к работе по метапредметным программам, позволяющим развивать базовые компетентности педагога, необходимые для работы в новых условиях. Для этого надо научится  составлять метапредметные программы и работать по ним, использовать их в образовательном процессе. В то же время лишь незначительная часть педагогов владеет в полной мере ими. Одной из таких наиболее общих для всех категорий педагогов является проблема реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

 Метапредметные программы имеют некоторое сходство с учебными программами. Однако логика разработки метапредметной программы иная. Сначала определяется круг проблем, подлежащих решению. Исходя из проблемы разрабатывается программа совместной деятельности учащихся и педагогов, реализующаяся через решение ситуационных заданий.

 Таким образом, метапредметная программа — это программа совместной деятельности учащихся и учителя, реализующаяся в процессе решения ситуационных заданий и направленная на разрешение конкретных личностно значимых проблем учащихся.

 Метапредметные программы имеют ряд преимуществ перед учебными программами разных типов:

 1. Они способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков.

 2. Цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат - своеобразный «продукт» программы.

 3. Как правило, на их освоение не требуется выделение дополнительного учебного времени, так как их содержание как бы «накладывается» на содержание учебных курсов.

 4. Процесс разработки и реализации программ способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью.

Именно процесс разработки программ должен иметь огромное значение, т.к. знания и умения учащихся, получаемые на одном предмете, часто не используются, не получают развития на другом предмете, иногда более сложные межпредметные понятия изучаются раньше элементарных. Есть разночтения в некоторых понятиях на различных предметах. Поэтому у школьников в большинстве случаев не складываются представления о надпредметном характере многих понятий и законов, т. е. не возникает идеи об использовании метапредметных ЗУН, полученных на одном предмете, при изучении других дисциплин, о комплексном использовании их для познания мира и общества, для решения жизненных вопросов.

Необходимость решения этой проблемы усиливается и тем, что в образовательных учреждениях имеется разный набор программ, и важно определить систему формирования актуализации и развития межпредметных знаний и умений, избежать ненужного дублирования, разночтений и, самое главное, отсутствия системного усвоения их без ссылки на определенный предмет. Для составления метапредметных программ надо работать в методических объединениях учителей. Создание данных объединений и эффективная совместная работа учителей предметников и будет первой ступенью по достижению успеха по достижению метапредметных результатов.

Педагогическую целесообразность метапредметных программ и их эффективность в построении познавательной базы для решения проблем Е.А. Пивчук и А. П. Тряпицына формулируют следующим образом:

 1. Метапрограмма является конкретным (овеществленным) инструментом педагогической деятельности, обеспечивающим единство подходов учителей разных предметов к достижению общих целей школьного образования.

 2. В силу своей обобщенности метапрограмма позволяет учителю в максимальной степени раскрыть ценностные ориентиры своей деятельности как посредника между поколениями, между прошлым и будущим путем трансляции своего уникально-индивидуального творческого отношения к миру (В. В. Абраменко, М. Ю. Кондратьев, А. В. Петровский).

 3. Метапрограмма дает основу для реализации идеи создания условий для «подлинной жизни на уроке»  (Л. В. Занков, Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский), когда урок не только «готовит к жизни», но и является средством познания учеником важнейших проблем своей сегодняшней жизни.

 4. Метапрограмма обеспечивает содержательно-мировоззренческое сопровождение и согласование учебных программ школьного образования за счет целостного рассмотрения всех направлений повышения уровня образованности школьников: расширения круга личностно значимых проблем, расширения набора средств решения проблем.

 5. Метапрограмма обогащает возможности учебного плана, не приводя к перегрузке учащихся, поскольку может: реализовываться в форме отдельного учебного предмета, являться основной для построения интегрированных модулей, способствовать обогащению содержания отдельных тем конкретных учебных предметов.

 6. Метапрограмма может рассматриваться как программа педагогической поддержки процесса самообразования ученика и расширения форм учета достижений ученика в образовательной деятельности.

 7. Метапрограмма может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика [3].

 Таким образом, метапредмет, являются одним из вариантов построения личностно-ориентированного образования, поскольку способствуют раскрытию неповторимости каждой личности, которая «по-своему открывает новое для всех, лучше и полнее выражая суть всех людей, своими делами раздвигая наличные возможности людей» (Э. В. Ильенков) [2].

Список использованной литературы:

  1. Громыко, Юрий Вячеславович  Метапредмет "Знание" [Текст] : Учеб. пособие для учащихся ст. кл. / Ю.В. Громыко М.: Пушк. ин-т, 2001
  2. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить [Текст] - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. — 112 с.
  3. Пивчук, Е. А. Надпредметное обучение в условиях современной школы  [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей / Е. А. Пивчук; под ред. А. В. Тряпицына. СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 165 с.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480)
  5. Хуторской, Андрей Викторович  Метапредметный подход в обучении [Текст] : научно-методическое пособие / А. В. Хуторской ; Ин-т образования человека, Центр дистанционного образования "Эйдос" Москва: Эйдос, 2012